Содержание образовательной программы
|
Введение
|
3
|
I
|
Целевой раздел программы (обязательная часть)
|
|
1.1.
|
Пояснительная записка
|
|
1.1.1
|
Цели и задачи реализации программы
|
4
|
1.1.2.
|
Принципы и подходы к формированию программы
|
5
|
1.1.3.
|
Значимые для разработки и реализации программы характеристики
|
6
|
1.1.3.1.
|
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
|
6
|
1.1.3.2.
|
Характеристика организационно-методического сопровождения программы
|
15
|
1.2.
|
Планируемые результаты основания программы (целевые ориентиры)
|
|
1.2.1.
|
Целевые ориентиры обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений
|
16
|
2
|
Содержательный раздел программы, общее содержание программы обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
|
19
|
2.1.
|
Общие положения
|
19
|
2.2.
|
Описание содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях по каждому возрасту (обязательная часть)
|
19
|
2.2.1.
|
Ранний возраст (2-3 года)
|
19
|
2.2.2.
|
Дошкольный возраст (3-7лет)
|
24
|
2.2.2.1.
|
образовательная область «социально-коммуникативное развитие»
|
24
|
2.2.2.2.
|
образовательная область «познавательное развитие»
|
26
|
2.2.2.3.
|
образовательная область «речевое развитие»
|
28
|
2.2.2.4.
|
образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
|
29
|
2.2.2.5.
|
образовательная область «физическое развитие»
|
30
|
2.2.3.
|
Описание содержания образовательной деятельности, формируемой участниками образовательных отношений по познавательному направлению развития (формируемая часть)
|
31
|
2.2.4.
|
Описание вариативных форм, средств, способов и методов реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей
|
38
|
2.2.4.1.
|
Описание способов взаимодействия взрослых и детей
|
38
|
2.2.4.2.
|
Описание вариативной формы партнерского взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
|
39
|
2.2.4.3.
|
Взаимодействие взрослых с детьми при создании социальной ситуации развития
|
48
|
2.2.4.4.
|
Характеристика основных необходимых компетенции педагогов при формировании социально-личностной характеристики взаимодействия взрослых и детей
|
48
|
2.2.5.
|
Виды деятельности, мотивационная готовность как способ и направление поддержки детской инициативы
|
53
|
2.2.6.
|
Характеристики вареативных форм реализации Программы
|
54
|
2.2.6.1.
|
Основные технологии реализации образовательной программы
|
61
|
2.2.6.1.1.
|
Технология создания адаптивной образовательной среды при реализации содержания образовательной программы.
|
61
|
2.2.6.1.2.
|
Технология поддержки в образовательном процессе в период адаптации детей к условиям ДОУ
|
62
|
3
|
Организационный раздел образовательной программы дошкольного образования (обязательная часть)
|
|
3.1
|
Описание материально-технического обеспечения образовательной программы дошкольного образования
|
65
|
3.1.1.
|
Средства обучения и воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей
|
65
|
3.1.2.
|
Учеюно-методическое обеспечение образовательной программы по направлениям развития детей
|
73
|
3.1.3.
|
Техническое оснащение организации
|
76
|
3.1.4.
|
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
|
77
|
3.1.5
|
Расписание режима дня по возрастным группам
|
78
|
4.
|
Краткая презентация образовательной Программы
|
85
|
Введение
Образовательная программа (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Иркутска детского сада №74 разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от15.05.2013 №26;
ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 №30384);
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
Устав МБДОУ г. Иркутска детского сада № 74
Лицензия на образовательную деятельность бессрочная (серия) 38ЛО1
№ 0000119 от 30.05.2012г.
Образовательная программа направлена на: (статья 64 ФЗ об образовании).
1.Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2.Разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Образовательная программа ДОУ является основным внутренним нормативно-управленческим документом, регламентирующим жизнедеятельность детского сада. Программа призвана обеспечить конкретизацию и обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ, исходя из требований примерной образовательной программы, логики развития самого образовательного учреждения, его возможностей, образовательных запросов основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей).
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
(п. 2.3. ФГОС ДО).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.
Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений - 40%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Раздел I.
Целевой раздел программы (обязательная часть программы)
Раздел 1.1. Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы.
Цель реализации Программы - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
В рамках Программы реализуются следующие задачи:
Пункт 1.6 ФГОС ДО
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.
Основные принципы реализации программы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Содержание программы отражает следующие подходы к организации образовательной деятельности:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
|