Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад
комбинированного вида № 9
г. Амурска Амурского муниципального
района Хабаровского края
|
УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего
МБДОУ № 9 г. Амурска
от 31.08.2016
№ 478-Д
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 3 – 4 ЛЕТ
(2 младшая группа № 9)
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИСТОКИ», ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л.А. ПАРАМОНОВОЙ (2011)
НА 2016– 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составили:
Раменская Лидия Николаевна, воспитатель
Болмотова Татьяна Валерьевна, воспитатель
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 01 от 25.08.2016
2016
Содержание рабочей Программы
1.
|
Целевой раздел
|
3
|
1.1.
|
Пояснительная записка
|
3
|
1.1.1.
|
Цели и задачи реализации Программы
|
4
|
1.1.2.
|
Принципы и подходы к формированию Программы
|
4
|
1.1.3.
|
Характеристика особенностей развития детей
|
4
|
1.1.4.
|
Планируемые результаты освоения рабочей программы
|
9
|
2.
|
Содержательный раздел
|
11
|
2.1.
|
Инвариантная часть программы
|
11
|
2.2.
|
Содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательным областям
|
12
|
3.
|
Вариативная часть программы (содержательный раздел)
|
24
|
3.1.
|
Приоритетное направление
|
24
|
3.2.
|
Региональный компонент
|
26
|
3.3.
|
Дополнительное образование
|
29
|
3.4.
|
Особенности организации образовательного процесса
|
29
|
4.
|
Организационный раздел
|
31
|
4.1.
|
Предметно-пространственная среда
|
31
|
4.2.
|
Режим дня
|
34
|
4.4.
|
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
|
35
|
5.
|
Список литературы
|
36
|
Приложение:
№ 1 - перспективный план воспитательно-образовательной деятельности
№ 2 – календарный план
№ 3 – перспективный план работы с семьями воспитанников
№ 4- перспективный план дополнительного образования
кружка сенсорного развития «Веселые ладошки»
№ 5- физкультурно-оздоровительная работа
№ 6- каталог нетрадиционных техник рисования
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы разработана в соответствии с образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 9 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа рассчитана на один год работы с детьми от 3 до 4 лет, является приложением к образовательной программе МБДОУ № 9 г. Амурска.
Программа составлена на основе примерной программы «Истоки»(под редакциейЛ.В.Парамоновой,А.Г.Арушанова,А.Н.Давидчук,К.В.Тарасова,Л.Ф.Обухова,Т.и.Алиева:ООО «ТЦ Сфера»2011)
Используются парциальные программы:
По познавательному развитию – С.Н. Николаева «Юный эколог» (просвещение 1999) По физическому развитию - В. Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка» Оздоровительная программа Н.Новгород, 1999.
по художественно-эстетическому развитию - И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Москва2008 творческий цент «СФЕРА»
Используются следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, босохождение по «дорожке здоровья», пальчиковые игры, гимнастика для глаз, утренняя гимнастика ,подвижные игры на разные группы мышц, комплекс упражнений на профилактику плоскостопия. бодрящая гимнастика, ходьба по ребристой дорожке, воздушные ванны)
- личностно ориентированная технология;
- игровые технологии (логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера);
- музейная педагогика;
- информационно-коммуникационные технологии.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст.43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы ДОО»;
- Устав ДОУ;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- нормативные документы краевого и муниципального уровней.
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы. В основу рабочей программы положены цели и задачи, определенные федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Основные цели рабочей программы: создание равных условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его социализации, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства. Задачи психолого-педагогической работы решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья.
1.1.2. Принципы и подходы.
Принципы рабочей программы составлены на основе ФГОС дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного);
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы
Программа обеспечивает развитие детей младшего дошкольного возраста по образовательным областям.
Образовательная область
|
Возрастные особенности детей 4-ого года жизни
|
Индивидуальные особенности контингента детей 4 -го года жизни
|
Социально-коммуникативное развитие
|
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Возникают личные симпатии к сверстнику, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения.
В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
Желание ребёнка подражать взрослому приводит к развитию игры. Ребёнок охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни – это скорее игра рядом, чем вместе. Сюжеты игр простые, содержащие одну – две роли.
|
22% с высоким уровнем дети. Они способны решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Имеющие первичное представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия. Эмоциональные, отзывчивые Могут принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения
56% со средним уровнем дети. Они эмоциональные, отзывчивые
22% имеют низкий уровень. Они неспособны решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Слабо имеющие первичное представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе. Мало способны управлять своим поведением и планировать свои действия. Эмоционально-неустойчивы
|
Познавательное развитие
|
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию.
|
22% с высоким уровнем дети. Они устанавливают связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью вопросов взрослого может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ. Поведение детей характеризуется бережным отношением к предметам ближайшего окружения; дети владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения. - в ответ на просьбу дети показывают и называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства. Совместно с взрослыми выполняют отдельные обследовательские действия; некоторые из них, освоенные заранее, использует самостоятельно. Охотно принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными и растениями. Проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами. Под влиянием взрослого проявляют сочувствие, сопереживание.
Дети выделяют, определяют и называют несколько свойств предметов, находят предмет по указанным свойствам, сравнивают и обобщают. Самостоятельно выявляют отношения равенства и неравенства путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словами: больше чем…, короче чем… Видят неизменность количества на группах 3 -4 предмета, сами раскладывают их по-иному, обобщают по количеству. Активно пользуются пояснениями последовательности действий. Инициативны, проявляют интерес к играм на составление образа с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
56% имеют средний уровень.
22% имеют низкий уровень.
На низком уроне элементарные математические представления
|
Речевое развитие
|
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Словарь ребенка состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи.
Ребенок активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в двух–трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения.
|
22% детей с высоким уровнем развития. Они легко понимают речь. Охотно вступают в речевые контакты с воспитателем и близкими людьми. Активные в речевом общении с воспитателем и детьми. предметов, явлений природы и общественной жизни, активно используют глаголы); могут построить высказывание из нескольких простых предложений; отвечают на вопросы по содержанию хорошо знакомых сказок, восстанавливают их сюжет по картинкам
56% имеют средний уровень. Отвечают предложениями, но затрудняются в их оформлении, часто используют жесты, слова – заменители
22% имеют низкий уровень.
Нарушение звукопроизношения. Не умеют отвечать предложениями.
|
Художественно-эстетическое развитие
|
— развивать эстетическое восприятие объектов и явлений природы (смена времен года, погода), произведений декоративно-прикладного искусства и книжной графики (иллюстрации Е. Чарушина, Ю. Васнецова);
— учить находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называть их;
— в рисовании поощрять собственный выбор цвета материала, размера и фона листа бумаги, способа рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями);
— учить лепить из комка глины, соленого теста, пластилина, раскатывать комок между ладонями и на плоскости доски прямыми и круговыми движениями, создавать образ способом отщипывания, отрывания, сплющивания, вытягивания соединять готовые части;
— в аппликации учить приемам создания образа — расположению и последующему наклеиванию готовых частей предметов, в том числе геометрических и растительных форм для украшения салфеток, ковриков и др. на белом или цветном фоне листа, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму;
— создавать выразительные образы с помощью интеграции рисования, лепки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения;
— учить оценивать результаты своего изобразительного творчества.
|
22% с высоким уровнем детей. Они проявляют устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеют способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.
Могут отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда.
Создают узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передают обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным).
56% имеют средний уровень.
22% имеют низкий уровень.
|
Физическое развитие
|
Дети владеют основными жизненно важными движениями. Уверенно ходят, координируют движения рук и ног при ходьбе, воспроизводят разнообразные другие движения. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д.
В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к определенной цели (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Поэтому возраст 3-4 лет является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).
|
22 % с высоким уровнем дети физически развитые, овладевшие основными культурно–гигиеническими навыками, Приучены к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых) Владеют простейшими навыками поведения во время еды, умывания, Умеют ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление, Умеют бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя
56% имеют средний уровень.
22% имеют низкий уровень. У детей слабо развита общая моторика, затрудняются выполнять основные движения
|
|