Отчет о результатах самообследования деятельности
управления образования администрации Добрянского муниципального района
за 2014-2015 учебный год
I. Сеть и контингент учащихся школ.
II. Дошкольное образование
III. Развитие содержания образования.
IV. Кадровое обеспечение
V. Воспитание и дополнительное образование.
Деятельность управления образования администрации Добрянского муниципального района в 2013-2043 году, всех образовательных учреждений была направлена на выполнение Закона РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Постановлений Правительства РФ и Губернатора Пермского края, Программы социально-экономического развития Добрянского муниципального района, других нормативно-правовых документов, определяющих функционирование и развитие системы образования района.
I. Сеть и контингент учащихся школ.
На 01.09.2014 года в районе 35 образовательных учреждений:
17 общеобразовательных школ, в т.ч.
- 9 основных,
- 8 средних школ
4 учреждения дополнительного образования,
13 дошкольных образовательных учреждений,
1 межшкольный методический центр.
Все образовательные учреждения имеют лицензию на право ведения деятельности.
Главной задачей системы образования, является комплексное и эффективное развитие и функционирование муниципальной системы образования, обеспечивающее повышение доступности качества образования, посредством создания условий для индивидуализации образования и использования инновационных механизмов воспитания и социализации личности, как важного фактора устойчивого социально-экономического и социокультурного развития района в интересах человека, общества и государства. Эта деятельность в образовательных организациях ведется в соответствии с законами «Об образовании в РФ», «Об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних».
Количество учащихся в школах в динамике за три года:
Общеобразовательные школы
|
на 01.09.2012 г.
|
на 01.09.2013 г.
|
на 01.09.2014 г.
|
Добрянская ООШ №1
|
266
|
321
|
349
|
Добрянская ООШ №2
|
1001
|
1005
|
994
|
Добрянская ООШ №3
|
933
|
917
|
909
|
Добрянская СОШ №4
|
301
|
381
|
333
|
Добрянская ООШ №5
|
1076
|
1099
|
1186
|
Полазненская СОШ №1
|
938
|
931
|
949
|
Полазненская СОШ №3
|
627
|
640
|
654
|
Дивьинская СОШ
|
166
|
163
|
175
|
Вильвенская СОШ
|
134
|
119
|
118
|
Камская СОШ
|
78
|
73
|
62
|
Перемская ООШ
|
84
|
72
|
74
|
Сенькинская ООШ
|
62
|
61
|
67
|
Никулинская ООШ
|
56
|
51
|
55
|
Висимская ООШ
|
85
|
80
|
70
|
Гаринская ООШ
|
39
|
39
|
38
|
Голубятская ООШ
|
20
|
24
|
24
|
У-Гаревская ООШ
|
37
|
36
|
39
|
Яринская ООШ
|
38
|
42
|
41
|
ПСОШ №1 (вечерние классы)
|
34
|
27
|
30
|
всего в районе
|
6150
|
6081
|
6167
|
Количество первоклассников в ДМР увеличивается (на 01.09. 2012 г. - 609, на 01.09.2013 года - 618, на 01.09.2014 - 713 человек), что приводит к росту числа классов, обучающихся во вторую смену:
2012 г. - 50 классов (1153 учащихся);
2013 г. - 51 класс (1157 учащихся);
2014 г. - 64 класса (1476 учащихся).
В прошлом учебном году организовано 16 групп продленного дня (295 учащихся) в 8 ОО (3 - город, 5 - село), в этом году - 20 групп (357 учащихся, 278 из них - учащиеся начальных классов) в 7 ОУ (3 – город, 4 – село). Организация работы групп продленного дня на сегодняшний день напрямую связана с подвозом учащихся, хотя данная услуга востребована родителями и в городских школах.
Сохраняется тенденция к сокращению выпускников 9-х классов, желающих продолжить обучение в 10 классе: в 2014 г. - 200 человек (38% от общего числа выпускников), в 2013 г. - 288 человек (54%), в 2012 г. – 319 (63%).
Количество учащихся, выбывших в течение учебного года (исключая переезд), осталось на уровне прошлого года: в 2013-2014 учебном году - 70 человек, в 2014-2015 учебном году - 75 человек.
Основное количество отчисленных - обучающиеся по образовательным программам СОО - 55 человек. Причина отчисления в 1-4 классах - смена по решению ТПМПК образовательной программы. В три раза увеличилось количество учащихся 10-11 классов, отчисленных из ОО в связи с поступлением в учреждения профессионального обучения, не справляющихся с образовательной программой среднего общего образования (50 человек вместо 16 в 2013-2014 уч. году), но сократилось количество учащихся, отчисленных по причине трудоустройства и в настоящий момент не занятых (4 вместо 7 человек в 2013-2014 уч. году).
|
2012 – 2013 уч. год
|
2013 – 2014 уч. год
|
2014-2015 уч. год
|
ОУ
|
Количество отчисленных учащихся
|
% от общего количества учащихся на начало года
|
Количество отчисленных учащихся
|
% от общего количества учащихся на начало года
|
Количество отчисленных учащихся
|
% от общего количества учащихся на начало года
|
ДООШ № 1
|
|
|
1
|
0,3%
|
2
|
0,6%
|
ДООШ № 2
|
|
|
8
|
0,7%
|
2
|
0,2%
|
ДООШ № 3
|
|
|
7
|
0,7%
|
1
|
0,1%
|
ДСОШ № 4
|
6
|
2%
|
28
|
7%
|
41
|
12%
|
ДООШ № 5
|
|
|
1
|
0,1%
|
1
|
0,1%
|
УКП
|
9
|
27%
|
2
|
7,4%
|
5
|
16%
|
ПСОШ № 1
|
|
|
17
|
1,8%
|
8
|
0,8%
|
ПСОШ № 3
|
2
|
0,3%
|
-
|
-
|
7
|
1%
|
Дивьинская СОШ
|
1
|
0,7%
|
4
|
2,4%
|
4
|
2,3%
|
Висимская ООШ
|
|
|
1
|
1,3%
|
3
|
4%
|
Вильвенская СОШ
|
1
|
0,8%
|
-
|
-
|
3
|
2,5%
|
Яринская ООШ
|
|
|
1
|
2,4%
|
0
|
0
|
Итого
|
68
|
1,1%
|
70
|
1,2%
|
75
|
1,2%
|
Количество выбывших учащихся в течение 2014-2015 учебного года
в сравнении с прошлым годом в разрезе по уровням обучения
В управлении образования АДМР поводятся мероприятия по выявлению детей, не приступивших к занятиям и систематически пропускающих занятия, т.к. они являются зоной риска на отчисление из школ.
В управлении образования АДМР осуществляется еженедельный сбор информации в банк данных детей, систематически пропускающих занятия:
В 2014-2015 учебном году в таком банке стояло 70 человек – это сменный контингент. В банке детей, систематически пропускающих занятия, с начала нового учебного года состоит 15 человек (0,2 % от общего контингента обучающихся).
Анализ ситуации в образовательных учреждениях показывает, что основной причиной систематических пропусков и в перспективе - отсева детей является педагогическая запущенность, которая проявляется в нежелании детей посещать занятия. Устойчивое нежелание учиться также формируется у детей, не справляющихся с программой и имеющих затруднения в обучении. В рамках осуществления контроля над деятельностью образовательных учреждений особое внимание уделяется работе с неуспевающими и часто пропускающими занятия учащимися, а также работа с оставленными на повторный год обучения.
Нередки случаи, когда семейные проблемы становятся причиной неявки детей в школу (ссоры в семье, материальные затруднения, непонимание со стороны родителей), при этом анализируется работа классных руководителей, социальных педагогов и психологов, работа школьных Советов Профилактики, школьных МППК, ШСП и других субъектов первичной профилактики.
Также в управлении образования АДМР организован учет детей и еженедельно актуализируется информация в банк данных детей, не приступивших к занятиям 1 сентября.
Ниже представлена динамика количества учащихся, не приступивших к занятиям. Работа по возвращению обучающихся в ОО ведется по результатам анализа причин классным руководителем, ведется активная работа с родителями, к работе подключаются администрация школы, школьные специалисты (психологи, соцпедагоги), Советов Профилактики, школьной и муниципальной служб примирения, при необходимости - ТПМПК ДМР. Если ситуация не изменяется к лучшему - школа привлекает к решению проблемы специалистов субъектов профилактики - КДНиЗП ДМР, ПДН, ОМВД, СРЦН, опека, Добрянская ЦРБ. В результате совместной работы, направленной на возвращение данной категории детей в школу, количество не приступивших к занятиям по неуважительной причине детей сокращается.
На 20.09.2012
|
На 30.05.2013
|
На 1.09.2013
|
На 30.05.2014
|
На 01.09.2014
|
На 30.05.2015
|
22
|
2
|
8
|
4
|
26
|
6
|
Для решения проблемы сохранности контингента управлением образования проводится комплекс мероприятий (собеседования с административными командами по результатам эффективности их работы на разных уровнях; учет показателей успеваемости, отчисления из ОУ, количества второгодников, не приступивших к обучению и пропускающих занятия при распределении стимулирования руководителей ОУ; проведение обучающих семинаров и круглых столов с привлечением ведомств по вопросам профилактики и планированию мероприятий по возвращению детей) в следующих направлениях:
Снижение количества учащихся, не приступивших к занятиям и систематически пропускающих занятия;
Своевременное оказание помощи учащимся, имеющим затруднения в обучении;
Оказание психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в сложной ситуации.
Анализ эффективности школьных МПП консилиумов, советов профилактики и других субъектов первичной профилактики по вопросу пропусков и несвоевременная смена программы обучения и определение маршрута индивидуального обучения.
Организация методической помощи и переподготовки педагогов по вопросам организации инклюзивного обучения, овладение ими реабилитационными технологиями, технологиями адаптированного обучения и восстановительными технологиями.
|