Скачать 425.54 Kb.
|
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир; обучить старших дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях в быту. Основные направления программы: подготовка педагогических работников к осуществлению инновационной деятельности по привитию детям основ безопасности; обновление содержания взаимодействия с родителями по данному вопросу; выбор приоритетных направлений работы и методических приемов по обучению основам пожарной безопасности; перевод указанной работы на программно-целевую основу. В программе представлены следующие формы работы с детьми:
Формы работы с родителями:
Формы работы с педагогами:
Таким образом, в данной программе предложены различные формы, как с детьми, так и с родителями и педагогами. Программа предназначена только для детей старшего дошкольного возраста. Работа строится только в одном направлении – обучение основам пожарной безопасности, не захватывая такие немаловажные темы как обучение основам безопасного поведения на улице, при стихийных бедствиях, землетрясениях, наводнениях, ураганах, химической и радиационной опасности. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Н.Н. Авдеева, кандидат психологических наук, О.Л. Князева, кандидат психологических наук, Р.Б. Стеркина, кандидат психологических наук. Основное содержание работы по программе строится по направлениям:
В раздел «Ребенок и другие люди» авторы программы сочли необходимым включить особое содержание, которое отражает общие изменения, происходящие в нашей жизни. Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Нередко дошкольники считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или манерой поведения. Авторы рекомендуют в таких случаях показать детям моменты не совпадения приятной внешности и недобрых намерений. Подобные ситуации предлагается проиллюстрировать на доступных пониманию детей примерах из знакомых сказок и литературных произведений («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - злая мачеха, прикинувшись доброй старушкой, угостила царевну отравленным яблоком; «Золушка» - неприглядный наряд и внешность героини и ее доброта; «Аленький цветочек» - в страшное чудовище был превращен добрый принц) или обсудить со старшими детьми примеры из их жизненного опыта. Особо рассматриваются типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину н т.д.). При этом детей учат приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек»), привлечение внимания окружающих иными способами. Важно объяснять детям (н отрабатывать в ходе специальных тренингов) поведение ребенка в подобных ситуациях, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. Педагогам и родителям следует понимать, что формирование дисциплинированного поведения и уважения к старшим не противоречит таким формам поведения ребенка, когда ему надо противостоять уговорам, предложениям, запугиваниям, уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые могут втянуть ребенка в опасную ситуацию (уйти далеко от дома, пойти посмотреть на стройку, разжечь костер, забраться на чердак, спуститься в подвал и т.п.). Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома - и об этом ребенок должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. Авторы предлагают проводить с детьми игровые тренинга, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»). При обсуждении с детьми вышеперечисленных тем педагогам следует проявлять тактичность и осторожность, подбирать адекватные методы работы, чтобы не спровоцировать невротические реакции или появление страхов у детей. Авторы предусматривают также обсуждение такой ситуации, когда ребенок дома или на улице становится объектом сексуального насилия. В разделе разъясняется поведение педагога, если ребенок доверил ему свою тайну. Не следует показывать испуг, гнев, смятение или отвращение. Возможно, что педагог является единственным взрослым, посвященным в происходящее, поэтому несет моральную ответственность в данной ситуации и должен поддержать ребенка и принять необходимые меры, чтобы помочь обратиться к компетентным людям. Содержание раздела «Ребенок и природа» позволяет донести до детей представления о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на живой природе (уничтожаются леса, истребляются звери, птицы, рыбы, загрязняются вода и почва), а в свою очередь все это представляет определенную угрозу здоровью человека. Этим объясняются многие привычные предостережения и требования взрослых (пить кипяченую воду, мыть фрукты, овощи, руки перед едой), которые уберегут от болезней, а иногда и спасут жизнь. Аргументируя такие требования, можно показать детям опыты с микроскопом, лупой, фильтрами, наглядно демонстрируя то, что содержится в воде. В беседах, рассказах, во время экскурсии к природу, с помощью кино и видеоматериалов детей знакомят с ядовитыми растениями, грибами, ягодами, учат отличать их от съедобных. Объясняют детям, что можно делать и чего нельзя при контактах с домашними, бездомными и дикими животными. Одним из факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды и бережное отношение к природе. Педагог создает условия для самостоятельной деятельности детей в этом направлении: уход за животными и растениями, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора. Раздел «Ребенок дома» раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей. Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени опасно для жизни и здоровья детей: 1. Предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Это спички, газовая плита, печка, электрическая розетка, некоторые электроприборы, а также открытые окна и балконы. Ни при каких условиях ребенок не должен самостоятельно пользоваться этими предметами. Здесь уместны прямые запреты, дополняются они объяснениями последствий от неумелого обращения. 2. Предметы (иголка, ножницы, нож, вилка), требующие в зависимости от возраста детей организации специального обучения и выработки навыка пользования. 3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты. Правила хранения и недопустимость взаимодействия детей с этими предметами являются содержанием работы педагогов с родителями. Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено па формирование у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму. Педагог рассказывает детям, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная, пищеварительная, выделительная, кровообращение, дыхание, нервная система, органы чувств). Важно сформировать умение прислушиваться к своему организму, помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем. Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом, используя эмоционально увлекательные формы. Педагог должен способствовать формированию у детей понимания ценностей здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, о значении профилактики заболеваний, о различных видах закаливания и оздоровительных мероприятиях: дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапии, массаже, корригирующей гимнастике. В доступной форме детям рассказывают о том, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма. Педагог должен рассказать, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая правила гигиены (мыть руки после туалета, при кашле н чихании прикрывать рот н нос рукой или носовым платком). Детям сообщают элементарные сведения об инфекционных болезнях и их возбудителях. Предлагают под микроскопом рассмотреть капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Объясняют ребенку, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, почему необходимо своевременно обращаться к врачу и выполнять все его предписания по приему лекарств. Педагог знакомит детей с правилами первой медицинской помощи при травмах (порезах, ожогах, ссадинах, укусах и др.), объясняет, что при этом необходимо обратиться к взрослому за помощью и рассказать ему все, что произошло. Обсуждают с детьми, какую первую помощь каждый может оказать себе сам (растереть обмороженное место рукавичкой; пошевелить пальцами, попрыгать, если замерзли ноги; переодеться, если промок; приложить холодный компресс, если ушиб ногу, руку, и т.п.). Основным условием работы по разделу «Эмоциональное благополучие ребенка» авторы считают профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением. Негативное влияние на эмоциональное состояние оказывают возникающие у детей страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже состояние оказаться в центре внимания и т.п.). Поэтому авторы программы ориентируют взрослых на внимательное отношение к этим явлениям у детей, предлагая им рассказать о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: весной ходить по тонкому льду, купаться без присмотра взрослых, перебегать улицу в неположенном месте и т. д. Неблагоприятная атмосфера в группе нередко возникает при конфликтных ситуациях между детьми, когда кто-либо из детей стремится удовлетворить свои желания, не считаясь с потребностями других. Конфликты неизбежны, так как ребенку порой трудно ориентироваться на желания сверстника, понять, что он чувствует. Поэтому важно научить детей способам выхода из конфликтной ситуации, не доводя дело до ссор и драк. Необходимо также создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций (использовать беседу, игру-драматизацию), научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, а также спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей. Важно создавать условия для игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, решение проблемных и жизненных ситуаций, требующих проявления взаимопонимания и умения разрешать конфликты. Работа по разделу «Ребенок на улицах города» проводится через знакомство детей с правилами поведения на улицах города. Детям объясняют необходимость соблюдения правил и рассказывают об опасности, которая может возникнуть, если пренебрегать ими, что для этой цели существуют правила дорожного движения. Ими регулируется поведение пешеходов и водителей, объясняют, что дорожные знаки помогают и пешеходам, и водителям ориентироваться на улицах города. Ребят знакомят с основными дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, предписывающими, информационно-указательными) и светофором, рассказывают об их назначении, учат ориентироваться на них при «движении» (в играх с макетом города, в игровых ситуациях-загадках, в самостоятельной игровой деятельности с использованием велосипеда, самоката, детского автомобиля). Перечень дорожных знаков, с которыми детей знакомят в детском саду, зависит от места проживания ребенка и места расположения детского сада. Детей знакомят с работой службы безопасности движения и милиционера-регулировщика. Предметом обсуждения с детьми являются также правила поведения в транспорте (как надо входить, выходить, обходить транспортное средство, не высовываться из окон салона автомобиля, не стоять у дверей, мешая выходу, уступать место пожилым). В беседах, играх дети конкретизируют и закрепляют представления, накапливают первоначальный опыт. Детям следует объяснить, что нужно предпринять, если они потерялись на улице, к кому следует обратиться за помощью, назвать свой адрес. В программу включены организационно-методические рекомендации по отбору содержания для работы с детьми с учетом их опыта и сложившихся представлений. Авторы считают, что при регулировании поведения детей прямые запреты со стороны взрослых должны быть минимальны, тщательно обоснованы и продуманы. Необходимо найти позитивные способы вербального воздействия на детей. Эффективен и способ показа детям последствий неправильного поведения. Важно по возможности при каждом случае поощрить детей за хороший поступок или за соблюдение запрещающих правил поведения. Особенность работы по программе, как считают авторы, состоит в осознании педагогом большого значения положительного примера со стороны взрослых, и, прежде всего педагога. Налаживание контактов с родителями и достижение полного взаимопонимания — неизбежные условия эффективности в воспитании детей. Необходимо выделить основное содержание, которое требует совместных усилий педагогов и родителей, определить перечень жизненно важных правил и запретов, выполнение которых для ребенка обязательно и дома, и в детском саду. Авторы подчеркивают, что программа не накладывает ограничение на выбор материалов, оборудования, методических приемов. Важно использовать методы, адекватные возрастным особенностям детей и целям развития. Вместе с тем в силу особой значимости для охраны здоровья ребенка требуется соблюдение следующих основных принципов: - полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам работы; - системности - работа должна проводиться целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций; - сезонности - учитывать климатические и сезонные изменения для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям; - учета условий городской и сельской местности – раскрывать содержание учебного материала так, чтобы компенсировать неосведомленность детей в правилах поведения в непривычных для них условиях; - возрастной адресованности – содержание работы разного возраста выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала; - интеграции — программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы по направлениям: физическое развитие и здоровье, развитие экологической культуры, развитие игровой, театрализованной, изобразительной деятельности. Программа не должна быть искусственной надстройкой, а представлять целостный педагогический процесс; - координации деятельности педагогов - тематические планы воспитателей и специалистов должны быть согласованы, чтобы избежать повторов и обеспечить последовательность усвоения знании детьми; - преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - родители становятся активными участниками педагогического процесса в детском саду, должны поддерживать требования педагогов, проводить с детьми дома беседы и обсуждать конкретные темы, предложенные педагогами. Выбор приоритетных направлений работы, методических приемов, материалов, как считают авторы программы, должен определяться конкретными условиями: месторасположением детского сада (город, село), климатическими, социокультурными, региональными особенностями, типом здания, помещений дошкольного учреждения, оснащением и оборудованием групп и участка. В условиях вариативности не может быть предложена единая модель планирования педагогической работы. Авторы оставляют за каждым педагогическим коллективом возможность ее творческой адаптации. В специально разработанном тематическом плане не только отражены разделы программы, но и даются рекомендации по взаимодействию с родителями. К программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» подготовлены учебно-методические комплекты для работы с детьми 6-7 лет и методические рекомендации для воспитателя. В пособие включены примерные сценарии занятий с детьми, игры, тренинги, литературно-художественные произведения (стихи, загадки, пословицы), связанные с той или иной темой. Специальные альбомы с развивающими заданиями рассчитаны на активную самостоятельную деятельность детей . В данной программе работа строится по всем направлениям по обеспечению безопасности и здоровья детей дошкольного возраста. В программе рассматриваются не все факторы, которые представляют угрозу для жизни и здоровья детей, такие как землетрясение, наводнение, ураганы, терроризм, компьютерная опасность. Так же недостатком программы является то, что она предназначена для детей только старшего дошкольного возраста. ПРОГРАММА Основы безопасности детей дошкольного возраста Проект процесса знакомства детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасности жизни и здоровья (Студенты 5 курса кафедры дошкольного образования). ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Безопасный и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях. Главной задачей является стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение. В период дошкольного детства ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако, ему трудно представить степень их значимости. Нередко в силу различных причин их выполнение оказывается малоэффективным. Поэтому, определяя основное содержание и направление развития детей, мы считали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением. Для того чтобы эти нормы и правила стали регулятором поведения, они должны быть осознаны и приняты ребенком. Поэтому наряду с традиционными формами обучения, принятыми в ДОУ, необходимо организовывать такие виды деятельности, в которых дети приобретенные нормы поведения могли бы применять. Основное содержание программы строится по направлениям:
Программа составлена по возрастным группам: младшая группа, средняя, старшая и подготовительная группа. В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий. Построение педагогического процесса предполагает преимущественно использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: экскурсии, наблюдения, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации и др. В конце программы представлены формы работы с родителями. МЛАДШАЯ ГРУППА |
Конкурс проводится по четырём возрастным группам по соответствующей... Ивановского края «Солнечный эльф» (далее – Конкурс) проводится с целью приобщения подрастающего поколения к духовно-культурным ценностям... |
Методические рекомендации по обеспечению безопасности в детских оздоровительных... Требования пожарной безопасности к зданиям, помещениям, территории детских оздоровительных учреждений |
||
Форма замечаний и предложений по Правилам проведения личным составом... Правилам проведения личным составом Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы действий по тушению... |
Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной... |
||
Новогодние игры для детей и взрослых дома Загадочные флажки Во время праздника снимите гирлянду, раздайте флажки ребятам и проведите «Угадай-ку» (если дети не умеют читать — прочитайте загадку).... |
Новогодние игры для детей и взрослых дома Загадочные флажки Во время праздника снимите гирлянду, раздайте флажки ребятам и проведите «Угадай-ку» (если дети не умеют читать — прочитайте загадку).... |
||
Инструкция по разработке проекта противопожарной защиты угольной шахты. Рд 05-365-00 предисловие Инструкция по разработке проекта противопожарной защиты угольной шахты разработана в целях реализации требований “Правил безопасности... |
Инструкция по разработке проекта противопожарной защиты угольной шахты рд 05-365-00 Инструкция по разработке проекта противопожарной защиты угольной шахты разработана в целях реализации требований “Правил безопасности... |
||
Инструкция по организации деятельности баз и обслуживающих постов... Государственной противопожарной службы определяет организацию и осуществление деятельности баз и постов гдзс по проведению технической... |
Конкурс Открытый конкурс Открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом на территории муниципального образования... |
||
Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (гугпс) и Всероссийским научно-исследовательским институтом... |
Конкурс проводится среди зрителей оператора кабельного телевидения «Акадо Телеком» Зао «Первый твч» (далее Компания) проводит Конкурс «Нахимичили!» (далее – Конкурс) |
||
Ведомость рабочих чертежей основного комплекта Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности |
Дипломная работа выполнена в лаборатории Вычислительной техники Института... Интернет-библиотека научных публикаций по тематике «Нуклеация» на сайте ихкг со ран |
||
Проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной... Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты... |
Российская федерации новгородская область Новгородский муниципальный... Об организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре |
Поиск |