2001 год оглавление общая часть


Скачать 2.65 Mb.
Название 2001 год оглавление общая часть
страница 1/16
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ХИМИЧЕВА Н.И.

«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

2001 ГОД

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1.Финансы и финансовая система Российской Федерации

2.Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль, методы

Глава 2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

1.Предмет и понятие финансового права

2.Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права

Глава 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВЫЕ ПРАВО­ОТНОШЕНИЯ

1.Понятие и виды финансово-правовых норм

2.Финансовые правоотношения, их особенности и виды

3. Субъекты финансового права

4.Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Глава 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗО­ВАНИЙ

1.Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

2.Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности

А. Распределение компетенции между представительными и исполнительными органами

Б. Финансово-кредитные органы

3.Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Глава 5. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1.Понятие и значение финансового контроля

2. Виды и органы финансового контроля

3.Методы финансового контроля

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел I. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТОВ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ

Глава 6. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.Понятие, роль и правовая форма государственного и мест­ного (муниципального) бюджетов

2.Бюджетное право и бюджетные правоотношения

3.Бюджетное устройство в Российской Федерации

4.Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами

Глава 7. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА (КОМПЕТЕНЦИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ СУБЪЕКТОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1.Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции) .

2.Особенности бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации

3. Особенности бюджетных прав (компетенции) субъектов Российской федерации

4.Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований

Глава 8. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

1.Понятие бюджетного процесса и его принципы

2.Стадия составления проекта бюджета

3.Стадии рассмотрения и утверждения бюджета

4.Стадия исполнения бюджета

5.Отчет об исполнении бюджета

Глава 9. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕЛЕВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МЕСТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ

1.Понятие, классификация и основы правового регулирова­ния целевых государственных и муниципальных фондов

2.Правовой режим целевых бюджетных фондов

3.Правовой режим государственных и местных внебюджет­ных фондов

4.Правовой режим целевых фондов Правительства РФ

5.Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов

Раздел II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Глава 10. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.Понятие финансов государственных и муниципальных предприятий

2.Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансового регулирования

3.Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия

Глава 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВА­НИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Выручка и прибыль предприятия

2. Правовое регулирование определения себестоимости про­дукции (работ, услуг)

3.Правовые основы использования кредита, амортизацион­ных отчислений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями

4.Порядок распределения и использования прибыли государ­ственных и муниципальных предприятий

Раздел III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

Глава 12. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРО­ВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

1.Понятия основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

2.Система государственных и муниципальных доходов

3.Неналоговые государственные и муниципальные доход

Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА

1.Налоги, их понятие и роль

2.Система налогов и сборов РФ, порядок установления налогов и сборов

3.Налоговое право РФ, его источники

4.Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права

5.От-ть и защита прав налогоплательщиков

Глава 14. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.Общие положения

2.Подоходный налог с физических лиц

3.Налоги на имущество физических лиц

4.Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

Глава 15. НАЛОГИ С ОРГАНИЗАЦИЙ

1.Общие положения

2.Налог на добавленную стоимость

3.Акцизы

4.Налог на прибыль предприятий и организаций

5.Налог на имущество предприятий

6.Налог на операции с ценными бумагами

Глава 16. НАЛОГИ ЦЕЛЕВЫЕ

1.Общие положения

2.Налоги, зачисляемые в дорожные фонды

3.Земельный налог

4.Сбор на нужды образовательных учреждений

5.Налог с продаж

Глав 17. ИНЫЕ НАЛОГИ, ОБЩИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ИФИЗИЧКСКИХЛИЦ

1.Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной, валюте

2.Налог на игорный бизнес

3.Налог на отдельные виды транспортных средств

4.Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

5.Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства

6.Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит.

Глава 18. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

1.Особенности местных налогов и сборов

2.Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории Российской Федерации

3.Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления

Глава 19. ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ, ВХОДЯЩИЕ В СИСТЕМУ НАЛОГОВ И СБОРОВ

1.Общие положения

2.Государственная и таможенная пошлины

3.Лицензионные сборы

4.Платежи за пользование природными ресурсами

Глава 20. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕ­ЖЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТ­НЫЕ ФОНДЫ

1.Страховые взносы в государственные социальные внебюд­жетные фонды и принципы их взимания

2.Особенности взимания и ответственность за неуплату стра­ховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды

Раздел IV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИ­ПАЛЬНОГО КРЕДИТА И ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА

Глава 21. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИ­ПАЛЬНОГО КРЕДИТА

1.Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муници­пальный внутренний долг

2.Формы государственного и муниципального внутреннего долга

3.Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита

4.Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муни­ципальным долгом

5.Правовое регулирование сберегательного дела

Глава 22. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВО­ГО ДЕЛА

1.Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела

2.Виды страхования. Обязательное страхование

Раздел V. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУ­ДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

Глава 23. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

КАК ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

1.Понятие и система государственных и муниципальных рас­ходов

2.Понятие и правовые принципы финансирования государст­венных и муниципальных расходов

3.Правовые основы финансирования капитальных вложений

Глава 24. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СМЕТНО-БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРО­ВАНИЯ

1.Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объек­ты

2.Смета бюджетного учреждения и ее значение

3.Правовое регулирование внебюджетных средств бюджет­ных учреждений

Раздел VI. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА, ДЕНЕЖ­НОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Глава 25. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

1.Понятие, принципы и виды банковского кредита

2.Взаимоотношения Банка России с кредитными организа­циями .

3.Банк России - орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций

Глава 26. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ

1.Понятие денежной системы

2.Правовые основы денежной системы Российской Федера­ции

3.Правовые основы обращения наличных денег

4.Правовые основы безналичного денежного обращения

5.Правила ведения кассовых операций

Глава 27. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

1.Понятие валюты и валютных ценностей

2.Понятие и содержание валютного регулирования

3.Валютный контроль

Глава 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

§ 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право.

Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Ведь иначе и упо­мянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денеж­ным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяет­ся особо.

Данный термин широко используется в человеческом общении, но всегда ли при том употребляется соответственно своему содер­жанию? И являются ли в действительности финансами, как о них говорят, денежные средства, которые мы используем из своего ко­шелька для покупки продуктов, одежды и т.п.?

Не разобравшись в этом вопросе, нельзя составить четкое пред­ставление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективно­го законодательства и правильного его применения.

Итак, что же такое финансы?

Финансы — одна из экономических категорий, развитие кото­рой связано с товарно-денежными отношениями и существовани­ем государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внеш­нюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономи­ческих программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие воз­можности воздействия на все эти явления посредством финансово­го механизма. Развитие в стране местного самоуправления, при- званного решать задачи местного значения, также требует соответ­ствующего финансового обеспечения, функционирования финан­сов муниципальных образований.

В современных государствах с различным общественно-поли­тическим строем используются и другие экономические катего­рии — деньги, прибыль, себестоимость и др. Каждая из них выпол­няет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, сред­ство обращения, определение меры труда и меры потребления, сти­мулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями.

Переход к рыночным отношениям требует усиления роли эко­номических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено обще­ственным разделением труда, наличием разных форм собственнос­ти и основанных на них организационно-правовых форм хозяйст­венной деятельности, экономической обособленностью и равно­правием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В ре­зультате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законо­дательное закрепление разнообразия форм собственности и разви­тия рыночного механизма' определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Феде­рации.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отноше­ний. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территори­альных подразделений, а также предприятий, организаций, уч­реждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансо­вых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представля­ют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образова­ний), предприятий и учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность фи­нансов как экономической категории раскрывается не в их коли­чественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функцио­нировании этой категории,, выполнении свойственных именно ей функций. При таком подходе финансы — это экономические де­нежные отношения по формированию: распределению и использо­ванию фондов денежных средств государства, его территориаль­ных подразделений, а также предприятий, организаций и учреж­дений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизвод­ства и социальных нужд, в процессе осуществления которых про исходит распределение и перераспределение общественного про­дукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-эко­номическая роль в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производст­вом и распределением материальных и социальных благ в стране.

В результате функционирования финансов создаются, распре­деляются и используются денежные фонды, обеспечивающие раз­личные потребности общества и государства: расширенное воспро­изводство, экологическую безопасность, удовлетворение социаль­но-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обо­роны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способство­вать организации сбалансированного и эффективного производст­ва, развитие всех его отраслей соответственно потребностям обще­ства в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы — важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нрр.

Активное использование регулирующей роли финансов, осу­ществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции — необходимое условие функционирова­ния рыночной экономики. Однако эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета над его дохо­дами), несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте за­долженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, угрозе гипер­инфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие про­изводства, социальной сферы, в неплатежах при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и со­циальных пособий, неэффективности налогового и кредитного ме­ханизма как стимуляторов производственной деятельности и др.* К этому ряду следует добавить и политическую нестабильность — в разных ее проявлениях.

Итак, финансы и деньги — различные экономические катего­рии. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство пла­тежа и обращения, мера стоимости и т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы не охваты­вают всех денежных отношений (например, денежных отноше­ний, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих главным образом эквивалентный характер). Содер­жанием финансовых отношений являются только те из них, по­средством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, уч­реждений. В то же время эти категории взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

Финансы как целостная экономическая категория, обладаю­щая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их выделе­ния обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю эконо­мику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в со­став финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует фи­нансовую систему страны.

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономи­ческими и политическими условиями (переход к рыночным отно­шениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внут­реннего строения, взаимодействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

— бюджетная система, состоящая из государственных (феде­рального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

— внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

— финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

— имущественное и личное страхование;

— кредит (государственный, муниципальный и банковский)'. Названные звенья финансовой системы существуют как на фе­деральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местно­го самоуправления. Все они обладают общими свойствами финан­сов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на совре­менном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Лик­видирована государственная монополия на имущественное и лич­ное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобре­тает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, проис­ходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические ус­ловия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специ­фические финансовые отношения, посредством которых образуют­ся и используются соответствующие виды денежных фондов (дохо­дов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определен­ных территориальных пределах (например, федеральный, респуб­ликанский, областной бюджеты) используются для удовлетворе­ния общих нужд соответствующей территории. К децентрализо­ванным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюдже­та, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд. Фонд за­нятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет — денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе Российской Федера­ции занимает бюджетная система. Путем ее использования обра­зуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюдже­тов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Россий­ской Федерации, развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физичес­ких лиц. Однако используется привлечение средств и на возврат­ной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды — новое звено финансовой системы Российской Федераций, появившееся в начале 90-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды со­здаются соответствующими представительными или исполнитель­ными органами государственной власти и местного самоуправле­ния. Их средства должны направляться на определенные цели со- ответственно своему предназначению. К ним относятся, в частнос­ти, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд. Фонд госу­дарственного социального страхования. Фонд занятости населе­ния, фонды обязательного медицинского страхования, сформиро­ванные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязатель­ных платежей юридических и физических лиц, так и за счет по­ступлений на добровольной основе. В установленных законода­тельством случаях в них могут направляться и бюджетные средст­ва. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансо­вые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной систе­ме (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэф­фективного использования их в рамках фондов проведено вклю­чение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Так, с 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступ­ностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей обособленности в форме целевых бюджетных фондов.

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, нахо­дящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предпри­ятий, министерств и т.д.), используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функцио­нируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой системы подразделяется на финансы коммер­ческих и некоммерческих организаций2. Так, коммерческими ор­ганизациями являются предприятия, имеющие основной целью

своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджет­ные организации такой цели не имеют, хотя на основании зако­нодательства последних лет они вправе заниматься предприни­мательской и иной деятельностью для получения дополнитель­ных доходов в целях более полного выполнения ими своих функ­ций.

Финансы предприятий — исходное звено, основа всей финансо­вой системы, так как они непосредственно связаны с материаль­ным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении — это обособленные денежные фонды различного назначения, создавае­мые на каждом конкретном предприятии и используемые для раз­вития производства и социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производст­ва и реализации произведенной продукции, что создает возмож­ности их действенного влияния на данные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или затрудняют их ис­пользование.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, со­здаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отече­ственных и иностранных хозяйственных организаций'. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряже­нии партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

Помимо финансов предприятий, действующих в сфере матери­ального производства, функционируют также финансы других хо­зяйствующих субъектов, которые занимаются предприниматель­ской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кре­дитные организации, страховые компании, различные фонды и другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает форми­рование страховых денежных фондов, направляемых на возме­щение материального ущерба, причиненного физическим и юри­дическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Од­нако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, госу­дарственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.).

В связи с переходом к рыночной экономике страхование пере­стало быть государственной монополией. Наряду с государствен­ными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзо­ром государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное исполь­зование на началах возмездности и срочности. Кредит предостав­ляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения по своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.

Различают две формы кредита:

а) государственный и муниципальный;

б) банковский.

Под государственным кредитом принято понимать отноше­ния, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юри­дических и физических лиц государством при недостаточности го­сударственных (бюджетных) доходов для осуществления намечен­ных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качест­ве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кре­диторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска обли­гаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др. При этом в качестве источника кредитных ресурсов широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки.

Государственный долг может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и согла­шениями. Государственный долг образуется на федеральном уров­не, а также на уровне субъектов РФ. В условиях нестабильности Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит) различным субъ­ектам в целях их финансовой поддержки, развития экономичес­ких взаимоотношений и т.д. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом'. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.

В таких же формах осуществляется и муниципальный кре­дит2. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предо­ставлять находящиеся в их ведении средства во временное поль­зование.

Банковский кредит — это отношения по предоставлению бан­ками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платнос­ти), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным обра­зом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объек­тов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширились. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являющихся исключительно государст­венной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собствен­ности. Однако резкое обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы, сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усилению роли государственного регулирования деятельности банков, направленных на их оздоровление. Они явились составной частью мер по стабилизации социально-экономического положения в стране, включая меры по оздоровлению государственных финансов в целом'.

В процессе функционирования финансовой системы произво­дятся денежные платежи и расчеты, т.е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции. Экономические связи стран СНГ, сохранив­шиеся и развивающиеся после распада Союза ССР, в сфере финан­сов осуществляются на основе заключения соответствующих дого­воров и соглашений. Существуют финансовые отношения и с дру­гими зарубежными странами. Все они являются предметом меж­дународного финансового права.
§ 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль и методы

Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованьями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и це­ленаправленное образование (формирование), распределение и ис­пользование государственных и муниципальных централизован­ных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства — это осущест­вление им функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию денежных фондов (финан­совых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осу­ществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель­ством о местном самоуправлении2. Она представляет собой осуществление функции, по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию муниципальных (мест­ных) денежных фондов в целях реализации социально экономичес­ких задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса­ми деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и разли­чается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека.

Содержание финансовой деятельности государства и муници­пальных образований выражается в многочисленных и разнооб­разных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и ис­пользование государственных или муниципальных (местных) де­нежных фондов'. Неотъемлемым элементом каждой из них явля­ется функция контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержа­нию всей данной деятельности.

Разнообразие функций обусловлено многозвенностью финансо­вой системы, своеобразием ее звеньев. В связи с этим государство и муниципальные образования осуществляют деятельность по со­зданию, распределению и использованию разнообразных видов де­нежных фондов: бюджетных и кредитных ресурсов, страховых де­нежных фондов, финансовых средств отраслей экономики, госу­дарственных и муниципальных предприятий, организаций и уч­реждений.

Финансовая деятельность государства и муниципальных обра­зований выступает как важная и необходимая составная часть ме­ханизма социального управления. Это выражается в том, что ак­кумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приори­тетности финансируемых мероприятий на соответствующих эта­пах развития страны, ее внешних и внутренних условий'. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обес­печение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства2.

Осуществление эффективной финансовой деятельности госу­дарства является фактором, необходимым для проведения спра­ведливой социальной политики, которая в условиях перехода к рыночной экономике требует устранения негативных сторон пос­ледней (нестабильность материального положения членов общест­ва при значительном разрыве в уровнях доходов, безработица и т.п.).

Посредством финансовой деятельности создается материаль­ная основа, необходимая для функционирования органов государ­ственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Воздействие государства и муниципальных образований на со­циально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на оп­ределенные планы, программы и т.п., но и косвенно — путем предоставления налоговых льгот, применения низких процент­ных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. в целях стиму­лирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. И, напротив, могут применяться меры ог­раничительного характера.

Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных от­ношений и местного самоуправления. Важной ее стороной являет­ся распределение финансовых ресурсов между федеральными ор­ганами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованьями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масшта­бах всей России, а также соответствующих территориальных уров­ней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономичес­кого развития регионов при создании единого экономического про­странства1.

Как составная часть механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов финансовая деятельность содержит широкие возможности воздействия на раз­витие рыночных отношений. На необходимость проявления такой роли государства обращал внимание американский ученый Р. Клитгаард, отметивший, что эффективный рынок не создается сам собой, а является, в частности, продуктом или результатом разумного законодательства, государственной политики. «Успех рыночных реформ, — считает он, — в решающей степени зависит от государственного управления. Этот урок является неожидан­ностью для тех, кто приветствовал самоустранение государства от управления экономикой»2.

В последнее время органы государственной власти РФ разраба­тывают меры по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики, включая область финансов3.

Финансовой деятельности государства свойственны свои орга­низационно-правовые особенности.

Во-первых, в отличие от других сфер деятельности государства она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, рас­пределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в про­цессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, уч­реждений по реализации их задач.

Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности как представительных, так и исполни­тельных органов власти (органов государственного управления). Например, распределение бюджетных средств по основным на­правлениям жизнедеятельности Российской федерации или ее субъектов производится представительными органами, а распре­деление финансовых ресурсов внутри отраслей экономики — орга­нами исполнительной власти.

В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к веде­нию как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется об­ласть совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Как управляющая система финансовая деятельность осущест­вляется разнообразными методами. Их выбор зависит от ряда факторов: задач государства или муниципальных образований на конкретном этапе; источников их доходов; от цели использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющих­ся в распоряжении государства или муниципального образования, и потребностях в средствах, от состояния экономики страны; при­оритетности мероприятий и т.д.

Так, для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды используются методы обязательных и добровольных платежей. Они охватывают несколько видов платежей, каждый из которых отличается своеобразием. Например, основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, государственные пошлины с юридических и физи­ческих лиц. Существуют обязательные платежи и отчисления, за­числяемые в целевые внебюджетные фонды. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обя­зательное страхование пассажиров и др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном банке (Банке России) депониру­ются обязательные резервы.

Наряду с этим используются и добровольные методы для фор­мирования государственных и муниципальных денежных фондов:

лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т.д.

При распределении государственных денежных средств приме­няются два основных метода: финансирование, т.е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности. Оба эти метода подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, организационно-пра­вовой характеристики субъектов, участвующих в этих отношени­ях, и других факторов. Государственные и муниципальные орга­низации получают средства государства путем и финансирования, и кредитования, негосударственные — главным образом путем кредитования (например, предоставление кредитов на льготных условиях фермерским хозяйствам).

Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством рас­четных операций. Они производятся методами безналичных де­нежных расчетов в разных формах и платежами наличными де­нежными средствами.

Расчеты предприятий, учреждений, организаций, государст­венных органов и органов местного самоуправления производятся в основном в безналичном порядке, платежи населения — глав­ным образом наличными денежными знаками. Однако в послед­нем случае применяются и безналичные расчеты (например, при взимании подоходного налога, страховых платежей из заработной платы рабочих и служащих). Государство содействует расшире­нию сферы безналичных денежных расчетов, что важно для стаби­лизации денежной системы и более эффективного использования денежной массы.

При внешних экономических, научных, культурных, других связях используются различные формы международных расчетов, совершаются валютные операции.

Методы финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований изменялись соответственно их задачам на каж­дом этапе развития. Существенные перемены в них произошли на современном этапе перехода к рыночным отношениям. Они стали более разнообразными, наполнились новым содержанием. Так, значительно увеличилось число налогов и других обязательных платежей, добровольных методов привлечения денежных средств. В финансировании учреждений применяется нормативный метод, исходящий из выполнения определенной работы (лечение больно­го, подготовка специалистов и т.д.), а не из количества штатных единиц. Новые методы вошли в кредитные отношения, где банки становятся партнерами хозяйствующих субъектов, активно ис­пользуется процентная ставка за кредит и т.д.

Развивается, приобретая новые черты, финансовый рынок как сфера реализации ценных бумаг — акций, облигаций и других, а также кредита. Он используется для формирования денежных

фондов предприятий, организаций, а также для пополнения фи­нансовых ресурсов государства и органов местного самоуправле­ния'. Законодательство защищает финансовый рынок от монопо­лизма2.

