В. Б. Хаптанов1, Ю. Б. Башкуев1, М. Г. Дембелов1


Скачать 25.99 Kb.
Название В. Б. Хаптанов1, Ю. Б. Башкуев1, М. Г. Дембелов1
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы

УДК 550.837.76

В.Б. Хаптанов1, Ю.Б. Башкуев1, М.Г. Дембелов1



Георадарное зондирование акватории озера Байкал в зимнее время1

Аннотация. Георадар «Око-2» [1] успешно использован при исследовании ледовой обстановки с борта высокопроходимой скоростной техники типа вездехода на воздушной подушке «Хивус». Вездеход позволяет развивать скорость до 70 км/ч. При этом георадар не накладывает ограничений на скорость передвижения.

Ключевые слова: георадарное зондирование, ледовая обстановка, вездеход на воздушной подушке.
Об авторах:

1 Институт физического материаловедения СО РАН, Улан-Удэ
19-20 марта 2014 г. была произведена георадарная съемка ледового покрова на протяжении 90 км в районе сора Черкалово с выходом в открытый Байкал и вдоль авандельты р.Селенга по направлению к базе Байкальского государственного заповедника (Рис. 1).
маршрут хивуса3

Рис. . Схема георадарного профиля протяженностью 90 км, выполненного на борту вездехода на воздушной подушке «Хивус»

Первой целью маршрута исследовательского катера была огромная полынья (пропарина) размером в диаметре около 50 м, образовавшаяся в месте сильного газовыделения со дна Байкала. Схема данной части маршрута до полыньи приведена на рис. 2.


схема_полыньи.jpg

Рис. . Схема части маршрута до полыньи в месте газовыделения через опасное место истончения льда в районе прорвы сора Черкалово

Радарограмма толщины льда от береговой зоны напротив базы БИП СО РАН МЭОЦ «Истомино» до полыньи протяженностью 16 км представлена на рис.3. Кажущаяся размытость верхней и нижней кромок ледового покрова обусловлена колебанием высоты антенного блока георадара над поверхностью льда вследствие качания корпуса вездехода на воздушной подушке на неровностях снежно-ледового покрова, осложненного торосами, при движении со средней скоростью около 30 км/час. В заливе Сор Черкалово толщина льда составляет в среднем 1,1 м. За пределами залива в открытом Байкале толщина льда снижается до 0,6 м. Радарограмма заканчивается в месте остановки катера в 20 м от края полыньи на отметке толщины льда 0,4 м.

Рис. . Радарограмма толщины льда на профиле «Истомино – полынья». Георадар «Око-2. Антенный блок АБ-1700 ( fц = 1700 МГц )

В районе прорвы косы, окаймляющей залив имеется обширная зона истончения льда размерами более 400 м. Толщина льда уменьшается в несколько раз и местами почти до 0 (рис. 4).

истомино-полынья_огиб_крупнее.jpg

Рис. . Фрагмент радарограммы в месте истончения льда

Большая протяженность маршрута георадарного зондирования с борта катера на воздушной подушке позволила выявить места обитания байкальской нерпы. Радарограмма на участке профиля длиной 60 м показывает наличие скопления «продухов» - отверстий во льду, создаваемых нерпой для поддержания своей жизнедеятельности (рис. 5).

23_продухи фин

Рис. 5. «Продухи» байкальской нерпы на радарограмме георадара «Око-2»
Библиографический список
1. Радиотехнический прибор подповерхностного зондирования (георадар) «Око-2». Техническое описание. Инструкция по эксплуатации. ООО “Логические Системы”. Москва, 2006г.

V.B. Khaptanov, Yu.B. Bashkuev, M.G. Dembelov

GPR sounding of Baikal area in winter


Abstract. GPR "The Eye 2" [1] successfully used in the study of ice conditions on board the high-speed equipment such as high permeability terrain vehicle on an air cushion "Khivus." ATV allows you to reach a speed of 70 km / h. This GPR does not impose restrictions on the movement speed.

Keywords: GPR sounding, ice conditions, all-terrain vehicle on an air cushion.


1 Доклад подготовлен при финансовой поддержке гранта РФФИ №15-45-04355р_сибирь_а.



Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск