Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«ВОЛОГОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
|
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора БПОУ ВО
«Вологодский строительный колледж»
№____-УД от ______________ 2016 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14. ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
2016 г.
Программа учебной дисциплины оп.14 ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (углубленной подготовки).
Организация-разработчик:
БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»
Разработчик:
Зорина Елена Николаевна, преподаватель
Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии общепрофессиональных, специальных дисциплин и дипломного проектирования по специальностям 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», 43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» и рекомендована для внутреннего использования
Протокол № _____ от _____________
Председатель ПЦК _______________
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5
|
-
условия реализации программы учебной дисциплины
|
9
|
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
11
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы углубленной подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
Дисциплина «Охрана труда» входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться на рынке предлагаемых теплоизоляционных материалов и технологий по повышению энергоэффективности зданий, сооружений и инженерных систем;
выполнять теплотехнический расчет ограждающей конструкции
подбирать типоразмер приборов контроля и учета ресурсов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
задачи энергосбережения, основные законодательные и нормативные документы по энергосбережению;
виды альтернативных источников энергии;
способы повышение энергоэффективности зданий, сооружений и инженерных систем;
основы энергетических обследований.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы профессиональные компетенции (ПК) и общие компетенции (ОК):
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 4.1
|
Принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий.
|
ПК 4.3
|
Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий.
|
ПК 4.4
|
Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и реконструкции зданий.
|
ОК 1
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
ОК 2
|
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
ОК 3
|
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
|
ОК 4
|
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
ОК 5
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
|
ОК 6
|
Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
|
ОК 7
|
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результаты выполнения заданий.
|
ОК 8
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
ОК 9
|
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
|
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 99 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 33 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
99
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
66
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
20
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
33
|
в том числе:
|
|
реферат
|
8
|
презентации
|
6
|
составление таблиц, опорных конспектов, тестов
|
7,5
|
доклады
|
4
|
домашнее задание (закончить выполнение практических работ)
|
2,5
|
подготовка к проверочным работам и дифференцированному зачету
|
5
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Энергосберегающие технологии»
7-8 семестр
Наименование разделов
|
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
|
Объем
часов
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1
Актуальность энергосбережения
|
Содержание учебного материала
|
24
|
2
3
|
1.
|
Состояние проблемы энергосбережения
|
20
|
2.
|
Введение. Состояние проблемы энергосбережения.
|
3.
|
Нормативно правовая база в области энергосбережения РФ
|
4.
|
Система управления энергосбережением.
|
5.
|
Альтернативные источники энергии
|
Практические занятия
|
4
|
1.
|
Энергетические ресурсы
|
2.
|
Сравнительная характеристика альтернативных источников энергии
|
Самостоятельная работа обучающихся.
|
9
|
1. Подготовка презентаций (группой по 2-3 человека): «Альтернативные источники энергии» (солнечные фермы, гелиоустановки, ветряки, ветряные станции, гидроэлектростанции, приливные гидростанции, геотермальная станция, тепловой насос, биотопливо, биостанция).
2. Подготовка докладов по темам:
- Энергосберегающая политика государства;
- Государственное управление энергосбережением
3. Составление опорного конспекта «Нормативно правовая база энергосбережения Вологодской области»
4. Подготовка докладов по темам:
темам:
- Первичные энергетические ресурсы,
- Вторичные энергетические ресурсы,
- Топливные энергетические ресурсы,
- Нетопливный энергетический ресурс,
- Возобновляемый энергетический ресурс,
- Невозобновляемый энергетический ресурс
5. Подготовка к контрольной работе по разделу 1.
|
Раздел 2
Повышение энергоэффективности зданий, сооружений и инженерных систем
|
Содержание учебного материала
|
30
|
2
3
|
1.
|
Понятие о теплопередаче.
|
18
|
2.
|
Энергосбережение в зданиях. Тепловая изоляция зданий и сооружений
|
3
|
Виды теплоизоляционных материалов.
|
4
|
Энергосберегающие технологии в системах отопления.
|
5
|
Энергопассивный дом
|
6
|
Энергосберегающие технологии в системах вентиляция
|
7
|
Энергосберегающие технологии в системах водоснабжения и канализации
|
8
|
Общие понятия о приборном учете и требования к приборам учета
|
9
|
Технические аспекты энергосбережения в жилищном секторе
|
Практические занятия
|
12
|
1
|
Расчет сопротивления теплопередаче ограждающей конструкции.
|
2
|
Построение графика распределения температур в ограждающей конструкции
|
3
|
Составление и вычерчивание схемы крепления теплоизоляционных плит в конструкциях навесных вентилируемых фасадов
|
4
|
Расчет воздухообмена в здании
|
5
|
Энергосбережение при освещении
|
6
|
Выбор типоразмера прибора (водосчетчика, теплощетчика, счетчика газа).
|
Самостоятельная работа обучающихся.
|
19
|
1.Написание реферата по одной из предложенных тем.
1.Взаимосвязь экологии и энергосбережения.
2.Классификация возобновляемых источников энергии, достоинства и недостатки.
3.Роль возобновляемой энергетики (солнце, вода, ветер и др.) в современном мире.
4.Какие виды возобновляемых источников энергии актуальны применительно к условиям России.
5.Сопоставимость солнечной и тепловой энергии на обогрев жилья.
6.Методы и способы использования геотермального тепла для выработки электроэнергии и в системах теплоснабжения.
7.Тепловые насосы в индивидуальных домах.
8.Понятие вторичных энергетических ресурсов. Способы использования и преобразования ВЭР.
9.Применение ветроустановок в условиях России.
10.Факторы естественной окружающей природной среды и их влияние на повышение степени солнечного энергоснабжения.
11.Критерии повышения энергетического баланса здания.
12.Энергосберегающие технологии в деревянном домостроении.
13.Пассивный дом.
14.«Умный» дом.
15.Каркасные дома с использованием термопрофиля.
16.Объемно-планировочные решения гелиоэнергоактивных зданий.
17.Энергосберегающие технологии при реконструкции зданий.
18.Энергосберегающие мероприятия в системах теплоснабжения.
19.Энергосберегающие мероприятия в системах водоснабжения.
20.Энергосберегающие мероприятия в системах электропотребления.
21.Энергосберегающие мероприятия в системах вентиляции и кондиционирования.
22.Тепловые потери ограждающих конструкций.
23.Меры по сокращению тепловых потерь зданий.
24.Энергосберегающие окна.
25.Вентилируемые фасады при реконструкции зданий.
26.Приборы учета тепла, воды, газа, электрической энергии.
27.Взаимосвязь архитектуры здания и энергосбережения.
2. Составление таблицы «Сравнительная характеристика строительных материалов как одного из факторов повышения энергоэффективности зданий». (не по материалам лекций)
3. Составление теста (на 20 вопросов) по всему разделу 2.
4. Подготовка презентаций (группой по 2-3 человека):
- Энергосберегающие технологии за рубежом,
- Энергосберегающие лампочки,
- Инфракрасное отопление,
- Лучистые системы отопления,
- Теплый пол,
- Приточно-вытяжные системы вентиляции,
- Рекуператор в системе вентиляции,
- Отопительные приборы, их расположение в помещениях.
5. Закончить выполнение практической работы № 3, 4, 5, 6, 7
|
Раздел 3 Энергетическое обследование зданий
|
Содержание учебного материала
|
10
|
2
3
|
1.
|
Энергетические обследования и энергоаудит.
|
6
|
2.
|
Организация проведения энергетических обследований
|
3.
|
Энергетический паспорт здания, его структура.
|
Практические занятия
|
4
|
1.
|
Методологическое и приборное обеспечение энергетических обследований
|
2.
|
Порядок заполнения энергетического паспорта здания
|
Самостоятельная работа обучающихся.
|
5
|
1.Составление теста (на 10 вопросов) по теме «Энергетические обследования и энергоаудит».
2. Подготовка к дифференцированному зачету
|
Дифференцированный зачет
|
2
|
|
Итого:
|
99
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «энергосберегающие технологии».
Оборудование учебного кабинета:
стол преподавателя, кресло преподавателя;
парта – 14 шт;
комплект учебно-наглядных пособий по Энергосберегающим технологиям;
видео фильмы.
Технические средства обучения:
компьютер с программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве: Учебное пособие / В.А. Комков, Н.С. Тимахова. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
Технология энергосбережения: Учебник / Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
Дополнительные источники:
Энергосбережение в системах теплогазоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха: Учебное пособие / Протасевич А.М. - М.:НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2015
Строительные правила СП 50.13330.2012 Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003.- М.: Минрегион России, 2012 г.
Строительные правила СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85* .- М.: Минрегион России, 2012 г.
Электронные образовательные ресурсы:
Энергоэффективность зданий на Северо-Западе России. Проект ПРООН/ГЭФ [Электронный ресурс].- Форма доступа: http://undp-eeb.ru , свободный.
Портал энерго. Эффективное энергосбережение [Электронный ресурс].- Форма доступа: http://portal-energo.ru, свободный.
Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергоэффективности [Электронный ресурс].- Форма доступа: http://gisee.ru , свободный.
Энергосбережение и энергоэффективность [Электронный ресурс].- Форма доступа: http://energia.3dn.ru, свободный.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения: практических занятий; тестирований, письменных и устных опросов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Освоенные умения
|
|
Ориентироваться на рынке предлагаемых теплоизоляционных материалов и технологий по повышению энергоэффективности зданий, сооружений и инженерных сетей.
|
Оценка выполнения практических заданий, выполнение самостоятельных индивидуальных заданий
|
Подбирать типоразмер приборов контроля и учета ресурсов.
|
Оценка выполнения практических заданий
|
Усвоенные знания
|
|
Задачи энергосбережения, основные законодательные и нормативные документы по энергосбережению.
|
Устные и письменные опросы, дифференцированный зачёт
|
Виды альтернативных источников энергии
|
Устные и письменные опросы, дифференцированный зачёт
|
Способы повышение энергоэффективности зданий, сооружений и инженерных систем.
|
Устные и письменные опросы, дифференцированный зачёт
|
Основы энергетических обследований.
|
Устные и письменные опросы, дифференцированный зачёт
|
|