Утверждено


Скачать 151.19 Kb.
Название Утверждено
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №45

ИМ. АДМИРАЛА ФЕДОРА УШАКОВА
УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от «_____»_____________ 201_г.

Протокол №__

Председатель педсовета

_____________Л.Н. Сидорова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности «Пешеходный туризм»

Уровень образования (класс) основное общее образование (5 - 9 классы)

Количество часов 68

Учитель Винаков Виктор Александрович

Программа разработана на основе программы «Туризм и краеведение» (М.:

Просвещение, 1982); программы А.Г. Маслова, Ю.С. Константинова «Обучение

детей жизненным навыкам в природной среде» (М.: ЦДЮТиК, 2001),

сборника «Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.

Методические «рекомендации» , авторы составители Чуп О.В., Шипулина Н.А

Рязанова Н.Б., Казмировская И.В (Краснодар: ККИДППО, 2013)

с учетом рекомендаций «Примерной программы внеурочной

деятельности в начальной и общей школе. Методический конструктор

пособие для учителя», авторы Д.В. Григорьев, П.В. Степанов

(М.: Просвещение, 2010)





  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе программы «Туризм и краеведение» (М.: Просвещение, 1982); программы А.Г. Маслова, Ю.С. Константинова «Обучение детей жизненным навыкам в природной среде» (М.: ЦДЮТиК, 2001), сборника «Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Методические рекомендации», авторы составители: Чуп О.В., Шипулина Н.А., Рязанова Н.Б., Казмировская И.В. (Краснодар: ККИДППО, 2013) с учетом рекомендаций «Примерной программы внеурочной деятельности в начальной и общей школе. Методический конструктор: пособие для учителя», авторы Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов)

Возраст учащихся: 5 – 9 классы

Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Под школьным туризмом понимается  туристская деятельность  учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Цель программы: сохранение  и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.

Задачи:

  • формирование мотивации  на регулярные занятия  физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;

  • обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;

  • создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;

  • педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.

  • формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.

 

Программа предусматривают  обучение учащихся азбуке туризма, сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах. Цель -  степенный поход.

Учебно-тематический план

п\п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение. Роль пешеходного туризма в жизни человека.

2

2

-

2.

Краеведение и экология. Изучение истории своего населенного пункта и его окрестностей

6

4

2

3.

Топографическая подготовка и ориентирование.

12

4

8

4.

Начальная туристская подготовка.

30

10

20

5.

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.

6

2

4

6.

Физическая подготовка.

12

2

10




Итого:

68








Содержание программы

Введение. Роль пешеходного туризма в жизни человека (2 ч: теория 2 ч)

Беседа о спорте и туризме. Виды туризма, особенности пешеходного туризма. Туризм как средство физического воспитания, оздоровления и закаливания. Туристические возможности своего населенного пункта и его окрестностей, Краснодарского края.

  Краеведение и экология. Изучение истории своего населенного пункта и его окрестностей (6 часов: теория 4 ч, практические 2 ч)

Основные сведение о природных условиях Краснодарского края: рельеф, климат, реки и озера, растительность и животный мир, почвы,  заповедники и заказники. Сведения об истории г. Краснодара.

Охрана природы. Закон об охране природы. Роль туристов в охране природы. Народные приметы, связанные с природой, их значение, правдивость прогнозов по приметам. Природный кодекс туриста. Законы общения с природой, принцип «не навреди», необходимость сохранения природы.

Практические занятия. Подготовка и заслушивание докладов членов объединения о природе и достопримечательностях своего населенного пункта, Шпаковского района.

Экскурсии по историческим и культурным объектам Краснодара
Топографическая подготовка и ориентирование

(12 часа: теория 4 ч, практические 8 ч)

Понятие топографической карты, ее значение  для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Практические занятия. Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте.

Условные знаки. Понятие о  топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры.

Ориентирование по горизонту, азимут. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение.

Практические занятия. Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте.

Компас, работа с компасом. Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом,

Ориентир, что может служить ориентиром. Движение по азимуту, его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка..

Практические занятия. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.

Измерение расстояний. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица перевода шагов в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия. Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

Способы ориентирования. Ориентирование с помощью карты в походе. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени.

Практические занятия. Разработка маршрута туристского похода по топографической карте, с подробным описанием ориентиров, составлением графика.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. Суточное движение Солнца по небосводу. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Практические занятия. Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде.

  Начальная туристская подготовка

(30 часов: теория 10 ч, практические 20 ч)

Правила организации и проведения туристских походов. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися. Кодекс Туриста.

Определение цели и района похода. Спортивное и краеведческое содержание похода. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира туристской группы, штурмана, завхоза, завпита. Дисциплина в походе.

Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов.

Личное и групповое снаряжение. Подбор и подготовка группового, личного и специального снаряжения туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету.

Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака.

Туристская палатка, виды палаток. Устройство, правила установки и снятия, уход и хранение палатки.

Практические занятия. Правильная укладка рюкзаков. Установка палатки в обычных условиях и на скорость. Игры и упражнения, направленные на закрепление данной темы.

Основные узлы, применяемые в туризме. Основные типы узлов. Назначение узлов. Способы вязки простых узлов (проводник, восьмёрка, прямой, встречный, схватывающий).

Практические занятия. Вязка узлов на время.

Питание в туристском походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.

Практические занятия. Расчет продуктов питания для одно-двух-трех дневного похода. Составление меню.

Туристский бивак. Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке. Графики дежурств на биваке.

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры.

Практические занятия. Зарисовка схем правильной планировки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала. Отработка приемов развертывания и свертывания бивака. Разведение костров разных типов. Простейшие соревнования.

Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности. Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте. Строй, темп, режим, интервал построения цепочки; их изменение в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса и рук при пешем передвижении.

Виды естественных препятствий в пешеходном туризме. Движение по ровной, по сильно пересеченной местности. Движение по лесу, через кустарники и завалы. Движение по заболоченной местности. Движение по дорогам, по тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различным почвенно-растительным покровом.

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Страховка и самостраховка. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах, на коротких привалах. Обязанности направляющего и замыкающего. Нормы переходов. Режим ходового дня и режим на дневке.

Практические занятия. Отработка приемов и способов преодоления различных естественных препятствий: подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчанным, каменистым склонам. Движение через густой подлесок, по заболоченной местности. Переправы по бревнам, кладям, камням, броды.

Страховка и самостраховка. Игры и упражнения, направленные на закрепление изученного материала.

Подведение итогов похода. Обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Приведение в порядок и сдача снаряжения. Оформление значков и разрядов.

Практические занятия.Чистка, ремонт и сдача снаряжения. Обсуждение похода в группе. Оформление туристского уголка, летописи туробъединения, фотогазеты.

Оформление документации, заполнение учетных карточек (паспорта туриста), награждение участников.

Правила соревнований. Виды и характер соревнований. Возрастные группы. Допуск к соревнованию. Обязанности участников соревнований. Разрядные требования.

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.

(6 часов: теория 2, практические 4 ч)

Личная гигиена. Требования к одежде, обуви, головному убору. Уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к постели и посуде туриста.

Аптечка, ее состав, замена лекарств, подбор аптечки в зависимости от уровня и продолжительности похода. Выявление причин и устранение простых недомоганий: головная боль, боли в желудке, кашель, применение природных средств.

Клещи, меры профилактики и безопасности.

Практические занятия. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах.

Физическая подготовка.

(12 часов: теория 2 ч, практические 10 ч)

Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Значение всесторонней физической подготовки. Общие основы спортивной тренировки. Закаливание, комплекс утренней зарядки. Маршевая подготовка. Техника бега. Специфические особенности техники бега в лесу, по пересеченной местности.

Практические занятия. Общая физическая подготовка. Гимнастические упражнения, акробатические упражнения, подвижные игры и эстафеты. Упражнения, направленные на развитие быстроты движений, силы, гибкости, выносливости, упражнения на расслабления. Знакомство с приемами техники бега в лесу, по пересеченной местности. Спортивная ходьба, кроссы.

Планируемый результат

В результате освоения программы учащиеся должны:

  • получить навыки подготовки к походу I степени сложности;

  • уметь пользовать картой и компасом;

  • уметь ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак;

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь;

  • преодолевать простые природные и искусственные препятствия.

  • иметь навыки туристской техники, ориентирования, жизни в полевых условиях;

  • иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования их результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации;

  • участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях, чемпионатах по туризму, спортивному ориентированию.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. - Мн., 2002.

  2. Куликов B.M., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии.  Изд. второе, дополненное. 2001

  3. Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011

  4. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - 2-е изд., стереотип. - М.: ФЦДЮТиК, 2008

  5. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М., 2003.

  6. Уховский Ф. Уроки ориентирования. - Академпринт, М, 2008.

  7. Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.


Список литературы

  1. Антропов К., Расторгуев М. Узлы, «ГУРИЯ» ЗУГДИДИ 1992.

  2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М.: ФиС, 1983.

  3. Бардин К.В., Азбука туризма (О технике пешеходных путешествий). Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. Издание 2-е, исправ. и доп. – М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1981 .

  4. Картография с основами топографии. Под ред. А.В. Гедымина. Ч.1. – М.: Просвещение, 1973.

  5. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Профиздат, 1990.

  6. Навесная переправа (Авторы-составители: Ю.А. Богащенко, И.В. Бормотов). Москва – 1989.

  7. Питание в туристском путешествии. – М.: Профиздат, 1986.

  8. Тыкуп В.И. Спортивное ориентирование.- М.: – Просвещение, 1990.

Похожие:

Утверждено icon Утверждено правление рао «еэс россии» 16 мая 2001 г. Утверждено министерство...
Исполнители: В. К. Шумилин, доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» мгапи
Утверждено icon Утверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Красноармейский район
Утверждено icon Утверждено утверждено
К участию в Соревнованиях на дистанцию 10 км допускаются мужчины и женщины в возрасте 16 лет и старше, в семейном забеге на дистанцию...
Утверждено icon Правила эксплуатации электроустановок потребителей утверждено начальником...
Утверждено начальником Главгосэнергонадзора России Б. П. Варнавским 31 марта 1992 г
Утверждено icon Утверждено

Утверждено icon Утверждено

Утверждено icon Утверждено

Утверждено icon Республики Татарстан «Утверждено»

Утверждено icon Председатель Совета директоров
Утверждено: Зарегистрировано
Утверждено icon Приказ по школе №2-о/д от 01. 2016 г
Рассмотрено: Утверждено
Утверждено icon “утверждено ” учредительной конференцией территориального общественного самоуправления

Утверждено icon Утверждено
Перечень используемого учебного и лабораторного оборудования
Утверждено icon Утверждено
Специальность (направление) 15. 03. 04 – «Автоматизация технологических процессов и производств»
Утверждено icon Утверждено
Система оценивания текущей учебной деятельности обучающихся
Утверждено icon Утверждено
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Утверждено icon Утверждено
Новосибирска по организации аттестации специалистов, осуществляющих основную деятельность

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск