Образовательная область «Познавательное развитие»
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам.
Познавательное развитие
|
|
Планируемые результаты
|
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
|
Проявляет интерес к миру, стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов, к простейшему экспериментированию.
|
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира
|
Знает своё имя, фамилию, пол, возраст; осознаёт свои отдельные умения и действия. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида.
|
Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
|
Способен объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
|
Формирование представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках
|
Узнаёт дом, квартиру, в которой живёт, детский сад, группу.
|
Планируемые результаты освоения программы математического развития дошкольников «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой.
ребёнок опирается в деятельности на простейшие сенсорные эталоны (различает основные формы, цвета, относительные размеры);
экспериментирует с новыми предметами, используя в деятельности их свойства.
Планируемые результаты работы по краеведению, приобщению дошкольников к культурному наследию русского народа «Родной край»
ребёнок проявляет интерес и эмоционально реагирует на произведения русского фольклора; с небольшой помощью взрослого или самостоятельно может рассказать небольшие потешки; активно включается в исполнение небольших детских народных песен с движениями и плясок; совместно со взрослым может передать содержание коротких русских народных сказок;
различает среди кукол и может назвать народную игрушку матрёшку; активно включается в игры с ней;
может показать элементы русского костюма (рубаха, сарафан, платок).
Содержание работы
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Основные направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Развитие сенсорной культуры
Формирование элементарных математических представлений
Формирование целостной картины мира
1. Развитие сенсорной культуры
Развитие сенсорной культуры составляют: знание о цвете; работа с геометрическими фигурами; сравнение предметов, обследование материалов и их свойств.
Задачи
|
Содержание
|
формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности);
развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).
|
Различение цветов спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2—4-х слов, обозначающих цвет. Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест). Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия. Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1—2-м признакам, выделение сходства и отличия. Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).
|
2. Формирование элементарных математических представлений
Задачи
|
Содержание
|
формирование любознательности, активности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
развитие мыслительных операций (анализ свойств исследуемых объектов или явлений, сравнение свойств предметов, обобщение, распределение предметов в группы по выбранному свойству, синтез на основе выбранной структуры, конкретизация, классификация, аналогия);
формирование предпосылок логического мышления;
формирование сенсорных процессов и способностей; увеличение объема внимания и памяти;
расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи, развитие умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
формирование предпосылок универсальных учебных действий (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения с взрослыми и сверстниками; опыт выполнения таких универсальных учебных действий, как работа по правилу и образцу; фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, проверка их результатов, исправление ошибок).
|
Различение основных форм (квадрат, круг, треугольник, шар, куб), цветов, относительных размеров (большой, поменьше, маленький). Сравнение предметов по форме, по цвету, по размеру. Овладение понятием один, много. Счёт до четырёх и различение цифр 1-4. Сравнивание групп предметов по количеству на основе составления пар. Уравнивание групп предметов (на основе рефлексивного метода). Сравнение предметов по длине путем наложения и приложения. Сравнение и упорядочивание предметов по высоте. Группировка предметов по двум признакам. Формирование пространственных отношений (длиннее - короче; на – над - под, выше – ниже, слева – справа – посередине). Экспериментирование с новыми предметами, используя в деятельности их свойства.
|
3. Формирование целостной картины мира
Задачи
|
Содержание
|
обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности;
развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношения;
расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
|
Формирование первичных представлений о себе, других людях
Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту, полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых.
Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем
можно пользоваться. Освоение представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.
Ребенок открывает мир природы
Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые. Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким, признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения (лист, цветок). Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных, растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу). Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д.). Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком.
|
«Родной край» (система работы по краеведению, приобщению дошкольников к культурному наследию русского народа)
Работа по краеведению, приобщению дошкольников к культурному наследию русского народа «Родной край» представлена следующими разделами:
«Русский фольклор»;
«Народная игра и игрушка»;
«Русский народный костюм»;
«Архитектура – как часть народного искусства».
Разделы
|
Распределение содержания по возрастным группам
|
Русский фольклор
|
Вводить детей в мир русского фольклора через разучивание с ними малых фольклорных форм (потешек, прибауток, загадок, считалок), попевок и хороводных песен; слушание народных мелодий, инсценирование потешек, прибауток, небольших (кумулятивных) народных сказок.
Создать условия для непосредственного погружения в мир русского фольклора через участие детей в фольклорных развлечениях и праздниках.
Привлекать детей к игре на народных инструментах (деревянных ложках).
Дать детям понятие о колыбели, познакомить с устройством и назначением, разучить с ними элементарные колыбельные песни.
Побуждать детей к использованию в речи и играх малых фольклорных форм и колыбельных песен.
|
Народная игра и игрушка
|
Расширить знания детей о народной игрушке Матрёшке, обратить внимание на особенности внешнего вида, материал изготовления, элементы одежды, цветовую гамму.
Познакомить с народной игрушкой Липецкого края: романовской игрушкой, организовать игры со свистульками.
Разучить с детьми некоторые народные игры, отражающие отношение к окружающей природе.
|
Русский народный костюм
|
Продолжить знакомство детей с русским народным костюмом путём непосредственного ряжения в него, организации игр с куклами в русском костюме, а также через малые фольклорные формы.
Познакомить с элементами мужского и женского народного костюма, учить различать и называть их (рубаха, сарафан, передник, платок, пояс).
|
Архитектура – как часть народного искусства
|
Дать детям элементарные представления о русской избе через произведения устного народного творчества и рассматривание иллюстраций к ним.
|
ОБЪЁМ РЕГЛАМЕНТИРОВАНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Образовательные ситуации
|
Количество в неделю
|
Количество в месяц
|
Количество в год
|
Формирование целостной картины мира
|
0,5
|
2
|
18,5
|
Формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие
|
0,5
|
2
|
18,5
|
При проведении организованной образовательной деятельности учитываются требования действующего СанПиН. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Формирование целостной картины мира
Тема
|
Цели
|
Источник методической литературы
|
Дата
|
Сентябрь
|
План.
|
Факт.
|
«Осень»
|
«Что нам осень подарила»
Расширить знания детей о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно, солнце бывает редко.
|
Карпухина Н. А.
Программная разработка ОО «Социализация», «Физическая культура» во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – С.18.
|
11.09.18.г.
|
|
«Разноцветный ковёр»
|
Расширить и закрепить знания детей о растительности в период осени, познакомить с названиями некоторых осенних цветов(флоксы, календула или ноготки),строением цветов; корни, стебель, листья, лепестки цветка. Воспитывать эстетические чувства, чувство радости ,любовь к природе, желание заботиться о ней.
|
Н.А.Карпухина конспекты занятий во второй младшей группе детского сада-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2008г.-с.21
|
25.09.18.г.
|
|
Октябрь
|
«Овощи», «Фрукты»
|
«Чудо – овощи и фрукты»
Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания – огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме. Продолжить воспитывать благодарное чувство к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожаи. Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев. Закрепить знания о том, что фрукты растут в саду. Выделять характерные особенности фруктов, обследовать с помощью зрительно – осязательно – двигательных действий. Дать понятие о том, что человек ухаживает за растениями, чтобы получить хороший урожай. Воспитывать благодарное чувство к природе.
|
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009. – С.81.
|
09.10.18.г.
|
|
«Где ночует солнышко?»
|
Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звёздам. Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание. Побуждать детей устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко-наступило утро;на небе месяц и звёзды наступила ночь.
|
Н.А.Карпухина конспекты занятий во второй младшей группе детского сада-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2008г.-с.26.
|
23.10.18.г.
|
|
Ноябрь
|
«Как звери в лесу готовятся к зиме.»
|
Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму). Вызвать доброжелательное отношение к лесным зверям: им трудно живется зимой.
|
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: «Детство-Пресс», 2008. - с. 33
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж, ТЦ Учитель, 2009. – с. 100
|
13.11.18.г.
|
|
«Ветряные мельницы»
|
Познакомить дошкольников с таким явлением неживой природы как ветер. Побуждать детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья. Развивать слуховое и зрительное внимание. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к ней.
|
Н.А.Карпухина конспекты занятий во второй младшей группе детского сада-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2008г.-с.35.
|
20.11.18.г.
|
|
Декабрь
|
«Зима»
|
«Почему зима холодная?»
Формировать представление о временах года: зиме. Побуждать называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, люди надели теплые вещи. Устанавливать простейшие взаимосвязи между временами года и погодой. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе.
|
Карпухина Н. А.
