МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный педагогический университет
имени В.П. Астафьева»
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
имени И. ЯРЫГИНА
Спортивное краевое государственное автономное учреждение
АКАДЕМИЯ БОРЬБЫ имени Д.Г. МИНДИАШВИЛИ
Терминология и методика обучения технике борьбы в партере борцов вольного стиля Методические рекомендации Красноярск 2012 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»
Составители:
Константин Семенович Лавриченко, канд.пед.наук, профессорРАЕ Дмитрий Георгиевич Миндиашвили, доктор педагогических наук, академик РАО Рецензенты:
Т.Г. Арутюнян к.п.н., доцент, профессор РАЕ А.Н. Савчук к.п.н., профессор ИФК Терминология и методика обучения технике борьбы в партере борцов вольного стиля: методические рекомендации / сост.: Д.Г. Миндиашвили, К.С. Лавриченко, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012.- 48 с.
Подготовлено для тренеров, учителей физической культуры, спортсменов с целью повышения знания терминологии и владения методикой обучения борьбе в партере.
Оглавление Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Вольная и греко-римская борьба как виды единоборства, формировавшиеся в процессе исторического развития человечества, отвечают двигательным запросам современного человека и популярны среди народов всех континентов. Борьба как упражнение в силе, ловкости, выносливости известна людям с незапамятных времен, а в античной Греции и Риме борьба считалась, прежде всего, методом общефизического воспитания.
Любопытно, что у разных – зачастую изолированных друг от друга народов, применялись различные правила борьбы, но суть их сводилась к одному: повалить противника, уложить его на лопатки, заставить признать себя побежденным.
Спортивные единоборства воспитывают все духовные и физические качества человека и, к тому же, имеют большое прикладное значение.
Наличие в спортивной борьбе различных весовых категорий позволяет заниматься ею всем желающим, независимо от их индивидуальных морфологических особенностей и физического развития. Ярким подтверждением этого является развитие и популярность женской борьбы в мире, и последующее ее включение в Олимпийские игры.
Сложившаяся система образования, к сожалению, не обеспечивает формирования высокой общей и профессиональной культуры тренерапреподавателя. Исследования показали, что высшее и среднее педагогическое образование нуждается в коренных структурнофункциональных изменениях [36].
В настоящее время подготовка кадров в области физической культуры и спорта и высококвалифицированных спортсменов так же претерпевает существенные изменения и проводится в крайне неблагоприятных экономических и социальных условиях развития и преобразования нашего общества. Осуществляется поиск путей и возможностей, которые бы способствовали решению наиболее важных задач подготовки специалистов.
Уровень профессиональной подготовленности тренера, бесспорно, является основой его успеха в работе. Он является важнейшим качеством, определяющим его авторитет у учеников и своих коллег, и включает в себя наличие необходимых знаний, умений и опыта, и возможность наиболее рационально их применять. Тренер-преподаватель должен в совершенстве знать свой вид спорта, быть в курсе всех методических новинок тренировочного процесса, техники и тактики борьбы.
На первой стадии работы с новичками недостаточная теоретическая и практическая подготовленность тренера в глаза не бросается [41]. Однако, через некоторое время, с ростом спортивных результатов учеников, круг их специальных вопросов расширяется, а сами вопросы становятся все более глубокими и сложными. В этот период отставание тренера в теории и практике может оказаться роковым и привести к снижению или полной утрате авторитета.
Другая сторона профессиональной подготовки тренера – владение техникой профессионального общения. Задача эта весьма не простая и достаточно трудоемкая. В ее решении есть как теоретические, так и практические аспекты. Изучение теоретических проблем делового общения – необходимое, но недостаточное условие для осознания личных проблем и проблем взаимоотношений со спортсменами [19]. Важная задача для каждого специалиста физического воспитания и спорта – стремление научиться понимать своих подопечных, знать правила и нормы взаимоотношений, стать «виртуозами» общения и, что наиболее важно, уметь использовать все это в нашей профессиональной деятельности.
Вопрос терминологии – это, по существу, вопрос языка, на котором говорят специалисты. Его ясность и доступность зависит от того, что они вкладывают в смысл тех или иных слов или словосочетаний, то есть от четкости и логичности определений [45]. Со времени появления первых изданий о борьбе и по мере углубления проблематики обсуждаемых в них вопросов в языке специалистов появились термины, в которые они подчас вкладывали не одинаковый смысл.
Предлагаемое учебно-методическое издание преследует цели:
– сформировать у молодых специалистов четкий понятийный аппарат теории спортивной борьбы в партере и сформулировать для них методику обучения технико-тактическим действиям;
– дать возможность будущему специалисту объяснить, согласно принятой терминологии, изучаемые базовые технико-тактические действия, контратаки и комбинации партерной борьбы.
Автор не претендует на то, чтобы представить в этом учебном издании все многообразие знаний о партере в вольной борьбе, которым должен владеть тренер-преподаватель или спортсмен. Его задачи гораздо скромнее. Оно рассчитано в основном на студентов спортивных вузов и начинающих тренеров. В некоторых случаях пособие может оказать помощь и более опытным наставникам, и позволит студентам и специалистам по спортивной борьбе избежать терминологической путаницы.
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ
И ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Борьба – один из самых древних видов спорта. Пройдя длинный путь развития, борьба достигла определенной степени зрелости уже в Древнем Египте, Греции и Риме. Подтверждением этого служат памятники древней культуры, дошедшие до нас в виде рукописей, клинообразных надписей Ассирии и таблиц Вавилона, рисунков на вазах, кубках, стенах пирамид, скульптур Египта, увековечившие образы отдельных борцов, а также изображения отдельных сцен борьбы.
Как свидетельствуют историки и археологи, египтяне еще 5 тысяч лет назад пользовались многими приемами борьбы, которые имеются в арсенале нынешнего поколения любителей этого вида спорта.
Рисунки на стенах гробниц и храмов, относящихся к 3-2 тысячелетиям до н. э. запечатлели борцов в различных положениях. Фигурки борцов воспроизводят приемы из арсенала техники современной вольной и грекоримской борьбы. Причем, большая часть этих изображений посвящена содержанию вольной борьбы. На них зафиксированы основные и промежуточные положения (стойка, партер), четко просматривается различная направленность приемов (защиты, атаки, контрприемы), конечные положения выполняемых приемов из различных классификационных групп [41]. При борьбе в партере египетские борцы применяли захваты ног руками, захваты туловища в сочетании с зацепами и обвивами ног. Присутствие всех этих компонентов доказательно обосновывает существование правил состязаний. Обогащение технического содержания спортивной борьбы, совершенствование условий проведения поединков и прочее логично привело к возникновению правил соревнований.
В античной Греции и Риме борьба считалась, прежде всего, методом общефизического воспитания. Однако борьба появилась как вид состязаний на Олимпийских играх этой эпохи. И даже в панкратионном ее варианте поединки проводились как в стойке, так и в партере.
Атлет Тедеус разработал первые правила спортивной борьбы.
Победителем считался тот, кто трижды бросит соперника на землю, не нанося удары руками и ногами. Разделение на весовые категории тогда не существовало, но было принято деление по возрастному принципу.
В эпоху средневековья борьба как спорт перестает существовать.
Распространены борцовские схватки среди крестьян и горожан, содержавшие не только борцовскую технику, но и ударную. В эпоху средневековья зародились многие национальные виды борьбы.
Несмотря на то, что церковь не поощряла занятия спортом, борьба на протяжении многих веков оставалась любимым народным развлечением во многих странах.
Развитие современной спортивной борьбы началось в конце XVIII -начале XIX века. Центром ее развития становится Франция, где были «реконструированы» традиции и принципы греко-римской борьбы, а приемы, применяющиеся в различных видах борцовских поединков, сложились в единую систему.
Классическая борьба как стиль сформировалась в середине XIX века.
Были разработаны первые правила соревнований борцов. Очень скоро французская борьба получила международное признание.
В 1896 году она была включена в программу первых Олимпийских игр – под названием «Греко-римская борьба», что должно было придать ей международный характер и подчеркнуть преемственность спортивных традиций античности. В начале XX века французскую борьбу называли классической, но в 1991 году в официальный обиход вновь ввели название «греко-римская борьба».
Вольная борьба на международной арене стала культивироваться позже греко-римской. Ее родиной считается Англия, где уже в XVIII веке проводились поединки, напоминающие схватки современных борцов вольного стиля. Со временем эта борьба была завезена в США, где приобрела огромную популярность. Помимо США, наибольшее распространение вольная борьба получила в странах Азии и Ближнего Востока, в то время как в Европе явное предпочтение отдавали «классике».
соревнований по вольной борьбе, а в 1904 году она была включена в программу Олимпийских игр. С 1928 проводятся чемпионаты Европы, с 1951 – мировые чемпионаты.
В 1921 году образуется Международная федерация любителей борьбы – ФИЛА (FILA), объединяющая представителей вольной и греко-римской борьбы. СССР вступил в нее в 1947 году. Руководство ФИЛА много делает для дальнейшего совершенствования спортивной борьбы, повышения ее зрелищности. С этой целью сокращено время схватки, выше оцениваются эффектные высокоамплитудные броски, всячески стимулируют активность борцов и решительно пресекается пассивное поведение на ковре. В СССР в 1924 году был организован первый чемпионат страны по греко-римской борьбе, а в 1945 – по вольной.
В греко-римской борьбе захваты ограничены верхней частью тела, и участники не имеют права пользоваться приемами с действиями ног.
Вольный стиль допускает захваты любой части тела, разрешены захваты ног, подсечки и подбивы. Здесь из греко-римской борьбы, в первую очередь, были взяты переводы в партер, броски через грудь, через спину, которые спортсмены дополняли переводами и бросками захватами за ноги и т.п.
В партере вольной борьбы фундаментальную основу техники составили почти все варианты переворотов и бросков, перенесенные из греко-римской борьбы, с подключением приемов, выполняемых захватами, зацепами и обвивами ног.
В ходе всех поисков и разработок технический арсенал российской школы вольной борьбы сформировался как своеобразный симбиоз различных национальных видов борьбы, который выгодно отличается своим широким диапазоном и вариативностью от техники зарубежных национальных школ вольной борьбы [35].
2. ТЕРМИНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БОРЬБЕ В ПАРТЕРЕ
2.1. Единая классификационная схема основных приемов Борьба как упражнение в силе, ловкости, выносливости известна людям с незапамятных времен, а в античной Греции и Риме борьба считалась, прежде всего, методом общефизического воспитания.
Любопытно, что у разных – зачастую изолированных друг от друга, – народов применялись различные правила борьбы, но суть их сводилась к одному: повалить противника, уложить его на лопатки, заставить признать себя побежденным.
Современная борьба представляет собой вид спорта, сложность которого поставила перед специалистами задачу к упорядоченному распределению техники, тактики, упражнений и т. д. Упорядоченное распределение (классификация), прежде всего, было необходимо в технике борьбы.
Задача классификации состояла в распределении огромного разнообразия техники борьбы на классы и приведение классифицируемого материала в систему, которая будет способствовать дальнейшему целенаправленному исследованию основ спортивной борьбы.
Используя опыт специалистов в каждом виде спортивной борьбы, и приняв за основу классификацию классической и вольной борьбы, была создана единая классификационная схема техники спортивной борьбы [20].
В таблице ниже изложена многоуровневая классификационная схема техники спортивных видов борьбы (классы, подклассы, подгруппы и варианты приемов). Порядковые номера внутри групп означают попытку выстроить их в порядке трудности.
Подгруппы и варианты приемов, проводимых с различными действиями рук и ног в различных Кроме схемы в целом системой является и каждый уровень классификации. Классы объединяют технические действия в стойке или в партере. Подклассы определяют оцениваемые действия борцов (броски, характеризующие основное действие атакующего борца (наклоном, прогибом, вращением и т. д.). Приемы, входящие в отдельные группы, но различающиеся между собой по захватам, действиям ногами и другими особенностями выполнения, представляют собой варианты и по общим признакам объединяются в подгруппы.
Любое возможное в борьбе техническое действие укладывается в данную классификационную систему. Это говорит о важном свойстве классификации – ее гибкости, позволяющей включать в нее новые понятия и определения, не нарушая общей структуры системы.
Одним из преимуществ данной классификации и систематики является то, что она не направлена на отражение специфики какого-либо вида борьбы, а классифицирует происходящее на ковре безотносительно к виду.
Любой из уровней классификации в интересах какого-либо из видов борьбы может быть расширен. Например, на уровне групп для приемов борьбы самбо, которые не связаны ни с прогибом, ни с наклоном атакующего, введена группа бросков сбиванием (подсечкой), скручиванием (которые раньше назывались выведением из равновесия), седом (называемые раньше бросками через голову).
Такая классификационная схема целесообразна потому, что классификация имеет возможность развиваться. Изучение техники борьбы перемещение отдельных известных ныне приемов внутри данной классификации.
2.2. Определение основных понятий в партере вольной борьбы Терминология спортивной борьбы базируется на определениях основных понятий [17].
Техника борьбы – совокупность разрешенных правилами соревнований атакующих, защитных и контратакующих технических действий, применяемых для достижения победы.
технических действий.
Атакуемый – борец, по отношению к которому выполняется прием или комбинация технических действий.
Контратакующий – борец, выполняющий контрприем.
Основные положения в борьбе – положения борца, принимаемые им в процессе борьбы (стойка, партер, мост, полумост).
Стойка – положение, в котором борец ведет борьбу стоя на ногах.
Партер – положение, в котором борец стоит на коленях, упираясь руками в ковер.
Мост – положение, в котором борец, прогнувшись, упирается в ковер лбом и расставленными на ширине плеч ступнями.
Полумост – положение, в котором борец, прогнувшись, упирается в ковер откинутой назад головой, плечом или боком и ступнями.
Захват – действие, при котором борец удерживает рукой (руками) какую-либо часть (части) тела противника (разрешенную правилами соревнований) с целью атаки, защиты или контратаки.
Простой захват – действие, при котором борец удерживает руками часть тела противника.
Сложный захват – действие, при котором борец удерживает руками две части тела противника.
Комбинация захватов – такое сочетание различных захватов в партере или стойке, при котором противник, защищаясь от одного захвата, создает благоприятные условия для выполнения последующего.
Тактическая подготовка захвата – рациональное использование различных тактических действий, позволяющих атакующему отвлечь внимание противника от задуманного захвата и затем выполнить его.
Захват одноименной руки – действие, при котором борец захватывает противника правой рукой за правую руку или левой рукой за левую Захват разноименной руки – действие, при котором борец захватывает противника правой рукой за левую руку или левой рукой за правую Захват ближней руки – действие, при котором атакующий захватывает в стойке или партере противника за руку, находящуюся ближе к нему.
Захват дальней руки – действие, при котором атакующий захватывает в стойке или партере противника за руку, находящуюся дальше от него.
Захват рычагом – действие в партере, при котором атакующий, находясь сзади-сбоку от противника, захватывает из-под его разноименного плеча свое предплечье, наложенное ему на шею.
Захват ближней руки рычагом – действие в партере, при котором атакующий, находясь сзади-сбоку от противника, захватывает его разноименное предплечье изнутри, а другой рукой – свое предплечье снизу из-под одноименной руки противника.
Захват дальней руки рычагом – действие в партере, при котором атакующий, находясь сзади-сбоку от противника, захватывает его разноименное предплечье под туловищем, а другой рукой – свое предплечье из-под одноименной руки атакуемого.
Захват шеи из-под плеча – действие в партере, при котором атакующий, находясь сбоку или сзади от противника, подводит руку под его ближнее одноименное плечо и соединяет на шее пальцы своих рук в крючок.
Захват шеи из-под дальнего плеча – действие в партере, при котором атакующий, находясь сзади-сбоку от противника, подводит руку под его одноименное дальнее плечо и соединяет на шее пальцы своих рук в крючок.
Захват шеи из-под плеч – действие в партере, при котором атакующий, находясь сбоку или сзади от противника, подводит свои руки под плечи его одноименных рук (находясь спереди, он подводит свои руки под плечи разноименных рук) и соединяет на шее пальцы своих рук в крючок.
Захват шеи с плечом – действие на мосту, при выполнении которого борец подводит руку под разноименное плечо противника, другой рукой захватывает его шею и соединяет пальцы своих рук в крючок.
Захват шеи с плечом сверху – действие в стойке, в партере, при выполнении которого борец захватывает голову противника под плечо своей руки, а второй рукой захватывает плечо его разноименной руки сверху и соединяет пальцы своих рук в крючок (или захватывает свое предплечье).
Захват туловища с рукой – действие, при выполнении которого борец захватывает руку и туловище противника между своими руками, соединяя пальцы рук в крючок (или захватывая свое запястье, предплечье).
Захват шеи с плечом сзади (сбоку-сверху) – действие в партере, при выполнении которого борец, находясь сзади (сбоку) противника, зажимает его ближнее плечо и шею между своими руками, соединяя пальцы своих рук в крючок или захватывая свое запястье.
Захват предплечья изнутри – действие в партере, при выполнении которого борец, находясь, например, справа от противника, захватывает правой рукой предплечье его правой руки с внутренней стороны.
Обратный захват туловища – действие в партере, при котором борец, находясь сбоку от противника грудью к его ногам, захватывает его туловище сверху, соединяя пальцы своих рук в крючок или захватывая свое запястье, предплечье.
Ключ – захват, применяемый в партере, при котором борец, находясь сзади или сбоку от противника, зажимает его одноименное плечо между своим плечом и предплечьем, накладывая кисть на лопатку.
Крючок – способ соединения рук, при котором согнутые пальцы борца соединены.
Перекрывание ноги – действие в партере, при котором борец ставит ногу на колено впереди одноименного колена противника.
Высед – действие, при котором борец, выставляя одну ногу вперед, а другую, отставляя назад, садится на ковер.
Основные технические действия в борьбе – приемы, защиты, контрприемы, комбинации.
Прием – атакующее техническое действие, с помощью которого борец добивается чистой победы над противником или преимущества.
Защита – техническое действие, с помощью которого можно отразить атаку или контратаку противника.
Контрприем – ответный прием на прием или контрприем противника.
Комбинация – сложное атакующее технико-тактическое действие, в котором защита или контрприем в ответ на первый прием создают благоприятные условия для выполнения последующего приема или контрприема.
Связка – сочетание различных технических действий, последовательно выполняемых борцом из стойки в партер или в обратном порядке.
Бросок – способ выполнения приема в партере с отрывом противника от ковра и с последующим падением его на спину, на бок или грудью Броски наклоном – приемы борьбы, при выполнении которых атакующий отрывает противника от ковра и, наклоняясь вперед, падает с ним, стараясь перевернуть его спиной к ковру.
Скручивание – сваливание, выполняемое поворотом противника вокруг продольной или косо направленной оси его тела.
Переворот – способ выполнения приема в партере без полного отрыва противника от ковра.
Перевороты скручиванием – приемы борьбы в партере, при выполнении которых атакующий борец переворачивает противника к себе, от себя или за себя спиной к ковру.
Перевороты забеганием – приемы борьбы в партере, при выполнении которых атакующий переворачивает противника спиной к ковру, заходя ногами вокруг его головы (или зашагивая) и опираясь на него верхней частью туловища.
Перевороты переходом – приемы борьбы в партере, при выполнении которых атакующий борец переворачивает противника спиной к ковру, перемещаясь через него на другую сторону.
Перевороты перекатом – приемы борьбы в партере, при выполнении которых атакующий борец переворачивает противника спиной к ковру через его голову.
Перевороты накатом (накаты) – приемы борьбы в партере, при выполнении которых атакующий, захватив противника сзади и переходя на мост, переворачивает его через себя или, переходя на полумост, переворачивает атакуемого спиной к ковру через его голову.
Перевороты прогибом – приемы борьбы в партере, при выполнении которых атакующий, прогибаясь назад, переворачивает противника спиной к ковру, а сам ложится грудью вниз.
Броски накатом – приемы борьбы в партере, при выполнении которых атакующий, захватив противника сзади и переходя на мост (полумост), бросает его спиной к ковру, перебрасывая его ноги через голову.
Забегание на мосту – действие, выполняемое борцом путем захождения ногами вокруг своей головы.
Переворот с моста – действие, при котором борец отталкивается одной или двумя ногами от ковра и переворачивается через голову.
Уход с моста – действие, с помощью которого борец избегает чистого поражения и оказывается в положении грудью к ковру.
обращенным к ковру спиной.
Дожим – действие, в результате которого атакующий борец вынуждает противника, находящегося в опасном положении, лечь на спину.
Выход наверх – действие борца в партере, в результате которого он переходит из положения нижнего в положение верхнего.
Накрывание – контрприем, выполняемый при борьбе в партере, в результате которого атакующий оказывается внизу.
Отключить руку (руки) – действие в партере, при котором атакующий борец лишает противника возможности оказать активное сопротивление захваченной рукой.
Разворот – действие борца, при выполнении которого он, падая назад в прогнутом или отклоненном положении, начинает поворачиваться грудью вниз, не касаясь ковра.
Сковывание – действие борца, заключающееся в удержании руками отдельных частей тела противника с целью ограничения свободы его активных действий, физического, морального утомления и отвлечения внимания от подготавливаемого приема.
Обманное действие – действие, при выполнении которого борец совершает различные движения руками, туловищем, ногами, намеренно не доводит начатый прием до конца, вынуждая противника принять определенную защиту или начать выполнение приема, и тем самым создает благоприятные условия для выполнения задуманного атакующего или контратакующего технического действия.
Выведение из равновесия – действие в стойке или в партере, при выполнении которого борец, оказывая физическое воздействие на противника в различных направлениях (вперед, назад, в сторону, вниз), вынуждает его переместить общий центр тяжести за границу площади опоры и тем самым потерять устойчивое положение, которое и использует для выполнения атакующего технического действия.
Пассивная защита – когда нижний борец, противоборствуя с атакующим борцом, не дает ему осуществить задуманный захват, не способствует обострению рабочих ситуаций, не нападает на атакующего.
Активная защита – когда атакующему борцу удалось выполнить первичный (начальный) захват, и он начинает осуществлять свой тактико-технический замысел, а нижний активными движениями начинает освобождаться от захватов, идя на обострение ситуации.
3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ
ДЕЙСТВИЯМ И БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ
ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ
3.1. Структура расположения основной части изучаемого материала и последовательность его прохождения Последовательность изучения программного материала по партерной борьбе схематично изображена на рисунке 1 [28].
Рис. 1. Схема последовательности изучения программного материала Структурная схема основной части изучаемого материала представлена ниже на рисунке 2.
Рис. 2. Структурная схема основной части изучаемого материала Усвоение «базовых» приемов первого и второго дисциплинарных блоков заканчивается разучиванием пассивной защиты от изученных технических действий (ТД) соответствующего блока. Активная защита и контратаки атакуемого борца входят в третий блок программы и осваиваются занимающимися после изучения учебного материала первых двух блоков. Четвертый блок дисциплины «Борьба в партере» содержит «базовые» и часто применяемые борцами комбинации технических действий (технико-тактические комплексы – ТТК).
При распределении тренировочного материала в структурные блоки и определении последовательности его изучения соблюдались дидактические принципы теории и методики физического воспитания.
Использовался блоковый принцип объединения учебного материала, исходя из задач, решаемых на отдельных этапах подготовки специалистов.
Блоковый принцип обеспечивает преподавателям и тренерам возможность творчески подходить к планированию тренировочного материала различных блоков программы при решении конкретных задач подготовки спортсменов и учителей школ, способных обучать спортивной борьбе.
Этот принцип объединения учебного материала используют ведущие специалисты спортивной борьбы [32; 36; 41].
Элементы самостраховки и специальные подготовительные упражнения борца объединены вместе и выделены за пределы первого структурного блока дисциплинарной программы из-за того, что изучаются они на первом же практическом занятии и повторяются постоянно на каждом последующем занятии в его подготовительной части. Этот раздел состоит из соответствующего учебного материала комплексной программы по физической культуре общеобразовательной школы [18].
Специальные подготовительные упражнения борца 1. Кувырки и их разновидность.
|