ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дополнительного образования
СОГЛАСОВАНО
Председатель экспертного совета
по дополнительному образованию
ГБОУ ВО МГПУ
____________________/ /
Протокол №_____ от _________________
|
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
ГБОУ ВО МГПУ
_________________Е.Н. Геворкян
«_____»______________2015 г.
|
Дополнительная профессиональная программа
(повышения квалификации)
«Организация физического воспитания в системе дошкольного образования»
(72 ч.)
Автор курса:
М.М. Борисова, канд. пед. наук, доцент
Москва, 2015
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы
Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области организации физического воспитания и развития детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Совершенствуемые компетенции
№
|
Компетенция
|
Направление подготовки 050100 Педагогическое образование /44.04.01 Педагогическое образование,
Код компетенции
|
Бакалавриат
|
Магистратура
|
4 года
|
5
лет
|
1.
|
Готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
|
|
ПК-3
|
|
2.
|
Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
|
|
ПК-8
|
|
3.
|
Способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
|
|
|
ПК -1
|
4.
|
Готов к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
|
|
|
ПК-11
|
1.2. Планируемые результаты обучения
№
|
Знать
|
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование/44.04.01 Педагогическое образование,
Код компетенции
|
Бакалавриат
|
Магистратура
|
4 года
|
5 лет
|
1.
|
Знать современные методики и технологии физического воспитания и оздоровления, методы диагностирования достижений обучающихся в области физической культуры
|
|
ПК-3
|
|
2.
|
Знать основы безопасности жизни и здоровья детей, вопросы контроля за физическим развитие дошкольников
|
|
ПК-8
|
|
3.
|
Знать современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса физического воспитания и развития детей на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях, вопросы диагностики и качества образовательного процесса в направлении физическое развитие
|
|
|
ПК-1
|
4.
|
Знать методы и приемы обучения детей движениям, физическим упражнения, закономерности формирования физических качеств
|
|
|
ПК-11
|
№
|
Уметь
|
Бакалавриат
|
Магистратура
|
4 года
|
5 лет
|
1.
|
Реализовывать современные технологии физического воспитания и развития детей в дошкольной образовательной организации
|
|
ПК-3
|
|
2.
|
Планировать и организовывать работу по физическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях
|
|
ПК-3
|
|
3.
|
Создавать оптимальные условия для оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста
|
|
ПК-3
|
|
4.
|
Реализовывать процесс обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям
|
|
ПК-3
|
|
5.
|
Диагностировать уровень физического и развития ребенка, уровень физической подготовленности и на этой основе формулировать задачи совершенствования работы в данном направлении.
|
|
ПК-3
|
|
6.
|
Реализовывать принцип оздоровительной направленности в физическом воспитании детей дошкольного возраста
|
|
ПК-8
|
|
7.
|
Обеспечивать безопасность при проведении физкультурно - оздоровительной работы
|
|
ПК-8
|
|
8.
|
Реализовывать современные технологии культуры здоровья у детей дошкольного возраста
|
|
ПК-8
|
|
9.
|
Реализовывать современные образовательные программы в области физического воспитания и развития детей
|
|
|
ПК-1
|
10.
|
Планировать работу по развитию двигательных способностей, учитывать индивидуальные темпы развития детей
|
|
|
ПК-1
|
11.
|
Реализовывать разнообразные физические упражнения с целью удовлетворения и регулирования индивидуальной потребности детей в движениях, воспитания интереса к активной двигательной деятельности.
|
|
|
ПК-1
|
12.
|
Реализовывать индивидуально -дифференцированный подход в системе физического воспитания в учреждениях дошкольного образования
|
|
|
ПК-11
|
13.
|
Реализовывать методику проведения разнообразных форм физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении
|
|
|
ПК-11
|
Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям:
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции, реализуемые после обучения
|
Код
|
Трудовые действия
|
Код А
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования
|
Общепедагогическая функция. Обучение
|
А/01.6
|
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
|
Воспитательная деятельность
|
А/02.6
|
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
|
Развивающая деятельность
|
А/03.6
|
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
|
1.3. Категория слушателей: воспитатели, педагоги дополнительного образования, инструктора по физической культуре.
1.4. Форма обучения: очно-заочная.
1.5. Режим занятий, срок освоения программы: 6 часов в день, 1 раз в неделю, три месяца.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный (тематический) план
№
п/п
|
Наименование
разделов (модулей) и тем
|
Всего,
час.
|
Виды учебных занятий, учебных работ
|
Формы контроля
|
Лекции
|
Интерактивные занятия
|
|
Базовая часть.
|
12
|
12
|
|
|
1.
|
Модуль 1. Организация физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
|
12
|
12
|
|
Входное тестирование (текущий контроль)
|
1.1
|
Нормативно – правовые основы физического воспитания в дошкольном образовании и в рамках дополнительного образования
|
6
|
6
|
|
|
1.2
|
Обеспечение безопасности и организация контроля в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
|
6
|
6
|
|
|
|
Профильная часть (предметно-методическая)
|
60
|
24
|
36
|
|
2
|
Модуль 2. Методические основы физического воспитания и развития ребенка в соответствие с требованиями ФГОС
|
60
|
24
|
36
|
|
2.1
|
Особенности физического развития дошкольников
|
6
|
6
|
|
|
2.2.
|
Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре в дошкольной образовательной организации – основная форма обучения движениям.
|
6
|
6
|
|
|
2.3
|
Гимнастика в дошкольной образовательной организации
|
6
|
|
6
|
|
2.4.
|
Подвижная игра - основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка
|
6
|
|
6
|
|
2.5.
|
Игры с элементами спорта и спортивные упражнения
|
6
|
2
|
4
|
|
2.6
|
Формы активного отдыха в дошкольной образовательной организации
|
6
|
2
|
4
|
|
2.7
|
Взаимодействие с родителями по физическому воспитанию дошкольников в дошкольной образовательной организации
|
6
|
2
|
4
|
|
2.8
|
Развивающая педагогика оздоровления
|
6
|
6
|
|
|
2.9
|
Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста
|
6
|
|
6
|
|
2.10
|
Использование элементов хореографии как одна из форм дополнительного образования в системе физического воспитания дошкольников
|
6
|
|
6
|
Выходное тестирование (текущий контроль)
|
|
Итоговая аттестация
|
|
|
|
Зачет
|
|
ИТОГО
|
72
|
36
|
36
|
|
2.2. Рабочая программа
№ п/п
|
Виды учебных занятий, учебных работ
|
Содержание
|
Раздел 1. Базовая часть
Модуль 1.Организация физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
|
Тема 1.1.
Нормативно – правовые основы физического воспитания в дошкольном образовании и в рамках дополнительного образования
|
Вид учебного занятия, учебных работ
|
|
Лекция, 6 часов
|
Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников на современном этапе. Физическое воспитание как общественное явление, как приобщение ребенка к физической культуре.
Нормативно – правовые документы и инструктивно – методические материалы, определяющие приоритетные направления совершенствования физического воспитания. Современные подходы к содержанию работы в дошкольных образовательных организациях по физическому воспитанию.
Создание условий для реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС.
Нормативно – правовые документы и инструктивно – методические материалы, определяющие приоритетные направления совершенствования физического воспитания и регламентирующие предоставление дополнительных услуг в образовательных дошкольных учреждениях. Перечень документации для оформления отчетной документации по дополнительным образовательным платным услугам; Перечень нормативных документов «Платные дополнительные образовательные услуги.
|
Тема 1.2.
Обеспечение безопасности и организация контроля в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
|
Лекция, 6 часов
|
Обеспечение безопасности и организация контроля за техническим состоянием физкультурного инвентаря и спортивного оборудования в дошкольной образовательной организации. Нормирование физических нагрузок.
|
Раздел 2.Профильная часть (предметно-методическая)
Модуль 2. Методические основы физического воспитания и развития ребенка в соответствие с требованиями ФГОС
|
|
Вид учебного занятия, учебных работ
|
|
Тема 2.1. Особенности физического развития дошкольников
|
Лекция, 6 часов
|
Развитие моторики ребенка дошкольного возраста. Возрастная динамика развития локомоций. Качественные и количественные показатели уровня развития движений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Понятие о двигательных навыках и умениях, их физиологическая и психологическая сущность. Психолого-педагогические особенности формирования двигательных умений и навыков, закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств. Этапы обучения физическим упражнениям. Понятие «психофизические качества». Классификация психофизических качеств, их характеристика. Особенности и диагностика развития физических качеств у детей дошкольного возраста. Диагностика сформированности моторики у детей дошкольного возраста.
|
Тема 2.2.
Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре в дошкольной образовательной организации – основная форма обучения движениям.
|
Лекция, 6 часов
|
Характеристика форм организации физического воспитания в дошкольной образовательной организации. Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию – основная форма организованного и систематического обучения детей физическим упражнениям. Типы занятий. Структура и содержание занятий. Значение и задачи каждой части занятия. Медико-педагогический контроль на физкультурном занятии. Использование на физкультурных занятиях инновационных педагогических технологий. Особенности проведения физкультурных занятий на воздухе с использованием спортивных упражнений. Индивидуальная работа с отдельными детьми и занятия с небольшими группами. Её значение и содержание в зависимости от психологических и анатомо-физиологических особенностей детей. Своеобразие организации индивидуальной работы в разных возрастных группах. Приемы обучения, дозировка нагрузки с учетом подготовленности занимающихся. Стимулирование двигательной и организованной самостоятельности. Профилактика детского травматизма на физкультурных занятиях. Оснащение физкультурного зала, спортивной площадки и групповой комнаты образовательной организации. Гигиенические условия и технические характеристики оборудования. Использование современного оборудования ортопедические мячи (фитболы), «сухие бассейны», мягкие модули. Приборы, необходимые для диагностики физического состояния дошкольников.
|
Тема 2.3.
