Порядок получения электронной подписи в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Московской области и аккредитованных удостоверяющих центрах
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
Что такое усиленная квалифицированная электронная подпись
Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП), имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, который подписан собственноручно «живой подписью».
ЭЦП позволяет:
в онлайн режиме поставить объект недвижимости на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности;
получить сведения из ЕГРН;
для юридических лиц и предпринимателей ЭЦП открывает доступ к электронным торгам, позволяет заключать контакты и вести электронный документооборот.
получить (заменить) удостоверяющие личность документы (паспорта, водительское удостоверение и т. п.), ИНН;
зарегистрировать транспорт, организацию, ИП;
подать налоговые декларации, отчеты;
получить информацию о доходах, задолженностях, штрафах;
проверить счет в Пенсионном фонде;
заключить договор по удалённой работе;
участвовать в системе электронных торгов по всей стране;
получить государственные услуги в электронной форме.
Налоговая служба, Пенсионный фонд, Служба судебных приставов признают юридическую силу электронных документов, подписанных ЭЦП.
ЭЦП создается с привлечением криптографических средств (шифрования), подтвержденных компетентными органами, а именно ФСБ РФ. Гарантом подлинности в данном случае выступает специальный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром.
ЭЦП определяет:
лицо, подписавшее электронный документ;
факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания.
ЭЦП должна соответствовать следующим дополнительным признакам:
ключ проверки ЭЦП указан в квалифицированном сертификате;
Для создания и проверки ЭЦП используются средства ЭЦП, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Обращаем внимание!
Информация в электронной форме, подписанная ЭЦП, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случаев, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Когда применяется электронная подпись
при предоставлении государственных или муниципальных услуг и исполнении государственных или муниципальных функций;
в случаях, когда федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в том числе административными регламентами предоставления государственных и муниципальных услуг (исполнения государственных и муниципальных функций) установлена обязательность использования ЭЦП;
если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами документ должен быть заверен печатью;
при межведомственном электронном взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления и их подведомственными организациями;
при международном документационном взаимодействии, когда необходимость использования ЭЦП определена нормами права иностранного государства и международными стандартами.
Кто может получить электронную подпись
Получить ЭЦП могут как юридические, так и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП).
ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОДПИСЬ
Для получения ЭЦП Вам необходимо совершить ряд последовательных действий согласно общей схеме:
Рисунок 1. Пошаговая общая схема получения ЭЦП
Шаг 1. Обратиться в любой Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Московской области (МФЦ) или в один из аккредитованных удостоверяющих центов (УЦ):
На Портале государственных и муниципальных услуг Московской области Вы можете записаться на прием в любой МФЦ Московской области выбрав удобное для Вас время посещения: https://uslugi.mosreg.ru/pgumo/system/mfc_list.htm.
На сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации размещен актуальный список аккредитованных УЦ: http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/, https://e-trust.gosuslugi.ru/CA.
Шаг 2. Подготовить комплект оригиналов (заверенных копий) документов, необходимых для получения ЭЦП.
для физических лиц:
заявление на изготовление ЭЦП;
основной документ, удостоверяющий личность заявителя;
документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документ, подтверждающий полномочия представлять интересы заявителя (при обращении представителя заявителя);
свидетельство о постановке лица на учет в налоговом органе;
документ, содержащий страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) заявителя.
для юридических лиц:
заявление на изготовление ЭЦП;
основной документ, удостоверяющий личность заявителя;
документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документ, подтверждающий полномочия представлять интересы заявителя (при обращении представителя заявителя);
документ, содержащий страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) руководителя;
свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
заверенная в установленном порядке копия документа о назначении руководителя (приказ, решение, протокол, положение);
выписка из единого государственного реестра юридических лиц
для индивидуального предпринимателя:
заявление на изготовление ЭЦП;
документ, удостоверяющий личность заявителя;
документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документ, подтверждающий полномочия представлять интересы заявителя (при обращении представителя заявителя);
документ, содержащий страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) заявителя;
свидетельство о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Обращаем внимание!
При получении ЭЦП в УЦ может потребоваться предоставление дополнительных документов, указанных в регламенте УЦ. Ознакомиться с регламентом можно на официальном сайте соответствующего удостоверяющего цента.
Шаг 3. Оформить заявку для получения ЭЦП.
Оформить заявку можно онлайн на сайте УЦ или обратившись в МФЦ.
Шаг 4. Оплатить счет после подтверждения заявки.
Стоимость получения ЭЦП в удостоверяющем центре зависит от отраслей, в которых предполагается применение этой подписи, а также ценовой стратегии организации и определяется регламентом удостоверяющего центра.
Стоимость получения стандартной ЭЦП в МФЦ Московской области:
• для физических лиц от 950 рублей
• для индивидуальных предпринимателей от 1500 рублей
• для юридических лиц от 1950 рублей.
Заявитель может самостоятельно выбрать дополнительный набор требуемых опций для ЭЦП.
Шаг 5. Получить сертификат в МФЦ или УЦ.
Получить ЭЦП можно в МФЦ или непосредственно в УЦ, а также самостоятельно записать сертификат ЭЦП на съемный носитель информации после получения на электронную почту.
Шаг 6. Подготовить рабочее место.
Добавить адреса sso.mosreg.ru и uslugi.mosreg.ru в «надежные узлы» на вкладке «безопасность» в свойствах браузера Internet Explorer.
Рабочее место участника обмена электронными документами потребуется оснастить следующими средствами:
1) КриптоПро CSP версии 3.9 или выше
2) КриптоПро ЭЦП Browser plug-in (версии 2.0). Загрузить дистрибутив можно по ссылке: https://www.cryptopro.ru/products/cades/plugin.
3. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ПРЕДОСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВНЕНЫХ И МУНИПЛАЬНЫХ УСЛУГ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И
В УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ЦЕНТРАХ
Получение ЭЦП в МФЦ в одно посещение
Подготовьте необходимые документы;
Приходите в МФЦ за оформлением заявки на выпуск сертификата ЭЦП и съёмного носителя информации;
Оплатите заявку одним из удобных способов, в том числе непосредственно в МФЦ;
Получите в МФЦ съемный носитель (USB-накопитель) для записи сертификата ЭЦП;
Получите уведомление о готовности сертификата ЭЦП на указанную при регистрации электронную почту;
Запишите по приложенной инструкции полученный сертификат на USB-накопитель.
Получение сертификата ЭЦП в МФЦ в одно посещение с предварительным оформлением заявки на сайте УЦ
Зарегистрируйтесь в личном кабинете УЦ;
Оформите заявку на выпуск сертификата ЭЦП;
Подготовьте необходимые документы;
Оплатите заявку на создание ЭЦП одним из удобных способов;
Дождитесь смс – уведомления о готовности сертификата ЭЦП;
Приходите в МФЦ за подтверждением Вашей личности и передачи документов;
Получите сертификат ЭЦП на указанную при регистрации электронную почту;
Запишите по приложенной инструкции полученный сертификат на USB-накопитель.
4. ТЕХНИЧЕКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ НА ПОРТАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Для формирования ЭЦП на стороне РПГУ, на рабочем месте должны быть установлено следующее программное обеспечение:
1) КриптоПро CSP версии 3.9 или выше
2) КриптоПро ЭЦП Browser plug-in (версии 2.0). Загрузить дистрибутив можно по ссылке: https://www.cryptopro.ru/products/cades/plugin
После установки КриптоПро ЭЦП Browser plug-in может потребоваться перезагрузка браузера Google Chrome
Прежде чем использовать подпись документа в браузере, необходимо, чтобы сертификат пользователя находился в хранилище сертификатов Windows. Последовательность установки описана ниже:
Запустить КриптоПро CSP;
Перейти на вкладку «Сервис»;
Нажать кнопку «Просмотреть сертификаты в контейнере»;
Нажать кнопку «Обзор»;
Выбрать нужный контейнер.
ВАЖНО!!! При открытии сертификата, система должна вернуть информацию о том, что сертификат ЭЦП корректен и в информации о сертификате выводятся его сведения. Ниже представлены примеры некорректного и корректного сертификата:
Рисунок 2. Пример сертификата с ошибкой
Рисунок 3. Пример корректного сертификата
Нажать кнопку «Установить сертификат»
Вручную выбрать хранилище «Личное» / «Реестр»
В мастере установки сертификатов нажать «Далее».
Основные проблемы, выявленные в период эксплуатации услуг:
КриптоПро ЭЦП Browser plug-in установлен, но не активирован в браузере. Чаще всего такая проблема возникает на стороне пользователь браузера Google Chrome. Для включения плагина в браузере необходимо зайти в меню управления расширениями и проставить параметр «Включить». Для управления расширениями необходимо перейти в Меню\Дополнительные инструменты\Расширения или просто прописать в адресной строке браузера значение chrome://extensions/.
Ошибка сертификата «Этот сертификат не удалось проверить, проследив его до доверенного центра сертификации». Проблема связана с отсутствием корневого сертификата в хранилище Windows. Для устранения проблемы необходимо перейти во вкладку «Путь сертификации», как это представлено на рисунке 4.
Рисунок 4. Путь сертификации
В дереве сертификатов необходимо выбрать родительский сертификат. Откроется окно родительского сертификата с ошибкой «Нет доверия к этому корневому сертификату». Данный сертификат необходимо установить в хранилище «доверенные корневые центры сертификации». Для установки нужно нажать на кнопку «Установить сертификат» и при выборе хранилища указать «Поместить все сертификаты в следующее хранилище:». В открывшемся окне необходимо выбрать соответствующее хранилище. Пример представлен на рисунке 5.
Рисунок 5. Выбор хранилища
Полезные советы
Применяйте ЭЦП исключительно в областях, указанных в сертификате;
Обеспечьте конфиденциальность ключа ЭЦП;
При нарушении конфиденциальности ключа ЭЦП, следует незамедлительно уведомить об этом УЦ и участников электронного взаимодействия;
Не используйте ключ ЭЦП, если есть основания полагать, что его конфиденциальность была нарушена, истек срок действия сертификата, сертификат был приостановлен или аннулирован;
Применяйте для создания и проверки ЭЦП криптографические средства, соответствующие требованиям законодательства (КриптоПро CSP версии 3.9 или выше, КриптоПро ЭЦП Browser plug-in).
Нормативные акты, обосновывающие применение ЭЦП
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»;
Приказ Минкомсвязи Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 250 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также предоставления информации из этих реестров»;
Приказ Минкомсвязи Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. № 321 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по организации ведения единого государственного реестра сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров, обеспечению доступа к нему и к реестру сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти, физических лиц и организаций».
|