Контентная фильтрация
Контент-фильтр, или програ́мма ограниче́ния веб-контента — устройство или программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяющее получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет. Система позволяет блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра.
Контент-фильтр работает по статистическому принципу, то есть подсчитывает заранее определённые слова текста и определяет категорию, к которой относится содержимое сайта. Целью таких устройств или программ является ограничение доступа в Интернет для школ, предприятий, религиозных организаций и т. д.
Безопасность нахождения в сети особенно важно соблюдать в образовательных учреждениях. Если не настраивать интернет фильтр для школ, то учащиеся смогут бесконтрольно использовать ресурсы локальной сети, подвергнут риску заражения школьные компьютеры и получать доступ к нежелательному контенту. Функции, которые необходимы при организации контент фильтрации в образовательном учреждении:
контроль интернет трафика;
управление доступом в сеть;
защита сети.
По статистике более 100 000 образовательных учреждений имеет доступ в интернет, где учащиеся подвергаются потоку агрессивного и потенциально опасного контента. Поэтому была утверждена и одобрена Федеральная Система исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся РФ (СИД).
В соответствии с Федеральным законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», установка контентной фильтрации в образовательном учреждении является обязательным требованием.
Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, Дума приняла еще в декабре 2010 года. В силу же он вступил 1 сентября 2012-го. В законе прописана та информация, которая никаким образом не должна достичь детских ушей и глаз.
Требования закона
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Приказ "Об утверждении областного регламента по реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений к сети Интернет" № 173/ОД от 30.01.2007 г.;
Письмо "О контентной фильтрации" № 8173 от 20.12.2010 г.;
Письмо "О фильтрации" № 5262 от 18.07.2011 г.;
Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" от 01.09.2013 г
Фильтровать все, что поступает к детям со школьных компьютеров, призывает и закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 2006 года. Однако тогда список того, чего детям лучше не видеть, был гораздо скромнее и, соответственно, выполнять требование закона было проще.
Классификатор
информации, распространение которой
запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации
№
п/п
|
Тематическая категория
|
Содержание
|
1
|
Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения
|
— Информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды;
— информация, пропагандирующая порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение
|
2
|
Злоупотребление свободой СМИ — экстремизм
|
Информация, содержащая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдывающая терроризм, содержащая другие экстремистские материалы
|
3
|
Злоупотребление свободой СМИ — наркотические средства
|
Сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров
|
4
|
Злоупотребление свободой СМИ — информация с ограниченным доступом
|
Сведения о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористических операций
|
5
|
Злоупотребление свободой СМИ — скрытое воздействие
|
Информация, содержащая скрытые вставки и иные технические способы воздействия на подсознание людей и (или) оказывающая вредное влияние на их здоровье
|
6
|
Экстремистские материалы или экстремистская деятельность (экстремизм)
|
А) Экстремистские материалы, то есть предназначенные для обнародования документы или информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии; публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
Б) экстремистская деятельность (экстремизм) включает деятельность по распространению материалов (произведений), содержащих хотя бы один из следующих признаков:
— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
— подрыв безопасности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований;
— осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;
— возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
— унижение национального достоинства;
— осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
— воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, сопровождаемое насилием или угрозой его применения;
— публичная клевета в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, сопровождаемая обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;
— применение насилия в отношении представителя государственной власти либо угроза применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
— посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
— нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением
|
7
|
Вредоносные программы
|
Программы для ЭВМ, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
|
8
|
Преступления
|
— Клевета (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию);
— оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме);
— публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;
— склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
— незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов;
— публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
— информация, направленная на пропаганду национальной, классовой, социальной нетерпимости, а также социального, расового, национального и религиозного неравенства;
— публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
|
9
|
Ненадлежащая реклама
|
Информация, содержащая рекламу алкогольной продукции и табачных изделий
|
10
|
Информация с ограниченным доступом
|
Информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну
|
Классификатор
информации, не имеющей отношения к образовательному процессу
№
п / п
|
Тематическая категория
|
Содержание
|
1
|
Алкоголь
|
Реклама алкоголя, пропаганда потребления алкоголя.
Сайты компаний, производящих алкогольную продукцию
|
2
|
Баннеры и рекламные программы
|
Баннерные сети, всплывающая реклама, рекламные программы
|
3
|
Вождение и автомобили
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
Не имеющая отношения к образовательному процессу информация
об автомобилях и других транспортных средствах, вождении, автозапчастях,
автомобильных журналах, техническом обслуживании, аксессуарах к автомобилям
|
4
|
Досуг и развлечения
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
Не имеющая отношения к образовательному процессу информация:
§ фотоальбомы и фотоконкурсы;
§ рейтинги открыток, гороскопов, сонников;
§ гадания, магия и астрология;
§ ТВ-программы;
§ прогнозы погоды;
§ тесты, конкурсы онлайн;
§ туризм, путешествия;
§ тосты, поздравления;
§ кроссворды, сканворды, ответы к ним;
§ фантастика;
§ кулинария, рецепты, диеты;
§ мода, одежда, обувь, модные аксессуары, показы мод;
§ тексты песен, кино, киноактеры, расписания концертов, спектаклей, кинофильмов, заказ билетов в театры, кино и т.п.;
§ о дачах, участках, огородах, садах, цветоводстве, животных, питомцах, уходе за ними;
§ о рукоделии, студенческой жизни, музыке и музыкальных направлениях, группах, увлечениях, хобби, коллекционировании;
§ о службах знакомств, размещении объявлений онлайн;
§ анекдоты, «приколы», слухи;
§ о сайтах и журналах для женщин и для мужчин;
§ желтая пресса, онлайн-ТВ, онлайн-радио;
§ о знаменитостях;
§ о косметике, парфюмерии, прическах, ювелирных украшениях.
|
5
|
Здоровье и медицина
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
Не имеющая отношения к образовательному процессу информация о шейпинге, фигуре, похудении, медицине, медицинских учреждениях, лекарствах, оборудовании, а также иные материалы на тему «Здоровье и медицина», которые, являясь академическими, по сути, могут быть также отнесены к другим категориям (порнография, трупы и т.п.)
|
6
|
Компьютерные игры
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
Не имеющие отношения к образовательному процессу компьютерные онлайновые и оффлайновые игры, советы для игроков и ключи для прохождения игр, игровые форумы и чаты
|
7
|
Корпоративные сайты, интернет-представительства негосударственных учреждений
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
Содержащие информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, сайты коммерческих фирм, компаний, предприятий, организаций
|
8
|
Личная и немодерируемая информация
|
Немодерируемые форумы, доски объявлений и конференции, гостевые книги, базы данных, содержащие личную информацию (адреса, телефоны и т. п.), личные странички, дневники, блоги
|
9
|
Отправка SMS с использованием интернет-ресурсов
|
Сайты, предлагающие услуги по отправке SMS-сообщений
|
10
|
Модерируемые доски объявлений
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
Содержащие информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, модерируемые доски сообщений/объявлений, а также модерируемые чаты
|
11
|
Нелегальная помощь школьникам и студентам
|
Банки готовых рефератов, эссе, дипломных работ и пр.
|
12
|
Неприличный и грубый юмор
|
Неэтичные анекдоты и шутки, в частности обыгрывающие особенности физиологии человека
|
13
|
Нижнее белье, купальники
|
Сайты, на которых рекламируется и изображается нижнее белье и купальники
|
14
|
Обеспечение анонимности пользователя, обход контентных фильтров
|
Сайты, предлагающие инструкции по обходу прокси и доступу к запрещенным страницам; Peer-to-Peer программы, сервисы бесплатных прокси-серверов, сервисы, дающие пользователю анонимность
|
15
|
Онлайн-казино и тотализаторы
|
Электронные казино, тотализаторы, игры на деньги, конкурсы и пр.
|
16
|
Платные сайты
|
Сайты, на которых вывешено объявление о платности посещения веб-страниц
|
17
|
Поиск работы, резюме, вакансии
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
Содержащие информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, интернет-представительства кадровых агентств, банки вакансий и резюме
|
18
|
Поисковые системы
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
Содержащие информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, интернет-каталоги, системы поиска и навигации в Интернете
|
19
|
Религии и атеизм
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
Сайты, содержащие, не имеющую отношения к образовательному процессу, информацию религиозной и антирелигиозной направленности.
|
20
|
Системы поиска изображений
|
Системы для поиска изображений в Интернете по ключевому слову или словосочетанию
|
21
|
СМИ(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
СМИ, содержащие новостные ресурсы и сайты СМИ (радио, телевидения, печати), не имеющие отношения к образовательному процессу.
|
22
|
Табак, реклама табака, пропаганда потребления табака
|
Сайты, пропагандирующие потребление табака; реклама табака и изделий из него
|
23
|
Торговля и реклама
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
Содержащие, не имеющие отношения к образовательному процессу, сайты следующих категорий: аукционы, распродажи онлайн, интернет-магазины, каталоги товаров и цен, электронная коммерция, модели мобильных телефонов, юридические услуги, полиграфия, типографии и их услуги, таможенные услуги, охранные услуги, иммиграционные услуги, услуги по переводу текста на иностранные языки, канцелярские товары, налоги, аудит, консалтинг, деловая литература, дом, ремонт, строительство, недвижимость, аренда недвижимости, покупка недвижимости, продажа услуг мобильной связи (например, картинки и мелодии для сотовых телефонов), заработок в Интернете, е-бизнес
|
24
|
Убийства, насилие
|
Сайты, содержащие описание или изображение убийств, мертвых тел, насилия и т.п.
|
25
|
Чаты
(ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
|
Не имеющие отношения к образовательному процессу сайты для анонимного общения в режиме онлайн.
|
№
п /п
|
Тематическая категория
|
Содержание
|
1
|
Досуг и развлечения
|
§ прогнозы погоды;
§ тесты, конкурсы онлайн;
§ туризм, путешествия;
§ тосты, поздравления;
§ кроссворды, сканворды, ответы к ним;
§ фантастика;
§ кулинария, рецепты, диеты;
§ мода, одежда, обувь, модные аксессуары, показы мод;
§ тексты песен, кино, киноактеры, расписания концертов, спектаклей, кинофильмов, заказ билетов в театры, кино и т.п.;
§ о дачах, участках, огородах, садах, цветоводстве, животных, питомцах, уходе за ними;
§ о рукоделии, студенческой жизни, музыке и 2музыкальных направлениях, группах, увлечениях, хобби, коллекционировании;
§ о знаменитостях;
§ о косметике, парфюмерии, прическах, ювелирных украшениях.
|
2
|
Здоровье и медицина
|
информация о шейпинге, медицине, медицинских учреждениях, лекарствах, оборудовании, а также иные материалы на тему «Здоровье и медицина».
|
3
|
Нелегальная помощь школьникам и студентам
|
Банки готовых рефератов, эссе, дипломных работ и пр.
|
4
|
Поиск работы, резюме, вакансии
|
Содержащие информацию, имеющую отношения к образовательному процессу, кадровых агентств, банки вакансий и резюме
|
5
|
Поисковые системы
|
Содержащие информацию, имеющую отношения к образовательному процессу.
|
6
|
Системы поиска изображений
|
Системы для поиска изображений в Интернете
|
7
|
СМИ
|
СМИ, содержащие новостные ресурсы и сайты СМИ (радио, телевидения, печати).
|
Классификатор информации, разрешенной к доступу в Интернет
Среди основных методов контентной фильтрации выделим следующие:
поиск и анализ регулярных выражений или заранее определенных фрагментов текста, например, адреса почты или номера кредиток (для метода характерны простота, настраиваемость, но много ошибок при сравнении, «отпечатки «не интеллектуальность»);
поиск и анализ «отпечатков цифр» или хеширование, поиск хэш-функций для сравнения с текущим потоком (для метода характерны минимум сбоев, простота, настраиваемость, но он непригоден для больших объемов данных, особенно, плохо структурированных);
морфологический (лингвистический) анализ с использованием заранее заданных слов или словарей (метод хорош для богатых языков с минимумом требований, поэтому годится для неструктурированных данных, но требует большой подготовительной работы для фильтров).
Ни отдельное тщательное использование отдельного метода, ни их интеграция не дает полной защиты всех типов данных или объединения их областей применения, так как у каждого – своя область применения, своя «ниша» эффективности.
Заключение
Контентная фильтрация в школах, это конечно хорошо, но почему то многие не замечаю того факта, что сейчас практически в каждом доме есть компьютер и интернет, где ребенок может найти любую интересующую его информацию. Я считаю, наиболее важно вести пропаганду и доступно объяснить, как установить дома фильтр, хотя бы от рекламы. Не раз была свидетелем того, как ребенок ищет в интернете вполне безобидные вещи, но находит сайты, где слева и справа висят баннеры, на которых, мягко говоря, изображены фотографии уродливых частей тела. Хоть кто-то думает, насколько это травмирует психику ребенка? А еще потом удивляемся, откуда он «столько всего» знает. Интернет представляет серьезную опасность для подрастающего поколения и важно это понимать.
|