Скачать 349.18 Kb.
|
Куйбышев Л.А. Генеральный директор Заслуженный работник культуры Чернецкая Н.М. Зам. генерального директора Браккер Н.В. Главный специалист ОАО «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (ОАО «Центр ПИК») Арт-медиа издания и библиотеки. Проблемы и перспективы История и проблемы российской мультимедиа индустрии Еще на первой конференции EVA’98 Москва был представлен наш доклад «Организационно-социальные проблемы развития и использования новейших информационных технологий в сфере культуры и образования и возможные пути их решения», посвященный, в основном, мультимедиа изданиям по культуре и искусству. В этой статье мы хотели бы показать, что изменилось за прошедшие 10 лет. К сожалению, при рассмотрении проблем, связанных с зарождением и эволюцией информационного общества в мире, его проявлением и функционированием в нашей стране, вопросам электронных мультимедиа изданий, как одной из неотъемлемых частей информационного мира, уделяется чрезвычайно мало внимания. И это несмотря на то, что история появления и функционирования электронных изданий представляет собой одну из главнейших проблем, отражающих становление информационного сообщества. В ней, как в капле воды, отчетливо проявляются проблемы не только технологического, но и юридического, политологического, культурологического характера, поэтому анализ развития рынка электронных изданий, особенно мультимедиа изданий на CD-ROM может быть не только полезным, но и жизненно важным для понимания законов функционирования всего информационного сообщества в целом. Однако, ни в журналах, ни в специальной литературе, ни в Интернет вопросы, связанные со становлением и функционированием рынка мультимедиа изданий на CD-ROM, работой самих электронных издательств, соответствующие правовые проблемы и пр. - не находят должного рассмотрения и анализа. Приступая к настоящему обзору, сразу необходимо сказать о двух ограничениях:
Рынок электронных отечественных мультимедиа изданий начал формироваться в России с 1992 года, в течение которого были выпущены первые программные продукты на CD-ROM. Первые российские издательства – Коминфо, Интерсофт, Артинфо, Media Mechanics. Первоначально издатели ориентировались преимущественно на тематику, связанную с российским культурным наследием, а именно - памятниками архитектуры, произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, скульптурой, иконописью. Так, самыми первыми CD-ROM стали мультимедиа издания «Московский Кремль» издательства «Коминфо» и «Сокровища государственного Эрмитажа» издательства «Интерсофт», разработанные и выпущенные ещё под MS DOS. Затем, постепенно, тематика CD-ROM существенно расширилась и распространенными темами электронных изданий последующих лет, с 1994 года по настоящее время, стали различные области знания - точные науки, история, география, биология, иностранные языки, диски по искусству, учебные издания, медицина и пр. Изменение тематики электронных изданий связано, в первую очередь, с конъюнктурой рынка - формированием структуры покупательского спроса, определением ценовых ниш различных категорий электронных изданий, появлением у большого числа домашних пользователей достаточно мощных персональных компьютеров, оснащенных оборудованием и системным программным обеспечением мультимедиа. За прошедшие годы облик российского электронного издательства мало изменился. В большинстве случаев, это небольшая компания, либо подразделение крупной и устойчивой коммерческой структуры, связанной с бизнесом в области технических компьютерных средств или технологий, численностью 10-15 человек. Ежегодно на российском рынке мультимедиа CD-ROM работает много компаний, в последние годы – до 300 компаний в год. В том числе – до 100 компаний в разные годы выпускали мультимедиа диски по культуре и искусству. Но из них лишь 15-20 компаний добились серьёзного успеха и полностью стали высокотехнологичными и конкурентоспособными профессиональными командами, устойчиво и постоянно работающими на отечественном рынке мультимедиа продукции. Большинство же компаний, научно-технических и информационных центров, НИИ, учебных заведений и учреждений за это десятилетие появлявшихся на отечественном рынке, выпускали от одного до нескольких электронных мультимедиа изданий на CD-ROM и исчезали с рынка. Основные причины данного явления, безусловно, имеют экономическую природу:
Количество производителей электронных мультимедиа изданий на CD-ROM за время существования российского рынка существенно менялось. По разным данным число разработчиков (издателей) достаточно сильно колеблется. Это связано с тем, что не все аналитики учитывают в своих данных «разовых» издателей. Тем не менее, общая тенденция быстрого первоначального роста числа разработчиков (издателей), с максимумом в 1998 году, а затем постепенным спадом у всех аналитиков практически не отличается. Динамика изменения числа разработчиков по годам в течение пятнадцати лет представлена на Диаграмме 1. Из диаграммы видно, что, начиная с 2-х – 8–ми в 1992-1994 годах это число резко возрастало с 1994 года, и в 1998 году перешло за 100, затем, в связи с дефолтом, стало постепенно (не так резко, как можно было ожидать!) сокращаться, и в 2002 году составляло примерно 75 издательств. Затем число разработчиков (издателей) оставалось примерно на одном уровне до настоящего времени. Диаграмма 1 Интересно распределение этих издательств по организационной структуре. По данным Юмашевой Ю.Ю. (ранее работала в издательстве “КОРДИС & МЕДИА”), за первое десятилетие общее количество издательств, так или иначе появившихся на отечественном рынке составило 294, в том числе:
Аналогичную по отношению к изменению общего числа разработчиков тенденцию имеет и общее число выпущенных за первое десятилетие электронных мультимедиа изданий на CD-ROM с подъёмом до 1998 года и последующим спадом. При этом максимальное количество CD-ROM было выпущено в 1997 году – 471 и в 1998 году – 615. На выставке мультимедиа продукции, проводимой параллельно с конференцией EVA’98, было представлено более 130 дисков CD-ROM по культуре, искусству и образованию 30 различных производителей. Характер диаграммы 2, на которой представлено число выпущенных за это десятилетие электронных мультимедиа изданий на CD-ROM по культуре и искусству, заметно отличается от предыдущей диаграммы - можно отметить кратковременный спад после 1998 года, а затем резкий подъём, и снова спад. Подъём объясняется существенным повышением технического и технологического уровня издателей, а последующий новый спад - не только общими экономическими условиями, но и быстрым развитием Интернета, частично «оттянувшего» на себя усилия издателей. Диаграмма 2 К сожалению, надежды на серьёзное развитие рынка после некоторой стабилизации экономических условий не оправдались, и Россия по-прежнему чрезвычайно далеко от развитых стран, где число издателей исчисляется сотнями и тысячами. Общее количество произведенных в России электронных изданий, включая локализованные, также по-прежнему на 2 - 3 порядка меньше, чем, например, в США. Типичный первый тираж электронного издания на сегодняшний день не увеличился и составляет, как правило, 3-5 тысяч экземпляров, что на порядок меньше тиражей зарубежных аналогов. В рамках проекта, на старте поддержанного Министерством культуры Российской Федерации и Институтом «Открытое общество» (фонд Джорджа Сороса, Россия), Центр ПИК разработал и продолжает пополнять электронный иллюстрированный каталог российских мультимедиа CD-ROM по культуре, искусству и образованию (http://www.museum.ru/CPIK_KATALOG_CD-ROM/). На основе анализа этого каталога можно сделать следующие выводы:
Распределение выпущенных и включённых в каталог дисков по тематике достаточно разнообразно. Это распределение приведено в таблице 1 Таблица 1
|
Новое в электронных системах нормативно-технической информации март 2009 года Издание новых документов ОАО "Центр проектной продукции в строительстве" (оао "цпп") |
Для нужд ао «Северо-Восточный ремонтный центр» Данная типовая Документация о закупке соответствует требованиям «Положения о закупке товаров, работ, услуг» ОАО «сврц», утвержденного... |
||
Для нужд ао «Северо-Восточный ремонтный центр» Данная типовая Документация о закупке соответствует требованиям «Положения о закупке товаров, работ, услуг» ОАО «сврц», утвержденного... |
Для нужд ао «Северо-Восточный ремонтный центр» Данная типовая Документация о закупке соответствует требованиям «Положения о закупке товаров, работ, услуг» ОАО «сврц», утвержденного... |
||
Национальный гост р стандарт Разработан федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в... |
Департамент физической культуры и спорта города москвы Государственный научный центр Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна фмба россии |
||
Департамент физической культуры и спорта города москвы Государственный научный центр Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна фмба россии |
На закупку оргтехники, расходных материалов и программного обеспечения... Данная типовая Документация о закупке соответствует требованиям «Положения о закупке товаров, работ, услуг» ОАО «сврц», утвержденного... |
||
«Организация досуга населения на территории парковой зоны мбу «Центр... Мбу «Центр культуры Ягоднинского городского округа», в том числе, сроки и последовательность административных процедур и действий,... |
Данная типовая Документация о закупке соответствует требованиям «Положения... Камаз 43118 атз-12Б, необходимого для выполнения производственных заданий ОАО «Северо-Восточный ремонтный центр» |
||
Межгосударственный стандарт стеклопакеты клееные строительного назначения Разработан ОАО «Институт стекла», ОАО «цниипромзданий», Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя... |
Строительные нормы и правила Зао «Ленгипротранс», зао «Ленпромтранспроект», зао «Институт Харьковский Промтранспроект», Петербургский государственный университет... |
||
Оао «центр проектной продукции в строительстве» прайс-лист на нормативную, методическую Оао «цпп» нормативной, методической, типовой проектной документации и справочно-информационных и других изданиях для строительства,... |
Оао «ржд» котировочная документация №1446/зктэ-горьк/18 г. Нижний Новгород 2018г. Утверждаю Закупка осуществляется для нужд Дирекции социальной сферы Горьковской железной дороги – филиала ОАО «ржд» |
||
«согласовано» Ит-оборудования (далее – Участники) к участию в процедуре открытого запроса предложений (далее – Запрос предложений) на право заключения... |
Приказ от 01 октября 2015 года. №43 Об утверждении антикоррупционной... Муниципальное бюджетное учреждение культуры верхнеуфалейского городского округа «центр искусств» |
Поиск |