Скачать 224.41 Kb.
|
Использование дискуссий в образовании. «Молчание вообще похвально, но молчание при учении не похвально» (Иерусалимский Талмуд «Берахот») «Заученных знаний недостаточно, чтобы учить людей - непременно надо прислушиваться к тому, что они спрашивают» (Мо-цзы). «Учишь – ссылайся на книги, сообщаешь о чем-нибудь – приводи доказательства» (восточная мудрость) «В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными» (Абу-ль-Фарадж) Диалог – разговор, обмен мнениями двух или более реальных, собирательных, условных или вымышленных лиц. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. СПб. Питер. 2004г. С.306 (греч. dialogos – разговор) разговор, способ поиска истины в ходе беседы, спора или дискуссии, сложившийся как традиция в античном мире (Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М. Эксмо. 2005) -форма устной или письменной речи, разговор двух или нескольких лиц. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. –М.: Высшая школа, 2004. С. 79. Дискуссия – коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. Тема дискуссии объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т.п. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь. Академия. 2001г. С.82 в педагогике трактуется следующим образом.: 1. Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; 2. Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. (Психолого-педагогический словарь. Автор-составитель Мижериков В.А. Р-н-Д. Феникс. 1998). -(от лат. discussion – исследование, рассмотрение) всестороннее коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений Н.А. Морева Современная технология учебного занятия М.: Просвещение, С. 46 -(учебная) форма организации обучения (учебно-исследовательской познавательной деятельности) с ориентацией на специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлексивного мышления, направленная на осознанный и упорядоченный обмен идеями, мнениями, суждениями в группе с целью поиска правильных ответов. Среди факторов, помогающих лучше усвоить обсуждаемый материал, выделяются следующие: ознакомление каждого участника с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов к одному и тому же предмету или явлению: допущение различных, несовпадающих мнений и предложений об обсуждаемом предмете; возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений или решений; побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. –М.: Высшая школа, 2004. С. 79. Диспут – спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь. Академия. 2001г. С.82 Мозговой штурм – методика активизации группового поиска идей, решения проблемы. Обстановка в процессе ее применения должна быть непринужденной, люди раскованными, никакой критики и самокритики. Мнение каждого считается ценным и обсуждается. Можно высказывать любые предположения, в том числе парадоксальные и нереальные. (Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. Минск-Москва 2001) (мозговая атака, брейн сторминг) методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решения (Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М. Эксмо. 2005) Дискуссия – компетентное обдумывание или размышление, которое основано на знании и понимании. Цель дискуссии – само обсуждение. Другие – достижение соглашение по определенному вопросу; разъяснение собственных взглядов и позиций других по проблеме; достижение более глубокого понимания; выявление многовариантности перспектив решения вопроса; приобретение умения занимать и отстаивать свою позицию или точку зрения; улучшение навыков умения слушать. Тема должна содержать конфликт между конкурирующими ценностями. Основная цель дискуссии – обсуждение, углубление понимания представленной темы; узнать как можно больше фактов или прийти к общему согласию, увидеть имеющиеся взгляды, высказать свою позицию, подобрать аргументы и контраргументы по рассматриваемой теме, обменяться имеющимся опытом. Не всегда легко вовлечь учащихся и взрослых в дискуссию. Среди основных причин скованности и нежелания участвовать в обсуждении психологи и педагоги выделяют низкую самооценку, опасение быть осмеянным, предписывание успеха удаче или случайности, опасение встретить агрессию как следствие культурных или иных различий, боязнь конфликтов, неумение общаться. Способы вовлечения в дискуссию: 1. Положительный климат в классе (уважительное отношение друг к другу). 2. Демократические нормы обсуждения, запрещение оскорбительных выпадов. 3. Подготовка учащихся к обсуждению – изучение информации по обсуждаемой теме, время на формирование вопросов и точек зрения («репетиция размышлений») 4. Сохранение баланса между обсуждениями в больших и малых группах. При обсуждении в большой группе стоит представлять время для обсуждения в малых группах. 5. Обучение навыкам приглашения к обсуждению и предотвращению доминирования при обсуждении. 6. Предоставляйте достаточное количество времени. 7. Обсуждать дискуссию после ее окончания. Необходимо в ходе дискуссии договариваться об общем понимании терминов, а также общем понимании темы или проблемы. При этом дискуссии могут преследовать разные цели - обсуждение проблемы, достижение согласия, прояснение позиций, углубление понимания вопроса, нахождение различных вариантов решения и видение этой вариативности, развитие умений занимать и отстаивать свою точку зрения, улучшение навыков активного слушания. Необходимо, чтобы у участников было достаточно материалов для обсуждения проблемы. Перед началом дискуссии важно выработать правила работы. Один из вариантов может быть следующим: ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХОДЕ ДИСКУССИИ Один из возможных вариантов 1. Правило поднятой руки. 2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным. 3. Критикуя, предлагать. 4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать). 5. Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент). 6. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику). 7. Не навязывать свое мнение. 8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям. 9. Избегать поучений. 10. Сдерживать эмоции. 11. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи. 12. Иллюстрировать свои мысли примерами. 13. Говорить от своего имени. 14. Активно участвовать. 15. Быть искренним. 16. Быть лаконичным и соблюдать регламент. 17. Подводить итоги в виде рефлексии. 18. Давать возможность высказаться каждому. 19. Следить за рекомендациями ведущего. 20. Любая позиция должна быть рассмотрена. Задание. Выберите из перечисленных правил 5, которые Вы считаете наиболее важными при организации дискуссии. Поясните свою позицию и приведите примеры. Какие еще правила Вы могли бы добавить в этот список? Есть ли правила, с которыми Вы не согласны? При организации дискуссии среди учителей следует постараться ответить на три важных вопроса: Нужна ли участникам дискуссии предварительная подготовка (чтение материалов, поиск дополнительной информации и т.п.)? Как добиться участия всех в дискуссии и нужно ли это делать? Каким должно быть участие преподавателя в дискуссии? После этого стоит уделить время проработке основных элементов будущей дискуссии. Основные элементы дискуссии: 1. Наличие темы (проблемы). 2. Столкновение позиций и разные мнения (наличие конфликта). 3. Определенные временные рамки. 4. Наличие обратной связи (готовность сторон к обсуждению). 5. Распределение ролей. Выбранная для дискуссии формулировка темы должна соответствовать основным характеристикам: -проблемность (поливариантность, наличие разных подходов, столкновение мнений, там, где нет спора и все согласны бессмысленно проводить дискуссию); -ясность (однозначность понимания проблемы, выделение одной проблемы, тема не должна давать возможность для обсуждения огромного числа проблем, иначе оно может растянуться до бесконечности); -компетентность участников (соответствие сложности дискуссионного вопроса уровню подготовки обсуждающих); -корректность (не должны задеваться личные чувства участников дискуссии, формулировка темы должна соответствовать принципу научности); -объективность (формулировка темы не должна оказывать давления на тех, кто ее обсуждает). Следующим шагом, после выбора темы дискуссии является распределение ролей. Их может и не быть, но ведущего (модератора) лучше иметь во время обсуждения – он организует процесс обсуждения, следит за соблюдением правил, обращает внимание на самое важное. Среди других возможных ролей назовем следующие: таймер (следящий за временем), медиатор (вариант организатора, который не высказывает своего мнения), критик или скептик (сомневающийся, пытается расшевелить дискуссию, заострить проблему, защищает противоположную позицию), провокатор (сознательно нарушает правила дискуссии, сбивает ее участников и провоцирует их), эксперт (наблюдатель, исследователь), репортер (записывает основное). Анализ проведения дискуссии обращает внимание на содержательные и процессуальные критерии ее результативности, а также обращает внимание на выявление трудностей и проблем. Критерии оценка проведенного обсуждения
Задание. Дополните таблицу. Какие из перечисленных критериев наиболее важны для вас? Почему? Трудности и проблемы подготовки и проведения дискуссии: -слабые навыки разговорной речи; -соревновательность; -нетерпимость к другим мнениям; -формальность; -чрезмерная эмоциональность; -недостаточность знаний (неподготовленность); -доминирование отдельных участников дискуссии; -неумение распределять время. Классификации дискуссий: 1. По целям проведения Паркер разделяет дискуссии на семинары (диалоги с целью прояснить существующие позиции) и обсуждение (дебаты, в ходе которых необходимо ответить на поставленный вопрос). По его мнению дискуссии преследуют 2 основные цели: решение того или иного вопроса и внесение ясности в тот или иной вопрос. Таким образом, по целям дискуссии могут разделяться на Дискуссии-обсуждения - с принятием решения (ответом на поставленный вопрос) и Дискуссии-выяснения с выяснением позиций (выявление подходов к решению вопроса). ДИСКУССИИ ДИСКУССИИ-ВЫЯСНЕНИЯ ДИСКУССИИ-ОБСУЖДЕНИЯ 2. По формам проведения дискуссии можно разделить на: -дебаты (обмен аргументами и контраргументами, -диспут (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами), -мозговой штурм; -круглый стол (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определенных вопросов), -ток-шоу; -Аквариум (разделение участников на обсуждающих и наблюдающих за ходом обсуждения с целью его анализа). Различные виды дискуссий могут быть достаточно условно представлены в виде схем ДЕБАТЫ (СПОР) ЖЮРИ ИЛИ СУДЬИ АРГУМЕНТЫ КОНТРАРГУМЕНТЫ КОНТРАРГУМЕНТЫ АРГУМЕНТЫ Основное отличие дебатов состоит в следующем: этот вид дискуссии посвящен однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы. Члены жюри или судьи по заранее определенным критериям оценивают аргументы и контраргументы, а также анализируют их разносторонность (возможные критерии приводятся ниже). Группы имеют время на подготовку своих выступлений, а также важным моментом является то, что контраргументы высказываются не сразу после аргументов, а через определенное время. В определенной степени этот способ организации дискуссии можно сравнить с игрой в большой теннис, когда мяч (то есть инициатива) находится попеременно на разных сторонах, а также нет непосредственного контакта. Дебаты являются хорошим вариантом подготовки учащихся к ведению «живой» дискуссии. Для дебатов характерно столкновение позиций, в результате которого, после обмена аргументами и контраргументами, одна из позиций получает предпочтение. Своими корнями дебаты уходят в обсуждение политических вопросов в Древних Афинах. В системе образования применение дебатов началось со Средних веков, через них в университетах Европы оттачивалось ораторское мастерство. Сегодня дебаты также становятся особой частью политического процесса при выборах глав страны. В 1960 году первые теледебаты прошли между кандидатами Никсоном и Кеннеди, открыв начало новой странице в истории политического развития. При проведении дебатов следует настраивать учащихся не только на достижение победы через подбор аргументов и контраргументов, но и соблюдении правил честной борьбы – следует придерживаться корректности, уважать своих оппонентов и не допускать личных оскорблений, не быть агрессивным и стремиться также учиться в процессе проведения дебатов. Для дебатов важен грамотный выбор темы. Также необходимо четко определить критерии, по которым будут оцениваться аргументы и контраргументы, а также сделать все возможное, чтобы работа членов жюри была максимально открытой и объективной. Помимо школьников, в жюри могут войти и взрослые, в том числе и приглашенные эксперты. При организации дебатов следует помнить, что существует опасность превратить обучающий и развивающий метод в жесткий спор, в котором ради победы учащиеся будут использовать любые средства и приемы, а в результате возрастет конфликтность в классе или между отдельными учащимися. Поэтому победа в дебатах не должна восприниматься как самоцель. КРУГЛЫЙ СТОЛ Круглый стол желательно проводить тогда, когда участники обсуждения заранее знают о проблеме или теме для обсуждения, а также о вопросах, которые будут поставлены. Обычно, ведущий заявляет проблему круглого стола и передает слово каждому из участников. В данной дискуссии максимальное количество участников должно высказываться, а роль ведущего заключается в том, чтобы предоставить всем равные возможности, следить за временем, комментировать выступления, следить за тем, чтобы участники не уходили в сторону от поставленных вопросов. Также в конце круглого стола ведущий (или ведущие) должен подвести итоги и сформулировать основные выводы. ДИСПУТ СООБЩЕНИЕ-ИНФОРМАЦИЯ Диспут – лат. «рассуждать, спорить». Диспут является одной из самых ранних форм преподавания в высшем образовании, которая использовалась в средневековых университетах. Данная форма заключается в том, что существует вводное выступление, которое ставит проблему или же показывает определенный взгляд на проблему, а в дальнейшем обсуждается само выступление, а через него (опосредованно) и проблема. В системе преподавания диспут можно открыть после коротких выступлений учащихся, которые получили задание подготовиться заранее. Диспут может быть по содержанию изложенного или же по форме изложения (приемам риторики). В диспуте обычно участники относятся и обращаются не к самому выступающему, а к изложенной информации (его сообщению). АКВАРИУМ В дискуссии по типу Аквариум все участники делятся на 2 большие группы – одни садятся в центр, а другие располагаются вокруг них. Предварительно обсуждаются правила ведения дискуссии. Затем находящиеся во внутреннем круге начинают обсуждение по одной из тем или проблем. Сидящие во внешнем круге наблюдают за дискуссией с точки зрения соблюдения правил и анализа хода дискуссии, ее содержания. После того, как истекает время, отводимое на дискуссию, участники внешнего круга анализируют ее ход, высказывают свои точки зрения (участники дискуссии в это время не должны никак реагировать и отвечать на критику), при необходимости могут быть скорректированы созданные предварительно правила ведения дискуссии. Затем участники внешней группы садятся во внутренний круг и проводят свою дискуссию, а внешний круг занимают те, кто уже участвовал в дискуссии. Лучше, чтобы темы дискуссии менялись, что создаст разные условия для обеих групп. Возможные вопросы для наблюдающих во внешнем круге: Какие трудности возникали в ходе дискуссии? Какова была основная цель дискуссии? Насколько высокой была компетентность участников дискуссии? Как можно оценить результативность дискуссии? ТОК-ШОУ (Панельная дискуссия) В ток-шоу есть несколько приглашенных гостей, которые представляют интерес в связи с рассматриваемой проблемой, а участники готовят свои вопросы по теме. Желательно, чтобы были представлены разные точки зрения, а вопросы отличались разнообразием. Для ток-шоу важно умение задавать вопросы и отвечать на них. В процессе школьного обучение роль приглашенных гостей могут играть отдельные учащиеся, взрослые или же учитель (в зависимости от ставящихся целей организации занятия в таком виде). Лучше, чтобы участники подготовились заранее. Также важно иметь ведущего, чья роль не должна быть заметна. При подборе приглашенных участников следует учесть, чтобы их позиции по поставленному вопросу или проблеме принципиально различались, что будет способствовать поддержанию напряжения среди участников. МОЗГОВОЙ ШТУРМ Мозговой штурм является способом возникновения новых идей (архимедовская «Эврика!»). Метод группового продуцирования идей стал применяться в США с конца 30-х годов и использовался первоначально только в промышленном изобретательстве. Автор – Алекс Осборн. Он условно разделил мышление на творческое и критическое – эта идея лежит в основе метода. Творческое (генерирование идей) – направлено на рождение новых идей, должно быть свободно от стереотипов и запретов (игра воображения, требующая открытости и раскрепощенности от человека). Критическое (аналитическое, оценка и анализ идей) – анализ и отбор возникших идей, строгость, учет реальных возможностей. Осборн предложил разделить эти типы мышления на 2 этапа (сессии), так как одновременно они мешают друг другу. Первый (продуктивный или генерирующий) – выдвижение новых идей. Второй (отборочный) – анализ и рациональный отбор выдвинутых идей. Основные правила творческого этапа мозгового штурма: 1. «Чем больше, тем лучше» - идей должно быть много, количество влечет за собой качество. 2. «Обоснование не нужно» - участники только выдвигают идеи в виде ответа на поставленный вопрос, они должны быть сформулированы коротко и понятно. 3. «Отказ от критики» - пресечение любых попыток анализа и критики, записываются любые выдвинутые мысли или предложенные ответы, независимо от отношения к ним или спорности положений. 4. «Идеи должны быть максимально разнообразны» – ответы могут быть самыми неожиданными и подчас абсурдными, все новое сначала кажется безумным и не вписывается в существующие представления. 5. «Приветствуется развитие идей» - следует не только предлагать свои идеи, но и усовершенствовать идеи партнеров по мозговому штурму. 6. «Каждая идея фиксируется» - для более эффективной работы важно записывать идеи и ориентировать участников не повторяться. Таким образом, в кратком виде эти требования можно сформулировать: МАКСИМУМ ИДЕЙ – ЧЕТКОСТЬ - ОТКАЗ ОТ КРИТИКИ – РАЗНООБРАЗИЕ – РАЗВИТИЕ ИДЕЙ - ОФОРМЛЕНИЕ Для этапа анализа важны следующие правила: 1. Нужно иметь критерии оценки идей – они могут быть выработаны совместно, даны заранее или же предложены тренером после мозгового штурма. 2. Идеи или ответы группируются по определенным основаниям – находится определенный признак, становящийся основой для классификации. 3. Поясняются основные идеи – рассматриваются аргументы и контраргументы по каждому ответу. 4. Отбираются наиболее важные идеи – они могут быть расположены по рейтингу в зависимости от степени важности или же поддержки участниками занятия. 5. Рассмотрение идей в малых группах или индивидуально – основные идеи разделяются между группами для их рассмотрения и «защиты». В мозговом штурме важна атмосфера. Она должна характеризоваться: -равенством; -непринужденностью; -увлекательностью. Желательно, чтобы участники мозгового штурма узнали о проблеме за 1-2 дня до начала сессии. В ходе мозгового штурма участники или команды (или пары, четверки) могут перемещаться от одного листа к другому и добавлять свои ответы на один из поставленных вопросов. Такой мозговой штурм может затронуть сразу несколько вопросов общественного развития. Важно только, чтобы они были взаимосвязаны между собой. ВИРТУАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ. Новый вид обсуждения с использованием возможностей компьютерных технологий и сети Интернет. Такие обсуждения лучше всего проводить не в классе, а делать их домашней работой. Учащиеся, объединенные в небольшую группу (не более 7-8 учащихся) могут обсуждать статью, рисунок, фотографию, ситуацию, политическую новость, символы и т.п., связанные с определенной темой. Обсуждение может быть свободным – высказывание собственной точки зрения, собственного понимания, написание комментариев. Вместе с тем, для обучающего эффекта лучше, чтобы учителем были даны определенные вопросы и даны задания. Отвечая на эти вопросы и выполняя задания, учащиеся могут приводить свои примеры, выдвигать аргументы и контраргументы. Следует организовать сеть, чтобы учащиеся могли присылать письма каждому члену группы со своим ответом. При обсуждении каждый может написать несколько писем – помимо своего мнения, дать комментарии, задать вопросы другим членам группы, отреагировать на чьи-то мнения, высказать свои опасения, привести более точные, с их точки зрения, примеры. Для этого можно делать копии для каждого участника, но лучше завести общий ящик в Интернете, для доступа в который пароль будут иметь члены группы и учитель. Письма будут писаться на один адрес и каждый участник сможет его прочитать. При таком виртуальном обсуждении учителю следует попросить использовать основные понятия, которые изучаются на определенном отрезке курса. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Рефлексия после дискуссии. Какие найдены точки соприкосновения? Что не удалось выяснить? Как была организована работа? ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ Задание 1. Обсудите следующие вопросы при организации дискуссии с учителями и студентами: Всегда ли необходима предварительная подготовка к дискуссии ее участникам? Как добиться участия всех в дискуссии и нужно ли это делать? Каким должно быть участие преподавателя в дискуссии? Предложите темы для проведения дискуссий по истории России 20-21 вв. Тренинг. Разделитесь на две группы. В результате обсуждения каждая группа должна заполнить одну часть таблицы «Правила участия в дискуссии». Затем проведите общее обсуждение с внесением дополнений и корректив. Правила участия в дискуссии
Задание.2 Предложите проведение дебатов по одной из тем, связанных с историей развития христианства . Составьте возможные варианты утверждений, по которым будут проводиться дебаты. Предположите аргументы и контраргументы для групп утверждающих и отрицающих. Обсудите особенности проведения дебатов при повышении квалификации учителей и подготовки студентов. Что может быть общим и каковы будут основные отличия? Сформулируйте рекомендации для проведения дебатов по вопросам истории развития христианства среди студентов и учителей. Задание3 Предложите темы для проведения круглого стола, по теме «Что такое светская этика?» Какую информацию должны получить участники предварительно? Какими должны быть результаты обсуждения? Обсудите особенности проведения круглых столов при повышении квалификации учителей и подготовки студентов. Что может быть общим и каковы будут основные отличия? Сформулируйте рекомендации для проведения круглых столов по теме «Что такое светская этика?» среди студентов и учителей. Задание 4 Предложите темы для проведения диспутов по теме « Культура и мораль». Какие задания могут предварительно получить участники диспута? Какими должны быть результаты обсуждения? Обсудите особенности проведения диспутов при повышении квалификации учителей и подготовки студентов. Что может быть общим и каковы будут основные отличия? Сформулируйте рекомендации для проведения диспутов по теме «Культура и мораль» Задание 5 Предложите темы для проведения дискуссии по типу «Аквариум» по теме «Свобода и моральный и моральный выбор человека» Каким должен быть уровень подготовленности участников дискуссии? Какими должны быть результаты обсуждения? Обсудите особенности проведения «Аквариума» при повышении квалификации учителей и подготовки студентов. Что может быть общим и каковы будут основные отличия? Сформулируйте рекомендации для проведения дискуссий по типу «Аквариум» по теме « Свобода и моральный выбор человека» среди студентов и учителей. Задание 6 Предложите тему занятия по теме « Хранители предания в религиях мира» для проведения ток-шоу или панельной дискуссии. Каким должен быть уровень подготовленности участников? Какие дополнительные материалы необходимо подготовить для такого занятия? Какими должны быть результаты обсуждения? Обсудите особенности проведения ток-шоу при повышении квалификации учителей и подготовки студентов. Что может быть общим и каковы будут основные отличия? Сформулируйте рекомендации для проведения ток-шоу по теме «Хранители предания в религиях мира» среди студентов и учителей. Задание 7 Предложите тему для проведения мозгового штурма по теме «Добро и зло». Каким образом участники должны подготовиться к проведению мозгового штурма? Какие инструкции необходимо подготовить для участников такого занятия? Какими должны быть результаты мозгового штурма? Обсудите особенности проведения мозгового штурма при повышении квалификации учителей и подготовки студентов. Что может быть общим и каковы будут основные отличия? Сформулируйте рекомендации для проведения мозгового штурма по вопросу Добра и зла среди студентов и учителей. |
Поиск |