Пояснительная записка


Скачать 1.2 Mb.
Название Пояснительная записка
страница 1/10
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10






1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.


  • Пояснительная записка……………………………………………………………………..4

  • Цели и задачи реализации программы……………………………………………………..4

  • Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………...6

  • Индивидуально-типологические особенности воспитанников ДОУ с умственной

отсталостью (умеренной и тяжёлой)……………………………………………………………8

  • Результаты освоения основной образовательной программы. ……………………….......9

  • Планируемые результаты освоения детьми с умственной отсталостью

(умеренной и тяжёлой) программы I года обучения…………………………………………11

  • Планируемые результаты освоения детьми с умственной отсталостью

(умеренной и тяжёлой) программы II года обучения………………………..........................13

  • Планируемые результаты освоения детьми с умственной отсталостью

(умеренной и тяжёлой) программы III года обучения……………………………………….15

• Планируемые результаты освоения детьми программы в части, формируемой участниками образовательных отношений……………………………………………………………………16

• Индивидуальный образовательный маршрут ……………………………………………..17

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ


  • Образовательные области Программы…………………………………………………….18




  • Описание образовательной деятельности детей 4-5 лет в соответствии с

направлениями развития, представленными в пяти образовательных областях……………21

  • Описание образовательной деятельности детей 5-6 лет в соответствии с

направлениями развития, представленными в пяти образовательных областях. ………….27

  • Описание образовательной деятельности детей 6-8 лет в соответствии с

направлениями развития, представленными в пяти образовательных областях………........34

  • Методическое обеспечение образовательной деятельности по пяти

образовательным областям………………………………………………………………………41

  • Часть, формируемая участниками образовательных отношений…………………………44

  • Особенности образовательной деятельности по коррекции нарушений развития…........44

  • Особенности взаимодействия коллектива ДОУ с семьями воспитанников…………......46

  • Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………….......47

  • Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

с учётом специфики образовательных потребностей детей с ОВЗ…………………………..50

  • Психолого-педагогическая диагностика…………………………………………………...54



3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ


  • Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………….55

  • Методическое обеспечение программы………………………………………………………….....57

  • Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ………………………......63

  • Режим дня (холодный период) ……………………………………………………………….69

  • Режим дня (теплый период0 ………………………………………………………………….70

  • Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…………………………………71

Приложение

Презентация Программы………………………………………………………………………………73

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка.

Основная адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста со сложным дефектом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 18 г. Липецка (далее по тексту – Программа) разработана в соответствии с:

- законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г.);

- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования" (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.11.2013 г. № 6241).

Основная адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста со сложным дефектом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 18 г. Липецка имеет цели и задачи.

При разработке учитывались программы: − «Диагностика — развитие — коррекция:

- Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью /Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова, СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012.

- «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида детей с нарушением интеллекта» /Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева –М.:Просвещение, 2007.

Цели и задачи реализации Программы.
Цели реализации программы:
1) проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно­-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно­-исследовательскую деятельность и другие формы активности;

2) построение системы коррекционно-­развивающей работы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ГБДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников;

2) обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;

5) создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Задачи реализации Программы:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

10) организации воспитательно-образовательной работы, направленной на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;

11) максимальной социально-бытовой адаптации детей с учётом индивидуальных психофизических возможностей здоровья;

13) обеспечения психолого-педагогической диагностики детей в начале, середине, конце учебного года.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основные принципы к формированию Программы:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество ДОУ с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей;

10) концентрический принцип построения программы;

11) принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию дошкольников с ОВЗ;

12) принцип развивающего характера коррекционного обучения с учётом возраста и специфики (структуры, степени) нарушения;

13) принцип единства диагностики и коррекции развития;

14) учет общих тенденций развития нормального и аномального ребенка;

15) приобщение нетипичных детей ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации;

16) оптимальное сочетание общеразвивающей работы с коррекционно-компенсаторной и абилитационно-реабилитационной педагогической деятельностью на основе учета структуры дефекта, степени и времени его возникновения, онтогенетических особенностей детей;

17) постоянное изучение нетипичных детей в динамике их развития и выявление психических новообразований;

18) создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе в зависимости от особенностей психофизического развития детей с ОВЗ;

19) равномерное распределение психофизической нагрузки с учётом специфики нарушения детей с ОВЗ в ходе коррекционной работы;

20) опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.
Основные подходы к формированию Программы:
Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и к её объёму.


  • Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

  • Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

  • Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).


В Программе учитываются:

  • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

  • возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.


Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Формы реализации программы: коммуникативное общение, игра, познавательная и творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д. Реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы и возможностей здоровья, прежде всего в форме различных видов игры, совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, специально организованной познавательной деятельности.

Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими два и более недостатков в физическом и/или психическом развитии, детей с аутизмом от 3 до 8 лет с учетом их возрастных, диагностических и индивидуальных особенностей, по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие. Предельная наполняемость в группе с учетом предоставленных условий 8 человек.
Индивидуально-типологические особенности воспитанников ДОУ

со сложным дефектом
Категория детей с данными нарушениями интеллекта и психики представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения, а также дети, имеющие нарушения аутистического спектра.

Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Общими чертами для всех этих детей помимо их позднего раз­вития и значительного снижения интеллекта являются также грубые нарушения всех сторон психики: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Для этих детей характерно поверхностное, глобальное восприятие, т.е. восприятие предметов в целом. Они не анализируют воспри­нимаемый материал, не сравнивают и не сопоставляют его о другими объектами. Вся деятельность детей по восприятию предметов характеризуется недифференцированностъю, глобальностью. Отсутствие целенаправленных приемов: анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных действий – приво­дит к хаотичному, беспорядочному и неосмысленному характеру их деятельности. Специальная работа по развитию восприятие этих де­тей должна быть направлена на перевод от хаотичной, нецеленаправ­ленной их деятельности к планомерному, по возможности осмысленному выполнению задач.

Внимание детей со сложным дефектом всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставлен­ной цели.

Изучение психики детей с глубокой интеллектуальной недоста­точностью показало, что логическая и механическая память у них крайне не развиты. Вместе с тем имеются случаи гипертрофированной механической памяти. Это так называемая частичная память на собы­тие, числа, места и т.д.

Для мышления детей со сложным дефектом характерны еще в большей сте­пени те же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установлений, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобще­ний.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление ре­чи, как правило, значительно запаздывает. У многих детей речь появляется к 6-8-летнему возрасту. Степень поражения речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Од­нако встречаются случаи их расхождения в ту или иную сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее ин­тонаций. В таких случаях говорят о пустой, эхолаличной речи. Чаще всего это наблюдается у детей с расстройством аутистического спектра. У других детей речь не возникает и почти не развивается. Это так называемые «безречевые» дети. Ярко выраженный речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную деятельность детей и рез­ко снижает их познавательные возможности, вместе с тем задерживает общее развитие.

Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (умственная отсталость легкой, умеренной и тяжелой степени).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Пояснительная записка icon Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4
Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26
Пояснительная записка icon Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Информационные системы и технологии»
Пояснительная записка содержит 25 страниц, 3 изображения, 3 источника, 2 приложения
Пояснительная записка icon Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Инфокоммуникационные сети и системы»
Пояснительная записка содержит 43 страницы, 12 рисунков, 7 таблиц, 5 источников, 1 приложение
Пояснительная записка icon Пояснительная записка аооп пояснительная записка к адаптированной...
Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного,...
Пояснительная записка icon Пояснительная записка Раздел: Пояснительная записка к проекту свода...
«Свод правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» выполнен авторским коллективом в составе
Пояснительная записка icon Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Языки программирования»
Пояснительная записка к курсовой работе содержит 67 страниц, 7 источников литературы, 15 рисунков, 6 приложений и 1 таблицу
Пояснительная записка icon Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Пояснительная записка 
Существенные аспекты Учетной политики и представления информации в бухгалтерской отчетности 8
Пояснительная записка icon Пояснительная записка
Целевой раздел пояснительная записка
Пояснительная записка icon Пояснительная записка к курсовому проекту на тему: "Защита информации...
Пояснительная записка содержит описание разработанной программы и руководство по ее использованию. Также в ней приводится описание...
Пояснительная записка icon Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция»
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» за 2011 год,...
Пояснительная записка icon Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов»
Пояснительная записка к приложению №2 «Формирование доходов» Доклада Министерства культуры Республики Коми
Пояснительная записка icon Пояснительная записка Возрастные особенности Уровень квалификации...
«Чтение художественной литературы» Комплексные программы Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная...
Пояснительная записка icon Пояснительная записка I. Пояснительная записка рабочая программа...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29. 12. 2012 года
Пояснительная записка icon Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности ОАО «Туймазинский...
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «тза» за 2012 год, подготовленной...
Пояснительная записка icon Пояснительная записка 6 Пояснительная записка Содержание листов рабочей...
Ввод и обработка цифровой информации: Внеаудиторная самостоятельная работа для обучающихся по профессии «Мастер обработки цифровой...
Пояснительная записка icon Муниципальное казенное специальное(коррекционное)образовательное...
Учебный план разработан на основании базисного учебного плана Нижегородской области в соответствии с приказом Министерства образования...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск