Скачать 126.57 Kb.
|
Отчет о командировке сотрудников Федерального казначейства в США В связи с приглашением Всемирного банка в период с 1 по 5 декабря 2010 года при посещении Соединенных Штатов Америки (г. Вашингтон) в работе международной целевой группы для создания общего руководства по государственным платежам от Федерального казначейства приняли участие: - заместитель руководителя Федерального казначейства Л.А. Лопина (руководитель группы), - начальник Управления информационных систем А.А. Шолкин, - заместитель начальника Управления финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом Е.А. Семенова. Государственные платежи играют важнейшую роль в развитии национальной платежной системы, учитывая их объем и количество, а также положительную роль, которую они играют в обеспечении экономического роста и инноваций в розничной платежной инфраструктуре страны. Тем не менее, эффективность, прозрачность, безопасность и рентабельность таких платежей в большой степени зависит от типа платежных инструментов, используемых для совершения таких платежей. Расчеты, осуществляемые с использованием наличных денежных средств или бумажных платежных инструментов, например чеков или ваучеров, представляются менее эффективными как с точки зрения времени их осуществления, так и с точки зрения рентабельности. Они также менее прозрачны и могут стать объектом мошеннических действий. Напротив, страны, успешно внедрившие электронные платежные инструменты, такие как карты, кредитные (дебетовые) электронные переводы или другие инновационные электронные платежные схемы, смогли уменьшить издержки, связанные с бумажными платежными инструментами, повысить прозрачность таких платежей и обеспечить финансовые вложения. В широком смысле государственные платежи включают четыре категории платежей: 1) денежные переводы, выплата заработной платы, социальные выплаты, осуществляемые государственными учреждениями физическим лицам (платежи от государства физическому лицу G2P); 2) платежи, поступающие государственным учреждениям от физических и юридических лиц, включая налоги и платежи за государственные, например коммунальные, услуги и т.п. (платежи от физических и юридических лиц государству P2G, B2G); 3) Платежи, осуществляемые государственными учреждениями юридическим лицам в рамках операционной или закупочной деятельности (платежи G2B); 4) Платежи, осуществляемые между государственными учреждениями, включая платежи от одного государственного агента другому в рамках операционной деятельности или деятельности по исполнению бюджета (платежи G2G). На вступительной встрече в г. Вашингтоне отмечалось, что в течение последних десяти лет Группа по развитию платежных систем, входящая в структуру Всемирного банка, активно поддерживала начинания, нацеленные на создание и усовершенствование основной инфраструктуры розничных платежей, используемой для сбора платежей и их распределения. Варианты поддержки включали в себя развитие карточной платежной инфраструктуры, развитие инфраструктуры почтовых финансовых услуг для аккумулирования платежей за коммунальные услуги и распределение платежей, усовершенствование систем электронных переводов крупных платежей (массовых платежей). В дополнение, другие подразделения, Группы Всемирного банка, включая Консультативную группу по содействию бедным (CGAP), Международную финансовую корпорацию (IFC), Команду сети социальной безопасности в рамках сети по развитию человеческого потенциала, а так же группу по информационно-коммуникационным технологиям (ICT), активно поддерживают начинания, сфокусированные на использовании электронных платежных инструментов с целью распределения государственных денежных переводов для не охваченного банковскими услугами населения, чтобы предотвратить хищения и мошенничество; а также в усовершенствовании информационно-коммуникационной инфраструктуры для более эффективного предоставления государственных услуг электронным способом. При этом, данные начинания не были связаны с другими универсально принятыми руководящими принципами, которые предоставляют правительствам операционную структуру для эффективного внедрения таких программ. С целью предоставления странам-клиентам Всемирного банка консультативных услуг и технической помощи во внедрении данных проектов, Группа по развитию платежных систем готова взять на себя руководство по разработке всеохватывающей структуры, которая предоставила бы руководство по построению и внедрению таких программ, включая роль властных структур и частного сектора. С этой целью и создана международная целевая группа, которая призвана оказать помощь в разработке и утверждении структуры руководства. Вступительная встреча была весьма представительной по количеству делегатов. В конференции приняли участие представители министерств финансов, национальных банков и казначейств 10 стран, а также специалисты Мирового банка, Международного валютного фонда, компаний Visa и Mastercard и системы Swift. Осуществляя диалог и обмен различным опытом, группе в дальнейшем предстоит обеспечить важный механизм для разработки структуры руководства по государственным платежам, а так же руководящие принципы для внедрения в широком числе развивающихся экономик. Целевая группа организована следующим образом:
Целевая группа на протяжении своей работы будет включать в себя представителей следующих структур: Международного валютного фонда, институтов развития двустороннего и многостороннего финансирования, центральных банков, министерств финансов и других государственных структур разных стран, международных финансовых сообществ Visa, MasterCard, Eurogiro и SWIFT, небанковских финансовых институтов, таких как Всемирный почтовый союз (Universal Postal Union,UPU), Всемирный институт сберегательных банков (World savings Bank Institute, WSBI) и т.п., а так же различных структурных подразделений Группы Всемирного банка, включая Консультативную группу по содействию бедным (CGAP), Международную финансовую корпорацию, Группу по информационно-коммуникационным технологиям и Сеть по развитию человеческого потенциала. Период работы Целевой группы составляет предположительно 12 месяцев. В дополнение к обсуждению целей и деятельности Целевой группы, на встрече обсуждался предварительный вариант дискуссионного документа по Международным руководящим принципам по государственным платежам. И наконец, встреча целевой группы также включала в себя презентации, содержащие исследование проблем различных регионов. С вступительным словом выступил Massimo Ciracino, руководитель Группы по развитию платежных систем, отмечая важность государственных платежей для национальных платежных систем и роль Международной консультационной группы в разработке программы подготовки руководящих принципов по государственным платежам. Hemant Baijal, сотрудник Мирового банка, представил обзор основ государственных платежей, включая 4 основных аспекта, на работу с которыми ориентированы усилия рабочей группы: а. Платежи Государство-Физическое лицо(G2P). К ним относятся платежи, осуществляемые государством физическим лицам в форме трансфертов (в том числе различные виды социальных пособий, пенсий и пособий соцобеспечения); зарплата, возврат налогов. Для осуществления подобных платежей государство обычно пользовалось бумажными платежными инструментами, однако в настоящее время электронные платежные инструменты становятся эффективной альтернативой. Прямое кредитование с помощью автоматизированной клиринговой палаты является, возможно, наиболее жизнеспособной, дешевой и безопасной альтернативой, хотя в развивающихся странах в силу небольшого количества людей, имеющих банковские счета, для него существуют ограничения. Инновационные платежные услуги (например, предоплаченные карты и платежные услуги с помощью мобильной связи) становятся все более популярными в условиях ограниченности или недоступности обычных инструментов розничных платежей. б. Платежи Физическое лицо-Государство (P2G) и Компания-Государство (B2G). Они включают платежи, осуществляемые потребителями и компаниями государству или организациям госсектора в виде налоговых платежей и платежей за услуги (коммунальные, получение водительского удостоверения и др.). Наиболее распространенными формами платежей обычно были наличные и чеки, однако в силу неэффективности таких платежей (мошенничество, отсутствие контроля средств, время на обработку чеков и т.д.) во многих странах разрабатывается инфраструктура для увеличения доступности электронных платежей в виде прямого дебетования и платежных карт. В ряде случаев, когда инфраструктура системы электронных платежей или платежных карт недостаточно развита, платежи с помощью мобильной связи рассматриваются в качестве альтернативы коммунальным платежам. В любом случае для повышения эффективности взимания платежей с компаний и потребителей необходимо иметь платежную инфраструктуру в виде терминалов в пункте продаж или бизнес-корреспондентов. в. Платежи Государство-Компания (G2B). Закупки государством товаров и услуг могут быть весьма внушительными по объему независимо от размеров и степени развития национальной экономики. Хотя в наиболее развитых странах в сфере платежей G2B отмечаются определенные позитивные сдвиги с созданием автоматизированных клиринговых палат и внедрением платежных инструментов на основе карт (закупочные карты, туристические карты, карты транспортного средства и др.), в большинстве развивающихся стран эта область государственных платежей остается наименее развитой. Внедрение подобных платежей требует не только солидной инфраструктуры розничных платежей, но и нормативной базы и соответствующей политики, позволяющей государству и компаниям строить свои отношения на честной и эффективной основе. г. Платежи Государство-Государство (G2G). В эту категорию входят внутригосударственные платежи, в том числе платежи одного государственного ведомства другому в бюджетных или операционных целях.
Докладчики из Международного валютного фонда осветили роль казначейств в контексте государственных платежей и государственного финансового менеджмента. По результатам докладов состоялась дискуссия, направленная на анализ и обсуждение различных альтернатив применению наличных денег и «бумажных» технологий для платежей государства в адрес частных лиц. Обсуждали проект использования в Азербайджане почтовых финансовых услуг для совершения платежей и их сбора, использование в Индии бизнес-корреспондентов при совершении платежей в адрес лиц, не пользующихся финансовыми услугами. Большой интерес вызвал американский опыт использования платежных карт при осуществлении платежей государства в адрес частных лиц. Результатом обсуждений стало выявление ключевых факторов, влияющих на разработку и осуществление программ государственных платежей. По мере того, как государство стремится заменить бумажные платежные инструменты на электронные, оно по-прежнему сталкивается с проблемами при разработке и реализации таких программ. Твердое желание политиков провести соответствующие реформы, облегчающие этот переход, является наиболее важным предварительным шагом, однако в равной степени важна и способность провайдеров банковских и небанковских платежных услуг и регуляторов платежных систем, участвующих в цепи государственных платежей, учитывать основные факторы, влияющие на экономические аспекты программ государственных платежей. К факторам, влияющим на успешность подобных программ, можно отнести следующее: (а) Мотивация и стимулы для внедрения электронных платежей – помимо сокращения издержек и повышения общей эффективности электронных платежных инструментов, государство учитывает важную роль, которую играют эти инициативы в стимулировании развития более широкой инфраструктуры розничных платежей в стране и в расширении доступа к ним. В этом плане решающей является роль центрального банка как финансового агента государства, поскольку обычно он централизует усилия по взиманию платежей с граждан и компаний и переводу их в казначейство страны и распределению среди граждан трансфертных платежей из государственного казначейства. (b) Правовая и нормативная среда – многие страны, с успехом внедрившие подобные программы, сначала приняли основной закон, облегчивший замену бумажных платежных инструментов электронными, в том числе правила участия для операторов платежных систем, политику защиты интересов потребителей, меры защиты от мошенничества и борьбы с отмыванием денег, справедливое ценообразование и мероприятия по повышению финансовой грамотности. Вкупе с законодательными мерами государство также повысило возможности регулирующих органов для реализации этого закона и мониторинга его соблюдения, в том числе внесло изменения в политику и практику государственных ведомств и агентств, осуществляющих надзор за этими платежами. (с) Экономическая среда – стабильные экономические условия являются ключевым фактором, способствующим переходу от бумажных платежных документов к электронным, поскольку потребители и компании начинают больше доверять платежной системе в целом и сами стремятся перейти от наличных к электронным платежам. (d) Качество и стадия развития инфраструктуры розничных платежей также влияют на то, какие платежные инструменты могут быть внедрены для удовлетворения потребности в платежах. При более развитой инфраструктуре розничных платежей практически все виды платежей (G2P, G2B, B2G/P2G and G2G) могут осуществляться с использованием обычной инфраструктуры электронных платежей и платежных карт. При недостаточном развитии розничных платежей и относительно несовершенной инфраструктуре основное внимание следует уделить внедрению необходимого вида розничных платежных инструментов для негосударственных платежей. В этих условиях более быстрому переходу к электронным платежам может так же способствовать использование новых платежных инструментов. (е) Принятие потребителями электронных платежей – отношения потребителей, определяемые различными факторами, могут либо способствовать внедрению инструментов розничных платежей для получения государственных выплат или осуществления платежей, либо тормозить его. Это обычно зависит от того, насколько безопасны, надежны и удобны такие платежные инструменты по сравнению с существующими – наличными или бумажными платежными инструментами. Помимо развития инфраструктуры, повышающей доступность пунктов приема подобных платежей, государство может сыграть решающую роль, активно просвещая потребителей наряду с серьезными усилиями по реализации проектов. Важным моментом встречи стало обсуждение эффективности и прозрачности в сфере платежей государства в пользу физических лиц и коммерческих предприятий, а также платежей в пользу государства и выявление преимуществ использования электронных платежных инструментов. Преимущества, связанные с переходом от наличности и бумажных платежных инструментов к электронным розничным платежным инструментам, отмечаются на всех уровнях платежной цепи: А. Государство получает выгоду в результате повышения прозрачности, удобства, безопасности и сокращения времени обработки транзакций и издержек, связанных с распределением и сбором платежей потребителей и компаний. В любой стране государственные платежи составляют значительную долю платежей, Задействуя электронные платежные инструменты, государство также выигрывает благодаря достижению более широкой цели укрепления национальной инфраструктуры розничных платежей за счет наращивания сотрудничества и повышения конкуренции и расширения общего доступа к новым инструментам розничных платежей для населения. В. Провайдеры/операторы розничных платежных услуг выигрывают, когда государство проводит стратегическую линию на внедрение электронных платежных инструментов для осуществления выплат потребителям и компаниям и для сбора средств. Объем, масштаб и стратегическая важность этих платежей часто обеспечивают провайдерам розничных платежных услуг достаточный финансовый стимул для участия в подобных мероприятиях. Такое участие зачастую обеспечивает применение наилучшей международной практики и инноваций в разработке и поставке платежных продуктов, что, в свою очередь, способствует общему внедрению и распространению розничных платежей в стране. С. Потребители и компании также получают значительную выгоду от внедрения государством электронных платежных инструментов для осуществления выплат и взимания платежей. Подобная политика не только повышает доступность электронных розничных платежей для большего числа потребителей, ранее не охваченных банковскими услугами или имевших недостаточный доступ, но и выгода пользователям этих инструментов в результате повышения безопасности, прозрачности и эффективности инфраструктуры, обеспечивающей их потребности. Компании, получающие выплаты и осуществляющие платежи государству, также выигрывают, поскольку платежи становятся более безопасными, надежными и своевременными по сравнению с платежами на основе бумажных инструментов. В завершение работы группы обсуждались перспективные задачи ее деятельности. В частности, усилия будут сосредоточены на следующих задачах: 1. На основе ряда имеющихся примеров успешного осуществления программ разработать операционный механизм государственных платежей. При этом необходимо сделать акцент не только на платежных аспектах, но и изучить важность интеграции платежного компонента с другими государственными функциями (например, системами приемлемости денежных переводов, сбором налогов, госзакупками и т.д.). 2. Разработать соответствующие инструменты и методики оценки для диагностирования механизмов государственных платежных программ и выявления вопросов, требующих решения с помощью политических мер. 3. Разработать руководство по осуществлению государственных платежей, в том числе внести тщательно структурированные изменения в политические, правовые и регулятивные соглашения, варианты разработки и поставки платежных инструментов, техническую инфраструктуру и каналы оказания услуг, операционные механизмы, инициативы по охвату финансовыми услугами населения, маркетингу, содействию неимущим и принятию потребителями нововведений. Заместитель руководителя Федерального казначейства Л.А. Лопина |
Отчет о результатах и основных направлениях Управление Федерального казначейства по Чукотскому автономному округу (далее по тексту – Управление) является территориальным органом... |
Памятка по взаимодействию с Региональным Центром регистрации Удостоверяющего... Удостоверяющего центра Федерального казначейства в рамках регламента Удостоверяющего центра Федерального казначейства, утвержденного... |
||
Памятка по взаимодействию с Региональным Центром регистрации Удостоверяющего... Удостоверяющего центра Федерального казначейства в рамках регламента Удостоверяющего центра Федерального казначейства, утвержденного... |
Памятка по взаимодействию с Региональным Центром регистрации Удостоверяющего... Удостоверяющего центра Федерального казначейства в рамках регламента Удостоверяющего центра Федерального казначейства, утвержденного... |
||
Отчет о ходе выполнения Плана Управления Федерального казначейства... Плана деятельности Федерального казначейства на 2010 год и графика реализации Основных мероприятий на 2010 год |
Федерального казначейства Российской Федерации, 2011, n 15, ст. 2036, n 27, ст. 3880; 2012, n 29, ст. 3988; 2013, n 14, ст. 1668, n 27, ст. 3463, n 27, ст.... |
||
Федерального казначейства Российской Федерации, 2011, n 15, ст. 2036, n 27, ст. 3880; 2012, n 29, ст. 3988; 2013, n 14, ст. 1668, n 27, ст. 3463, n 27, ст.... |
О мерах пожарной безопасности в Управлении Федерального казначейства по Липецкой области Управления Федерального казначейства по Липецкой области (далее Управление), и прилегающих к ним территорий, а также правила поведения... |
||
Памятка по взаимодействию с Региональным Центром Регистрации Удостоверяющего... Удостоверяющего центра Федерального казначейства в рамках регламента Удостоверяющего центра Федерального казначейства, утвержденного... |
Инструкция по выдаче, учету и возврату средств криптографической... Федерации от 13. 06. 2001 №152 (далее – Инструкция фапси) и в соответствии с Регламентом Удостоверяющего центра Федерального казначейства,... |
||
Приказ от 22 января 2013 г. N 5 Об утверждении типового положения... Российской Федерации, 2004, n 49, ст. 4908; 2012, n 1, ст. 180), и в целях организации правового обеспечения деятельности территориальных... |
Управление федерального казначейства по ульяновской области утверждаю Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту кондиционеров и сплит систем Управления Федерального казначейства |
||
Отчет о выполнении Плана деятельности Управления Федерального казначейства... Направление 1 «Кассовое исполнение федерального бюджета и ведение реестра государственных контрактов Российской Федерации» |
Управление федерального казначейства по ульяновской области Работы по ремонтно-восстановительному обслуживанию принтеров Управления Федерального казначейства по Ульяновской области и его территориально... |
||
Управление федерального казначейства по ульяновской области утверждаю ... |
Управление федерального казначейства по ульяновской области утверждаю Поставка нефтепродуктов в ассортименте и количестве для нужд Управления Федерального казначейства по Ульяновской области |
Поиск |