МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩЁЛКОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
141103, Московская область, г. Щелково-3, ул. Институтская, 6Б.
тел. 8(496)253-97-76, e-mail: mdou.berezka27@mail.ru
Рабочая программа
средней группы «Светлячки»
На 2016 – 2017 учебный год.
1.2 Цель и задачи рабочей Программы.
Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом.) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Задачи Программы.
охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и
психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание
комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок
чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают
таким, какой он есть;
развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для
гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;
формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и
творить самого себя в основных формах человеческой деятельности,
готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
формирование общей культуры личности ребенка, в том числе
ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности,
инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной
позиции;
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,
взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и
идеалов, прав свободного человека;
воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости
за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
объединение воспитательно - оздоровительных ресурсов семьи и
дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных
ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с
семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания
образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности
образования на всех этапах жизни человека.
1.3 Возрастные особенности воспитанников 4-5 лет.
На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского
организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По
данным ВОЗ средние антропометрические показатели к пяти годам
следующие: мальчики весят 18,6 кг при росте 109,0 см, а девочки весят 17,9
кг при росте 107,6 см.
Развитие моторики и становление двигательной активности. У
детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят
преднамеренный и целеустремленный характер. Детям интересны наиболее
сложные движения и двигательные задания, требующие проявления
скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах
всеми видами основных движений, которые становятся более
координированными. Достаточно хорошо освоены разные виды ходьбы. У
детей оформляется структура бега, отмечается устойчивая фаза полета. Од-
нако беговой шаг остается еще недостаточно равномерным, скорость
невысока, отталкивание не сильное, полет короткий. Дальность прыжка еще
ограничена слабостью мышц, связок, суставов ног, недостаточным умением
концентрировать свои усилия.
При метании предмета еще недостаточно проявляется слитность замаха
и броска, но в результате развития координации движений и глазомера дети
приобретают способность регулировать направление полета и силу броска.
От 4 до 5 лет у детей формируются навыки ходьбы на лыжах, катания на
санках, скольжения на ледяных дорожках, езды на велосипеде и самокате.
Дети пытаются соблюдать определенные интервалы во время передвижения
в разных построениях, стараясь не отставать от впереди идущего, быть
ведущим в колонне, ориентироваться в пространстве. На пятом году жизни у
детей возникает большая потребность в двигательных импровизациях под
музыку. Растущее двигательное воображение детей является одним из
важных стимулов увеличения двигательной активности за счет хорошо
освоенных способов действий с использованием разных пособий (под
музыкальное сопровождение).
Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в
подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за
выполнение правил и достижение определенного результата. Дети берутся за
выполнение любой двигательной задачи, но часто не соразмеряют свои силы,
не учитывают реальные возможности. Для большинства детей 4-5 лет
характерно недостаточно четкое и правильное выполнение двигательных
заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению
трудностей.
Внимание детей приобретает все более устойчивый характер,
совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они уже
способны различать разные виды движений, представляют себе их смысл,
назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные
элементы, выполнять их в соответствии с образцом. Это дает возможность
педагогу приступать к процессу обучения техники основных видов
движений.
Происходит развертывание разных видов детской деятельности, что
способствует значительному увеличению двигательной активности детей в
течение дня (по данным шагометрии, от 11 тыс. до 13 тыс. движений). На
занятиях по физической культуре разного типа показатели двигательной
активности детей 4-5 лет могут колебаться от 1100 до 1700 движений, в зависимости от состояния здоровья, функциональных и двигательных
возможностей.
Психическое развитие. Социальная ситуация развития
характеризуется установлением отношений ребенка с миром взрослых
людей, вхождением в мир социальных отношений.
Развивается и совершенствуется общение ребенка с взрослым, оно все
более приобретает личностные формы. Это проявляется в том, что ребенок
активно стремится к обсуждению своего поведения, а также поступков и
действий других людей (детей и взрослых) с точки зрения соблюдения ими
нравственных норм. Общение с взрослым приобретает внеситуативный
характер – ребенок уже способен обсуждать события, ситуации, которые не
находятся непосредственно в его поле зрения. По-прежнему, как и в возрасте
3-4 лет, главный мотив общения – познание окружающего мира и осознание
происходящего.
Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает
предпочитать сверстника взрослому партнеру по общению, выделять
наиболее приятных, с его позиции, сверстников, стремится общаться с ними.
Сверстник рассматривается как равное существо, как зеркало собственного
познания и оценки при сравнении себя с ним и противопоставлении себя ему.
В детской группе появляется динамика: начинают выделяться лидеры,
звезды, аутсайдеры. Однако эти социальные роли пока только осваиваются
детьми, поэтому они неустойчивы и могут меняться, корректироваться
взрослым. Ребенок активно осваивает социальное пространство – применяет
и проверяет предложенные взрослым нормы в общении со сверстниками.
Сюжетно-ролевая игра усложняется по сравнению с игрой малышей 3-
4 лет: действия с предметами отодвигаются на второй план, и дети начинают
имитировать отношения между людьми. Сюжеты игр становятся более
развернутыми и разнообразными. Дети обращаются к общественно-
значимым темам, в сюжетах которых комбинируют эпизоды сказок и
реальной жизни. Появляются гендерные роли: девочки в игре выбирают роли
женщин, а мальчики – мужчин. Дети подключают к игре взрослых,
разнообразно используют игрушки, подбор которых нередко осуществляется
по принципу половой принадлежности: мальчикам – машины и оружие,
девочкам – куклы.
Ребенок развивается активно в разных видах деятельности:
конструировании, рисовании, лепке, аппликации и др. Он способен к
выполнению отдельных несложных трудовых поручений и к действиям
рядом в коллективе сверстников или в разновозрастной группе под
руководством взрослого.
Именно в разнообразной деятельности развиваются все познавательные
процессы ребенка; в игре, как ведущей деятельности, формируются
новообразования возраста и «зреет» личность.
Память постепенно приобретает черты произвольности, причем
произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное
запоминание. Сначала ребенок осознает цель: припомнить какое-либо знакомое стихотворение или сюжет сказки. И только позже он овладевает
способностью запоминания. Запоминание и воспроизведение в возрасте 4-5
лет происходит в естественных условиях развития памяти и зависит от
мотивации ребенка. Постепенно складывается долговременная память, и
основной ее механизм – связь запоминаемого с эмоциональными
переживаниями.
Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный
характер: начинают дифференцироваться перцептивные и эмоциональные
процессы. Восприятие становится все более осмысленным. Наблюдается
новый уровень сенсорного развития – совершенствуются различные виды
ощущений, наглядных представлений, повышается острота зрения и
цветоразличение. Совершенствуется восприятие сенсорных эталонов,
ребенок овладевает перцептивными (обследовательскими) действиями и
вычленяет из числа объектов наиболее характерные свойства: геометри-
ческие формы, цвета, размеры. Однако сенсорные эталоны, как и в возрасте
3-4 лет, остаются предметными (существуют в тесной связи с предметом).
Наглядно-образное мышление в этом возрасте становится ведущим.
Постепенно начинает преодолеваться эгоцентризм детского мышления:
ребенок способен понять эмоциональное состояние другого человека и
дифференцировать свои желания от желаний окружающих людей, осваивает
социально-приемлемые способы проявления чувств.
Совершенствуется воображение ребенка. К 4-5 годам воображение
становится настолько развитым, что с его помощью ребенок может составить
в уме простейшую программу действий, постепенно заменить реальные
предметы и ситуации воображаемыми. Аффективное воображение развито
так же, как и в 3-4 года, – ребенок приписывает плохие качества в
эмоционально некомфортной для него ситуации злым сказочным героям,
затем представляет ситуации, которые снимают угрозу с его «Я», активно
фантазирует.
Внимание становится произвольным. В 4-5 лет ребенок, если его
просить проговаривать вслух то, что он держит в поле внимания, будет в
состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость
внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок,
выполнении интеллектуально-значимых действий (игры-головоломки,
решение проблемных ситуаций, разгадывание загадок и пр.).
Эмоциональная сфера становится более устойчивой. Негативизм,
упрямство и агрессивность могут проявляться в основном при
неблагоприятных взаимоотношениях с взрослыми или сверстниками.
Основным механизмом развития личности остается подражание.
Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более
устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок 4-5 лет
оценивает себя более реалистично, чем в 3-х летнем возрасте, он реагирует
на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в
развитии личности ребенка становится группа сверстников, ребенок
сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают «зеркалом»: сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах
практической деятельности, помогает «опредметить» собственные качества.
В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед
ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако ему
уже важен не одноразовый успех, а устойчивость успехов – тогда
формируется позитивное оценивание себя. Соотнося свои результаты с
результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои
возможности, формируется уровень притязаний, развивается внутренняя
позиция. Ребенок начинает оценивать себя как хорошего или плохого
мальчика (девочку).
В этом возрасте устанавливается иерархия мотивов, формируется
произвольность деятельности и поведения. Происходит зарождение
важнейшего волевого качества – целеустремленности, причем у детей 5-го
года жизни индивидуальная целеустремленность начинает приобретать
общественную направленность.
Характеристика речевого развития. Главное направление в развитии
речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи.
В это время происходят заметные изменения в формировании
грамматического строя речи, в освоении способов словообразования,
наступает период словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества
предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить
назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него
играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным
(антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и
явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным
значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы
высказывания – описание, повествование и элементарное рассуждение. Речь
детей становится более связной и последовательной; совершенствуются
понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура
предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы
для развития связной речи.
Особенностью речевого развития детей данного возраста является
стремление к словообразованию. Оно появляется в результате творческого
освоения богатств родного языка и называется словотворчеством. Ребенок,
еще не до конца владеющий способами словообразования, пытается
самостоятельно сконструировать новые слова на основе освоенных
морфологических элементов языка (молоток-колоток, открытка-закрытка и
т.п.). Детское словотворчество является ярким проявлением начала процесса
формирования правил и языковых обобщений.
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения.
Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых
недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки
в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа
множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и
неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова,
однако объяснение значения слова для многих затруднительно. Большинство
детей не владеет в достаточной степени умением строить описание и
повествование, затрудняется в построении рассказов-рассуждений. Они
нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать
между собой предложения и части высказывания.
1.4 Планируемые результаты освоения программы.
Общие положения
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов развития, его непосредственность и
непроизвольность), а также системные особенности дошкольного
образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ,
отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за
результат) обуславливают необходимость определения результатов освоения
Программы в виде целевых ориентиров, представляющих собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для
всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры, представленные в Программе базируются на
ФГОС ДО и одновременно учитывают ее отличительные особенности и
приоритеты. Также как и в ФГОС ДО, целевые ориентиры в Программе
представлены к началу дошкольного возраста (к 3 годам) и к завершению
дошкольного образования (к 7 годам). В той части, которая совпадает с
ФГОС ДО, ориентиры даются по тексту соответствующего документа.
Представленные в Программе целевые ориентиры помогут
определиться, в каком направлении «вести» развитие детей, как
спроектировать индивидуальный образовательный маршрут каждого
ребенка.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований
к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок
учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ К НАЧАЛУ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (К 3 ГОДАМ)
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует
с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий.
Ребенок использует специфические, культурно фиксированные
предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки,
расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими
навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении. Может вариативно менять свои действия на
пути достижения цели.
Ребенок проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке
отношений с взрослыми (выбор движения, материала, места, партнеров,
длительности деятельности и т.п.).
Ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может
обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает
названия окружающих предметов и игрушек.
В общении ребенка преобладает положительный эмоциональный фон;
ребенок не проявляет необоснованной агрессии по отношению к
окружающим и себе. В соответствующих ситуациях сопереживает
сверстнику, герою литературного произведения, мультфильма.
Ребенок стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в
движениях и действиях; проявляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого. Может быть ведущим в диалоге с
взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и
т.п.).
Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями
и подражает им.
Ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам,
рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально
откликается на различные произведения культуры и искусства.
У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Пытается
использовать приобретенные двигательные навыки в новых предлагаемых
условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях).
Ребенок узнает и называет членов своей семьи. Ориентируется в
отношении гендерных представлений о людях и себе (мальчик, девочка, тетя,
дядя) и возраста людей (дедушка, бабушка, тетя, дядя, дети). Имеет
первичные представления о некоторых профессиях (продавец, воспитатель,
врач, водитель).
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ К ЗАВЕРШЕНИЮ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (К 7 ГОДАМ)
Ребенок овладевает основными культурными средствами и способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства.
Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы
и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты.
Ребенок владеет способами передачи собственных эмоциональных
состояний, умеет сдерживать проявления негативных эмоций; откликается на
эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния
окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим,
сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально
реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться ее
красотой; бережно относится к животным и растениям.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами
и видами игры, различает условную и реальную ситуации.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены; может оценить свои и чужие
поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о
том, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен
экспериментировать и наблюдать.
Ребенок проявляет познавательный интерес и уважение к явлениям
истории и культуры своей семьи, города, страны; проявляет толерантность,
интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур,
стремится к познавательно-личностному общению с ними.
Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором живет; знаком с произведениями детской
литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности; стремится самостоятельно
преодолевать ситуации затруднения разными способами, в зависимости от
ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Ребенок умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему
алгоритму (3-4 шага); с помощью взрослого может определить свое
затруднение, выявить его причины и сформулировать познавательную
задачу, зафиксировать достижение результата и условий, которые позволили
его достичь.
2. Содержательный раздел.
По действующему СанПиН, максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей пятого года жизни составляет 4 часа. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности – не более 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут. В середине времени отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. С детьми пятого года жизни их проводят не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут.
Организованная образовательная деятельность
|
Базовая образовательная область
|
Периодичность
|
Образовательные области
|
Физическая культура
|
3 раза в неделю
|
Физическое развитие
|
Познание. ФЭМП
|
1 раз в неделю
|
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие
|
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
|
1 раз в неделю
|
Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие.
|
Речевое развитие. Развитие речи
|
1 раз в неделю
|
Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие.
|
Музыка
|
2 раза в неделю
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Художественное творчество:
Рисование
Лепка
аппликация
|
1 раз в неделю
1 раз в две недели
1 раз в две недели
|
Художественно-эстетическое развитие
|
|