Руководство пользователя государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с ролями ответственного за размещение сведений и ответственного за организацию размещения сведений территориальных органов, органов исполнительной власти Российской Федерации
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общее описание шаблона 4
2.Работа с шаблоном для загрузки данных 8
2.1Создание паспорта ОУ 9
2.2Заполнение сведений по НПА ОУ 13
2.2.1Лист «Решение о создании(закупке)» 14
2.2.2Лист «Сведения о вводе в эксплуатацию» 16
2.2.3Лист «Сведения о выводе из эксплуатации» 17
2.3Заполнение сведений об используемых компонентах ИТКИ 19
2.4Заполнение сведений о ВО 21
2.5Актуализация данных 25
2.5.1Внесение изменений в паспорт ОУ 26
2.5.2Удаление объекта системы 27
ГЛОССАРИЙ
№ п/п
|
Сокращение / Термин
|
Значение термина или сокращения
|
|
АИС Учета
|
Федеральная государственная информационная система учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
|
|
ГУ/ГФ
|
Государственные услуги / государственные функции
|
|
ВО
|
Вид обеспечения
|
|
ПО
|
Программное обеспечение
|
|
ТО
|
Техническое обеспечение
|
|
НПА
|
Нормативно-правовой акт, решение о создании (закупке) объекта учета, вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации и пр.
|
|
ИС
|
Информационная система
|
|
Компоненты ИТКИ
|
Компоненты информационной и телекоммуникационной инфраструктуры
|
|
ОУ
|
Объект учета
|
1.Общее описание шаблона
Шаблон для создания объектов представляет собой excel файл.
Данные в файле разбиты на листы таким образом, что каждый лист соответствует разделу паспорта Объекта Учёта (ОУ). Для навигации по шаблону используется система листов. Листы шаблона расположены в нижней части excel файла. Навигация по листам осуществляется с помощью выбора соответствующего листа.
В случае выбора листа, заголовок листа выделяется цветом, отличным от других листов (Рисунок ).
Рисунок Навигация по шаблону
Данные в файле разбиты на листы таким образом, что каждый лист соответствует разделу паспорта Объекта Учёта (ОУ). На первом листе инструкция по внесению сведений в шаблон. На остальных листах следует вносить данные по ОУ. Некоторые листы содержат много информации и для полного просмотра вносимой информации необходимо воспользоваться прокруткой (Рисунок ).
Рисунок Описание шаблона
Столбцы, окрашенные серым цветом, закрыты для ввода данных. Данные столбцы заполняются системой и будут частично либо полностью заполнены при последующей выгрузке ОУ.
Каждая строка в столбце соответствует одной записи по ОУ. Столбцы, у которых текст заголовков окрашен красным цветом, обязательны для заполнения, при заполнении строки.
Большинство столбцов преднастроенно таким образом, что бы избежать ошибочного ввода информации либо представляет собой справочник (Рисунок ).
Рисунок Ограничение по вводу данных
Наличие справочника можно определить по наличию кнопки выбора значений , расположенной правее поля справочника (Рисунок ).
Рисунок Кнопка выбора значения из справочника
Кнопка появляется после установления курсора в ячейке.
Для выбора необходимого значения справочника из списка следует нажать кнопку выбора значений справочника .
В открывшемся списке выбрать необходимое значение (Рисунок ).
Рисунок Выбор значения справочника из списка
Если справочник большой, то для просмотра полного перечня значений необходимо воспользоваться прокруткой внутри выпадающего списка.
2.Работа с шаблоном для загрузки данных
Электронные паспорта объектов учета рекомендуется создавать в порядке и в сроки, установленные правовым актом органа субъекта о порядке учета:
для объектов учета, создаваемых после вступления в силу в субъекте Российской Федерации правового акта органа субъекта о порядке учета – на основании принятого решения о создании соответствующего объекта учета, оформленного правовым актом;
для объектов учета, созданных до введения в силу в субъекте Российской Федерации правового акта органа субъекта о порядке учета – на основании правовых актов, данных бюджетного учета, государственных контрактов, актов сдачи-приемки работ и иной документации, содержащей сведения об объектах учета.
2.1Создание паспорта ОУ
Общие сведения по ОУ вносятся в лист «Сведения по ОУ».
Лист «Сведения по ОУ» содержит следующие столбцы:
ID объекта учета в базе данных;
Уникальный идентификационный номер ОУ;
Полное наименование ОУ;
Краткое наименование ОУ;
Классификационная категория ОУ;
Дата регистрации;
Текущий статус ОУ;
Цели создания ОУ;
Назначение и область применения ОУ;
Входит в состав комплексной ИС;
Регистрация в ФАП;
Расходы на создание в году, предшествующем началу учета ОУ в субъекте РФ;
Расходы на эксплуатацию в году, предшествующем началу учета ОУ в субъекте РФ;
Отрасль государственного управления;
Дата начала создания ОУ;
Дата завершения создания ОУ;
Поля «ID объекта учета в базе данных», «Уникальный идентификационный номер ОУ» и «Дата регистрации» заполняются системой.
В поле «Полное наименование ОУ» рекомендуется указывать полное наименование объекта учета в соответствии с правовыми актами, устанавливающими необходимость создания объекта учета.
В поле «Краткое наименование ОУ» рекомендуется указывать краткое наименование объекта учета в соответствии с правовыми актами. Если краткое наименование не установлено в указанных документах, то в качестве краткого наименования указывается формулировка, характеризующая назначение или сферу применения объекта учета.
Поле «Классификационная категория ОУ» выбирается из справочника в соответствии с указаниями по классификации, приведенными в Приложении № 1. Для ИС типовой деятельности в системе может быть создан один паспорт на обеспечивающую сферу деятельности государственного органа в рамках исполнения им типовых полномочий, определяемую для каждого государственного органа в соответствии с Приложением № 1 к методическим указаниям, или паспорт на каждую ИС типовой деятельности, предназначенную для автоматизации определенной обеспечивающей сферы деятельности государственного органа. Для каждого ЦОД в системе необходимо создать отдельный паспорт ОУ.
Поле «Текущий статус ОУ» заполняется для ОУ классификаций ИС специальной деятельности или ЦОД. Выбрать одно из значений справочника.
Поле «Цели создания ОУ» рекомендуется заполнять для ИС специальной деятельности и ЦОД. В заполняемом поле приводится перечень целей создания объекта учета на основании ТЗ, ТТ, а если они еще не разработаны, то на основании правовых актов, в соответствии с которыми создается объект учета. Описание целей объекта учета не должно дублировать поле «Назначение и область применения объекта учета». Рекомендуется цели создания объекта учета формулировать таким образом, чтобы они характеризовали результаты, которые должны быть достигнуты или достигаются в результате эксплуатации объекта учета. В качестве цели не может указываться автоматизация деятельности органа субъекта как таковая.
Поле «Назначение и область применения ОУ» рекомендуется заполнять для ИС специальной деятельности и ЦОД. В поле «Назначение и область применения объекта учета» приводится краткое описание назначения объекта учета и объектов для автоматизации (информатизации) деятельности которых предназначен объект учета. Поле заполняется на основании ТЗ, ТТ, а если они еще не разработаны, то с использованием решения о создании (закупки) объекта учета.
В поле «Входит в состав комплексной ИС» рекомендуется указывать наименование комплексной ИС, в состав которой входит объект учета (при наличии).
В поле «Регистрация в ФАП» в случае наличия регистрации объекта учета и (или) его средств ПО в ФАП рекомендуется указывать соответствующие уникальные идентификационные номера объектов ФАП.
В поле «Расходы на создание в году, предшествующем началу учета ОУ в субъекте РФ, тыс. руб.» рекомендуется указывать суммарные затраты на основе данных бюджетного учета на создание объекта учета в году, предшествующем началу учета объектов учета в субъекте Российской Федерации (включая затраты на развитие и модернизацию).
В поле «Расходы на эксплуатацию в году, предшествующем началу учета ОУ в субъекте РФ, тыс. руб.» рекомендуется указывать суммарные затраты на эксплуатацию в году, предшествующем началу учета объектов учета в субъекте Российской Федерации (только для объектов учета, введенных в эксплуатацию).
Поле «Отрасль государственного управления» заполняется значением из справочника.
При заполнении поля «Дата начала создания ОУ» рекомендуется указывать дату начала создания объекта учета.
При заполнении поля «Дата завершения создания ОУ» рекомендуется указывать дату завершения создания объекта учета.
Поле «Удалить ОУ» рекомендуется заполнить при необходимости удаления паспорта объекта учета. Заполняется значением "ДА" из справочника.
2.2Заполнение сведений по НПА ОУ
Сведения по НПА вносятся в три листа:
Решение о создании (закупке);
Сведения о вводе в эксплуатацию;
Сведения о выводе из эксплуатации.
2.2.1Лист «Решение о создании(закупке)»
Рекомендуется указывать основания для создания (закупки) объекта учета: правовые акты органов субъекта, регулирующие вопросы создания (закупки) объектов учета.
Приводятся только действующие в настоящее время решения о создании (закупке) объекта учета. Утратившие силу документы исключаются из перечня при актуализации электронного паспорта. Допускается указывать ссылку на публикацию документа на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
В случае принятия (утверждения) правового акта, вносящего изменения в наименование объекта учета, соответствующие изменения вносятся и в поле «Полное наименование» на листе "Сведения по ОУ".
Лист «Решение о создании(закупке)» содержит следующие столбцы:
ID записи НПА в базе данных;
Краткое наименование ОУ;
Наименование НПА;
Номер документа;
Дата принятия;
URL документа;
Удалить НПА.
Поле «ID записи НПА в базе данных» заполняется системой.
Поле «Краткое наименование ОУ» заполняется значением из справочника (все ОУ, указанные на листе "Сведения по ОУ").
В поле «Наименование НПА» указывается полное наименование правового акта, регулирующего вопросы создания (закупки) объектов учета.
В поле «Номер документа» указывается номер документа.
В поле «Дата принятия» указывается дата принятия документа.
В поле «URL документа» указывать ссылку на публикацию документа на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Поле «Удалить НПА» рекомендуется заполнить в случае, если НПА не действующий в настоящее время. Заполняется значением "ДА" из справочника.
2.2.2Лист «Сведения о вводе в эксплуатацию»
Рекомендуется указывать реквизиты актов, содержащих решение о вводе в эксплуатацию объектов учета.
Лист «Сведения о вводе в эксплуатацию» содержит следующие столбцы:
ID записи НПА в базе данных;
Краткое наименование ОУ;
Наименование НПА;
Номер документа;
Дата принятия;
Дата ввода в эксплуатацию;
Удалить НПА.
Поле «ID записи НПА в базе данных» заполняется системой.
Поле «Краткое наименование ОУ» заполняется значением из справочника (все ОУ, указанные на листе "Сведения по ОУ").
В поле «Наименование НПА» указывается полное наименование правового акта, регулирующего вопросы создания (закупки) объектов учета.
В поле «Номер документа» указывается номер документа.
В поле «Дата принятия» указывается дата принятия документа.
В поле «Дата ввода в эксплуатацию» рекомендуется указывать дату ввода в эксплуатацию объекта учета.
Поле «Удалить НПА» рекомендуется заполнить в случае, если НПА не действующий в настоящее время. Заполняется значением "ДА" из справочника.
2.2.3Лист «Сведения о выводе из эксплуатации»
Рекомендуется указывать реквизиты актов, содержащих решение о прекращении эксплуатации объекта учета.
Лист «Сведения о выводе из эксплуатации» содержит следующие столбцы:
ID записи НПА в базе данных;
Краткое наименование ОУ;
Наименование НПА;
Номер документа;
Дата принятия;
Дата вывода из эксплуатации;
Причины вывода из эксплуатации;
Удалить НПА.
Поле «ID записи НПА в базе данных» заполняется системой.
Поле «Краткое наименование ОУ» заполняется значением из справочника (все ОУ, указанные на листе "Сведения по ОУ").
В поле «Наименование НПА» указывается полное наименование правового акта, регулирующего вопросы создания (закупки) объектов учета.
В поле «Номер документа» указывается номер документа.
В поле «Дата принятия» указывается дата принятия документа.
В поле «Дата вывода из эксплуатации» рекомендуется указывать дату вывода из эксплуатации объекта учета.
В поле «Причины вывода из эксплуатации» рекомендуется указывать сведения о причинах, послуживших основанием прекращения эксплуатации объекта учета.
Поле «Удалить НПА» рекомендуется заполнить в случае, если НПА не действующий в настоящее время. Заполняется значением "ДА" из справочника.
2.3Заполнение сведений об используемых компонентах ИТКИ
Заполнение сведений об используемых компонентах ИТКИ объектом учета осуществляется на листе «Сведения об исп. комп. ИТКИ».
Если ИС вместо отдельных средств ПО и ТО использует компонент ИТКИ, то на листе «Сведения об исп. комп. ИТКИ» для этой ИС должен указываться компонент ИТКИ, используемый данной ИС. Сведения об использования ресурсов определенного компонента ИТКИ различными ИС вносятся в электронный паспорт этого компонента автоматически на основании данных, внесенных в электронные паспорта соответствующих ИС.
Лист «Сведения об используемых компонентах ИТКИ» содержит следующие столбцы:
ID записи ИТКИ в базе данных;
Краткое наименование ОУ;
Краткое наименование типового компонента ИТКИ;
Цель использования типового компонента ИТКИ;
Процент использования ИТКИ;
Основания;
Удалить связь с ИТКИ.
Поле «ID записи ИТКИ в базе данных» заполняется системой.
Поле «Краткое наименование ОУ» заполняется значением из справочника (все ОУ, указанные на листе "Сведения по ОУ").
В поле «Краткое наименование типового компонента ИТКИ» заполняется значением из справочника (все ОУ, указанные на листе "Сведения по ОУ") объектов учета.
В поле «Цель использования типового компонента ИТКИ» указывается цель использования типового компонента ИТКИ.
В поле «Процент использования ИТКИ» указывается процент использования ИТКИ данным ОУ.
В поле «Основания» указываются основания на которых используется ИТКИ.
Поле «Удалить связь с ИТКИ» рекомендуется заполнить в случае, если ИТКИ больше не используется ИС. Заполняется значением "ДА" из справочника.
2.4Заполнение сведений о ВО
К средствам ТО рекомендуется относить персональные компьютеры, серверы, вычислительные комплексы, иную аппаратуру и оборудование, необходимые для функционирования ИС. Встроенное ПО технических средств (программы, записанные в постоянное запоминающее устройство или в перезаписываемое постоянное запоминающее устройство оборудования и не предназначенные для исполнения отдельно от него) при этом отдельно не учитывается. Допускается учитывать как технические средства программно–аппаратные комплексы, если ПО, входящее в их состав, поставляется на условиях использования совместно с конкретной единицей технического средства.
К средствам ПО рекомендуется относить программы для электронных вычислительных машин (далее – ЭВМ), программные комплексы и компоненты, необходимые для обеспечения функционирования объектов учета. Указываемые в электронном паспорте объекта учета средства ПО рекомендуется характеризовать определенным объемом прав использования, передаваемых органу субъекта. В зависимости от принадлежащего органу субъекта объема прав использования ПО может учитываться как по числу экземпляров (в соответствии с условиями простой (неисключительной) лицензии), так и в качестве объекта исключительного права, при этом количество используемых органом субъекта экземпляров ПО не ограничено. Если в результате работ по созданию ПО, в том числе научно–исследовательских (далее – НИР) и опытно–конструкторских работ, орган субъекта приобретает права использования на программы для ЭВМ, то такие работы учитываются как средства ПО.
К прочим видам обеспечения рекомендуется относить работы, услуги, результатами которых не является передача органу субъекта средств ПО и ТО, в том числе проектирование ИС, обучение персонала, услуги по ремонту и регламентному обслуживанию ТО, ведению баз данных.
Если средства ПО и ТО используются одновременно несколькими ИС и не входят в состав ЦОД, то рекомендуется учитывать их в электронных паспортах типовых компонентов ИТКИ.
Автоматизированные рабочие места (далее – АРМ), не входящие в состав определенной ИC или не относящиеся к определенному ЦОД, рекомендуется относить к объекту учета соответствующей классификационной категории типовых компонентов ИТКИ. В электронный паспорт данного объекта учета рекомендуется включать сведения о входящих в состав АРМ средств ПО, ТО, а также связанных с их поставкой, модернизацией и эксплуатацией работ и услуг. Сведения о специализированных программных средствах – клиентских приложениях, используемых непосредственно на рабочих местах пользователей, рекомендуется указывать в составе соответствующей ИС, а не в составе АРМ. Сведения о каналах связи, локальных сетях, периферийном оборудовании коллективного использования (в том числе сетевых принтерах, сканерах), не входящие в состав ИС или не относящиеся к определенному ЦОД, рекомендуется относить к объекту учета соответствующей классификационной категории типовых компонентов ИТКИ.
Лист «Сведения о ВО» содержит следующие столбцы:
ID записи Вида обеспечения в базе данных;
Краткое наименование ОУ; ID записи Вида обеспечения в базе данных
Классификационная категория ВО;
Наименование ВО;
Стоимость ВО;
Сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования;
Права на ПО;
Наименование типовой лицензии;
Модель лицензирования;
Типы лицензий для соединения с сервером;
Количество одновременных подключений;
Продуктовый номер лицензии;
Количество единовременно распределяемых лицензий;
Количество приобретаемых экземпляров;
Лицензиар;
Удалить ВО.
Поле «ID записи Вида обеспечения в базе данных» заполняется системой.
Поле «Краткое наименование ОУ» заполняется значением из справочника (все ОУ, указанные на листе "Сведения по ОУ").
В поле «Классификационная категория ВО» рекомендуется указывать классификационную категорию ПО, ТО, работы, услуги.
В поле «Наименование ВО» рекомендуется указывать наименование ПО, ТО по спецификациям заключенного государственного контракта.
В поле «Стоимость ВО» для объекта учета рекомендуется указывать расходы на ПО, ТО, работы, услуги по спецификациям заключенного государственного контракта.
Поле «Сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования» рекомендуется указывать сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования.
В поле «Права на ПО» рекомендуется указывать одно из следующих значений: «права использования на неисключительной основе», «объект исключительного права».
В поле «Наименование типовой лицензии» рекомендуется указывать наименование типовой лицензии (при наличии).
В поле «Продуктовый номер лицензии» рекомендуется указывать продуктовый номер лицензии (Product part Number) (в случае наличия).
Поле «Количество единовременно распределяемых лицензий» рекомендуется заполнять для случая, когда лицензии продаются блоками: по 5, 20, 100 и более лицензий, в данном поле указывается минимальное количество единовременно распределяемых лицензий.
Поле «Удалить ВО» рекомендуется заполнить при необходимости удаления паспорта ВО. Заполняется значением "ДА" из справочника.
Для ВО классификации относящихся к ПО следует заполнить следующие столбцы: Краткое наименование ОУ, Классификационная категория ВО, Наименование ВО, Стоимость ВО, Права на ПО, Наименование типовой лицензии, Лицензиар, Модель лицензирования, Типы лицензий для соединения с сервером, Количество одновременных подключений. При этом столбцы «Продуктовый номер лицензии», «Количество единовременно распределяемых лицензий» и «Количество приобретаемых экземпляров» следует заполнить в случае, если значение «Права на ПО» для данного ВО «Права использования на неисключительной основе».
Для ВО классификации относящихся к ТО следует заполнить следующие столбцы: Краткое наименование ОУ, Классификационная категория ВО, Наименование ВО, Стоимость ВО, Лицензиар.
Для ВО классификации «Работы (услуги) по аренде ТО и ПО включая аренду ресурсов на основе «облачных вычислений»» следует заполнить следующие столбцы: Краткое наименование ОУ, Классификационная категория ВО, Наименование ВО, Стоимость ВО, Сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования, Лицензиар.
Для ВО классификации относящихся к ПО (но не классификации «Работы (услуги) по аренде ТО и ПО включая аренду ресурсов на основе «облачных вычислений»») следует заполнить следующие столбцы: Краткое наименование ОУ, Классификационная категория ВО, Наименование ВО, Стоимость ВО, Лицензиар.
2.5Актуализация данных
2.5.1Внесение изменений в паспорт ОУ
Для внесения изменений в паспорт ОУ необходимо выполнить следующие действия:
Выгрузить ранее загруженные данные ;
Внести изменения в нужные ячейки;
Загрузить шаблон;
После загрузки шаблона в систему данные будут изменены.
2.5.2Удаление объекта системы
Для удаления записи объекта учета необходимо заполнить поле «Удалить ОУ» значением "ДА" из справочника.
Для удаления записи объекта системы необходимо заполнить поле «Удалить …» значением "ДА" из справочника.
После загрузки шаблона в систему объекты будут удалены.
Приложение №1
ПЕРЕЧЕНЬ КЛАССИФИКАЦИЙ
Классификация информационных систем
10 ИС обеспечения специальной деятельности.
ИС обеспечения типовой деятельности:
21 Документарное обеспечение деятельности;
22 Управление персоналом;
23 Управление финансами;
24 Управление материальными и нематериальными активами;
25 Организация информационного взаимодействия;
26 Системы информационного обеспечения деятельности;
27 Прочее.
50 Компоненты инфраструктуры электронного правительства.
Классификация Типовых компонентов ИТКИ
41 Рабочие станции общего назначения.
42 Серверное оборудование не входящее в состав ЦОД.
43 Средства печати и копирования, издательские системы.
44 Внутренняя телекоммуникационная инфраструктура.
45 Телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая внешнюю связь.
46 Программно-аппаратные комплексы информационной безопасности.
47 Прочее.
Классификация видов обеспечения
I. Классификатор ПО
1. Общесистемные программные средства.
2. Прикладные программные средства (кроме заказных).
3. Заказное программное обеспечение информационных систем.
II. Классификатор ТО
1. Серверное оборудование и оборудование ЦОД.
2. Оборудование рабочих станций.
3. Периферийное и специализированное оборудование, используемое вне состава рабочих станций (в том числе сетевые принтеры, сканеры, презентационное оборудование, экранные комплексы, информационные киоски, навигационные устройств).
4. Телекоммуникационное оборудование, включая кабельные сети, коммутаторы и маршрутизаторы, шлюзы, средства мониторинга трафика, балансировки нагрузки и управления телекоммуникационными сетями.
5. Технические средства для обеспечения спутниковой связи.
6. Аппаратные и программно-аппаратные средства защиты информации, включая межсетевые экраны средства криптографической защиты информации и усиленной электронной подписи, средства организации защищенных каналов связи, защищенные съемные носители данных и специализированные средства работы с ними (считыватели).
7. Автоматические компьютерные и телефонные станции, средства IP-телефонии.
III. Классификатор работ и услуг
1. Работы (услуги), связанные с подготовкой к созданию (развитию) ИС и компонентов ИТКИ.
2. Монтажные и (или ) пусконаладочные работы (услуги).
3. Работы (услуги) по проведению специальных проверок и исследований.
4. Работы (услуги) по подключению (обеспечению доступа) к внешним информационным ресурсам (телекоммуникационные услуги).
5. Работы (услуги) по предоставлению информационных ресурсов и баз данных.
6. Работы (услуги) по техническому сопровождению и обеспечению эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ.
7. Работы (услуги) по аренде ТО и ПО, включая аренду ресурсов на основе «облачных вычислений».
8. Работы (услуги) по обучению сотрудников органов государственной власти в области ИТКИ.
|