Скачать 2.79 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Республиканский центр социально-психологической помощи населению МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «АКЦЕПТОР» Ю.А.ЦАГАРЕЛЛИ, Е.Б.ЦАГАРЕЛЛИ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СИСТЕМНОЙПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИВ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГООБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙНаучно-методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей Казань - 2003 ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ 7ЧАСТЬ 1.ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИВ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯСЕМЬИ И ДЕТЕЙГЛАВА I. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯОСНОВА СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙДИАГНОСТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГООБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ 10§ 1. Принципы системного подхода и их роль в системной психологической диагностике детей 10 § 2. Компоненты системного подхода и их использование в системной психологической диагностике детей 16 § 3. Психологическая структура личности и закономерности ее системной организации 19 ГЛАВА П. МЕТОДЫ И АППАРАТУРА ДЛЯ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙВ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ(теоретический аспект) 24 § 1. Типичные недостатки диагностических методов и аппаратуры применительно к решению проблемы системной психологической диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 24§ 2. Принципы отбора и создания методов, методик и аппаратуры для системной психологической диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 27 ЧАСТЬ П. ПРАКТИКА СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Пояснительная записка 29 ГЛАВА 1. ПРИБОР «АКТИВАЦИОМЕТР АЦ-6» КАК СРЕДСТВО СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ 31 § 1. Общее устройство прибора «Активациометр АЦ-6» 31 § 2. Диагностические возможности прибора «Активациометр АЦ-6» 32 ГЛАВА П. СИСТЕМНАЯ СОМАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 36§ 1. Акупунктурная диагностика 37 2.1.1. Общие сведения об акупунктуре 37 2.1.2. Общие особенности акупунктурной диагностики на приборе АЦ-6 40 2.1.3. Процедура диагностики 41 2.1.4. Обработка результатов 44 2.1.5. Интерпретация результатов 45 2.1.6. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 46 2.1.7. Акупунктурная терапия 47 § 2. Тестирование по методу Р.Фолля 48 2.2.1. Общая характеристика 48 2.2.2. Процедура диагностики 48 2.2.3. Обработка результатов 50 2.2.4. Интерпретация результатов 50 2.2.5. Возможные пути практического использования результатов тестирования детей в учреждениях социального обслуживания 51 ГЛАВА Ш. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 52§ 1. Диагностика активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга 52 3.1.1. Общая характеристика 54 3.1.2. Процедура диагностики 54 3.1.3. Обработка результатов 56 3.1.4. Интерпретация результатов 57 3.1.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 57 § 2. Диагностика подвижности-инертности нервной системы 58 3.2.1. Общая характеристика 58 3.2.2. Процедура диагностики 58 3.2.3. Обработка результатов 60 3.2.4. Интерпретация результатов 62 3.2.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 62 § 3. Диагностика баланса нервных процессов 64 3.3.1. Общая характеристика 64 3.3.2. Обработка результатов 65 3.3.3. Интерпретация результатов 65 3.3.4 Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 65 § 4. Диагностика силы-слабости нервной системы 66 3.4.1. Общая характеристика 66 3.4.2. Методика В.С.Мерлина «Угашение с подкреплением» 66 3.4.3. Графический вариант методики «Теппинг-тест» 68 3.4.4. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 71 ГЛАВА 1У. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 72§ 1. Диагностика психоэмоциональных состояний 72 4.1.1. Общая характеристика 72 4.1.2. Процедура диагностики 73 4.1.3. Обработка результатов 73 4.1.4. Интерпретация результатов 74 4.1.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 75 ГЛАВА У. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 76 § 1. Диагностика ощущений и чувствительности 76 5.1.1. Общая характеристика 76 5.1.2. Диагностика абсолютного порога ощущений в двигательном анализаторе 78 5.1.3. Диагностика дифференциального порога ощущений в двигательном анализаторе 80 5.1.4. Диагностика дифференциальной чувствительности в зрительном анализаторе 82 5.1.5. Диагностика соматической чувствительности 85 5.1.6. Диагностика эмоциональной чувствительности 86 5.1.7. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 88 § 2. Диагностика восприятия пространственных отрезков (глазомера) 89 5.2.1. Общая характеристика 89 5.2.2. Процедура диагностики 89 5.2.3. Обработка результатов 90 5.2.4. Интерпретация результатов 90 5.2.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 90 § 3. Диагностика двигательной памяти 91 5.3.1. Общая характеристика 91 5.3.2. Процедура диагностики 91 5.3.3. Обработка результатов 92 5.3.4. Интерпретация результатов 92 5.3.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 93 § 4. Диагностика координации движений 93 5.4.1. Общая характеристика 93 5.4.2. Процедура диагностики 94 5.4.3. Обработка результатов 95 5.4.4. Интерпретация результатов 96 5.4.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 96 § 5. Диагностика ведущей руки 96 5.5.1. Общая характеристика 96 5.5.2. Процедура диагностики 97 5.5.3. Обработка результатов 98 5.5.4. Интерпретация результатов 98 5.5.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 99 § 6. Диагностика мышления 99 5.6.1. Зависимость индивидуального типа мышления от функциональной асимметрии полушарий головного мозга 99 5.6.2. Зависимость индивидуального типа мышления от ведущей руки 101 5.6.3. Постановка диагноза 101 5.6.4. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 101ГЛАВА У1. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХСВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ 104 § 1. Диагностика психоэмоциональной устойчивости 105 6.1.1. Общая характеристика 105 6.1.2. Процедура диагностики 105 6.1.3. Обработка результатов 106 6.1.4. Интерпретация результатов 106 6.1.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 106 § 2. Диагностика надежности в экстремальной ситуации 106 6.2.1. Общая характеристика 106 6.2.2. Процедура диагностики 108 6.2.3. Обработка результатов 109 6.2.4. Интерпретация результатов 110 6.2.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 113 § 3. Диагностика стабильности 114 6.3.1. Общая характеристика 114 6.3.2. Обработка результатов 114 6.3.3. Интерпретация результатов и постановка диагноза 115 6.3.4. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 115 § 4. Диагностика особенностей личностного развития несовершеннолетних с помощью опросников 115 6.4.1. Общая характеристика 115 6.4.2. Подростковый вариант опросника Р.Кеттелла 116 6.4.3. Личностный опросник Айзенка 117 6.4.4. Методика изучения школьной мотивации Хеннинга 118 ГЛАВА УП. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ 119 § 1. Диагностика с помощью универсальной диагностической шкалы 119 7.1.1. Общая характеристика 119 7.1.2. Процедура диагностики 120 7.1.3. Обработка результатов 121 7.1.4. Интерпретация результатов 122 7.1.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 122 § 2. Диагностика свойств методами самооценки и диагностика адекватности самооценки 122 7.2.1. Общая характеристика 122 7.2.2. Процедура диагностики 123 7.2.3. Обработка результатов 123 7.2.4. Интерпретация результатов 123 7.2.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 124 ГЛАВА УШ. ДИАГНОСТИКА РЕГУЛИРУЮЩИХ И САМОРЕГУЛИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ 125 § 1. Диагностика регулирующих и саморегулирующихвоздействий на соматические свойства. 126 8.1.1. Общая характеристика 126 8.1.2. Процедура диагностики. 127 8.1.3. Обработка результатов и их интерпретация 127 8.1.4. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 128 § 2. Диагностика регулирующих и саморегулирующих воздейст- вий на психофизиологические и психологические свойства. 129 8.2.1. Процедура диагностики влияния регулирующих и саморегули- рующих воздействий на психофизиологические свойства 129 8.2.2. Процедура диагностики регулирующих и само- регулирующих воздействий на психические состояния 129 8.2.3. Процедура диагностики биоэнергетических воздействий 130 8.2.4. Процедура диагностики регуляции и саморегуляции психических процессов 130 8.2.5. Процедура диагностики регуляции и саморегуляции психологических свойств личности 131 8.2.6. Обработка результатов 131 8.2.7. Интерпретация результатов 132 8.2.8. Возможные пути практического использования результатов диагностики детей в учреждениях социального обслуживания 133 Заключение 135Перечень принятых сокращений 138 Литература 141 Приложение 1. Рисунки точек акупунктуры 149Приложение 2. Универсальные диагностические шкалы 153Введение В президентской программе «Дети России» особое внимание обращено на решение проблемы беспризорных и безнадзорных детей. В этой связи все большую актуальность приобретает психокоррекционная и учебно-воспитательная работа в учреждениях социальной помощи семье и детям, в том числе социальных приютах для детей. Ибо в них попадают наиболее «проблемные» и наименее социально защищенные дети. Для большинства из них приют является важным этапом процесса социальной адаптации. Несмотря на сравнительно короткий срок пребывания в приюте (2-3 месяца) этот период оказывает существенное влияние на дальнейшую жизнь, дальнейшую судьбу ребенка. Эффективность психокоррекционной и учебно-воспитательной работы в учреждениях социального обслуживания, а также эффективность последующей интеграции ребенка в новую социальную среду существенно зависят от своевременности, полноты и качества психологической диагностики детей. Результаты психологической диагностики дают возможность:
Вместе с тем, психологическая диагностика детей в приютах, в настоящее время, отличается отсутствием аппаратурных (объективных) методов исследования, отсутствием системности и полноты. Настоящее пособие направлено на восполнение имеющихся пробелов и посвящено системной психологической диагностике детей в учреждениях социального обслуживания. Психологическая диагностика здесь должна быть системной, во-первых, потому, что ребенок, поступивший в учреждение социального обслуживания, является объектом комплексных исследований и воздействий (психологических, терапевтических, педагогических). Во-вторых, потому, что любой ребенок является чрезвычайно сложной системой, требующей системного подхода в диагностике и коррекции. Вместе с тем, теория и практика системной диагностики ребенка в социальном приюте пока не описаны. Вышеизложенное побудило нас написать данное учебное пособие, где описаны теория системной диагностики и конкретные методы диагностики ребенка в учреждениях социального обслуживания, реализуемые с помощью прибора «Активациометр» - прибора для системной психологической диагностики. Руководство по технической эксплуатации прибора «Активациометр АЦ-6» содержится в отдельной брошюре, прилагаемой к прибору. Кроме того, к прибору прилагается трехчасовая обучающая видеокассета, где описанные в данном пособии диагностические методы получили аудиовизуальную иллюстрацию. Данное учебное пособие предназначено для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, а также для студентов и аспирантов факультетов психологии, педагогики, социальной работы ВУЗов. Мы надеемся, что оно окажется полезным также для практических психологов, педагогов, социологов и врачей, работающих с детьми. ЧАСТЬ 1.ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИВ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯСЕМЬИ И ДЕТЕЙРазрабатывая теорию, методы и аппаратуру для системной психологической диагностики в учреждениях социального обслуживания семьи и детей необходимо, прежде всего, ответить на два основных вопроса: что целесообразнее диагностировать? и как это делать лучше? Представляя собою единство души (психики) и тела (сомы), ребенок является одновременно частью социума. Поэтому целостная диагностика ребенка предполагает сочетание психологической, соматической и социологической диагностики. Понимание этого отвечает на вопрос: «что следует диагностировать?», однако, лишь в очень общем плане. Для конкретизации необходим теоретический инструмент, позволяющий равномерно заполнять соответствующее информационное поле, т.е. подбирать частные объекты исследования таким образом, чтобы при целостной диагностике ребенка не оставалось существенных «белых пятен», а степень внимания к диагностике того или иного свойства соответствовала степени его важности. Анализируя вопрос «как лучше диагностировать?», отметим, что в арсенале методов психологической диагностики человека накопилось огромное количество методик. Это положительное явление имеет и отрицательные стороны. Во-первых, «межведомственная» дифференциация привела к чрезмерному расчленению диагностических методов и диагностической информации о целостном человеке. Во-вторых, практическому психологу, педагогу, врачу сложно ориентироваться в море диагностических методик (порою противоречивых) и полученных с их помощью результатов. Все это существенно осложняет как разработку единой теории, так и практическую работу с детьми. Поэтому необходим теоретический критерий оценки различных диагностических методик с целью их отбора и систематизации для решения проблемы комплексной (системной) диагностики ребенка. Под системной психологической диагностикой мы понимаем теорию и практику целостного исследования психологической структуры личности ребенка на основе системного анализа и системного синтеза его свойств и функций. Системная психологическая диагностика ребенка должна соответствовать следующим основным требованиям. Во-первых, она должна соответствовать методологическим принципам системного подхода. Во-вторых, она должна достаточно полно использовать все основные компоненты системного подхода. В-третьих, системная диагностика должна охватывать свойства, находящиеся на всех иерархических уровнях структуры свойств человека и учитывать закономерности системной организации этой структуры. В четвертых, эта диагностика должна основываться на собственных принципах отбора и создания методов, методик и аппаратуры как непосредственной теоретической основе. В-пятых, для ее практического осуществления необходим арсенал методов и аппаратуры, соответствующий принципам системной диагностики. Обоснованию и выполнению названных требований и посвящено содержание настоящего учебного пособия. При этом первым трем требованиям посвящены три параграфа настоящей главы, четвертому требованию – глава П части 1, а пятому – часть П пособия. |
Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова... Истоки и современное содержание уголовной политики в области здравоохранения: актуальные вопросы теории и практики |
Общая психодиагностика В. С. Аванесов глава 2 ( 2,1). В. С. Бабина глава 6 ( 4). Е. М. Борисова глава В. Б. Быстрицкас глава 7 ( 1). А. В. Визгина глава... |
||
Учебное пособие общая психодиагностика В. С. Аванесов глава 2 ( 2,1). В. С. Бабина глава 6 ( 4). Е. М. Борисова глава В. Б. Быстрицкас глава 7 ( 1). А. В. Визгина глава... |
Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4 Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26 |
||
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Информационные системы и технологии» Пояснительная записка содержит 25 страниц, 3 изображения, 3 источника, 2 приложения |
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Инфокоммуникационные сети и системы» Пояснительная записка содержит 43 страницы, 12 рисунков, 7 таблиц, 5 источников, 1 приложение |
||
Пояснительная записка аооп пояснительная записка к адаптированной... Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного,... |
Пояснительная записка Раздел: Пояснительная записка к проекту свода... «Свод правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» выполнен авторским коллективом в составе |
||
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Языки программирования» Пояснительная записка к курсовой работе содержит 67 страниц, 7 источников литературы, 15 рисунков, 6 приложений и 1 таблицу |
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Пояснительная записка Существенные аспекты Учетной политики и представления информации в бухгалтерской отчетности 8 |
||
Пояснительная записка Целевой раздел пояснительная записка |
Винчи Дэн Браун Об авторе Факты Пролог Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Дэна Брауна, переведенных на 40 языков, приближается к 8 миллионам экземпляров. Писатель также занимается журналистикой, регулярно... |
||
Т/ф 331-54-07, 331-54-08- доб. 124,112 Правила устройства электроустановок. 7-е издание. Раздел Глава 1, 2, 7, 8, Раздел Глава 4, Раздел Глава 1, Раздел Раздел Глава 1,... |
Пояснительная записка к курсовому проекту на тему: "Защита информации... Пояснительная записка содержит описание разработанной программы и руководство по ее использованию. Также в ней приводится описание... |
||
Краткое содержание: Глава I. Общие положения Глава II. Территория... Пб 11-544-03. Правила безопасности при производстве и потреблении продуктов разделения воздуха |
Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменьпромвентиляция» за 2011 год,... |
Поиск |