Гимнастика в дошкольной образовательной организации
|
Практическая работа, 6 часов
|
Методика обучения строевым упражнениям детей в разных возрастных группах: организация детей, приемы обучения, музыкальное сопровождение. Отработка способов построений в шеренгу, колонну, круг, врассыпную. Отработка способов перестроений. Техника выполнения поворотов, размыкания, смыкания, передвижение строем. Проведение игровых упражнений на закрепление различных построений и перестроений. Основные движения. Отработка техники выполнения разных видов ходьбы в дошкольном возрасте. Игровые упражнения на закрепление разных видов ходьбы. Отработка практических навыков бега. Игровые упражнения на закрепление разных видов бега. Отработка техники выполнения разных видов прыжков: подпрыгивание, спрыгивание, прыжок в длину, в высоту, с места, с разбега, через скакалку. Подготовительные и подводящие упражнения к освоению техники выполнения прыжков. Подбор и проведение игровых упражнений на закрепление разных видов прыжков. Способы выполнения прыжков через короткую скакалку. Подводящие упражнения к обучению прыжкам через длинную скакалку. Отработка практических навыков в разных видах метания (катание, бросание, ловля). Игровые упражнения на закрепление разных способов метания. Подбор и выполнение комбинационных заданий, сочетающих ползание и лазание с другими видами основных движений. Выполнение упражнений в равновесии. Игровые упражнения на развитие равновесия. Общеразвивающие упражнения, особенности выполнения. Правила записи. Требования к подбору и построению комплекса ОРУ. Методика обучения. Использование предметов и снарядов. Освоение исходных положений для туловища, ног, рук. Упражнения с использованием различных предметов и пособий (обручи, гимнастические палки, фитбол-мячи, диск «Здоровья», гимнастический ролик и др.)
|
Тема 2.4
Подвижная игра - основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка
|
Практическая работа, 6 часа
|
Виды подвижных игр. Усложнение и вариативность подвижных игр. Создание условий для проведения подвижных игр в дошкольной образовательной организации. Методика руководства. Особенности методики проведения подвижных игр в различных возрастных группах и смешанных по возрасту группах. Особенности проведения подвижной игры в разных формах работы с детьми. Проведение сюжетных, бессюжетных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов, игр-забав. Проведение народных игр. Проведение малоподвижных игр для детей разных возрастных групп.
|
Тема 2.5.
Игры с элементами спорта и спортивные упражнения
|
Лекция, 2 часа
|
Характеристика и содержание спортивных игр. Спортивный инвентарь для этих игр, условия и место проведения. Обеспечение страховки и предупреждение травм в процессе организации игр с элементами спорта. Особенности методики проведения игр с элементами спортивных игр. Понятие «спортивные упражнения». Виды спортивных упражнений. Специфическое влияние спортивных упражнений на развитие ребенка. Зимние виды спортивных упражнений: катание на санках, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, катание на коньках. Специфическое значение. Техника. Особенности освоения на разных возрастных этапах. Задачи и методика обучения. Летние виды спортивных упражнений: катание на велосипеде, катание на самокатах, спортроллерах, плавание, катание на роликовых коньках. Специфическое значение. Техника. Особенности освоения на разных возрастных этапах. Задачи и методика обучения. Условия обучения детей спортивным упражнениям. Характеристика оборудования для спортивных упражнений. Особенности средств и методов обучения детей дошкольного возраста спортивным упражнениям.
|
Практическая работа, 4 часа
|
Последовательность обучения играм с элементами спорта: подводящие упражнения, специальные упражнения (техника спортивных игр), игра по упрощенным правилам. Общеразвивающие и специальные упражнения для обучения игре с элементами баскетбола. Обучение технико-тактическим приемам игры с элементами баскетбола. Проведение игр, игровых упражнений, эстафет для закрепления навыков игры с элементами баскетбола. Техника владения мячом: держание мяча, передача мяча на месте, в движении, прыжками (двумя руками от груди, сверху, снизу, одной рукой от плеча). Ловля мяча, ведение мяча, броски мяча в корзину. Общеразвивающие и специальные упражнения для обучения игре с элементами футбола. Обучение технико-тактическим приемам игры с элементами футбола. Перемещение, удар внутренней стороной стопы, носком, остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой, ведение внешней стороной подъема, носком. Ведение с изменением направления, скорости, обводка стоек. Приемы игры вратаря. Проведение игр и игровых упражнений для закрепления навыков игры с элементами футбола. Общеразвивающие и специальные упражнения для обучения игре с элементами хоккея с шайбой, мячом. Обучение технико-тактическим приемам: держание клюшки, ведение шайбы толчками, без отрыва клюшки, обводка стоек, бросок шайбы, удар по шайбе, остановка шайбы крюком, ногой, передача шайбы. Проведение игр и игровых упражнений для закрепления навыков игры с элементами хоккея. Общеразвивающие и специальные упражнения для обучения игре с элементами бадминтона. Обучение технико–тактическим приемам: держание ракетки, передвижения, способы держания волана, имитационные удары слева, справа, сверху, подачи: короткая, высоко-далекая, плоская. Проведение игровых упражнений и подвижных игр с воланом без ракетки, с воланом и ракеткой. Общеразвивающие и специальные упражнения для обучения игре с элементами настольного тенниса. Обучение технико-тактическим приемам: держание ракетки, стойка игрока, передвижения игрока, подача и удары без вращения, с нижним и верхним вращением, индивидуальная и парная игра. Проведение игр и игровых упражнений для закрепления навыков игры с элементами настольного тенниса. Обучение технико-тактическим приемам игры в городки: захват биты (глубокий, мелкий, умеренный), стойка, бросок плечевой, локтевой, с кона, с полукона. Знакомство с построением фигур, выбор места, выбивание отдельных городков, фигур с кона, полукона.
|
Тема 2.6.
Формы активного отдыха в дошкольной образовательной организации
|
Лекция, 2 часа
|
Физкультурный досуг. Значение, содержание и специфика физкультурных досугов. Место в режиме дня. Варианты проведения досугов. Физкультурные праздники. Значение, виды, особенности содержания и методики проведения физкультурных праздников в зале и на воздухе. Дни здоровья и каникулы в дошкольной образовательной организации. Обеспечение профилактики переутомления нервной системы, оздоровление, поддержание положительно-эмоционального состояния психики.
|
Практическая работа, 4 часа
|
Методика проведения физкультурных досугов с детьми разных возрастных групп.
Специфика проведения физкультурных праздников в разные сезоны: катание на санках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.
|
Тема 2.7
Взаимодействие с родителями по физическому воспитанию дошкольников в дошкольной образовательной организации
|
Лекция, 2 часа
|
Физическое воспитание ребенка в семье и дошкольной образовательной организации. История вопроса физического воспитания ребенка в семье. История становления сотрудничества детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников. Основы сотрудничества образовательной организации и семьи в физическом воспитании ребенка.
|
Практическая работа, 4 часа
|
Содержание сотрудничества ДОО и семьи в физическом воспитании детей. Основные направления и формы взаимодействия педагогов с родителями по физическому воспитанию детей. Формы работы для просвещения родителей. Формы работы для организации совместной двигательно-игровой и творческой деятельности взрослых и детей. Формы работы для анализа взаимодействия педагогов с семьей в вопросах физического воспитания детей. Педагогические проекты в работе с семьей по физическому воспитанию детей. Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в условиях вариативных форм дошкольного образования.
|
Тема 2.8
Развивающая педагогика оздоровления
|
Лекция, 6 часов
|
Понятие «здоровье», критерии здоровья, группы здоровья. Состояние здоровья детей дошкольного возраста на современном этапе. Биологические и социальные аспекты сохранения, формирования, укрепления здоровья ребенка. Биоритмология: понятие «биологические ритмы», их значение в жизни ребенка. Формирование психологических установок у дошкольников на сохранение и укрепление своего здоровья, навыков здорового образа жизни. Задачи и содержание воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. Организация работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья педагога.
|
Тема 2.9
Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста
|
Практическая работа, 6 часа
|
Медико – гигиенические и педагогические требования к условиям проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Просмотр видеоматериалов и анализ проведения занятий с применением информационно-коммуникационных технологий в физическом воспитании с детьми дошкольного возраста.
|
Тема 2.10
Использование элементов хореографии как одна из форм дополнительного образования в системе физического воспитания дошкольников
|
Практическая работа, 6 часа
|
Классификация средств хореографии и танца для детей 5-6 лет. Требования к организации и проведению занятий. Особенности проведения занятий с применением танцевально – хореографических упражнений. Показания и противопоказания танцевально - хореографических занятий для детей дошкольного возраста. Ознакомление и обучение технике танцевально – хореографических элементов. Составление комплексов танцевально – хореографических упражнений. Просмотр видеоматериалов и анализ проведения занятий с применением танцевально – хореографических упражнений с детьми дошкольного возраста.
|
|