Скачать 4.65 Mb.
|
ISSN 2079-3308 ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА № 2 (18) – 2012 Самара 2012 ISSN 2079-3308 ISSN 1991-8569 ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»
Серия «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» № 2 (18) – 2012 _______________________________________________________________ Учредитель – ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» Главный редактор А.А. Пимерзин Заместители главного редактора В.М. Нестеренко, В.П. Радченко, Э.Я. Рапопорт Отв. секретарь И.Б. Костылева Редакционная коллегия: А.М. Абакумов, А.П. Амосов, В.И. Батищев, Н.В. Дилигенский, М.А. Евдокимов, А.Ф. Заусаев, Л.С. Зимин, Я.М. Клебанов, М.Л. Костырев, В.А. Кудинов, П.К. Кузнецов, М.Ю. Лившиц, В.С. Мелентьев, Л.А. Митлина, В.Н. Михелькевич, Н.В. Носов, С.П. Орлов, О.А. Репин, Н.Н. Столяров, В.П. Сухинин, В.К. Тян, А.М. Штеренберг Главный редактор серии В.М. Нестеренко Отв. секретарь серии Е.Н. Руднева Редакционная коллегия серии: М.А. Евдокимов, М.Л. Костырев, В.Н. Михелькевич, В.П. Сухинин Подписной индекс в каталоге «Роспечать» – 18107 УДК 159, 37.010, 37.2016, 37.74, 37.814, 37.82, 37.853, 378(06), 448, 519.688 В 38 Редактор Т. Г. Трубина; Г.В. Загребина Выпускающий редактор Е.В. Абрамова Компьютерная верстка И.О. Миняева
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) Полнотекстовый доступ к статьям журнала осуществляется на сайте научной электронной библиотеки http://elibrary.ru Подписной индекс в каталоге «Роспечать» – 18107 ISSN 1991-8569 © Авторы, 2012 © Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный технический университет», 2012 СОДЕРЖАНИЕ
УДК 378.147 ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА И АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ А.А. Абросимов Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: abrosimov_a_a@list.ru Рассматриваются результаты исследований учебного процесса по одному из его показателей. Исследования проведены на основе экспериментальных данных, предварительно полученных методом тестирования. Установлены корреляционные связи между оценкой гуманитарной направленности и академической успеваемостью студентов всей выборки в целом и отдельных характерных групп. Ключевые слова: гуманитарная направленность, тестирование, численная оценка, академическая успеваемость, коэффициент корреляции. Задачей высшего профессионального образования является подготовка высококачественных специалистов по различным направлениям обучения. Такая подготовка может быть качественной лишь при наличии некоторой базы знаний, умений, навыков, усвоенной обучаемым до начала подготовки и расширяемой в процессе подготовки. Эта база знаний иногда носит название фундаментальной. Обычно в состав фундаментальной подготовки в техническом образовании входят дисциплины физико-математического направления, с некоторых пор в нее начали включать дисциплины экономической направленности. В эту базу формально не входят дисциплины гуманитарного направления, однако хорошо известно, что общее развитие человека, уровень его культурных привычек и запросов оказывают существенное влияние на эффективность профессиональной подготовки. Именно поэтому во всех учебных планах технического образования присутствуют дисциплины гуманитарной направленности. При переходе на уровневую подготовку срок обучения в бакалавриате сокращается и неизбежно сокращение общего учебного времени на дисциплины гуманитарного цикла. Во вновь введенных учебных планах в соответствии со стандартом третьего поколения отсутствуют такие дисциплины, как психология и педагогика, история науки и техники, основы социальной адаптации. В условиях снижения количества учебного времени, отводимого на гуманитарную подготовку, необходимо повышение качества гуманитарной подготовки. В свою очередь, такая постановка вопроса и его решение требуют анализа состояния гуманитарной подготовки в системе образования по различным показателям. Целью настоящей работы является выявление связи между уровнем гуманитарной направленности личности студентов и их академической успеваемостью. В качестве метода исследования используется корреляционный анализ. Уровень гуманитарной направленности студентов оценивался тестом АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития), предназначенным для количественной оценки уровня развития абитуриентов и старшеклассников. Тест разработан в психологическом институте Российской академии образования, он предназначен для оценки индивидуальных различий лиц старшего подросткового возраста и взрослых в задачах профориентации и организации обучения [1]. Тест позволяет обрабатывать результаты так, что получается численная интегральная оценка уровня развития, индивидуальный профиль испытуемого по девяти составляющим уровня развития и оценка четырех типов направленности личности: общественно-гуманитарного, физико-математического, естественнонаучного и технического. В экспериментальном исследовании приняли участие около двухсот студентов пятого курса факультета автоматики и информационных технологий. В табл. 1 представлены результаты тестирования по показателям среднего значения указанных выше типов направленности. Таблица 1 Средние значения оценки типов направленности личности испытуемых в полной выборке
Из таблицы видно, что наиболее развитой у студентов факультета автоматики и информационных технологий является техническая направленность. Гуманитарная направленность, занимающая второе место, имеет невысокий показатель. По результатам тестирования построена гистограмма, характеризующая экспериментальное распределение анализируемой оценки гуманитарной направленности (рис. 1). Рис. 1. Гистограмма распределения оценки гуманитарной направленности студентов Нетрудно видеть, что максимальные показатели превышают минимальные значения более чем в четыре раза. Гистограмма унимодальна, результаты в исследуемой выборке относительно максимума сдвинуты в сторону меньших значений, доля студентов с величиной оценки более 60 % составляет приблизительно 15 %. Полученные результаты тестирования студентов сопоставлены с их академической успеваемостью, установлена корреляция между оценкой гуманитарной направленности и академической успеваемостью. Показателем