Пояснительная записка.
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».
С.Я.Маршак.
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В.Г.Белинский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.( Подробные методические рекомендации даны в Приложении )
К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.
Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается 13 произведений в каждой возрастной группе.
В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях. Виды деятельности и «разделы» методики Л.Фесюковой подбираются воспитателем для каждого занятия с опорой на содержание планов.
Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:
Концепция модернизации российского образования;
Закон «Об образовании Российской Федерации»;
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой».
Основными задачами программы являются:
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников
Содержание рассчитано на детей 4-х - 6-ти лет.
Данная работа организуется в младшей, средней, старшей группах с сентября по май каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы».
Кружок проводится 2 раза в неделю, 8-9 раз в месяц, длительность занятий:
Средняя группа – 20 мин.
Старшая группа– 25 мин.
Основными принципами построения программы являются:
Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
Условия реализации рабочей программы
1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.
2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д.
3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.
5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.
Роль сказки в воспитании детей
Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие роль сказки в воспитании детей истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников и младших школьников.
Когнитивная функция сказки остается актуальной даже спустя века после ее создания: в ней раскрыты самые разнообразные реалии окружающего мира, новые явления вводятся через текст на уровне понятных ребенку образов и описаний.
Волшебный мир сказки – универсальный учитель и наставник для ребенка, малыши 2-6 лет и даже школьники живут в ней, они всегда готовы слушать любимые сюжеты снова и снова и придумывать для старых знакомых героев новые приключения и фантазийные ситуации. А для родителей особенно важна дидактическая роль сказки, которая исподволь заставляет детей учиться на уроках вымышленных персонажей.
Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение подобной литературы детям дошкольного возраста должно носить системный характер.
Сказка существенным образом влияет на становление речи малыша. Отмечено, что дети, которым выбирали для чтения сказки, быстрее осваивали навыки связной и грамматически правильной речи, их словарный запас был выше средних показателей, а в плане образности и логической связности рассказа речь существенно опережала темпы развития многих сверстников.
Не менее важен и воспитательный аспект сказки. Сказка – это, прежде всего, максимально типизированная история, взятая из жизни, которая в наглядной и ненавязчивой форме демонстрирует различные стратегии поведения. В сказке редко есть пространная, подробно описанная мораль, это прерогатива басни, однако именно эта иносказательная немногословность делает сказку одним из наиболее эффективных инструментов для формирования этических идеалов ребенка.
В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма, добра, взаимовыручки. Кроме того они подпитывают в малыше важную для более уверенного преодоления житейских трудностей веру в превосходство добра над злом, неизбежность его финальной победы.
Полезные уроки сказки:
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?
Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.
Тематический план
Средняя группа
|
Месяц
|
Тема
|
Кол-во занятий в неделю
|
Кол-во занятий в месяц
|
Формы работы на занятии
|
9
|
1.Ненецкая сказка «Кукушка»
2. «Сказочка про козявочку».
3.Война грибов с ягодами. Обработка В. Даля
4. «Белоснежка»
|
1 (3-ая неделя)
1 (3-ая неделя)
1 (4-ая неделя)
1 (4-ая неделя)
|
1
1
1
1
итого: 4
|
Беседа - опрос
Активизирующее общение: составление кодекса « Кто примерный сын, кто примерная дочь».
Выставка иллюстраций «Насекомые».
Чтение сказки
Д/упражнение «Дополни имя»
|
10
|
1.«Хаврошечка».
2. «Лиса и кувшин».
3.С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
4.Лиса - лапотница
5.Три брата. Хакасская, перевод В. Гурова
6.Травкин хвостик.Эскимосская. обработка В. Глоцера и Г. Снегирёва
7.Ивовый росток. Японская. Перевод Н. Фельдман
8.Хитрая лиса.Корякская. перевод Меновщикова
|
1 (1-ая неделя)
1 (1-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 8
|
Чтение сказки
Выставка книг «Сказки, где участвует лисичка-сестричка».
Драматизация сказки
Д/задание « Исправь ошибку»
|
11
|
1.«Дюймовочка». Г.Х.Андерсен.
2. «Свинопас». Г.Х.Андерсен.
3.С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»
4.Сказка о рыбаке и рыбке. А.с. Пушкин
5.Конёк- горбунок. П. Ершов
6.Гадкий Утёнок М. Горький
7.Принцесса на горошине Х.К. Андерсен
8.Воробьишко М. Горький
|
1 (1-ая неделя)
1 (1-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 8
|
Чтение сказки
Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками.
Беседа по содержанию
Д/приём «Сказка из кубиков»
Выставка книг «Сказки Андерсена».
|
12
|
1.«Бобик в гостях у Барбоса». Н. Носов.
2.»Дюймовочка»
3.Страшный гость. перевод А.Гарф и П. Кучияка Алтайская.
4.Колосок. украин.
5.Врун.Япон. перевод Н.Фельдман
6.Лисичка со скалочкой
7.Чудесные лапоточки обработка Н. колпаковой
8.Петушок и бобовое зёрнышко
|
1 (1-ая неделя)
1 (1-ая неделя)
1 (2-я неделя)
1 (2-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 8
|
Выставка книг «Собака – друг человека». Беседы по содержанию книг.
Чтение сказки
Д/игра «Найди слова которые не относятся к данной сказке»
Д/задание «Исправь ошибку»
|
01
|
1. «Как собака друга искала?»
2. «Лисичка-сестричка и волк».
3.Лиса и козёл
4.Три поросёнка
5.Заяц и ёж
|
1 (2-ая неделя)
1 (3-ая неделя)
1 (3-ая неделя)
1 (4-ая неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
Итого: 5
|
Выставка книг о дружбе. Беседы по содержанию книг.
Чтение сказки
Драматизация сказки
Д/задание «Путеводитель по сказкам»
|
02
|
1.«Царевна-лягушка». 2. Ненецкая сказка «Айога»
3.Карлик нос В. Гауф
4.Про иванушку дурачка. Обр. М. Горького
5.Бременские музыканты
6.Красная шапочка
7.Пастушок с дудочкой. Уйгуркая сказка перевод Л. Кузьмина
8.Зимовье
|
1 (1-ая неделя)
1 (1-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 8
|
Чтение сказки
Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками.
Выставка собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изо -деятельности.
Беседа о труде, взаимопомощи
Д/игра «Дополни имя»
|
03
|
1.«Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого). 2. «Заяц-хваста».
3.»Золушка»
4.Сон в летнюю ночь. Уильям Шекспир.
5.Синяя птица. Морис Метерлинк
6.Пряничный домик. Братья гримм
7.Привередница обр. Даля
8.Жихарка
|
1 (1-ая неделя)
1 (1-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (2-я неделя).
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 8
|
Чтение сказки
Выставка книжки-самоделки по сказке.
Д /игра «Сказочные загадки»
Д/приём «Сказка из кубиков»
|
04
|
Сказки В. Сутеева 1.«Раз, два- дружно»
2.»Мы ищем кляксу»
3.»Про бегемота который боялся прививок»
4.» Яблоко»
5.Под грибом
6.Палочка - выручалочка
7.Капризная кошка
8.Мышонок и карандаш
|
1 (1-я неделя)
1 (1-я неделя)
1 (2-я неделя)
1 (2-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:8
|
Чтение сказки
Д/игра «Найди слово которое не относится к данной сказке»
Обыгрывание сюжетов
Д/игра «Мяч по сказкам»
|
05
|
К.Чуковский:
1.Телефон
2.Мойдодыр
3.Муха- цокотуха
4.Краденое солнце
5.Путаница
6.Чудо дерево
7.Цыплёнок
8.Топтыгин и лиса
|
1 (1-я неделя)
1 (1-я неделя)
1 (2-я неделя)
1 (2-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:8
|
Чтение сказки
Драматизация сюжетов
Беседа по содержанию
Дидактическая игра «Узнай сказку по первым строчкам»
|
Старшая группа
|
Месяц
|
Тема
|
Кол-во занятий в неделю
|
Кол-во занятий в месяц
|
Другие формы работы
(совместная деятельность)
|
9
|
1.«Гулливер в стране лиллипутов». Джонатан Свифт
2.Маленький мук. В Гауф
3.Красавица и чудовище. Лепрес де Бомон
4.Ветер в ивах. Кеннет Грэм
5.Хоббит .Джон Р.Р. Толкиен
6.Синдбад мореход. Арабская сказка
7.Бемби Ф.Зальтен
8.Три апельсина. Карло Гоцци
|
1 (1-ая неделя)
1 (1-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
итого: 8
|
Беседа - опрос
Чтение сказок
Конкурс чтецов
Викторина по сказкам
Д/игра «Из какой сказки слова»
|
10
|
Сказки о животных:
1. «Серебряное копытце». П.Бажов.
2. «Сивка-бурка».
3.Царевна лягушка
4.Заяц хвастун обр. О. Капицы
5.лиса и кувшин обр. О. Капицы
6.Лягушка путешественница В. Гаршин
7.Сова В. Бианки
8.Серая шейка
|
1 (1-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 8
|
Чтение сказки, беседы по содержанию
Выставка собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изо -деятельности.
Составление плана путешествия лягушки
Д/ приём «придумай свой конец к сказке»
|
11
|
Сказки народов мира
1.«Гадкий утёнок». Г.Х.Андерсен.
2. «Мальчик-с-пальчик». Ш.Перро.
