Уважаемые родители!
Вы являетесь ключевыми фигурами в профилактике и ранней диагностике употребления ПАВ несовершеннолетними. Именно родители обладают исчерпывающими сведениями об интересах своего ребенка, друзьях, а также о его психологических особенностях, которые могут способствовать первым пробам ПАВ. Родителям важно знать не только, что такое наркотики и наркомания, но и косвенные признаки, на основе которых можно заподозрить факты употребления ПАВ (табл. 1).
Таблица 1
Выявление употребления ПАВ на основе косвенных признаков.
Психоактивныевещества
|
Внешнийвид и поведение
|
Постинтоксикационноесостояние
|
Опий и его производные: героин, морфин, омнопон, промедол, кодеин.
Сленг: кокнар, терьяк, ширево, марьянка, ханка.
|
Ампулы, шприцы, инъекционные иглы, маковая соломка. Следы иньекций на руках. Рубцы на коже. Уплотнение вен. Потеря веса. Узкие точечные зрачки. Покраснение кожи лица и шеи. Потеря болевой чувствительности. Беспричинное веселье, отрешенность, заторможенность, благодушие. Бледность или покраснение кожи лица и шеи.
|
Вялость, быстрая утомляемость. Злобность, раздражительность. Депрессия. Озноб, «гусиная кожа». Гнусавость голоса, чихание.
|
Каннабис (производные конопли): гашиш, марихуана.
Сленг: анаша, план, дурь, пластиллин, мацанка, травка.
|
Запах в помещении жженой конопли (веревки).Пластилинообразная масса или порошок зелено-коричневого цвета, измельченная травянистая масса. Блеск глаз, расширенные зрачки. Стремление к контакту. Немотивированный смех, болтливость, дурашливость.
|
Вялость, повышенная утомляемость, сонливость. Резкие перемены настроения.
|
Кокаин
Сленг: крек, марафет, снежок
|
Белый кристаллический порошок, не имеющий запаха, горький на вкус.
Зрачки широкие, сухие губы. Беспричинно приподнятое настроение, повышенная активность. Болтливость, демонстративноеповедение с переоценкойсвоихвозможностей. Зудкожи.
|
Слабость, озлобленность, раздражительность, тревога.
|
Стимуляторы: амфетамин, первитин и др.
Сленг: ширка, зкстези.
|
Следы иньекций на руках. Потеря веса. Шприцы, иглы.
Широкие зрачки, сухие губы. Бессонница, усиление физической активности, эмоциональный подъем, болтливость, агрессивность.
|
Вялость, мрачность,озлобленность, подозрительность, стойкая бессонница.
|
Эфедрин и его производные (эфедрон)
Сленг: чича, винт, мулька.
|
Медикаменты, содержащие эфедрин (чаще –солутан), теофедрин. Широкие зрачки, сухие губы. Бледность кожных покровов. Беспричинное веселье, болтливость, усиление активной деятельности, полового влечения. Головная боль.
|
Угнетенное настроение, вялость, быстрая утомляемость, беспокойный сон, боли в мышцах затылка.
|
Барбитураты, седативные вещества, транквилизаторы.
Сленг: колеса, чернота, бармалей, атом.
|
Ампулы, таблетки, драже различного цвета и формы. Покраснение лица и верхней половины туловища. Зрачкиширокие. Речьсмазанная. Коричневыйналетнаязыке
|
Боли в мышцах, потливость, разбитость, раздражительность, злобность, возможны судорожные припадки.
|
Галлюцинногены:
Астматол, циклодол, тарен, димедрол
Сленг: дима, цикл.
|
Наличие таблеток, ампул, пеналов из комплектов индивидуальных воинских аптечек (АИ-1). Широкие зрачки. Покраснение кожи лица. Частый пульс. Беспричинно приподнятое настроение, болтливость. Утрированная жестикуляция. Может быть беспокойство, тревога, дезориентировка в месте, времени. Галлюцинации.
|
Вялость, малоподвижность, безучастность, резкое снижение внимания, быстрая утомляемость при умственной работе.
|
Ингалянты:
Ацетон, бензин, растворители, клей «Момент» и др.
Сленг: дышло.
|
Запах вещества от одежды, кожи. Наличие средств бытовой химии. Пластиковые пакеты с клеем или другим веществом. Широкие зрачки. Беспричинно приподнятое настроение, отрешенность. Покраснение кожи лица. Нарушение речи, координации движений (шаткая походка).
Симптомы исчезают через 25 минут после прекращения ингаляции.
|
Вялость, потливость, сонливость, разбитость, головокружение. Понижениевнимания, работоспособности. Раздражительность.
|
Вслучае подозрения, что ребенок стал употреблять ПАВ, в первую очередь, родителям следует откровенно поговорить с ребенком. В беседе нужно выяснить, почему он начал употреблять наркотики, какие вещества он употребляет, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Самолечение и задержка в обращении за специализированной наркологической помощью могут способствовать ухудшению состояния. За консультативной помощью можно обратиться в Центры здоровья, лечебную помощь можно получить в наркологических диспансерах. В данных учреждениях можно узнать о существующих на сегодняшний день способах детоксикации, лечения, реабилитации, определить стратегию решения проблемы. Не менее важно наладить взаимодействие с педагогами и психологической службой образовательного учреждения, в котором учится ребенок, с целью наиболее полной реабилитации.
Для самостоятельной диагностики употребления ребенком ПАВ родители могут воспользоваться как тест-полосками на определение метаболитов наркотиков в биологических жидкостях, которые можно приобрести в аптечной сети, так и специальным опросником для оценки поведенческих, когнитивных и личностных нарушений у подростков и молодежи (Приложение 2, 3).Если в ходе проведения опроса с использованием данной методики родителями обнаруживается более чем 10 диагностических признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить наличие у ребенка химической зависимости.
Приложение 2
Опросник для выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению.
Инструкция: обведите наиболее близкий вариант ответа, характеризующий поведение учащегося.
№ п/п
|
Вопросы
|
Вариант ответа
|
Да
|
Нет
|
1
|
Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам
|
(5)
|
(0)
|
2
|
Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?
|
(5)
|
(0)
|
3
|
Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?
|
(5)
|
(0)
|
4
|
Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?
|
(5)
|
(0)
|
5
|
Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?
|
(15)
|
(0)
|
6
|
Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?
|
(10)
|
(0)
|
7
|
Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?
|
(15)
|
(0)
|
8
|
Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?
|
(10)
|
(0)
|
9
|
Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?
|
(15)
|
(0)
|
Примечание: В скобках дано количество баллов, начисляемых в случае положительного ответа.
Интерпретация результатов теста:
0-15 баллов – подросток не входит в группу риска;
15-30 баллов – подростку требуется повышенное внимание;
Свыше 30 баллов – подросток находится в группе риска и предрасположен к аддиктивному поведению.
Приложение 3.
Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков.
Обнаруживали ли Вы у ребенка:
№ п/п
|
Вопрос
|
Вариант ответа
|
Да
|
Нет
|
1
|
Снижение успеваемости в школе в течение последнего года
|
(50)
|
(0)
|
2
|
Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе
|
(50)
|
(0)
|
3
|
Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям
|
(50)
|
(0)
|
4
|
Частую, непредсказуемую смену настроения
|
(50)
|
(0)
|
5
|
Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может
объяснить
|
(50)
|
(0)
|
6
|
Частые простудные заболевания
|
(50)
|
(0)
|
7
|
Потерю аппетита, похудание
|
(50)
|
(0)
|
8
|
Частое выспрашивание денег
|
(50)
|
(0)
|
9
|
Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям
|
(50)
|
(0)
|
10
|
Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей
|
(50)
|
(0)
|
11
|
Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения
|
(50)
|
(0)
|
12
|
Гневливость, агрессивность, вспыльчивость
|
(50)
|
(0)
|
13
|
Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма
|
(100)
|
(0)
|
14
|
Резкое снижение успеваемости
|
(100)
|
(0)
|
15
|
Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях
|
(100)
|
(0)
|
16
|
Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией.
|
(100)
|
(0)
|
17
|
Нарушения памяти, неспособность мыслить логически.
|
(100)
|
(0)
|
18
|
Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.
|
(100)
|
(0)
|
19
|
Нарастающая лживость.
|
(100)
|
(0)
|
20
|
Чрезмерно расширенные или узкие зрачки.
|
(200)
|
(0)
|
21
|
Значительные суммы денег без известного источника дохода.
|
(300)
|
(0)
|
22
|
Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды.
|
(300)
|
(0)
|
23
|
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей.
|
(300)
|
(0)
|
24
|
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п
|
(300)
|
(0)
|
25
|
Состояние опьянения без запаха спиртного.
|
(300)
|
(0)
|
26
|
Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы
от уколов.
|
(300)
|
(0)
|
Слышали ли Вы от ребенка:
№ п/п
|
Вопрос
|
Вариант ответа
|
Да
|
Нет
|
1
|
Высказывание о бессмысленности жизни.
|
(50)
|
(0)
|
2
|
Разговоры о наркотиках.
|
(100)
|
(0)
|
3
|
Отстаивания своего права на употребление наркотиков.
|
(200)
|
(0)
|
Сталкивались ли Вы со следующим:
№ п/п
|
Вопрос
|
Вариант ответа
|
Да
|
Нет
|
1
|
Пропажей лекарств из аптечки
|
(100)
|
(0)
|
2
|
Пропажей денег, ценностей, книг, одежды и т.д
|
(100)
|
(0)
|
Случалось ли с Вашим ребенком:
№ п/п
|
Вопрос
|
Вариант ответа
|
Да
|
Нет
|
1
|
Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.
|
(100)
|
(0)
|
2
|
Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии
опьянения
|
(100)
|
(0)
|
3
|
Совершение кражи
|
(100)
|
(0)
|
4
|
Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков
|
(300)
|
(0)
|
5
|
Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе алкогольного)
|
(100)
|
(0)
|
Примечание: В скобках дано количество баллов, начисляемых в случае положительного ответа.
Интерпретация результатов теста:
Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить наличие у Вашего ребенка химической зависимости.
|