академической успеваемости является средний балл, полученный студентом в семестре. Результаты расчета коэффициента корреляции для полной исследуемой выборки представлены на рис. 2. Все результаты коррелированны с надежностью 0,999. Максимальная корреляция наблюдается во втором семестре, ее величина составляет приблизительно 0,5, что соответствует средней степени корреляции. Далее корреляция в целом снижется, в девятом семестре снижение наиболее заметно, оно достигает минимального значения 0,29, что соответствует очень низкой степени корреляции. Рис. 2. Коэффициент корреляции между оценкой гуманитарной направленности и академической успеваемостью студентов в полной выборке Наряду с полной выборкой проанализированы аналогичные корреляционные связи в составных частях полной выборки. С этой целью анализируемая выборка была разделена на статистические интервалы. В общепринятой методике обычно различают пять статистических интервалов: норма, выше и много выше нормы, ниже и много ниже нормы. В проведенном исследовании были выделены не пять, а три статистических интервала: «Больше нормы», «Норма» и «Меньше нормы». Интервал «Больше нормы» объединил интервалы выше и много выше нормы, в него вошли 16 % результатов, находящихся в интервале от 0,84 до 1 статистической функции распределения. Максимальное значение показателя в этом статистическом интервале превышает минимальное приблизительно в 1,15 раза. В интервал «Норма» вошли 68 % результатов полной выборки, находящихся в интервале от 0,16 до 0,84 статистической функции распределения, в этом статистическом интервале максимальное значение показателя превышает минимальное в 2,5 раза. Интервал «Меньше нормы» объединил общепринятые интервалы много ниже и ниже нормы, в него вошли 16 % результатов полной выборки, находящихся в интервале от 0 до 0,16 статистической функции распределения. Максимальное значение показателя в этом статистическом интервале превышает минимальное в 2,5 раза. Выделение трех статистических интервалов позволяет провести исследование для трех категорий студентов: студентов среднего уровня, входящих в интервал «Норма», и студентов уровня выше и ниже среднего, входящих соответственно в интервалы «Больше нормы» и «Меньше нормы». Результаты расчета коэффициента корреляции для статистического диапазона «Норма» представлены на рис. 3. Рис. 3. Коэффициент корреляции между оценкой гуманитарной направленности и академической успеваемостью студентов диапазона «Норма» Характер изменения коэффициента корреляции по семестрам обучения в полной выборке и выборке статистического диапазона «Норма» во многом совпадает. Некоторые отличия заключаются в том, что величины коэффициента корреляции несколько ниже и снижение коэффициента корреляции в девятом семестре по сравнению с восьмым немного меньше. Результаты расчета коэффициента корреляции для статистического диапазона «Больше нормы» показали, что у студентов с высоким показателем гуманитарной направленности корреляция между величиной оценки гуманитарной направленности и академической успеваемостью практически отсутствует. Результаты расчета коэффициента корреляции для статистического диапазона «Меньше нормы» представлены в табл. 2. Таблица 2 |
Фгбоу впо «Самарский государственный технический университет» Вестник... А. П. Амосов, В. И. Батищев, Н. В. Дилигенский, М. А. Евдокимов, А. Ф. Заусаев, Л. С. Зимин, Я. М. Клебанов, М. Л. Костырев, В. А.... |
Положение о студенческом общежитии фгбоу впо «Ивановский государственный университет» I Студенческое общежитие фгбоу впо «Ивановский государственный университет», (далее — университет), предназначено для временного проживания... |
||
Фгбоу впо «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»... В. И. Мяленко (гл ред.) и др.; Фгбоу впо «Кемеровский гсхи». – № – Кемерово: Информационно-издательский отдел Кемеровского гсхи,... |
Семья и современный социум Бакшутова Екатерина Валерьевна, доктор философских наук, заведующая кафедрой "Психология и педагогика" фгбоу во «Самарский государственный... |
||
Д. Ф. Костина Дополнительный материал к учебному пособию «Программирование в компьютерных системах»: специфика профессии программиста. Дополнительный материал. Учебно-методическое пособие... |
Фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» судебная психиатрия Г. М. Меретуков – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики (фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный... |
||
Фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» судебная психиатрия Г. М. Меретуков – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики (фгбоу впо «Кубанский государственный аграрный... |
Инструкция о порядке проведения в фгбоу во «Уфимский государственный... Фгбоу во «Уфимский государственный авиационный технический университет» экспертизы материалов |
||
Фгбоу впо «пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»... Разработано учебно-методическим управлением и отделом мониторинга и контроля качества подготовки специалиста фгбоу впо «Пермский... |
Фгбоу впо «Тамбовский государственный технический университет» Институт... «Электроэнергетика и электротехника», 13. 03. 01 «Теплоэнергетика и теплотехника», 19. 03. 01 «Биотехнология» |
||
Европейская академия естествознания администрация орловской области... Фгбоу впо «государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс» |
В смоленской области фгбоу впо «смоленский государственный университет»... Отношений государства и личности, построения и развития гражданского общества в россии |
||
Проект гражданско-правового договора «Братский государственный университет» (фгбоу впо «БрГУ»), именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице ректора Белокобыльского Сергея... |
Рекомендации по применению компьютерного моделирования для анализа... Разработан фгбоу впо московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (мади) |
||
Отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального... «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева» (сгау) в 2006 году по выполнению инновационной... |
Ульяновский государственный технический университет Положением о закупке товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования... |
Поиск |