Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна


Скачать 363.86 Kb.
Название Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна
страница 1/2
Тип Методические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2
Наименование работы:

Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии
автор: Филимонова Валентина Геннадьевна

преподаватель техникума
Контактный телефон: 8922-917-03-82

г. Вятские Поляны

2014
Аннотация

Данное пособие составлено в соответствии с программой по химии.

Программой предусмотрены наряду с теоретическими занятиями, занятия практического характера – лабораторные работы.

Лабораторные работы следует рассматривать как источник приобретения знаний, как средство предупреждения ошибок.

Лабораторные работы служат для совершенствования экспериментальных умений и навыков, для выработки общих методов экспериментальной работы по химии по получению веществ, изучению их свойств.

Лабораторные работы способствуют развитию умений экспериментального решения задач умению сравнивать, обобщать, делать выводы по работе, а также составлять отчет о проделанной работе.

Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии оформлены в виде брошюры и имеются в печатном варианте в необходимом количестве для работы на занятиях (Приложение 1).



  1. ПРЕДИСЛОВИЕ


Данное пособие составлено в соответствии с программой по химии.

Программой предусмотрены наряду с теоретическими занятиями, занятия практического характера – лабораторные работы.

Лабораторные работы следует рассматривать как источник приобретения знаний, как средство предупреждения ошибок.

Лабораторные работы служат для совершенствования экспериментальных умений и навыков, для выработки общих методов экспериментальной работы по химии по получению веществ, изучению их свойств.

Лабораторные работы способствуют развитию умений экспериментального решения задач, умению сравнивать, обобщать, делать выводы по работе, а также составлять отчет о проделанной работе. Программой предусмотрено одиннадцать лабораторных работ.
Перечень лабораторных работ:


  1. Реакции ионного обмена.

  2. Гидролиз солей.

  3. Общие свойства металлов.

  4. Получение и изучение свойств соединений марганца.

  5. Получение и изучение свойств соединений железа и хрома.

  6. Экспериментальное решение задач по теме «Неметаллы»

  7. Получение этилена и ацетилена и изучение их свойств.

  8. Окисление спирта в альдегид, окисление альдегида. Свойства уксусной кислоты.

  9. Свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.

  10. Цветные реакции на белки. Распознавание пластмасс и волокон.

  11. Анализ природной воды.

Студенты допускаются к лабораторной работе только после инструктажа по технике безопасности. Студенты обязаны расписаться в журнале о том, что ознакомлены с правилами техники безопасности работ и обязуются их выполнять. Данное пособие содержит правила выполнения лабораторных работ, инструкцию по технике безопасности, правила оформление отчета, а также содержание лабораторных работ.
2. Правила выполнения лабораторных работ

Студент должен:

2.1. Быть теоретически подготовленным к выполнению лабораторной работы, для этого должен выполнить весь объем домашней подготовки.

2.2. Знать, что выполнению каждой работы предшествует проверка готовности студента, которая проводиться преподавателем.

2.3. Строго соблюдать правила техники безопасности.

2.4. Выполнять работу в соответствии с инструкцией.

2.5. После выполнения работы предоставить отчет о проделанной работе с последующим обсуждением полученных результатов и выводов.

2.6. Студент, успешно сдавший отчет, получает зачет или оценку за проделанную работу.

2.7. В случае пропуска лабораторной работы по любой причине студент обязан её выполнить.

3. Правила оформления отчета по лабораторной работе

Лабораторная работа № _____________________________

Тема __________________________________________________

Цель работы ______________________________________

Опыт 1. Название__________________________________________

Ответы на вопросы заданий к опыту ___________________

Опыт 2.________________________________________________

Вывод по работе__________________________________
Инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных работ по химии

  1. Общие требования безопасности

    1. К проведению лабораторных работ допускаются студенты прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Опасные и вредные факторы:

  • химические ожоги при работе с химреактивами;

  • термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками при нагревании жидкостей;

  • порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой,

  • отравление токсичными газами и химреактивами.

  1. После окончания лабораторной работы тщательно вымыть руки с мылом.

2.Требования безопасности перед началом работы

    1. Изучить порядок выполнения и содержание лабораторной работы.

    2. Убрать с проходов портфели и сумки.

    3. Подготовить к выполнению лабораторной работы рабочее место, убрать все лишние.

    4. Получить у лаборанта необходимые реактивы и оборудование.

  1. Требования безопасности во время работы

    1. Соблюдать все указания преподавателя по безопасному обращению с реактивами.

    2. Подготовленный к работе прибор, установку показать преподавателю.

    3. Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой.

    4. Запрещается выносить из кабинета любые вещества без разрешения преподавателя.

    5. Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех разливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщать преподавателю. Самостоятельно убирать любые реактивы запрещается.

    6. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность преподавателя.

    7. Запрещается пробовать любые реактивы и растворы на вкус.

    8. Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

    9. Запрещается оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы.

    10. Будьте осторожны при определении запахов газообразных веществ, направляя на себя движением руки воздух с примесью этого газа.

  2. Требования безопасности

    1. При разливе кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых веществ немедленно сообщите об этом преподавателю.

    2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю.

    3. В случае если разбилась лабораторная посуда не собирать её осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

    4. При получении травмы сообщить об этом преподавателю.

    5. Припопадание кислоты или щелочи на кожу немедленно промыть покровы под струёй воды, при необходимости обработать раствором соды или борной кислоты.

  3. Требования безопасности по окончании работы

    1. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувая пламени спиртовки.

    2. Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование лаборанту.

    3. Вымыть руки с мылом.


Содержание лабораторных работ

Лабораторная работа №1

Реакции ионного обмена

Цель работы:

Исследование свойств водных растворов электролитов, установление причин вызывающих протекание реакций ионного обмена до конца.

Пояснения к работе:

Работа проводиться в парах, капельным методом с использованием минимального количества реактивов. При выполнении работы студент должен уметь определять и знать окраску растворов индикаторов и индикаторной бумаги в различных растворах; уметь осуществлять реакции ионного обмена; подбирать необходимые реактивы для получения нужных веществ; знать, когда реакции ионного обмена идут до конца.

Задание: Осуществить опыты в соответствии с инструкцией. Составить отчет о проделанной работе.

Опыт № 1 Окраска индикаторов в различных средах

Реактивы: растворы соляной кислоты HCl, гидроксида натрия NaOH, универсальная индикаторная бумага, растворы индикаторов: лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина.

  1. . Окраска растворов индикаторов

Выполнение опыта: налить в три пробирки раствора лакмуса. В первую пробирку прилить одну - две капли раствора соляной кислоты HCl, во вторую щелочи NaOH, в третью – дистиллированной воды. Отметить изменение окраски.

Аналогично провести опыты по испытанию других индикаторов.

Задание:

1. Наблюдения занести в таблицу

Индикатор

Цвет индикатора

Нейтральная

среда


Кислая среда

Щелочная

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин










2. Написать уравнения реакций диссоциации соляной кислоты и гидроксида натрия

Сделать выводы, какие ионы определяют кислую и щелочную реакцию среды.

1.2. Окраска универсальной индикаторной бумаги

Выполнение опыта:На полоску универсальной индикаторной бумаги нанести по капле кислоты, воды, щелочи. Отметить изменения.

Задание: сравнить окраску индикаторной бумаги со шкалой цветности.

Опыт № 2 Обменные реакции в растворах электролитов

  1. Реакции с образованием осадков

Реактивы:растворы сульфата натрия Na2SO4, хлорида бария BaCl2, сульфата меди CuSO4, гидроксида натрия NaOH.

Выполнение опыта :Взять две пробирки и внести по четыре – пять капель растворов: в первую - Na2SO4, во вторую CuSO4. В первую добавить три – четыре капли раствора хлорида бария, во вторую гидроксида натрия. Отметить в обеих пробирках образование осадков.

Задание: Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод, почему проведенные реакции необратимы.

2.2. Реакции с образованием газообразных веществ.

Реактивы:кристаллические карбонат калия К2СО3, и гидрокарбонат натрия NaHCO3, раствор соляной кислоты HCl.

Выполнение опыта:В две пробирки внести по половине микрошпателя кристаллического карбоната калия и гидрокарбоната натрия.

В обе добавить пять-семь капель соляной кислоты. Наблюдать выделение газа.

Задание: Составить молекулярные и ионные уравнения взаимодействия соляной кислоты с карбонатом калия и гидрокарбанатом натрия. По краткому ионному уравнению определить между какими ионами протекают реакции.

  1. Реакции с образованием малодиссоциирующих веществ.

Реактивы: растворы гидроксида натрия NaOH, серной кислоты H2SO4, фосфорной кислоты H3 PO4 , фенолфталеина.

Выполнение опыта : в две пробирки налить по пять –семь капель раствора гидроксида натрия и добавить по одной капле фенолфталеина. Приливать по каплям в первую раствор серной кислоты, во вторую раствор фосфорной кислоты H3 PO4 до обесцвечивания раствора.

Задание: Написать молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделать вывод об условиях реакций ионного обмена идущих до конца.

Контрольные вопросы

  1. Какие индикаторы вы знаете? Для каких целей они применяются?

  2. Какие типы химических реакций вы знаете?

  3. Что такое реакции ионного обмена?

  4. Что такое ионы ? Какие ионы определяют кислую и щелочную среду?

  5. В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца?

Лабораторная работа № 2

Гидролиз солей

Цель работы:

Исследование процесса гидролиза и установление факторов, влияющих на гидролиз.

Пояснение к работе:

Гидролиз – это взаимодействие солей с водой. Существует четыре случая гидролиза солей. В ходе выполнения работы вы должны: уметь определять реакцию среды различных солей с помощью индикаторов или универсальной индикаторной бумаги, уметь практически доказывать влияние силы кислот и оснований на степень гидролиза.

Задание: Выполнить опыты в соответствии с инструкцией, составить отчет

Опыт № 1 Установление реакции среды растворов солей при гидролизе

Реактивы: растворы карбоната натрия Na2CO3, сульфида натрия Na2S, хлорида аммония NH4 Cl, сульфата цинка ZnSO4, хлорида натрия NaCl, сульфата калия K2SO4, индикаторная бумага или индикаторы.

Выполнение опыта: На универсальную индикаторную бумагу нанести по капле раствора карбоната натрия, сульфида натрия, хлорида аммония, сульфата цинка, хлорида натрия, сульфата калия. Определить реакцию среды.

Задание: 1. Определить реакцию среды и природу кислот и оснований образующих соль, результаты занести в таблицу. Реакцию среды раствора обозначить знаком плюс «+»

Формула соли

Кислая

Среда раствора нейтральная

Щелочная

Природа (сильных и слабых) оснований или кислот

Na2 CO3

Na2 S

NH4 Cl

Zn SO4

Na Cl

K2 SO4













2. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза солей.

Опыт №2 Зависимость степени гидролиза соли от природы образующих её кислоты и основания.

Реактивы: кристаллические сульфит натрия Na2SO3, карбонат натрия Na2CO3, растворы хлорида магния MgCl2, хлорида алюминия AlCl3, фенолфталеин и индикаторная бумага.

  1. Влияние природы кислот

Выполнение опыта: Две пробирки до половины заполнить дистиллированной водой. В одну внести микрошпатель сульфита натрия, в другую – карбонат натрия. В каждую добавить по одной капле фенолфталеина. Отметить различие в интенсивности окраски растворов. По интенсивности окраски определить в каком случае выше концентрация гидроксид – ионов, а, следовательно, и степень гидролиза.

Задание: Составить молекулярные и ионные уравнения гидролиза сульфита и карбоната натрия.
  1   2

Похожие:

Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания для студентов по выполнению
Правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ по химии
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ...
Учебно-методическое пособие предназначенодля студентов 3 курса, обучающихся по профессии 23. 01. 03 Автомеханик. Пособие содержит...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания по выполнению лабораторных работ Издательство
Инженерная геодезия. Методические указания по выполнению лабораторных работ. Составители: Шешукова Л. В., Тютина Н. М., Клевцов Е....
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии...
Методические указания и задания к лабораторно-практическим и самостоятельным занятиям по оп. 06 Основы аналитической химии для студентов...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические указания по выполнению лабораторных работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Безопасность труда и инженерная...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Сборник методических указаний для студентов по выполнению лабораторных работ дисциплина «химия»
Методические указания для выполнения лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Государственного...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ для студентов 2-го курса
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания по проведению лабораторных работ по дисциплине «Информатика»
Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания по проведению лабораторных работ по дисциплине «Информатика»
Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине “Базы данных”
Методические указания предназначены для студентов специальностей 230401 «Прикладная математика», 230105 «Программное обеспечение...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов...
Организация и схема микробиологического контроля на предприятиях молочной промышленности
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Сметное дело»
...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ Для студентов зф
Автоматизированные системы бронирования и продажи авиационных услуг: Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания к выполнению лабораторных работ по спецкурсу...
Рекомендовано методической комиссией факультета вмк для студентов ннгу, обучающихся по направлениям подготовки 010500 «Прикладная...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна icon Методические указания для студентов по выполнению практических (лабораторных)...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск