Приложение №4 к Техническому заданию
Утверждены
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 28 марта 1996 г. N 12
Срок введения в действие -
с 15 апреля 1996 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
С ИСТЕКШИМ СРОКОМ СЛУЖБЫ
РД-10-112-96
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Список изменяющих документов
(с изм., внесенными письмами Госгортехнадзора РФ
от 03.12.2001 N 12-01/1195, от 03.11.2003 N 12-01/975)
Разработаны и внесены Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями.
Разработаны редакционной коллегией в составе:
Котельников В.С., Жуков В.Г., Невзоров Л.А., Липатов А.С., Чумак-Жунь М.Н., Махутов Н.А., Галимзянов В.Х., Короткий А.А., Стоцкая Л.В., Зарецкий А.А., Иванов С.С., Гудков Ю.И., Дувидович Д.И., Микушевич Ф.Э., Зарудный В.В., Инденбаум А.И., Березин В.Н., Корзников Е.П., Старостин Б.Н.
Ответственные исполнители:
Котельников В.С., Жуков В.Г., Зарецкий А.А., Липатов А.С., Невзоров Л.А., Чумак-Жунь М.Н.
Взамен РД 22-318-91, РД 22-319-92, МУ 36.22.2002-92 и МУ ВНИИПТМАШ в части общих требований.
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает общие требования к периодичности, организации и методам обследования машин с истекшим нормативным сроком службы для определения возможности их дальнейшей эксплуатации и распространяется на организации, имеющие на балансе грузоподъемные машины, а также на организации, осуществляющие обследование грузоподъемных машин.
До выхода последующих частей настоящего документа (в части, не противоречащей настоящему документу) сохраняют свое действие прежние РД и МУ по обследованию кранов, подъемников, вышек с истекшим сроком службы.
2. Термины и определения
В настоящих Методических указаниях используются термины и определения, которые приведены в Правилах ПБ 10-11-92 и ПБ 10-14-92, а также используются следующие специальные термины и определения:
Дефекты - каждое отдельное несоответствие грузоподъемной машины, узла, элемента требованиям, приведенным в рабочей или нормативной документации.
Исправное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором она соответствует всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неисправное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Работоспособное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неработоспособное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего ее способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Предельное состояние - состояние грузоподъемной машины, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление ее работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Критерий предельного состояния - признак или совокупность признаков предельного состояния грузоподъемной машины, установленные нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией.
Документация эксплуатационная - техническая документация (часть общей конструкторской или проектной документации), которая поставляется заводом-изготовителем вместе с грузоподъемной машиной, включающая паспорт, техническое описание и инструкцию по эксплуатации, инструкцию по монтажу и т.п.
Обследование (экспертное обследование) - комплекс работ по техническому диагностированию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, с целью выдачи заключения о возможности и условиях их дальнейшей эксплуатации на определенный период.
Обследование первичное - обследование, проводящееся по истечению нормативного срока службы грузоподъемной машины.
Обследование повторное - обследование, проводящееся по истечению срока, установленного по результатам первичного или предыдущего повторного обследования.
Обследование внеочередное - обследование, проводящееся при возникновении значительных дефектов или неисправностей (или признаков появления этих неисправностей), создающих угрозу для дальнейшей эксплуатации, проводящееся по требованиям, изложенным в информационных письмах заводов-изготовителей или органов госгортехнадзора, либо по просьбе владельца грузоподъемной машины.
Ресурс - суммарная расчетная (или определенная по счетчику моточасов) наработка грузоподъемной машины от начала ее эксплуатации или от возобновления ее эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.
Срок службы нормативный - календарная (или определенная по счетчику моточасов) продолжительность эксплуатации до достижения ресурса базовыми частями (несущими металлическими конструкциями) грузоподъемной машины, записанная в ее паспорте либо установленная в нормативных документах по расчету и проектированию.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности грузоподъемной машины и/или восстановлению ресурса грузоподъемной машины или отдельных ее составных частей.
Ремонт капитальный - ремонт (в пределах срока службы грузоподъемной машины), выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса грузоподъемной машины с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые (при необходимости).
Ремонт полнокомплектный - ремонт, выполняемый для грузоподъемных машин с истекшим сроком службы для восстановления их исправности и ресурса с целью продления их эксплуатации до очередного обследования.
Ремонт текущий - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузоподъемной машины и состоящий в устранении неисправности путем замены и/или ремонта отдельных частей.
Ресурс остаточный - расчетная величина наработки грузоподъемной машины (с момента проведения обследования) до достижения предельного состояния ее базовых частей (несущих металлических конструкций) по критериям усталости.
Специалист-обследователь 1 уровня - специалист, имеющий право на проведение обследования грузоподъемных машин.
Специалист-обследователь 2 уровня - специалист, имеющий право на проведение обследования и принятия решения о продлении срока службы грузоподъемной машины.
Специалист-обследователь 3 уровня - специалист, имеющий права специалистов - обследователей 1 и 2 уровней, а также имеющий право на оценку остаточного ресурса грузоподъемной машины.
Эксплуатация - стадия жизненного цикла грузоподъемной машины до ее списания, на которой реализуются, поддерживаются и восстанавливаются ее качества и которая включает использование грузоподъемной машины по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание, монтаж (демонтаж) и ремонт.
3. Общие требования
3.1. Виды и периодичность обследования
3.1.1. Обследование грузоподъемных машин с целью продления срока дальнейшей эксплуатации необходимо проводить по истечении нормативного срока службы.
3.1.2. Предусматриваются следующие виды обследования грузоподъемных машин с истекшим нормативным сроком службы:
- первичное,
- повторное,
- внеочередное.
Внеочередное обследование выполняется вне зависимости от срока эксплуатации грузоподъемной машины.
3.1.3. Период, на который продлевается срок службы, устанавливается соответствующими нормативными документами.
3.1.4. Количество повторных обследований определяется типом, назначением и условиями эксплуатации грузоподъемной машины и может быть ограничено либо ее техническим состоянием, требованиями безопасности либо экономическими факторами.
3.2. Организация обследования
3.2.1. Обследования грузоподъемных машин должны осуществлять организации, имеющие лицензию (разрешение) Госгортехнадзора России или округов госгортехнадзора согласно РД 10-49. Требования к организации, проводящей обследование, и к ее персоналу изложены в разделе 3.15.
3.2.2. В случае переноса лицензионной деятельности из региона, где получена лицензия, в регионы, обслуживаемые другими органами Госгортехнадзора России, следует руководствоваться п. 4.5 РД 10-49-94.
3.2.3. Обследованию должны подвергаться грузоподъемные машины, находящиеся в рабочем состоянии. Разрешается проведение обследования грузоподъемной машины, находящейся в неработоспособном состоянии, с последующим окончанием обследования и проведения испытаний после приведения ее в работоспособное состояние.
3.2.4. Обследование на предмет продления срока службы рекомендуется совмещать с перемонтажом грузоподъемной машины, проведением текущего ремонта или технического освидетельствования (для стреловых самоходных кранов - с техническим осмотром), желательно в летний период времени. С этой целью сроки до начала проведения обследований грузоподъемных машин, установленных на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, могут увеличиваться до трех месяцев.
3.2.5. Организация, осуществляющая обследование грузоподъемных машин, проводит в установленном законодательством порядке страхование своей ответственности на случай возникновения аварии (поломки, трещин, изгиба, требующих выполнения ремонта или замены) несущих элементов металлических конструкций в период, на который продлен срок службы грузоподъемной машины.
Страхование ответственности на случай возникновения аварии несущих элементов металлических конструкций должно проводиться на основании Положения (правил) страхования.
3.2.6. Передача грузоподъемной машины с истекшим нормативным сроком службы на первичное, повторное или внеочередное обследование должна оформляться приказом по организации, являющейся ее владельцем. Приказ может оформляться на один или сразу на группу грузоподъемных машин. Форма приказа приведена в Приложении А.
3.2.7. Организация, проводящая обследование, должна издать приказ о назначении персонального состава комиссии, которая будет проводить обследование грузоподъемных машин конкретного заказчика. В приказе следует указать Председателя комиссии, одновременно отвечающего за технику безопасности при проведении обследования, и членов комиссии. Минимальный состав комиссии - 3 человека. Рекомендованная форма приказа приведена в Приложении Б.
3.2.8. Владелец грузоподъемной машины должен подготовить к обследованию:
3.2.8.1. Грузоподъемную машину, испытательные грузы, а также выделить крановщика (машиниста, оператора) на период проведения обследования.
3.2.8.2. Оборудование для обследования металлических конструкций и механизмов на высоте (при необходимости).
3.2.8.3. Акт сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию и предыдущий акт нивелировки путей (для грузоподъемных машин, перемещающихся по наземным или надземным рельсовым путям) в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных Госгортехнадзором России.
3.2.8.4. Акт проверки сопротивления изоляции и заземления (при необходимости).
3.2.8.5. Эксплуатационную документацию по грузоподъемной машине.
3.2.8.6. Проект проведенного ремонта (реконструкции), а также сертификаты металла, использованного при проведении ремонта (реконструкции), если эти работы проводились.
3.2.8.7. Справку о характере работ, выполняемых грузоподъемной машиной.
3.2.8.8. Журнал технических обслуживаний (либо вахтенный журнал) с записями о проведенных технических обслуживаниях и текущих ремонтах.
3.2.9. Акт о результатах проведенного обследования с заключением о возможности дальнейшей эксплуатации может быть выдан только на грузоподъемную машину, находящуюся в работоспособном состоянии и выдержавшую статические и динамические испытания.
3.3. Основные работы при обследовании
3.3.1. Обследование грузоподъемных машин должно включать следующие виды работ:
3.3.1.1. Проверку выполненных владельцем грузоподъемной машины работ, предусмотренных п. 3.2.8 настоящего РД.
3.3.1.2. Ознакомление с документацией грузоподъемной машины, представленной владельцем согласно п. 3.2.8 настоящего РД.
3.3.1.3. Проверку состояния металлических конструкций.
3.3.1.4. Проверку состояния механизмов, канатно-блочной системы и др. узлов.
3.3.1.5. Проверку состояния электро-, гидрооборудования.
3.3.1.6. Проверку состояния приборов безопасности.
3.3.1.7. Проверку состояния рельсовых путей (для кранов и тележек, передвигающихся по рельсам).
3.3.1.8. Проверку химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций.
3.3.1.9. Составление ведомости дефектов.
3.3.1.10. Статические и динамические испытания крана.
3.3.1.11. Оценку остаточного ресурса.
3.3.1.12. Оформление результатов обследования.
Примечания.
а) если при выполнении п. 3.3.1.1 комиссией, проводящей обследование, будет выявлено отсутствие у владельца грузоподъемной машины документов, предусмотренных п. п. 3.2.8.2 - 3.2.8.6, данные работы организацией, проводящей обследование (при наличии у нее лицензий на соответствующий вид работ);
б) работы по п. п. 3.3.1.8 и 3.3.1.11 выполняют только в случаях, оговоренных настоящим РД;
в) при проведении внеочередного обследования сокращение объема работ, указанных в п. 3.3.1, определяется комиссией с учетом проверки состояния элементов грузоподъемной машины, вызвавших необходимость проведения этого обследования.
3.4. Ознакомление с документацией
3.4.1. В процессе выполнения работ по п. 3.3.1.2 комиссия, проводящая обследование, должна ознакомиться с имеющейся эксплуатационной документацией, чертежами и расчетами, выполненными при ремонте или реконструкции грузоподъемной машины (при наличии), сертификатами на использованные марки сталей, а также справкой о характере работ, выполняемых грузоподъемной машиной (форма справки приведена в других частях РД), материалами последнего полного технического освидетельствования и предписаниями органов госгортехнадзора и ведомственной службы надзора.
Одновременно комиссия должна ознакомиться с документацией на рельсовые пути (для кранов и тележек, передвигающихся по рельсам).
3.4.2. В процессе изучения документации (чертежей конструкции грузоподъемной машины) рекомендуется составлять рабочую карту обследования. Форма и пример ее заполнения приведены в Приложении В. Рабочая карта обследования должна включать все узлы, соединения и элементы, которые могут быть повреждены при эксплуатации крана. Особое внимание должно быть уделено элементам грузоподъемных машин, работающим на усталость. Рабочая карта является методическим документом комиссии при обследовании и используется только для организации работ и составления окончательного пакета документов, передаваемого владельцу грузоподъемной машины по окончании обследования.
3.5. Проверка состояния металлических конструкций
3.5.1. Обследование металлических конструкций крана должно включать следующие этапы:
- внешний осмотр несущих элементов металлических конструкций;
- проверку элементов металлических конструкций одним из видов неразрушающего контроля;
- проверку качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и других);
- измерение остаточных деформаций балок, стрел, ферм и отдельных поврежденных элементов;
- оценку степени коррозии несущих элементов металлических конструкций.
3.5.2. Перед обследованием металлические конструкции, особенно в местах их возможного повреждения, должны быть очищены от грязи, коррозии, снега, избытка влаги и смазки.
|