ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
|
ЛИФТЫ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ, и правилами применения национальных стандартов Российской Федерации − ГОСТ 1.0−2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «РОССИЙСКОЕ ЛИФТОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ», Ассоциацией делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис»
2 ВНЕСЕН Техническим Комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.
Стандартинформ
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения
5 Условия безопасной эксплуатации лифта
6 Требования к безопасной эксплуатации лифта
7 Система планово-предупредительных ремонтов
8 Оценка соответствия лифта в период эксплуатации
9 Требования к организации диспетчерского контроля за работой лифтов
10 Требования к специализированной по лифтам организации, осуществляющей техническое обслуживание, ремонт, модернизацию лифтов и устройств диспетчерского контроля лифтов……….………….
Приложение А Средний срок службы основного лифтового оборудования………………………………………………………
Библиография………………………………………………………………………
Введение
Настоящий стандарт разработан в целях обеспечения выполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее по тексту - ТР ТС 011/2011) и устанавливает требования к безопасной эксплуатации лифтов в течение назначенного срока службы.
Настоящий стандарт предназначен для повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, с учётом рисков, возникающих при эксплуатации лифтов.
Выполнение на добровольной основе требований настоящего стандарта позволяет обеспечивать соответствие лифтов требованиям технического регламента ТР ТС 011/2011 в течение назначенного срока их службы.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
ЛИФТЫ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
LIFTS. General SAFETY REQUIREMENTS in service.
|
Дата введения — — —
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт применяется для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению.
1.2 Требования к организации эксплуатации лифтов, изложенные в настоящем Стандарте, относятся ко всем лифтам, используемым на территории Российской Федерации, на которые распространяется действие технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».
__________________________________________________________________
Издание официальное
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН81-1:1998, ЕН81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке
ГОСТ Р 53783-2010 Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации
ГОСТ Р 54999-2012 (ЕН 13015:2001) Лифты. Общие требования к инструкции по техническому обслуживанию лифтов
ГОСТ Р 53387–2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р 53780, ГОСТ Р 54999, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 владелец лифта: Собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в которых находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение).
3.2 квалифицированный персонал по техническому обслуживанию лифтов: Сотрудники организации, прошедшие профессиональную подготовку и имеющие опыт работы по техническому обслуживанию лифтов, обеспеченные необходимыми инструкциями по техническому обслуживанию лифтов.
3.3 материально-техническая база специализированной по лифтам организации: совокупность материальных и технических средств, используемых для осуществления работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и устройств диспетчерского контроля за безопасной работой лифтов.
3.4 методы технического обслуживания лифтов: Технология производства работ по техническому обслуживанию лифтов, предусматривающая строгое соблюдение последовательности операций, предусмотренных для каждого вида технического обслуживания, а также безопасные методы их производства, применяемые инструмент и приспособления.
3.5 модель лифта: Лифт, характеризующийся определёнными конструкторскими решениями, грузоподъёмностью, скоростью движения и комплектацией оборудования привода, кабины и системы управления.
3.6 непредвиденный ремонт: Работы капитального характера, выполняемые в целях восстановления работоспособности лифта, вышедшего из строя в результате затопления, пожара, вандальных действий или иных причин.
3.7 осмотр лифта: Периодическая проверка исправности оборудования и функционирования лифта.
3.8 паспорт лифта: Документ, содержащий сведения об изготовителе, дате изготовления лифта и его заводском номере, основные технические данные и характеристики лифта и его оборудования, сведения об устройствах безопасности, назначенном сроке службы лифта, а также предназначенный для внесения необходимых сведений в период эксплуатации.
|
3.9 применение по назначению: Использование лифта в соответствии с его назначением, указанным изготовителем лифтов в эксплуатационных документах.
|
3.10 ремонт лифта: Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изношенного, пришедшего в негодность или повреждённого оборудования лифта.
3.11 специализированная по лифтам организация: Юридическое лицо, располагающее материально-технической базой и квалифицированным персоналом для осуществления работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля за безопасной работой лифтов.
3.12 техническое обслуживание лифта: Комплекс операций по поддержанию безопасности и работоспособности лифта и его узлов после завершения монтажа на объекте использования в течение всего жизненного цикла.
|
3.13 тип лифта: Лифт, характерными признаками которого являются назначение для применения (пассажирский, грузовой, и т.д.) и (или) используемая система главного привода (электрический привод, гидравлический привод, и т.д.).
3.14 эксплуатация лифта: Стадия жизненного цикла лифта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт.
|
3.15 эвакуация людей из кабины: Вид технического обслуживания, начинающийся с получения сигнала от пассажира из застрявшего лифта и заканчивающийся его освобождением из кабины лифта.
4 Общие положения
4.1 Владелец лифта обеспечивает эксплуатацию лифта в соответствии с инструкцией (руководством) по эксплуатации и/или системой планово-предупредительных ремонтов.
4.2 Для выполнения работ по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту лифта, владелец привлекает специализированную по лифтам организацию.
4.3 Для осуществления оценки соответствия лифта, владелец привлекает аккредитованный в установленном порядке орган по сертификации.
5 Условия безопасной эксплуатации лифта
5.1 В период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие условия:
5.1.1 обеспечение сохранности лифтового оборудования и использование лифтов только по назначению в течение всего срока эксплуатации*;
5.1.2 обеспечение в помещениях с размещённым оборудованием лифтов условий эксплуатации, предусмотренных документацией изготовителя лифтов;
5.1.3 наличие в машинном помещении защитных средств, предохраняющих от поражения электрическим током;
5.1.4 исключение хранения в помещениях с размещённым оборудованием лифта посторонних предметов, не имеющих отношения к обеспечению эксплуатации лифтов;
5.1.5 обеспечение возможности беспрепятственного и безопасного подхода (доступа) обслуживающего персонала к помещениям с размещённым оборудованием лифта, в том числе освещения подходов;
5.1.6 исключение доступа в помещения с размещённым оборудованием лифта посторонних лиц;
5.1.7 обеспечение организации хранения и учёта выдачи ключей от помещений с размещённым оборудованием лифта;
5.1.8 обеспечение организации хранения технической документации, в том числе паспорт лифта и внесения в него необходимых изменений;
5.1.9 обеспечение контроля доступа в помещения с размещённым оборудованием лифта;
5.1.10 обеспечение качества электропитания электрооборудования лифтов, в пределах установленных изготовителем лифта:
5.1.11 обеспечение соответствующего уровня освещённости этажных площадок и помещений с размещённым оборудованием лифта по ГОСТ Р 53780;
5.1.12 наличие «Правил пользования лифтом» на основном посадочном этаже или в кабине лифта;
5.1.13 наличие на основном посадочном этаже информации для связи с местом нахождения обслуживающего персонала или диспетчерской службой;
5.1.14 обеспечение двухсторонней переговорной связи из кабины лифта и основного посадочного этажа с местом нахождения обслуживающего персонала или с диспетчерской службой;
5.1.15 исключение использования лифта для транспортирования строительных материалов и грузов при выполнении строительных и отделочных работ в помещениях зданий и сооружений а также выполнение мероприятий по предотвращению повреждения оборудования лифта;
5.1.16 обеспечение содержания в чистоте купе кабины и оборудования лифта;
5.1.17 назначение специалиста, ответственного за организацию эксплуатации лифтов.
5.2 Контроль за выполнением условий, предусмотренных п. 5.1 настоящего стандарта, возлагается на специалиста, ответственного за организацию эксплуатации лифтов**.
Примечания:
* Во время проведения строительно-ремонтных работ в помещениях здания, в том числе в домах-новостройках в период заселения, с использованием лифтов для перевозки строительных материалов и мусора, выполняются мероприятия по сохранности лифтового оборудования.
** Ответственность за организацию эксплуатации лифтов целесообразно возлагать на лицо, ответственное за эксплуатацию здания (сооружения), на которое в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации возлагается ответственность за эксплуатацию здания, включая системы инженерно-технического обеспечения, и у которого находится необходимая для эксплуатации данных систем документация.
6 Требования к безопасной эксплуатации лифта
6.1 В период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:
6.1.1 Использование лифта по назначению, осмотр, проведение технического обслуживания и ремонт лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя;
6.1.2 Недопущение использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций;
6.1.3 Информирование организации по техническому обслуживанию лифта:
6.1.3.1) об обнаружении нарушений нормальной работы лифта или опасных изменениях в условиях эксплуатации,
6.1.3.2) о прекращении использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций,
6.1.3.3) о проведении обученным персоналом владельца эвакуации людей из кабины,
6.1.3.4) о любом планируемом изменении в конструкции лифта или условий эксплуатации.
6.1.3.5) о планируемом проведении третьей стороной инспекции освидетельствования или других работ на лифте, не связанных с техническим обслуживанием,
6.1.3.6) о планируемом выводе лифта из эксплуатации на длительное время,
6.1.3.7) о планируемом вводе лифта в эксплуатацию после длительного периода его вывода из эксплуатации,
6.1.3.8) об эвакуационных путях из здания в случае возникновения пожара,
6.1.3.9) о месте хранения ключей от помещений в здании,
6.1.3.10) о персонале, который в случае необходимости должен сопровождать работников организации по техническому обслуживанию при доступе к лифтовому оборудованию,
6.1.3.11) о персональных защитных средствах, которые в случае необходимости должны использоваться на путях доступа к лифтовому оборудованию и о месте хранения этих средств;
6.1.3 выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;
6.1.4 проведение периодического и частичного технического освидетельствования лифтов в соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 53783;
6.1.5 проведение оценки соответствия лифтов по истечении назначенного срока службы с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению.
6.2 Работы по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту лифтов выполняются квалифицированным персоналом специализированной по лифтам организации.
6.3 Условия выполнения работ устанавливаются в договоре между владельцем лифта и специализированной по лифтам организацией.
6.4 Объем выполняемых работ при техническом обслуживании должен соответствовать требованиям, изложенным в руководстве по эксплуатации заводов изготовителей лифтового оборудования.
7 Система планово-предупредительных ремонтов лифтов
7.1 Система планово-предупредительных ремонтов лифтов включает в себя:
- осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта посредством устройства диспетчерского контроля;
- техническое обслуживание;
- аварийно-техническое обслуживание;
- систему восстановления ресурса лифта, состоящую из капитального ремонта (замены оборудования) и/или модернизации (как в процессе эксплуатации лифта, так и по истечении назначенного срока службы).
7.2 Работы по осмотру лифтов, техническому обслуживанию, аварийно-техническому обслуживанию, восстановлению ресурса выполняет специализированная по лифтам организация, осуществляющая техническое обслуживание лифтов.
7.3 Осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта посредством устройства диспетчерского контроля
7.3.1 Осмотр лифта выполняет лифтёр или электромеханик по лифтам в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя и перечнем типовых проверок по ГОСТ Р 54999.
7.3.2 В ходе осмотра осуществляется проверка функционирования лифта, а также проверка исправности оборудования (если эти проверки не включены в перечень работ организации по техническому обслуживанию):
1) дверей шахты,
2) сигнальных устройств,
3) кнопок вызова на этажах,
4) кнопок приказов в кабине,
5) устройства контроля дверного проема,
6) двусторонней переговорной связи,
7) оборудования освещения кабины,
8) устройства реверса дверей лифта,
9) информационных знаков.
7.3.3 Осмотр лифта, подключенного к устройству диспетчерского контроля, выполняет электромеханик по лифтам с периодичностью, установленной изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации, или ежемесячно при проведении технического обслуживания лифта.
7.3.4 Контроль за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля осуществляет диспетчер с пульта системы диспетчерского контроля в соответствии с документацией по эксплуатации данной системы диспетчерского контроля.
7.4 Техническое обслуживание лифтов
7.4.1 Виды, состав и периодичность работ по техническому обслуживанию лифтов устанавливаются изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54999.
При отсутствии информации изготовителя о видах, составе и периодичности работ по техническому обслуживанию лифтов, устанавливается следующая периодичность выполнения данных работ:
- Ежемесячное техническое обслуживание (ТО-1) – проводится не реже одного раза в месяц;
- Квартальное техническое обслуживание (ТО-3) - проводится не реже одного раза в три месяца;
- Полугодовое техническое обслуживание (ТО-6) - проводится не реже одного раза в шесть месяцев;
- Годовое техническое обслуживание (ТО-12) - проводится не реже одного раза в двенадцать месяцев.
7.4.2 Специализированная по лифтам организация для осуществления работ по техническому обслуживанию лифтов обеспечивает корректировку первоначальной инструкции по техническому обслуживанию изготовителя при изменении условий эксплуатации лифта по сравнению с условиями, существовавшими при вводе лифта в эксплуатацию, а также разрабатывает регламентирующие документы (стандарты предприятия, инструкции, руководства по качеству выполняемых работ и оказываемых услуг по техническому обслуживанию лифтов).
Данные документы должны содержать: виды, периодичность и состав работ, безопасные методы их выполнения, применяемые инструменты и приспособления, технические требования к оборудованию и узлам по ГОСТ Р 54999.
7.4.3 Оценка рисков для всех рабочих зон и работ по техническому обслуживанию, выполняемых в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию осуществляется по ГОСТ Р 54999 и ГОСТ Р 53387.
7.5 Аварийно-техническое обслуживание
7.5.1 Аварийно-техническое обслуживание лифтов проводится аварийной службой специализированной по лифтам организации.
7.5.2 Аварийно-техническое обслуживание предусматривает проведение работ по:
- безопасной эвакуации пассажиров из кабин остановившихся лифтов;
- устранению неисправностей лифта, оборудования системы диспетчерского контроля (при наличии).
Время эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта не должно превышать 30 минут с момента поступления заявки в аварийную службу специализированной по лифтам организации.
Срок устранения неисправностей оборудования лифтов, эксплуатирующихся в жилищном фонде, не должен превышать 1 сутки.
7.5.4 Специализированная по лифтам организация обеспечивает: - круглосуточное функционирование аварийной службы в рабочие, выходные и праздничные дни;
- прием, регистрацию и передачу заявок на исполнение электромеханикам аварийной службы, контроль их исполнения;
- организацию работ в экстремальных условиях (непредвиденное отключение электроэнергии в зданиях, пожар, затопление и т.п.);
- организацию контроля за соблюдением электромеханиками по лифтам и электромонтерами диспетчерского оборудования и телеавтоматики аварийной службы, требований охраны труда и производственной дисциплины.
7.5.4 Аварийная служба должна быть укомплектована необходимым количеством квалифицированного персонала, необходимого для выполнения требований п.7.5.1 и п.7.5.2, с учётом количества, типов, модификаций лифтов, а также оснащена необходимым автотранспортом, инструментом, приспособлениями и механизмами.
7.5.5 Если при аварийно-техническом обслуживании для восстановления работоспособности лифтов требуется выполнение работ капитального характера, данные работы выполняет специализированная по лифтам организация по отдельному договору или по дополнительному соглашению к договору на техническое обслуживание лифтов.
7.6 Непредвиденный ремонт
7.6.1 Непредвиденный (аварийный) ремонт (работы капитального характера) выполняется в целях восстановления работоспособности лифта, вышедшего из строя в результате затопления, пожара, вандальных действий или иных причин.
7.6.2 Непредвиденный (аварийный) ремонт (работы капитального характера) в состав работ по техническому обслуживания лифтов не входят, а осуществляется специализированной по лифтам организацией по отдельному договору или дополнительному соглашению к договору на техническое обслуживание.
7.7 Капитальный ремонт лифтов
7.7.1 При капитальном ремонте лифтов производится ремонт или замена узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс или близких к его выработке с последующей регулировкой. После проведения капитального ремонта лифтов проводится проверка функционирования вновь установленных, отремонтированных узлов и проверка работы лифта во всех режимах.
В случае замены узлов, перечисленных в пункте 8.2.б. проводят частичное техническое освидетельствование лифта. В случае замены системы управления лифта, шкафа управления, жгутов электропроводки проводятся пусконаладочные работы.
Капитальный ремонт лифта и его составных частей производится методом замены узлов или их ремонта для восстановления ресурса.
7.7.2 В состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входит ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей):
- лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт;
- электродвигателя лебедки главного привода;
- канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения;
- оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов);
- привода дверей кабины и его составных частей: редуктора, электродвигателя, балки привода дверей;
- постов управления;
- кабины и ее составных частей: рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства;
- дверей шахты, кабины и их составных частей: створок, порогов, замков, верхних балок дверей;
- шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов;
- преобразователя частоты и его составных частей: силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат;
- натяжного устройства уравновешивающих канатов;
- ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости;
- ловителей;
- противовеса и его составных частей: рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии);
- разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине;
- подвесного кабеля;
- тяговых элементов;
- уравновешивающих канатов, цепей;
- каната ограничителя скорости;
- буфера.
Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и/или в ходе проведения технического обслуживания лифта.
Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной по лифтам организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.
7.7.3 Проведение капитального ремонта лифта должно планироваться, исходя из срока службы составных частей, узлов и оборудования лифта, приведенного в документации изготовителя. В случае отсутствия в документации изготовителя срока службы составных частей этот срок принимают в соответствии с Приложением А.
7.7.4 Проведение капитального ремонта лифта допускается осуществлять по фактическому состоянию оборудования, исходя из интенсивности использования, условий эксплуатации и результатов оценки соответствия лифта.
7.7.5 Срок проведения капитального ремонта лифта должен планироваться владельцем лифта совместно с организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт данного лифта.
7.8 Модернизация лифта
7.8.1 Модернизация лифта может проводиться как по истечении назначенного срока службы лифта, так и в период его эксплуатации.
7.8.2 Решение о модернизации (замене) лифта владелец принимает на основании полученного от органа по сертификации заключения по результатам оценки соответствия, содержащего соответствующие рекомендации.
8 Оценка соответствия лифта в период эксплуатации
8.1 Оценка соответствия лифта при эксплуатации в течение назначенного срока службы осуществляется органом по сертификации с соответствующей областью аккредитации на основании договора с владельцем.
8.2 Орган по сертификации осуществляет оценку соответствия лифта в соответствии с ГОСТ Р 53783, в формах:
а) периодического технического освидетельствования не реже 1 раза в 12 календарных месяцев;
б) частичного технического освидетельствования в случае замены следующих узлов и механизмов:
- устройства безопасности лифта;
- системы управления лифта;
- подъемного механизма, тягового элемента, канатоведущего шкива или барабана трения лифта с электрическим приводом;
- гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопровода лифта с гидравлическим приводом;
- несущих металлоконструкций (каркас кабины и противовеса);
в) обследования лифта отработавшего назначенный срок службы.
8.3 Орган по сертификации, осуществляет оценку соответствия в форме обследования лифта с выдачей заключения, содержащего обоснованные выводы об условиях возможного продления срока безопасной эксплуатации лифта и рекомендации по модернизации или замене лифта. Оценка соответствия лифта осуществляется в соответствии со статьей 6 технического регламента ТР ТС 011/2011 и ГОСТ Р 53783.
9 Требования к организации диспетчерского контроля за работой лифтов
9.1 Необходимость оборудования лифтов диспетчерским контролем определяется владельцем лифта или специализированной по лифтам организацией по согласованию с владельцем лифта.
9.2 Владелец оборудования систем диспетчерского контроля за работой лифтов должен обеспечить мероприятия по содержанию его в исправном состоянии.
9.3 Обслуживание и ремонт оборудования систем диспетчерского контроля за работой лифтов осуществляется специализированной по лифтам организацией, осуществляющей техническое обслуживание лифтов, подключенных к данной системе диспетчерского контроля и располагающей техническими средствами и квалифицированным персоналом.
9.4 Устройство диспетчерского контроля за работой лифта должно обеспечивать:
- двухстороннюю переговорную связь между диспетчерским пунктом и кабиной и крышей кабины, диспетчерским пунктом и машинным помещением, диспетчерским пунктом и основным посадочным этажом (при необходимости);
- сигнализацию об открытии дверей шахты при отсутствии кабины на этаже в режиме нормальной работы;
- сигнализацию о срабатывании электрических устройств безопасности;
- сигнализацию об открытии дверей, окон, люков машинного (блочного) помещения или шкафов управления, расположенных вне машинного помещения (для лифтов без машинного помещения).
9.5. Энергоснабжение оборудования систем диспетчерского контроля за работой лифтов должно осуществляться независимо от энергоснабжения лифта. При прекращении энергоснабжения оборудования систем диспетчерского контроля владелец оборудования системы диспетчерского контроля должен обеспечить функционирование системы в течение не менее 1 часа.
10 Требования к специализированной по лифтам организации, осуществляющей техническое обслуживание, ремонт, модернизацию лифтов и устройств диспетчерского контроля лифтов
10.1 Специализированная по лифтам организация должна иметь материально-техническую базу, технические средства, оборудование для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту и(или) модернизации лифтов и(или) оборудования систем диспетчерского контроля за их работой.
10.2 Специализированная по лифтам организация должна располагать достаточным количеством специалистов и рабочих, имеющих профессиональную подготовку и соответствующую квалификацию и имеющих необходимые группы по электробезопасности. Численность квалифицированного персонала должна быть достаточной для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля предусмотренных руководством по эксплуатации изготовителя.
Расчёт численности персонала производится с учётом типов и моделей лифтов, а также с учётом их этажности и ряда других факторов, влияющих на трудозатраты и время выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.
10.3 Специализированная по лифтам организация должна разработать и ввести в действие систему качества выполняемых работ.
10.4 В этих целях специализированная по лифтам организация должна:
- назначить специалистов, ответственных за организацию выполнения работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля;
- назначить персонал и возложить на него выполнение работ техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля;
- обеспечить специалистов должностными инструкциями, а персонал — производственными инструкциями и инструкциями по охране труда;
- обеспечить своевременное, качественное и в полном объеме выполнение работ в соответствии с руководством по эксплуатации или Системой планово-предупредительных ремонтов лифтов (для лифтов на которые отсутствует руководство по эксплуатации);
- обеспечить своевременную подготовку и аттестацию специалистов и персонала в установленном порядке;
- обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты, ручным изолирующим инструментом, приспособлениями и приборами необходимыми для обеспечения безопасного производства работ;
- разместить:
а) в кабине лифта или на основном посадочном этаже Правила пользования лифтом;
б) на основном посадочном этаже/площадке информацию о специализированной по лифтам организации с указанием телефонов по которым осуществляется вызов персонала осуществляющего ремонт лифтов;
- в случае угрозы жизни и здоровью людей незамедлительно информировать владельца о необходимости приостановить эксплуатацию лифта;
- информировать владельца о необходимости приостановить эксплуатацию лифта, у которого истек назначенный срок службы;
- в разделе паспорта лифта «Сведения о ремонте и модернизации» указывать сведения о заменённом оборудовании с указанием типа или обозначения и заверять их подписью уполномоченного представителя специализированной лифтовой организации;
- информировать владельца лифта о принятии новых нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования к безопасности лифтов.
Приложение А
(справочное)
Средний срок службы основного лифтового оборудования
Наименование оборудования
|
Средний срок службы, год
|
Лебедка
|
25
|
Составные части лебедки:
|
|
- редуктор (червячная пара)
|
12,5
|
- электродвигатель
|
15
|
- канатоведущий шкив
|
5
|
- отводной блок
|
10
|
- тормозное устройство
|
12,5
|
- полумуфта тормозная
|
12,5
|
Шкаф управления
|
25
|
Составные части шкафа управления:
|
|
- электронные платы, трансформаторы, пускатели, реле, автоматические включатели
|
12,5
|
- вводное устройство
|
25
|
Ограничитель скорости
|
12,5
|
Составные части ограничителя скорости:
|
|
- натяжное устройство
|
12,5
|
- канат ограничителя скорости
|
5
|
- шкив ограничителя скорости
|
5
|
Кабина
|
25
|
Составные части кабины:
|
|
- купе кабины
|
12,5
|
- привод дверей
|
6
|
- дверь кабины (балка двери кабины, порог, створка)
|
12,5
|
Противовес
|
25
|
Составные части противовеса:
|
|
- верхняя балка противовеса
|
12,5
|
- подвески противовеса
|
12,5
|
Дверь шахты
Составные части двери шахты:
- верхняя балка дверей шахты
- створка
- порог
|
12,5
12,5
12,5
|
Портал (обрамление дверного проема)
|
25
|
Разводка проводов (по шахте, машинному помещению и кабине лифта)
|
15
|
Подвесной кабель
|
5
|
Кнопочные посты (приказные, вызывные)
|
12,5
|
Путевые датчики
|
12,5
|
Преобразователь частоты и его составные части
|
12,5
|
Тяговые канаты
|
8
|
Буферное устройство
|
25
|
Электронные устройства, входящие в состав системы управления лифтом
|
12,5
|
Библиография
[1] Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ
[2] Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ
[3] Технический регламент таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011)
_____________________________________________________________ УДК 692.66:006.354 ОКС 91.140.90 Ж 22 ОКП 48 3600
Ключевые слова: владелец лифта, применение по назначению, эвакуация людей из кабины
_____________________________________________________________
Руководитель разработки -
Генеральный директор НП «РЛО» В.В. Самохин
Исполнитель -
Заместитель генерального директора
АДС «СО «Лифтсервис» С.А. Прокофьев
|