В определенной мере рынок ценных бумаг в стране существовал и до проведения рыночных реформ (распространение облигаций государственных займов, кредит), но в ограниченной сфере. Те­перь существенно разнообразились и виды ценных бумаг, увели­чился и круг субъектов, выпускающих и приобретающих их, рас­ширилась сфера применения банковского кредита.

При характеристике финансовой деятельности Российской Фе­дерации на современном этапе важно отметить, что она осущест­вляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ. Россия исходит при этом из задач укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных ее экономических отношений с этими государствами, развития интеграционных отношений с ними. Для регулирования и развития такого сотрудничества со­здан специальный орган — Министерство по делам Содружества Независимых Государств (Минсодружество России). В рамках СНГ имеется Межгосударственный экономический комитет, со­стоящий из заместителей глав правительств и являющийся посто­янно действующим органом Экономического союза3. Заключаются соглашения и по отдельным вопросам финансовой деятельности (например, об избежании двойного налогообложения и предотвра­щении уклонения от уплаты налогов).

Внешнеэкономические связи осуществляют также субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ и федеральным законодательством, а также договорами между федеральными органами власти и субъектами РФ. Общий порядок координации этих связей установлен специ­альным федеральным законом. Результаты международных и внешнеэкономических связей находят отражение в доходах и расходах государственных денеж­ных фондов Федерации и ее субъектов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

2001 год оглавление общая часть icon Ао «Прииск Дамбуки» за 2015 год Оглавление Общая информация об ао «Прииск Дамбуки» 3
Существенные аспекты учетной политики и представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности 9
2001 год оглавление общая часть icon Руководство по выполнению курсовой работы по дисциплине «Гражданское право (часть общая)»
Руководство по выполнению курсовой работы по дисциплине «Гражданское право (часть общая)» составлена в соответствии с требованиями...
2001 год оглавление общая часть icon Доклад о состоянии прав человека в сахалинской области в 2009 году...
Охватывает период, предшествующий 2009 году – в случаях, когда описываемая ситуация возникла до начала этого года и развивалась позже,...
2001 год оглавление общая часть icon 2014 год оглавление часть отбор подрядных организаций глава приглашение...
Требования к составу, форме и порядку подачи заявок на участие в отборе подрядных организаций
2001 год оглавление общая часть icon Публичный отчет государственного бюджетного образовательного учреждения...
Общая характеристика гбоу спо (ссуз) «Первомайский техникум промышленности строительных материалов», особенности его позиционирования...
2001 год оглавление общая часть icon Отчет 2001 Обращение Председателя Правления ОАО "Газпром"
От имени Правления ОАО "Газпром" представляю вашему вниманию очередной, седьмой выпуск отчета компании по охране окружающей среды...
2001 год оглавление общая часть icon Кафедра уголовного права Уголовное право (Общая часть)

2001 год оглавление общая часть icon Правила технической эксплуатации автозаправочных станций. Рд 153-39....
Согласно письму Минюста РФ от 16 октября 2001 г. №07/10035-юд настоящий Руководящий документ не нуждается в государственной регистрации...
2001 год оглавление общая часть icon «Екатеринбургский Аудит-Центр»
Нами, закрытым акционерным обществом "Екатеринбургский Аудит-Центр", на основании договора № "47" от "31" мая 2001 года и дополнительного...
2001 год оглавление общая часть icon Оглавлени е общая часть
Области охраны окружающей среды, экологическое нормирование, техническое регулирование в
2001 год оглавление общая часть icon Общая часть
Типовое положение «О взаимоотношениях оперативного персонала электросетевых предприятий с оперативным персоналом абонентов»
2001 год оглавление общая часть icon Доклад Муниципального автономного общеобразовательного учреждения...
Программа воспитания и обучения в группах предшкольной подготовки и в 1 классе. 22
2001 год оглавление общая часть icon Общая часть тендерной документации
Тендерная документация на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению полувагонов
2001 год оглавление общая часть icon Пояснительная записка Общая часть
Данные о районе и участке строительства. Характеристика участка. Градостроительные и природные условия
2001 год оглавление общая часть icon Пояснительная записка к Рабочему проекту автоматическая установка...
Общая часть 3 стр
2001 год оглавление общая часть icon 1. Общая часть
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск