Безопасная больничная среда
Санэпидрежим. Лечебноохранитальный режим
Студент должен знать
Виды и устройство лечебного отделения.
Функции лечебного отделения.
Санитарно-эпидемиологический режим лечебного отделения, питания, помещений, процедурного кабинета.
Личная гигиена медсестры.
Обязанности палатной медсестры.
Основные приказы по санэпидрежиму.
Классы медицинских отходов и категории их опасности.
Лечебно-охранительный режим ЛПУ.
Студент должен уметь
Приготовить дез растворы для проведения дезинфекции различных предметов ухода и помещений.
Провести дезинфекцию предметов ухода и помещений в ЛПУ.
Заполнять и вести медицинскую документацию.
Наблюдать за пациентами с различными режимами двигательной активности.
Соблюдать личную гигиену медсестры.
Вопросы для самоподготовки:
Виды лечебных отделений.
Функции лечебно-профилактических отделений.
Устройство лечебного отделения.
Что такое санэпидрежим.
Основные приказы по санэпидрежиму.
Санэпидрежим лечебного отделения, помещений, процедурного кабинета.
Режимы физической активности пациентов.
Личная гигиена медсестры.
Обязанности дежурной медсестры
Санэпидрежим - комплекс мероприятий, направленный на предотвращение попадания микроорганизмов в ЛПУ, распространения в нём и выноса из ЛПУ. Санэпидрежим медицинского учреждения определяется его профилем. Основные требования к санитарно-противоэпидемическому режиму регламентируются инструкциями и приказами иотраслевым стандартом «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения» (ОСТ 42 - 21 - 2 - 85).
Основные приказы по санэпидрежиму
№ 720 (204Д) МЗ СССР
|
О мерах по улучшению организации и повышению качества специализированной помощи больным гнойными хирургическими заболеваниями
|
№ 320 от 05.03.87. МЗ СССР
|
Организация и проведение мероприятий по борьбе с туберкулёзом
|
№ 408 от 12.07.89. МЗ СССР
|
О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране
|
№ 345 от 26.11.97. МЗ РФ
|
О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах
|
№ 295 от 30.10.95. МЗ РФ
|
О Введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ
|
№ 170 от 16.08.94. МЗ РФ.
|
О мерах по совершенствованию профилактики лечения и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
|
№ 335 от 26.12. 98. МЗ РФ
|
О мерах по усилению борьбы с распространением СПИДа в РСФСР
|
№ 375 от 23.12.98. МЗ РФ
|
О мерах по усилению эпидемиологического надзора и профилактике менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов
|
Ответственность за организацию и осуществление комплекса санитарно-профилактических мероприятий возлагается на главного врача и главную медсестру ЛПУ, старших медсестёр отделений.
Одним из элементов комплекса мероприятий, обеспечивающих санитарно-противоэпидемический режим в медицинском учреждении, является строгое соблюдение и регулярный контроль над выполнением требований асептики и антисептики, которые достигаются путём дезинфекции и стерилизации.
Асептика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов на стерильные объекты и в рану. Она достигается уничтожением микробов и их спор путём дезинфекции и стерилизации.
Антисептика - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов во внешней среде и в организме человека. Она достигается уничтожением микробовпутём дезинфекции и антибактериальным лечением. Различают профилактическую антисептику и лечебную.Профилактическая - проводится в целях предупреждения попадания микроорганизмов в рану и в организм человека (обработка рук пациента, обработка инъекционного поля, дезинфекция предметов ухода, текущие и генеральные уборки и т.д.). Лечебная антисептика направлена на борьбу с микроорганизмами уже попавшими в организм человека (в рану, заражение инфекционными заболеваниями).
Дезинфекция (обеззараживание) - уничтожение патогенной микрофлоры.
Стерилизация (обеспложивание) - уничтожение микроорганизмов и их вегетативных форм (спор), а также продуктов их жизнедеятельности (токсинов).
Личная гигиена медсестры
Форма медсестры:
белый халат или костюм (брюки и блуза) светлых тонов из хлопчатобумажной ткани. Длина юбки под халатом не должна превышать длину халата;
менять халат по мере загрязнения, но не реже 2 - 3 раза в неделю, в процедурном кабинете - ежедневно;
не садиться на постель пациентов;
одежда под халатом хлопчатобумажная (не допускается шерсть);
голова прикрыта косынкой или шапочкой, все волосы спрятаны под шапочку;
обувь - поддающаяся обработки, без высокого каблука, не стучащая.
-
Уход за телом:
ежедневный приём душа;
ежедневное мытьё ног прохладной водой;
мытьё головы по мере загрязнения (не реже 1 раза в неделю);
уход за половыми органами проводить 2 раза в день (по потребности и более), менять нижнее бельё ежедневно (трусики, колготки).
Уход за руками:
мытьё рук перед и после каждой манипуляции (социальный или гигиенический уровень по потребностям);
подстригать ногти на руках 1 раз в неделю (4 раза в месяц),на ногах 1 раз в 2 недели (2 раза в месяц), не пользоваться лаком для ногтей (под ним скапливаются микроорганизмы),
пользоваться смягчающими и питательными кремами для рук. Помните! Руки - вашосновной «инструмент», они требуют тщательного ухода.
Уход за полостью рта:
чистить зубы утром и вечером по всем правилам со всех сторон (наружной и внутренней);
следить за здоровьем зубов и дёсен (ни менее 2 раза в год посещать стоматолога для проф. осмотра), больные дёсна и зубы - источники инфекции и запаха, что не допустимо при общении с пациентами;
НЕ КУРИТЬ! Не употреблять в пищу перед дежурством чеснок, лук, рыбу!
не пользоваться духами, можно пользоваться дезодорантами со слабым запахом;
Санитарно-эпидемиологический режим лечебного отделения ЛПУ
Этот режим включает в себя:
влажную уборку всех помещений;
поддержание в них чистоты и порядка;
санитарно-гигиеническая обработка пациентов.
дезинфекция и стерилизация предметов медицинского назначения и ухода.
Влажная уборка отделения с применение дезинфицирующих средств проводится не реже 2 раза в сутки 1% раствором хлорамина или 3% перекись водорода с моющим 0,5% средством, или аламинол 1 %, или 0,75% раствор хлорамина с 0,5% моющим средством (Приказ 345 от 26.09.97.МЗ. РФ).
Весь уборочный материал (для процедурного кабинета, палат коридора и т. д.) должен быть промаркирован, например:
процедурный кабинет - красный
коридор - коричневый
туалет - чёрный
Инвентарь применяется строго по назначению. Послеиспользования, инвентарь обязательно дезинфицируют. Медсестра должна следить за чистотой и порядком в палатах, проветривать помещение не реже 3 - 4 раза в сутки, регулярно проверять содержимое и санитарное состояние холодильников и тумбочек.
Один раз в 7 - 10 дней пациенты принимают душ или ванну с последующей сменой белья. Грязное белье сортируют в рабочей комнате в мешки класса«Б» - опасные отходы (с кровью и др. биологической жидкостью), класса «А»- неопасные отходы и отправляют в прачечную.
Пациенты, у которых в приёмном отделении бал выявлен педикулёз, должны быть осмотрены палатной медсестрой через 7 дней (для чего на титульном листе медицинской карты пишется буква «Р»). Пациенты обязаны соблюдать общегигиенические правила: утренний туалет, вечерний туалет, мытьё рук перед едой и т. д. Сидеть на кроватях других пациентов и посетителям не разрешается. Проветривание палат проводится не реже 4 раза в день.
Поступившему в стационар пациенту выделяют индивидуальные предметы ухода (ложка, стакан, поильник, при необходимости - судно, мочеприемник). После выписки эти предметы обязательно дезинфицируются. Во всех больницах проводятся мероприятия по выявлению инфекционных больных, с этой целью при приёмном отделении находится изолятор (бокс) куда временно помещают инфекционного больного пациента до транспортировки его в инфекционное отделение. С этой же целью ведётся строгий учёт всех лихорадящих пациентов, у которых период повышенной температуры длится более 5 дней.
При выявлении внутрибольничной инфекции проводится внеочередной осмотр всего персонала отделения.
Контроль качества дезинфекции осуществляется визуально, химическими способами (проверка активности дезсредств), бактериологическим путём (взятие мазков, смывов на посев в бактериологической лаборатории).
Контроль над соблюдением инфекционной безопасности осуществляет старшая медсестра отделения.
Контроль над правильностью проведения и качеством дезинфекции вменён в обязанности СЭН (санитарно-эпидемиологического надзора).
Классы медицинских отходов и категории их опасности
Класс
|
Категории опасности
|
морфологический состав
|
места образования отходов
|
А
цвет мешков для утилизации
(белый)
|
неопасные отходы ЛПУ
|
отходы не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными;
нетоксичные отходы - пищевые отходы всех отделений, кроме инфекционных, неинфицированная бумага, строительный мусор и т.д.
|
палаты, столовые и буфеты отделений, центральные пищеблоки кроме инфекционных;
административно-хозяйственные помещения;
территория вокруг ЛПУ.
|
Б
|
опасные (рискованные) отходы ЛПУ (ОРО)
|
потенциально инфицированные отходы - материалы и инструменты, загрязненные биологическими жидкостями, в т. ч. кровью, выделениями пациентов;
патологоанатомические отходы, органические операционные отходы;
отходы инфекционных отделений;
отходы микробиологических лабораторий, работающих с 3 - 4 классами патогенности, биологические отходы вивариев.
|
операционные;
реанимационные;
процедурные, перевязочные и
другие манипуляционно- диагностические кабинеты;
инфекционные больницы и отделения, в том числе кожно-венерологические;
медицинские и патологоанатомические лаборатории, работающие с микроорганизмами 3 - 4 группы патогенности.
|
В
|
чрезвычайно опасные отходы ЛПУ
|
все материалы, контактирующие с больными особо опасными инфекциями;
отходы микробиологических лабораторий, работающих с 1 - 2 классами патогенности;
отходы фтизиатрических и микологических больниц;
отходы от пациентов с анаэробной инфекцией.
|
подразделения для пациентов с особо опасными и карантинными инфекциями;
лаборатории, работающие с микроорганизмами 1 - 2 группы патогенности;
фтизиатрические и микологические клиники или отделения.
|
Г
|
отходы ЛПУ, по составу близкие промышленным
|
просроченные лекарственные средства, цитостатики и другие химиопрепараты;
ртутьсодержащие предметы и оборудование.
|
диагностические подразделения;
отделения химиотерапии;
патологоанотомические отделения;
фармацевтические цеха, аптеки, склады;
химические лаборатории.
|
Д
|
радиоактивные отходы ЛПУ
|
все виды отходов содержащие радиоактивные компоненты
|
диагностические лаборатории или отделения;
рентген - кабинеты;
радио и изотопные лаборатории.
|
Санитарно-гигиенический режим питания пациентов
Ответственность за соблюдение требований и реализации пищи несут повара и буфетчицы отделений. Контроль за соблюдением санитарных требований пищеблока осуществляет врач-диетолог.
Раздачу пищи пациентам производят буфетчицы и дежурные медицинские сёстры отделений в халатах с маркировкой «для раздачи пищи».
Технический персонал, занятый уборкой палат и др. помещений к раздаче пищи не допускаются.
После каждой раздачи пищи производят тщательную уборку помещений, обрабатывая поверхности 1% раствором хлорамина или ему идентичным маркированной ветошью (для столов, для стен и т. д.).
Мочалки для мытья посуды и ветошь для протирания столов после стирки моющим средством, кипятят или дезинфицируют и сушат, хранят в специальной чистой таре с крышкой.
Санитарно-гигиенический режим помещений
Текущая уборка в помещениях ЛПУ проводится не реже 2 раза в день, а при необходимости и чаще.
Протираются подоконники, кровати тумбочки 1% раствором хлорамина или 0,5% раствором хлорамина с моющим средством или мыльно содовым раствором промаркированной ветошью.
В последнюю очередь протираются полы.
Проветривание палат осуществляется не менее 4 раза в сутки по 15 - 20 минут.
После выписки каждого пациента или умершего, а также по мере загрязнения, подушки, матрацы, одеяла должны заменяться и подвергаться камерной дезинфекции, а кровать обрабатывается 1% раствором хлорамина дважды с 15 минутным перерывом с последующим протиранием чистой водой.
Генеральная уборка проводится 1 раз в месяц по графику с тщательным мытьём всех предметов и поверхностей (стены, окна, потолки, осветительные приборы…) моющим раствором, затем смывается водой, проветривание и кварцевание.
Как правило, вся работа по соблюдению санитарного режима (кроме обработки инструментов) выполняется младшим медицинским персоналом, а контролируется старшими и постовыми (палатными) сёстрами.
|