ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 11 I , V видов»
ВОСПИТЫВАЕМ ТЕРПИМОСТЬ
Толерантность к проявлению чувств другими людьми
Занятие педагога-психолога Иванчиковой С.Ю. для старшеклассников
Ноябрь 2009 г.
Цели: Осознание отличия картины мира другого человека от нашей картины мира. Развитие толерантности к эмоциональному состоянию другого человека.
Задачи:
Признание права другого быть непохожим на нас.
Понимание ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения.
Развитие эмпатии. Отработка эмпатийного слушания, понимания и принятия чувств другого человека.
Развитие способности эмоциональной саморегуляции.
Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.
Упражнение Кто родился в мае.
Группа рассаживается по кругу. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.
Ход игры. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо Ваше высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!» Темп игры должен возрастать. Подбирайте утверждения таким образом, чтобы они относились ко многим участникам. Предлагая вопросы и называя действия, учитывайте возраст и темперамент членов группы. Ниже представлены возможные варианты Ваших высказываний:
ü у кого голубые глаза — трижды подмигните;
ü чей рост превышает 1 м 70 см, пусть изо всех сил крикнет «Кинг-Конг!»;
ü тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя животу;
ü кто родился весной, пусть помашет рукой;
ü кто любит собак, должен трижды пролаять;
ü любящие кошек - скажут «Мяу!»;
ü кто пьет чай с сахаром пусть заглянет под свой стул;
ü У кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;
ü если вы единственный ребенок своих родителей - поднимитесь на стул;
ü Кто рад, что ходит в эту школу, громко крикнет «Ура!»;
ü Кто считает себя толерантной личностью, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
ü Кто родился осенью, пусть изобразит листопад;
ü Кто занимается спортом, пусть покажет, как он это делает;
ü У кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко причмокнут;
ü Кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть «Хватит!».
При желании этот список можно увеличить.
Упражнение Мы с тобой одной крови.
- Помните Маугли? И урок, который дал ему учитель-медведь Балу: прежде чем что-то сделать, скажи заклинание: «Мы с тобой одной крови, ты и я!» И тогда тебя принимают и понимают, что ты такой же. Давайте подумаем над тем, что нас объединяет. Игроки делятся на пары. У каждой пары есть 5 минут, чтобы обнаружить и записать как можно больше общих черт. Эта работа не должна быть поверхностной. Нельзя отмечать тривиальные, очевидные сходства, например: «Мы оба голубоглазые... мы обе в теплых кофтах...» Сходство должно быть найдено в ходе разговора. Внесите в игру легкий элемент соревновательности: «Мне любопытно, какая пара сможет найти больше общих черт за 5 минут». Такой подход «развяжет» игрокам языки, прогонит робость и смущение. В конце игры все участники собираются вместе для общего обсуждения. Пары по очереди рассказывают, сколько сходных черт им удалось обнаружить, каждый кратко представляет группе партнера.
Если дать парам больше времени — 10 минут, — то они могут найти не только сходства, но и различия.
Вводная часть
Упражнение «Гончарная мастерская»
Участники рассаживаются по кругу, ведущий просит их закрыть глаза, сосредоточиться на своих ощущениях и представить гончарный круг, который вращается в определенном ритме, подчиняясь их желаниям... Он может крутиться быстрее или медленнее...
Ведущий. Оглядитесь, осмотрите мастерскую, в которой вы находитесь. Глаза открывать не надо: представьте все мысленно. Достаточно ли в ней света, инструментов? Какие ощущения вы испытывали, когда взяли глину в руки? Почувствовали ли вы отдачу глины, ее тепло, влажность, податливость, упругость, мягкость? Какие чувства вы испытали, когда лепили? Что получилось? Как изменились ваши чувства, после того как работа была закончена? Что вы теперь испытываете? Удалось ли вам реализовать первоначальную идею? Каково ваше отношение к результату труда? Что с ним можно делать, каково будет его применение? После выхода из состояния релаксации происходит обсуждение возникших чувств, фиксируется многообразие возникших образов.
Основная часть
Далее ведущий предлагает участникам попробовать на сегодняшнем занятии заняться настоящей лепкой, причем «глиной» будут выступать другие участники. Выполняющий упражнение станет не гончаром, а скульптором. Учащиеся обсуждают, чем скульптор отличается от гончара.
Сказка «Скульптор и глина»
Далее участники слушают сказку.
В одной сказочной стране у короля Творца и королевы Музы родилась дочка. Все ожидали, что она поразит мир своей красотой, но вопреки всем прогнозам родилась Глина. Родители ее очень любили, старались защитить от людской молвы и острых языков и поэтому никому не показывали. Они холили и лелеяли ее, но вот пришла пора выдавать Глину замуж. Много скульпторов приходило во дворец, надеясь заполучить ее руку и сердце. Однако все они получали отказ отца Глины.
— Почему ты всех их отвергаешь, — спрашивала Муза Творца, — ведь в каждом из них столько фантазии и вдохновения. Женихи готовы подарить их нашей дочери.
— Да, — отвечал мудрый король, — у каждого скульптора есть и фантазия и вдохновение, но ни один из них не любит Глину. Они не видят ее, а замечают только собственную значимость и талант, и поэтому не будет радости моей дочери в таком союзе. И в один прекрасный день во дворце появился скульптор, который на первый взгляд ничем не отличался от своих предшественников.
— Зачем ты пришел? — спросила Глина. — ты тоже, как и другие, хочешь жениться на мне и получить в наследство наше королевство, чтобы люди называли тебя творцом, как сейчас называют моего отца?
— Мне не важно, как будут меня называть, мне не нужен титул Творца, я пришел, потому что полюбил твою пластику.
— Ты что, смеешься надо мной? Я же бесформенная глина.
— Нет, я уже вижу твою чудесную пластику и люблю ее.
— Вот достойный скульптор, — сказал Творец, — он смог увидеть в еще бесформенной Глине пластику и красоту, а значит, в их союзе обязательно родится гармония.
Упражнение «Скульптор и глина»
Выходят двое участников, один становится глиной, другой — скульптором. После того как скульптура будет закончена, скульптор должен найти себе место в собственной скульптуре. При этом оба первых участника становятся глиной для третьего участника, тоже выступающего в роли скульптора и т.д. При обсуждении ведущий задает следующие вопросы.
Скульптору:
Нравится ли тебе твоя скульптура? Какое чувство, важное для тебя, она выражает? Как ты думаешь, все ли участники твоей скульптуры чувствовали себя уютно? Кто из участников скульптуры, как тебе кажется, точнее всего передал твое чувство? Что ты чувствовал, когда следующий скульптор менял твою скульптуру?
Глине:
Какие чувства ты испытывал? Кем приятнее быть — глиной или скульптором? Как изменились твои ощущения от собственной скульптуры, после того как ее переделал следующий скульптор? В какой скульптуре ты чувствовал себя наиболее уютно? Какая скульптура больше всего тебе понравилась? Хотелось бы тебе теперь внести изменения в свою скульптуру? Какие?
Упражнение в кругу «Импульс»
Ведущий предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.
Упражнение «Закончи фразу»
Ведущий предлагает участникам закончить фразы:
Простить — это...
Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...
Организация «обратной связи»
Ведущий. Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться следующих правил:
1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
4) Не давай оценки.
5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» — под запретом.
Упражнение «Дружелюбное требование» (рефлексия обратной связи)
Ведущий предлагает высказать свое недовольство кем-либо в дружелюбной форме. Все сидят в кругу. Один участник подходит к своему обидчику и старается высказать ему свои претензии. При этом он старается не оскорбить этого человека. Остальные участники слушают, предлагая свои варианты высказываний.
Упражнение «Копилка обид»
Участникам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Ведущий говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.
Ведущий. Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?
Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды.
Упражнение Японская бабочка. Разминка.
Эту игру можно считать метафорическим отображением вовлечения людей в групповую работу. Выберите участника, который будет играть роль «тори». «Тори» — это по-японски «птица». Все остальные — «бабочки».
Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Бабочки, проходя мимо Тори, слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в центр круга, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна Бабочка. Эта Бабочка становится новым Тори во втором раунде, но Вы можете закончить игру и на этом. В таком случае Бабочка описывает еще один круг вокруг группы и приветствует каждого Тори на японский манер (легкий поклон, руки по бокам).
Упражнение «Черты толерантной личности»
Цели:
ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Необходимое время: 15 минут. Материалы: бланки опросника для каждого участника Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену. Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Черты толерантной личности
|
Колонка А
|
Колонка В
|
1. Расположенность к другим
|
|
|
2. Снисходительность
|
|
|
3. Терпение
|
|
|
4. Чувство юмора
|
|
|
5. Чуткость
|
|
|
6. Доверие
|
|
|
7. Альтруизм
|
|
|
8. Терпимость к различиям
|
|
|
9. Умение владеть собой
|
|
|
10. Доброжелательность
|
|
|
11. Умение не осуждать других
|
|
|
12. Гуманизм
|
|
|
13. Умение слушать
|
|
|
14. Любознательность
|
|
|
15. Способность к сопереживанию
|
|
|
Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
На заполнение опросника дается 3—5 минут. Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Участники получают возможность: Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
Прощание. «Электрический ток»
Встаем в круг. Беремся за руки. Передаем по кругу легкое пожатие.
ЛИТЕРАТУРА
Использованы материалы сайта http://tolerantnost.narod.ru/practic.html
и разработки Максима ДЕМИДЕНКО (кандидат псих. наук, ст. препод. каф. псих. образования Самарского гос. пед. университета), Ольги КУЛЬКОВОЙ (вед. спец.-т Центра социально-психологической помощи «Семья» Железнодорожного района, г. Самара)
1. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997.
2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.
3. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, ИТ, 1999.
|
|