3.Джек и бобовый стебель англ-я сказка
4.Соловей -Андерсен
5.Синяя борода Ш.Перро
6.Бременские музыканты Братья Гримм
7.Дон Кихот Мигель де Сервантес
8.Счастливый принц О. Уальд
|
1 (1-ая неделя)
1 (1-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 8
|
Чтение сказок, обсуждения
Выставка сказок Андерсена. Беседы по содержанию выставки.
Д/задание «Путеводитель по сказкам»
Викторина по сказкам Ш.Перро.
Д/задание «Исправь ошибку»
Д/игра «Из какой сказки слова»
|
12
|
Лучшие рождественские сказки Диснея:
1.101 далматинец
2.Оливер и компания
3.Аристократы
4.Леди и бродяга
5.Горбун из Нотр-Дама
6.Тарзан
7.Робин гуд
8.Белоснежка и семь гномов
|
1 (1-ая неделя)
1 (1-ая неделя)
1 (2-я неделя)
1 (2-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 8
|
Чтение сказки, беседа по содержанию
Д/игра «Найди слово которое не относится к данной сказке»
Д/игра «Назови героя с необычным внешним видом»
Сочинение продолжения сказки.
|
01
|
1.История игрушек-2
2.Стойкий оловянный солдатик
3.Снежная королева
4.Злой великан О. Уальд
5.Девочка со спичками Г.-Х. Андерсен
|
1 (2-ая неделя)
1 (3-ая неделя)
1 (3-ая неделя)
1 (4-ая неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
Итого: 5
|
Чтение сказки
Выставка рисунков к сказке.
Создание образов по сказкам
Д/игра «Назови сказочного героя с необычным внешним видом»
|
02
|
1. «Аленький цветочек». В.Аксаков.
2. «Финист - Ясный сокол»
3.»Илья-Муромец и соловей разбойник»
4.»Крупеничка» Н. Телешов
5.Двенадцать месяцев в обработке Маршака
6.Щелкунчик Э.-Т.-А.Гофман
7.Дикие лебеди Г.-Х. Андерсен
8.Новое платье короля Г.-Х. Андерсен
|
1 (1-ая неделя)
1 (1-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 8
|
Чтение сказки, обсуждение
выставка «волшебных» аленьких цветочков, изготовленных из природных и бросовых материалов.
Д/приём «сказка из кубиков»
Д/игра «дополни имя»
Д/игра «Узнай героя по описанию»
|
03
|
1. «Мороз Иванович». В.Одоевский.
2. «Конёк – горбунок». П.Ершов.
3.Король Артур и меч Эскалибур англ-я баллада
4.Али- баба и сорок разбойников арабская сказка
5.»Докучные сказки»
6.Сивка-Бурка
7.Никита Кожемяка
8.Хаврошечка
|
1 (1-ая неделя)
1 (1-ая неделя)
1 (2-ая неделя)
1 (2-я неделя).
1(3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 8
|
Чтение сказок, беседа по содержанию
Д/игра «Назови волшебные слова»
Выставка иллюстраций к сказке с использованием разнообразных средств и нетрадиционных изобразительных техник.
Дидактическая игра «Угадай образ героя»
|
|
|
|
|
|
04
|
К. Чуковский
1.Федорино горе
2.Тараканище
3.Айболит
4.Айболит и воробей
5.Бармалей
6.Крокодил
7.Приключения Бибигона
8.Приключения Бибигона
|
1 (1-я неделя)
1 (1-я неделя)
1 (2-я неделя)
1 (2-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя )
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:8
|
Чтение сказки, обыгрывание сюжета,
Д/игра «Сказки о животных»
Д /игра Назови сказки где есть Баба- Яга»
Конкурс чтецов (отрывки)
Дидактическое упражнение «Придумай концовку»
|
05
|
«Диснеевские сказки»
1.Бемби
2.Русалочка
3.Дамбо
4.Красавица и чудовище
5.Приключения Флика
6.Микки Маус
7.Пиноккио
8.Винни-пух
|
1 (1-я неделя)
1 (1-я неделя)
1 (2-я неделя)
1 (2-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (3-я неделя)
1 (4-я неделя)
1 (4-я неделя)
|
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:8
|
Чтение сказки
Викторина по сказкам
Д/игра «сказочные загадки»
Дидактическое упражнение «Опиши характер героя»
Д/игра «Назови волшебные слова»
|
Список литературы:
1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
7. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
8. А. В. Аджи Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада: Развитие речи. Обучение грамоте. Ознакомление с художественной литературой. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2009.
9. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно - развивающее обучение и воспитание. Издательство «Просвещение». М. 2003.
10. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
11. М. Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду. Творческий центр «Сфера» М. 2003.
12. М. Ю. Картушина Логоритмика для малышей. Сценарий занятий с детьми 3-4 лет. Творческий центр «Сфера» М. 2005.
|
|