МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ
РЕСУРСАМИ:
ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Материалы международной молодежной
научно-практической конференции
(Белгород, 20–21 апреля 2017 г.)
Белгород
2017
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова
Институт экономики и менеджмента
Кафедра социологии и управления
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ
РЕСУРСАМИ:
ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Материалы международной молодежной
научно-практической конференции
(Белгород, 20–21 апреля 2017 г.)
Белгород
2017
УДК 005.331
ББК 60.823.3
У 67
У67
|
Управление человеческими ресурсами : теория, практика и перспективы : материалы междунар. молодежной
науч.–практ. конф. Белгород, 20-21 апр. 2017 г. / Белгор. гос. технол. ун-т; отв. ред. В.Ш. Гузаиров, И.В. Шавырина. –
Белгород, 2017. – 327 с.
|
|
|
В сборнике материалов международной молодежной научно-практической конференции «Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы» представлены результаты исследований молодых ученых (студентов, магистрантов, аспирантов) в области современных технологий управления персоналом, менеджмента производственной и социальной сферы, управления человеческими ресурсами.
Материалы сборника представляют интерес для руководителей, коммерческих и некоммерческих структур, образовательных учреждений, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов высших учебных заведений.
Статьи публикуются в авторской редакции.
УДК 005.331
ББК 60.823.3
© Белгородский государственный
технологический университет
(БГТУ) им. В.Г. Шухова, 2017
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
ПОМОЩЬ КОНСУЛЬТАНТОВ В ИЗУЧЕНИИ КОНКУРЕНТОВ
Ансимова А.В.
студент кафедры социологии и управления
Института экономики и менеджмента БГТУ им. В.Г. Шухова,
4 курс
Научный руководитель Авилова Ж.Н.
канд.соц.наук, доцент
кафедры социологии и управления БГТУ им. В. Г. Шухова
Изучение конкурентов (конкурентная разведка) – сбор и анализинформации, проводимые в рамках закона и этических норм, использующиеся для принятия управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности организации.
Изучение конкурентов дает компании следующие преимущества[3]:
- возможность прогнозировать изменения на рынке;
- возможность прогнозировать действия конкурентов и партнеров;
- выявление новых или потенциальных конкурентов;
- применение в рамках своей организации положительного опыта других компаний;
- помощь в оценке рентабельности приобретения или открытия нового бизнеса;
- изучение новых технологий, продуктов или услуг, способных повлиять на бизнес клиента;
- обнаружение изменений и предотвращение отрицательных последствий;
- выявление слабых сторон конкурентов;
- выявление существующих или потенциальных источников утечки конфиденциальной информации о компании-заказчике.
Отдельным видом изучения конкурентов является бенчмаркинг, т.е. процесс сравнения деятельностисвоей организации с компаниями, лидирующими на рынке и в отрасли. Он проводитсядля внедрения качественных изменений с целью поддержания конкурентоспособности[2].
Применение бенчмаркинга не ограничивается только бизнес-процессами или продукцией, в последние годы компании проявляют высокую изобретательность, выбирая элементы бизнеса, рассматриваемые при бенчмаркинге.
Одной из самых распространенных и очевидных отправных точек является доскональное изучение выпускаемой компанией-конкурентом продукции. Бенчмаркинг продукции помогает лучше изучить и понять собственные конкурентные позиции на рынке и в отрасли. Важно отметить, что компаниям, которые предоставляют услуги, сложнее провести эталонное сопоставление с предложением конкурирующих компаний, поскольку эффективность услуг измеряется сложнее, чем качество материальной продукции. Поэтому информативный и эффективный бенчмаркинг услуг зачастую требует проведения большого числа интервью, полевых исследований и анализа большого количества информации [4].
В силу своей специфики часто бенчмаркинг бывает нацелен именно на бизнес-процессы. Они имеют большое значение, поскольку отражают потенциал компании и выявляют инструменты, с помощью которых заказчик может повысить конкурентоспособность продукции.
Стоит отметить, что подавляющее большинство компаний не могут держать в своем штате сотрудников, способных профессионально провести анализ деятельности конкурентов. По этой причине компаниям необходима помощь консультантов.
Консультирование по изучению конкурентоввключает в себя изучение широкого круга вопросов, связанных с деятельностью компаний-конкурентов:
1.Определяется выборка конкурентов, которые работают с заказчикомв одной отрасли, на одном рынке,анализируются конкурентные связи. Выделяется основной конкурент компании и его позиция на рынке.
2.Проводится оценка компаний-конкурентов, их сильных и слабых сторон (организационная структура управления, форма собственности, месторасположение, география обслуживания, численностьперсонала, стратегия поведения на рынке и т.д.).
3.Изучается финансовая деятельность компаний-конкурентов (условия и источники финансирования, финансовая устойчивость, анализ структуры капитала, размер предоплаты, условия платежа и т.д.).
4.Анализируются системы сбыта конкурентов (посредники, каналы сбыта, плотность и частота сбыта и т.д.).
5.Оценивается сервис конкурентов (сроки и условия поставок, работа сервисной службы, гарантийное обслуживание, условия возврата и т.д.).
6.Изучаются основные принципы маркетинговой политики организации.
7.Анализируется система ценообразования.
8. Изучаются клиенты и формы взаимодействия
9.Изучаются внутренние правила, регламенты, принципы поиска, отбора, адаптации и стимулирования персонала.
10.Оценивается уровень кадровой политики, квалификация персонала, основы корпоративной культуры конкурентов и т.д.
В итоге консалтинговая компания готовит"информационный портрет" по каждому прямому конкуренту, в нем отражаются ответы на следующие вопросы[4].
1.Каким образом конкуренты реагируют на изменения в бизнес-среде?
2.Каковы их действия? По каким направлениям они опережают Вас?
3.Каковы главные маркетинговыемероприятияконкурентов?
4.Какие продукты и услуги выставляются на рынок и почему? Принципы и особенности ценообразования.
5.Кто является основным клиентом конкурентов? Принципы работы конкурентов со своими клиентами? Качество обслуживания клиентов? Что их клиенты думают о Вашей компании?
6.Сильные и слабые стороны конкурентов: как их можно использовать?
7.Как организована система мотивации и стимулирования персонала? Почему их сотрудники работают лучше Ваших?
Таким образом, в статье были рассмотрены преимущества, которые получает компания при изучении конкурентов, раскрыта сущность понятия «бенчмаркинг» и представлены основные вопросы, ответы на которые компания получит при обращении к консультанту. Основной цельюизучения конкурентов является повышение эффективности собственных бизнес-процессов для изменения своего положения на рынке. Но многие компании не имеют в своем штате сотрудников, обладающих способностями для выполнения данной работы. И именно консультанты обладают знаниями, инструментами, опытом, необходимыми для качественного анализа деятельности конкурентов и применения его результатов для улучшения бизнес-процессов компании-заказчика.
Список литературы
Авилова Ж. Н. Управленческий консалтинг: учебное пособие / Ж. Н. Авилова, Т. В. Целютина, В. Ш. Гузаиров – Белгород: Изд-во БГТУ, 2016. – 180 с.
Бенчмаркинг: основные понятия и процесс реализации [Электронный ресурс].URL:http://www.cfin.ru/management/controlling/benchmarking_meths.shtml (дата обращения: 25.03.2017)
Исследования конкурентов [Электронный ресурс]. URL: http://www.delprof.ru/services/marketingovye-issledovaniya-konkurentov/(дата обращения: 24.03.2017)
Конкурентная разведка: методы борьбы [Электронный ресурс]. URL: http://www.growthstrategy.ru/inform/metod_compet.shtml(дата обращения: 25.03.2017).
НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА НА РАБОТУ ГРАЖДАН РФ
Антонова Е. А.
студент кафедры социологии и управления
Института экономики и менеджмента БГТУ им. В.Г.Шухова,
2 курс
Научный руководитель Смоленская О. А.
канд. ист. наук, доцент
кафедры социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова
Современное трудовое законодательство четко регламентирует все нормы, правила и документооборот, необходимые при устройстве на работу человека. Актуальность данной темы обуславливается тем, что очень часто люди, устраивающиеся на работу впервые, а особенно выпускники ВУЗов - не всегда знают обо всех аспектах приема на работу, и, в частности, своих прав и обязанностей. Они также не всегда имеют представление о том, какие документы необходимо предоставить при устройстве в организацию, что может плохо сказаться на имидже соискателя и мнении о нем будущего работодателя. По правилам приема на работу соискателю нужно собрать определенный пакет документов. Некоторые документы являются обязательными и их требуют во всех организациях. Другие предоставлять не обязательно, но иногда работодатели могут их потребовать предоставить.
Для начала определим, какие документы необходимы для устройства на работу граждан РФ.
В статье 65 Трудового Кодекса РФ установлен перечень всех необходимых документов, которые могут запросить работодатели при приеме человека на работу.
1. Паспорт или другой документ для удостоверения личности.
2. Трудовая книжка. Ее не требуется предъявлять в некоторых случаях:
• если соискатель получает работу в первый раз. В данном случае она должна оформляться работодателем;
• трудовая книжка была утеряна или повреждена – человеку, претендующему на работу по его заявлению (где указана причина отсутствия трудовой книжки) оформляется новая;
• в случае если человек устраивается на работу по совместительству.
После расторжения трудовых отношений работодатель выдает трудовую книжку работнику. Трудовая книжка находится обычно в основном месте работы.
3. СНИЛС (Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования). Если человек получает работу впервые, то СНИЛС должен оформляться работодателем.
4. Военный билет или иной документ воинского учета (приписное свидетельство и т.п.). Это обязательно для военнообязанных и лиц, которые подлежат призыву на военную службу.
5. Документ об образовании (диплом, также, может быть потребуется оценочный лист). Данные документы требуются для подтверждения квалификации соискателя и наличия у него образования, которое соответствует должности, на которую он претендует.
Для определенных профессий, таких как стропальщик, машинист – экскаватор и т.п., также необходимо удостоверение о прохождении обучения данной профессии, подтверждающее его квалификацию. Такие работники должны проходить ежегодную переаттестацию, о чем в удостоверении ставится отметка. Для водителей (как и для машинистов автокранов и экскаваторов) необходимо наличие водительского удостоверения, для подтверждения права управления теми видами транспорта, на которых он будет работать.
6. Справка о наличии судимости либо ее отсутствии. Данный документ требуется при поступлении на работу, где не допускаются лица, имеющие судимость или подвергающиеся уголовному преследованию в соответствии с законодательством Российской федерации.
7. Медицинская справка формы 086/у. Определенные виды трудовой деятельности могут быть связаны с повышенной опасностью для здоровья человека (например, прием медицинских сотрудников на работу). В таких случаях и требуется подобная справка, где указано наличие или отсутствие противопоказаний к осуществлению определенной деятельности. Она также обязательна для несовершеннолетних соискателей, т.к. при наличии каких-либо проблем со здоровьем врач может запретить подростку заниматься определенными видами работ. При приеме на работу из других регионов в условиях Крайнего Севера и других подобных природных зон с их спецификой, необходимо заключение об отсутствии противопоказаний для работы и жизни в этих условиях.
Обязательным условием для получения работы (даже если работник временный) является только наличие паспорта. Все остальные документы необходимо предоставлять при наличии определенных условий.
Законом прямо запрещается требовать с соискателя дополнительные документы, которые не предусмотрены законодательством, но порядок приема на работу сотрудника может предусматривать и наличие таких документов:
1. Заявление о приеме на работу, которое пишется работником в процессе оформления на рабочее место. Затем оно прикрепляется к личному делу, которое заводится работодателем.
2. Фотография формата 3х4 (в количестве 3 шт.). Они необходимы для личного дела работника, а также оформления пропуска. Могут потребоваться для личной карточки работника формы Т-2.
3. ИНН (Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе).
4. Справка о доходах по форме 2-НДФЛ. Данная справка предоставляется в том случае, если кандидат хочет поменять место работы. Сотруднику выгодно ее представить, ведь в случае расчета по больничному листу будет учитываться заработок на предыдущем месте работы. И, следовательно, сумма выплат по больничному листу может быть повышена в случае, если стаж работника на новом месте минимальный.
5. Характеристика с прошлого места работы. Человеку желательно иметь такую характеристику, т.к. это может повысить его шансы получить место в данной организации и добиться для себя более выгодных условий.
6. Работодатель также может потребовать у соискателя документы о его семейном положении (например, это может быть свидетельство о браке или свидетельство о рождении - при наличии детей, справка об инвалидности близких родственников и т.д.). Исходя из этих документов, работнику могут быть предоставлены дополнительные льготы: многодетному сотруднику отпуск предоставляется в любое время года и по его желанию и т.п. Также, руководство организации может оказать сотруднику материальную помощь.
7. Регистрация по месту временного пребывания может потребоваться от иногородних работников.
8. Для занятости в муниципальной службе, законодательство РФ требует предоставить от соискателя некоторые сведения:
• сведения о расходах работника, его имуществе и имущественных обязательствах. Такая же информация подается о супруге работника и его несовершеннолетних детях;
• о годовых доходах, предшествующих поступлению на работу.
Предоставление этих документов не всегда обязательно, но они могут повысить шансы кандидата занять желаемую должность.
Таким образом, можно сделать вывод, что гражданину РФ, который впервые устраивается на работу, будет проще всего пройти подготовить необходимые документы и пройти весь алгоритм приема на работу. В этом случае прием человека оформляется только при наличии у него паспорта и, в некоторых случаях, документа об образовании, документа воинского учета и медсправки. Остальные документы (трудовая книжка, СНИЛС) будут оформлены работодателем.
Однако, устраиваясь на работу даже впервые - лучше всего, собрать полный пакет всех необходимых документов, список которых находится в общедоступном виде для всех граждан. Это повысит шансы соискателя на трудоустройство и он сможет претендовать на условия труда лучше, чем другие соискатели (например, на более высокую заработную плату).
Если работодатель заинтересован в привлечении и удержании высококвалифицированного персонала, то, на основании определенных документов, он может предоставить сотруднику некоторые льготы или выплачивать ему компенсации.
Соискатель также должен помнить, что требовать любые другие документы и данные о сотруднике работодатель не вправе, т.к. список необходимых документов указан в трудовом законодательстве нашей страны.
Чтобы быть готовым к официальному приему на работу – соискателю можно изучить Трудовой Кодекс РФ, в котором четко прописаны все детали приема на работу, права и обязанности сторон, все аспекты заключения и расторжения трудового договора, а также информация об ответственности, которую могут нести и работники, и работодатели за совершенное ими правонарушение в сфере труда.
При приеме, переводе на другую работу работник должен помнить о том, какие документы остались у прошлого работодателя, какие необходимо забрать, а также помнить правила, которые установлены при приеме на работу, увольнении с нее, работы по совместительству или переводе на другое место. Обладание подобными знаниями позволят сэкономить и соискателю, и работодателю время и силы, а также оставить о себе хорошее мнение.
|