Программная разработка ОО «Социализация», «Физическая культура» во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – С.42-44.
|
11.12.18.г.
|
|
«Зима в лесу»
|
Формировать у дошкольников представления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу. Устанавливать, как влияет смена времён года на жизнь зверей в лесу. Познакомить детей с зимующими и перелётными птицами. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.
|
Н.А.Карпухина конспекты занятий во второй младшей группе детского сада-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2008г.-с.45.
|
25.12.18.г.
|
|
Январь
|
«Почему диких животных называют дикими»
|
«Почему диких животных называют дикими»
Побуждать дошкольников узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольную память. Формировать интонационную выразительность речи и звукоподражания голосу диких животных. Воспитывать любовь к животному миру, обитателям леса. Воспитывать дружеские отношения, заботу о ближних, желание оказать им помощь.
|
Карпухина Н. А.
Программная разработка во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – С.53-56.
|
08.01.19.г.
|
|
«День-ночь»
|
Познакомить дошкольников с временными понятиями день-ночь. Развивать логическое мышление и наблюдательность. Побуждать дошкольников различать части суток; день, ночь, утро, вечер по приметам и действиям временного отрезка. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время игры.
|
Н.А.Карпухина конспекты занятий во второй младшей группе детского сада-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2008г.-с.51.
|
22.01.19.г.
|
|
Февраль
|
«Неживая природа»
|
«Большие и маленькие звездочки»
Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: небом, месяцем, солнцем, звездами. Развивать любознательность, внимание, мелкую моторику, воображение. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения.
|
Карпухина Н. А.
Программная разработка во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. –– С.60-63.
|
12.02.19.г.
|
|
«Белка и ёж»
|
Продолжать знакомить с дикими животными. Побуждать детей дифференцировать животных по окраске, повадкам, внешним отличительным признакам. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.
|
Н.А.Карпухина конспекты занятий во второй младшей группе детского сада-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2008г.-с.63.
|
26.02.19.г.
|
|
Март
|
«Весна»
|
«Путешествие по весеннему городу»
Познакомит детей с признаками весны: солнышко светит ярче, капель, на дорожках тает снег, птицы чирикают. Развивать наблюдательность и любознательность, воспитывать любовь к природе; желание оберегать ее.
|
Карпухина Н. А.
Программная разработка ОО «Социализация», «Физическая культура» во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – С.72-75.
|
12.03.19.г.
|
|
«Кто живёт рядом с нами?»
|
Формировать у дошкольников представления о домашних животных и их детёнышах. Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных. Побуждать детей узнавать и называть домашних и их детёнышей по описанию. Воспитывать бережное и заботливое отношение к домашним животным.
|
Н.А.Карпухина конспекты занятий во второй младшей группе детского сада-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2008г.-с.74.
|
26.03.19.г.
|
|
Апрель
|
«Весна. Неживая природа.»
|
«Солнечные зайчики»
Расширять представления детей о явлениях неживой природы: солнечный свет, солнечное тепло. Побуждать устанавливать элементарную зависимость состояния природы от смены времен года. Развивать наблюдательность, любознательность и зрительное восприятие окружающей природы. Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить ее красоту.
|
Карпухина Н. А.
Программная разработка ОО «Социализация», «Физическая культура» во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – С.81-84.
|
09.04.19.г.
|
|
«Деревья и кустарники на нашем участке!»
|
Расширять представления о пробуждении растительности весной. Показать влияние солнечного света и воды на рост деревьев, кустарника и цветов. Побуждать детей различать у деревьев ствол, ветки, листья. Воспитывать чувство красоты и заботы о природе.
|
Н.А.Карпухина конспекты занятий во второй младшей группе детского сада-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2008г.-с.82.
|
23.04.19.г.
|
|
Май
|
«Насекомые»
|
«Шестиногие малыши»
Продолжать знакомить с представителями живой природы: насекомыми. Устанавливать отличия у бабочки и жука: у бабочки яркие и большие крылья, усики, хоботок. Бабочка ползает и летает. У жука твердые крылья, жуки ползают и летают, жужжат. Развивать зрительное внимание и любознательность. Воспитывать доброе отношение к представителям живой природы.
|
Карпухина Н. А.
Программная разработка ОО «Социализация», «Физическая культура» во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – С.95-98.
|
14.05.19.г.
|
|
«Дождик песенку поёт»
|
Продолжать знакомить с явлением неживой природой-водой. Расширять представления о свойствах воды: цвет, прозрачность, льётся и т.д. Побуждать детей проводить с водой элементарные опыты. Развивать наблюдательность, любознательность.
|
Н.А.Карпухина конспекты занятий во второй младшей группе детского сада-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2008г.-с.91.
|
28.05.19г.
|
|
|