Скачать 0.68 Mb.
|
Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени Общество слепых Центр реабилитации слепых НАВСТРЕЧУ НЕЗРЯЧЕМУ 143600, Московская область, г. Волоколамск, ул. Панфилова, 43 Сдано в набор 21.11.98. Подписано в печать 03.12.98. Формат 62 х 84 1/16 Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,5. Тираж 250 экз. Заказ 9198. Отпечатано на Государственном предприятии Полиграфбанксервис" 127238, Москва, 3-й Нижнелихоборский пр., 3. Телефон: 480-27-00 ОТ АВТОРОВ Эта книга адресована всем, кто соприкасается с незрячими. Авторами являются научные работники Института коррекционной педагогики Российской академии образования, психолог и преподаватели по ориентировке Центра реабилитации слепых. Многолетний опыт работы со слепыми показывает, что помощь нужна не только незрячему, но и вам, его родственникам и близким, ибо от вас во многом зависит, будут ли наши выпускники применять дома знания, полученные в Волоколамском Центре реабилитации слепых. Хотелось бы, чтобы вы выступали в роли наших союзников. Вы, конечно, чаще всего сердцем чувствуете, что дорогой вам человек, потерявший зрение, нуждается в помощи, но не знаете, как эту помощь оказать. По незнанию (неопытности) вы часто неправильно оцениваете возможности незрячего и, не желая того, порой обижаете его, наносите вред. Мы, опираясь на практическую работу с незрячими, беседы с ними и их родственниками, в этой книге расскажем вам о том, как следует незрячему оказывать необходимую помощь, чтобы она была действенной. Поступая на элементарную реабилитацию в наш Центр, ослепший человек, как правило, бывает неприспособленным к своему новому положению, а поэтому беспомощным и неуверенным в себе. Часто это усугубляется душевным состоянием, вызванным потерей зрения. Человек либо раздавлен всем, что с ним случилось (и слепотой, и вытекающей из этого потери работы, семьи, друзей), либо возбужден и агрессивен в поисках выхода из создавшегося положения. В нашем Центре незрячие чаще всего обретают душевное равновесие, у них появляется надежда, что можно достойно жить и без зрения. Они перестают чувствовать себя беспомощными, начинают уже здесь проявлять самостоятельность. И это новое отношение к жизни у ослепшего основывается на знаниях и навыках, полученных в Центре. Теперь они могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, выполнять необходимую работу по дому, читать и писать специальным рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля. Знакомясь и общаясь друг с другом, они делятся опытом жизни без зрения, поддерживают друг друга, узнают многое о доступных слепым профессиях, знакомятся с достижениями и жизнью выдающихся незрячих деятелей науки, искусства, культуры и др. областей деятельности человека. Итак, в нашем Центре незрячий человек вступает на путь самостоятельной жизни. Но по возвращении домой он как, правило, вновь попадает в атмосферу чрезмерной опеки, и поэтому не всегда может решиться проявить свою самостоятельность. Не опекайте его, а помогите ему проявить себя! Мы надеемся, что в нашей книге вы найдете ответы на свои вопросы, по-новому посмотрите на трудности, проблемы и возможности ваших незрячих родственников, поможете им вернуться к полноценной жизни, утвердиться в обществе. ОСОБЕННОСТИ ЗРЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В этом параграфе мы хотим обратить ваше внимание на особенности остаточного зрения слепых. Сочетание слов "слепой" и "остаточное зрение" может показаться вам странным. Но ничего странного в этом нет. К слепым относят людей, острота зрения которых в очках не превышает 0,04 (т. е. 4%) на лучше видящем глазу. Если человек не отличает света от тьмы, его называют тотально слепым. Всех остальных относят к слепым с остаточным зрением. Если инвалид по зрению воспринимает свет и различает его яркость, то это слепой со светоощущением. Иногда слепой не видит формы предметов, но может различать не только свет, но и цвета. Остальные люди, относящиеся к слепым с остаточным зрением, имеют форменное зрение. Восприятие окружающего мира с помощью остаточного зрения имеет свои особенности. Рассмотрим их на конкретных примерах. Наличие такого зрения, как светоощущение, незрячему человеку кажется ничтожным и не заслуживающим внимания. Но многие незрячие люди со светоощущением умеют великолепно пользоваться даже этим ничтожным зрением. Слепые со светоощущением обычно все вокруг себя видят в сером цвете. Но этот серый цвет у них имеет много оттенков. Одни предметы или их части кажутся более темными, другие более светлыми. Именно это облегчает им ориентировку в помещениях и на улице. Но именно это иногда приводит к тому, что вы (зрячие) не понимаете незрячих. Например, вы находитесь в одной комнате с незрячим и зрячим и молча показываете зрячему что-то жестами (хотите скрыть информацию от слепого), а слепой обиделся: "Что вы там от меня скрываете?". Вам начинает казаться, что на самом деле человек что-то видит. Дело в том, что незрячий, имея светоощущение, мог заметить движение темных полос (так он воспринимает руки на фоне света, исходящего от окна) и сделать правильный вывод о том, что вы действительно переговариваетесь жестами и что-то скрываете. Иногда инвалид по зрению может читать книги, газеты, но очень затрудняется в самостоятельном передвижении. Не удивляйтесь и не относите его к симулянтам. Это бывает у людей с "трубчатым" полем зрения, то есть у тех, которые видят мир как бы в тоненькую трубочку. Их поле зрения очень сужено, и они не видят то, что находится справа, слева, выше или ниже центра глаза. Такому инвалиду, чтобы разглядеть то, что находится вокруг него, надо постепенно как бы обшарить глазами окружающее его пространство. Это занимает много времени. Кроме того, центр глаза у инвалида, как правило, видит не 100%, а гораздо меньше. Иногда близким незрячего трудно понять, почему человек может читать газету, но не может подать предмет, который находится рядом с ним. Просто этот предмет (например, при "трубчатом" зрении) не попадает в поле зрения слепого и ему нужно время отыскать его. Слепые, имеющие остаточное зрение, видят предметы расплывчато. Это существенно осложняет им ориентировку на зрение. Если вы носите постоянно очки, то, сняв их, вы можете примерно представить как видит инвалид по зрению. Только ваше зрение корригируется очками, а у инвалида по зрению даже в очках зрение остается расплывчатым. Очки улучшают ему видение, но расплывчатость полностью не устраняют. Не удивляйтесь, когда незрячий правильно и быстро ориентируется в доме (квартире), на улице, но проходит мимо вас, налетает на стулья, людей. Такие ситуации часто случаются с теми, у кого на глазу имеется скотома, т. е. очаговый дефект поля зрения, при котором из поля зрения выпадают отдельные кусочки. Человек может видеть окружающее, но не увидеть человека, который попал в зону скотомы. ОРГАНИЗАЦИЯ БЫТА Умение быть самостоятельным и независимым в быту должно быть присуще всем, включая и незрячих. Из опроса слушателей, проходивших курс элементарной реабилитации в Волоколамском Центре реабилитации слепых, видно, что многие родственники недооценивают возможности незрячего, стремятся оградить его от всяческих домашних дел, проблем, забот, беря все хлопоты, всю работу по дому на себя. Например, на вопрос: "Не препятствуют ли родственники проявлять самостоятельность?" были получены следующие ответы: "Члены семьи сильно оберегают, жалеют, подстраховывают", "Зачем тебе делать, если я сделаю лучше". Большинство ответов, к сожалению, были такими. Занимая такую позицию, вы, родственники, сами того не желая отстраняете слепого от проблем семьи. Тем самым вы заставляете слепого лишний раз почувствовать свою беспомощность, неполноценность, свое беспомощное положение в семье, которое обуславливается чрезмерной заботой и опекой. Если вы действительно хотите помочь незрячему, то старайтесь свои взаимоотношения в семье строить с учетом некоторых сложностей, возникающих из-за отсутствия зрительной информации. При этом следует понять, что способы самообслуживания у незрячих строятся на основе ориентации на другие органы чувств (осязание, слух, обоняние, вкус), а формирование практических навыков строится на активном участии мышления, памяти. При этом надо помнить, что адаптация (приспособление) слепого к миру и образу жизни зрячих возможна лишь тогда, когда между ними есть понимание и та помощь со стороны зрячих, которая способствует развитию самостоятельности и свободы. Поступая в наш Центр, слепой попадает в условия, где ему приходится делать все самому. Здесь нет "нянек". Преподаватели по домоводству учат реабилитантов все домашние дела выполнять самостоятельно. Так, ведению домашнего хозяйства незрячих учат через использование осязания, обоняния, слуха и вкусовой чувствительности. На уроках домоводства слушатели учатся: 1. Ухаживать за одеждой, обувью, жильем (мыть и подметать полы, чистить ковры, мыть окна и др.). 2. Ручной и машинной стирке. (На протяжении всего курса обучения все свои вещи слушатели стирают сами.) 3. Гладить сорочки, халаты, а также утюжить с отпариванием (брюки, пиджаки). 4. Выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки), разные виды швов, накладывать заплаты, штопать. 5. Шить на обычной швейной машинке трусы, фартуки, прихватки. 6. Готовить пищу (разные салаты, каши, супы, борщ, макароны, картофель, рыбу и др.). Кроме этого, желающие на кружках по домоводству занимаются выпечкой печенья, булочек, ватрушек и др. изделий из теста. 7. Выполнять повседневную и праздничную сервировку стола. 8. Пользоваться электроплитами и другими бытовыми приборами. Чтобы слепой чувствовал себя в своей квартире свободно, надо соблюдать определенный порядок и никогда не нарушать его. Постарайтесь сделать так, чтобы квартира, насколько это возможно, была безопасной для слепого. Не загромождайте квартиру лишней мебелью, безделушками. Слепой должен знать в своей квартире каждый уголок, где и какие предметы находятся. Мебель лучше всего расставлять по периметру комнаты так, чтобы мебель одной ширины стояла по одной стенке. В этом случае можно избегать выступающих углов, о которые слепой может ушибаться. Частые перестановки мебели, если в этом нет необходимости, нежелательны, потому что слепому потребуется много времени (дней, а иногда и месяцев) для запоминания нового расположения мебели. А если все же перестановка производится, то следует обсудить это с незрячим, чтобы он перестроил схему пути в комнате и усилил внимание при передвижении. Двери внутри вашей квартиры должны быть всегда либо закрыты, либо полностью распахнуты. К этому следует приучить всех родственников, друзей и знакомых вашей семьи. Полуоткрытые окна и двери могут представлять угрозу для инвалида по зрению. Следите за тем, чтобы в проходах из комнаты в комнату, в коридоре не оставались веши, о которые незрячий может споткнуться. Чаше всего это бывают табуреты, стулья, ведра с водой, мусором, сумки, портфели, мешки и т. п. Кроме того, старайтесь не загромождать проходы предметами, затрудняющими передвижение (пылесос, стиральная или швейная машина и др.). Если вы вешаете полки (книжные, под телефон и др.), светильники, свисающие цветы, то прикреплять их надо, по возможности, выше роста незрячего или в местах, где мало вероятности задеть их при передвижении. Шнуры (телевизионные, от телефона, удлинителей) не должны попадать под ноги. Это создает угрозу для незрячего и может привести не только к повреждению приборов, но и к травмам. Всем членам семьи надо соблюдать раз и навсегда заведенный порядок. Каждая вещь должна храниться в отведенном для нее месте. Это позволит незрячему при необходимости по памяти легко и быстро найти ее. Часто слепые сами создают определенный порядок, расставляют вещи как им удобно. В этом случае им легче привыкать к заведенному порядку хранения вещей. Всем, кто окружает незрячих дома и на работе, надо приучаться каждую использованную вещь возвращать на свое место. Нельзя перекладывать, переставлять вещи и предметы с привычного для слепого места, не сообщив об этом незрячему. Он, не подозревая, куда переложена вещь, может долго ее искать и напрасно нервничать. Помните также, что любой предмет, сдвинутый со своего привычного места или переставленный на другое место, может стать для незрячего неожиданным препятствием, опасным для жизни. Особенно опасны мелкие предметы. Например, вазы, скульптуры, статуэтки. Их лучше ставить в шкафы или на полки. Конечно, мелкие предметы, украшения могут стоять на телевизоре и тумбочках, но не надо их переставлять с места на место, потому что именно в тех местах, где они находятся, слепой более внимателен и осторожен. Зрячие часто оставляют в неположенном месте пепельницы, чашки: где попил, покурил - там и оставил. А слепой нечаянно задел, уронил, разбил. И вот он себя в этом винит, и настроение может быть испорчено на весь день. Хотя виноват в этом тот, кто оставил вещь не на месте. Не следует оставлять колющие и режущие предметы (например, нож, иголку, терку, бритву) в открытом виде. Иначе незрячий, разыскивая что-либо на ощупь, может сильно поранить руки. Швейные принадлежности, инструменты, необходимые для мелкого домашнего ремонта, лекарства удобно хранить в небольших ящичках, коробках, шкатулках, которые также должны находиться в отведенных для них местах. Наибольшие трудности возникают при передвижении по кухне, так как именно на кухне чаще всего незрячие могут быть травмированы. Самыми опасными и часто встречающимися препятствиями на кухне являются табуретки. Их следует задвигать под стол, располагать на определенные места вдоль стен. Посуду на столе, плите следует ставить так, чтобы ручки сковород, ковшей, кастрюль располагались в сторону стен, чтобы слепой не мог их зацепить и опрокинуть. Свисающие тряпки, полотенца также неудобны для незрячего. Когда незрячий свисающими тряпками поднимает крышку или снимает кастрюлю с огня, они могут загореться. Используйте для этого специальные толстые рукавицы или прихватки, которые можно сшить или купить в хозяйственном магазине. Кухонная посуда и принадлежности должны также иметь строго определенные места. Чтобы легко, удобно было взять кастрюлю, сковородку, миску, располагайте их так, чтобы их не надо было извлекать через ближестоящие предметы. Ложки, вилки, ножи удобно хранить в специальном пластмассовом ящичке. Тарелки лучше хранить в сушилке или стопкой в шкафу. Для хранения крышек от кастрюль, сковород продается специальное приспособление. Крупы и другие сыпучие продукты (сахарный песок, приправы и пр.) не оставляйте в пакетах, так как не все незрячие могут на ощупь различать сыпучие продукты, да и пакет может прорваться. Их лучше хранить в специальных банках с крышками, которые сейчас можно купить различных размеров и разнообразных форм. Банки с сыпучими продуктами, вареньем, соленьями, коробки с крупами, консервами удобно помечать метками, различными на ощупь (тактильными метками). Сделав по системе для слепых нужную надпись, их можно прикрепить к самым различным предметам домашнего обихода. Надпись можно сделать на обычном письменной приборе для слепых. При этом лучше пользоваться грифелем с тупым наконечником. На занятиях по домоводству реабилитантов учат помечать предметы специальными тактильными метками. Спички, тряпки, прихватки должны всегда находиться на постоянно отведенном для них месте. Не забывайте, если вещь лежит не на месте, то вам достаточно только взором окинуть комнату, чтобы найти ее, в то время как слепому приходится каждый раз медленно и тщательно ощупывать все вокруг. Человек, потерявший зрение, может прекрасно пользоваться любой бытовой и др. электротехникой, которая есть у вас дома. Слепому трудно мелко пошинковать капусту, нарезать морковь, свеклу, картофель. Для этого можно использовать разные шинковки, которыми пользуются зрячие. Поэтому не запрещайте, а учите его пользоваться мясорубкой, кофемолкой, соковыжималкой, шинковками, кухонными процессорами и др. электротехникой. |
Гост р 52872-2012 Всероссийского ордена Трудового Красного знамени общества слепых "Реакомп" и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский... |
Гост р 52872-2012 Всероссийского ордена Трудового Красного знамени общества слепых "Реакомп" и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский... |
||
Доклад председателя Калининградской областной организации общероссийской... Повестка дня заседания Совета по делам инвалидов при Губернаторе Калининградской области |
Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Карельская республиканская... Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 7 (14): Безбарьерная библиотечная среда / барк, Карел респ б-ка для слепых; Отв ред. Зайцева... |
||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «ордена трудового... Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, спуск Никитский, д. 52 |
Главниипроект Всесоюзный ордена трудового красного знамени научно-исследовательский институт гидротехники имени Б. Е. Веденеева |
||
Отчет о работе Свердловской областной специальной библиотеки для слепых в 2016 году Р68 Роль специальной библиотеки в формировании доступной информационной среды: отчет о работе Свердловской областной специальной... |
Инструкция по эксплуатации трубных резьбонакатных головок типа внгт Московский ордена трудового красного знамени режущих инструментов «фрезер» им. М. И. Калинина |
||
Пособие к сниП 03. 11-85 Ордена трудового красного знамени научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона... |
Биологические и зоотехнические аспекты оплодотворяемости коров на дальнем востоке «Дальневосточный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт сельского хозяйства». Расхн |
||
Инструкция № д-05/06 по применению дезинфицирующего средства «диасептик» Московский городской центр дезинфекции (илц гуп мгцд), Федеральным государственным учреждением науки «Российский ордена Трудового... |
Инструкция № д-06/06 по применению дезинфицирующего средства «диасептик-оп» Московский городской центр дезинфекции (илц гуп мгцд), Федеральным государственным учреждением науки «Российский ордена Трудового... |
||
Государственный стандарт российской федерации Разработан федеральным Государственным унитарным предприятием «Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательский институт... |
Ведомственные строительные нормы правила производства бетонных работ Внесены всесоюзным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гидротехники имени Б. Е. Веденеева |
||
Н. И. Пресняков Руководитель темы: Директор, доцент, канд техн наук Центральный ордена трудового красного знамени научно–исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им. Н.... |
Руководящие указания по коагуляции воды на электростанциях Составлены водно-химическим отделением Всесоюзного дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехнического научно-исследовательского... |
Поиск |