Общие положения




Скачать 455.84 Kb.
Название Общие положения
страница 1/4
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция
  1   2   3   4



ИНСТРУКЦИЯ

по использованию глобальной навигационной спутниковой системы

в гражданской авиации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкция по использованию глобальной навигационной спутниковой системы в гражданской авиации (далее – Инструкция) содержит информацию и инструктивные материалы по вопросам внедрения глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) в эксплуатацию и ее использования гражданской авиацией в воздушном пространстве Российской Федерации.

1.2. Инструкция предназначена для использования регулирующими органами, ответственными за выдачу разрешений на использование ГНСС, юридическими лицами, осуществляющими и обеспечивающими аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации (поставщики аэронавигационного обслуживания), эксплуатантами и разработчиками воздушных судов.

1.3. Требования к техническим параметрам ГНСС и инструктивный материал по техническим аспектам применения ГНСС изложены в Стандартах и Рекомендуемой практике ИКАО (приложение № 10 «Авиационная электросвязь» к Конвенции о международной гражданской авиации, том I) (далее – Стандарты ИКАО).
II. СВЕДЕНИЯ О ГНСС
ГНСС и ее элементы
2.1. Глобальная навигационная спутниковая система представляет собой глобальную систему определения местоположения и времени, включающую одно или несколько созвездий навигационных спутников, бортовое оборудование (БО ГНСС) и систему контроля целостности, дополненную по мере необходимости с целью поддержания требуемых навигационных характеристик для планируемой операции.

ГНСС, соответствующая Стандартам ИКАО, является стандартным средством навигации при полетах воздушных судов в океаническом воздушном пространстве, по маршруту и в районе аэродрома1, в том числе, методом зональной навигации, при выполнении экипажами воздушных судов схем стандартного вылета по приборам (SID), схем стандартного подхода по приборам (STAR), неточных заходов на посадку (NPA), заходов на посадку с вертикальным наведением (APV) и точных заходов на посадку (GBAS landing system или сокращенно GLS).

ГНСС обеспечивает определение местоположения и времени на воздушном судне по измерениям псевдодальностей между воздушным судном, оборудованным приемником ГНСС, и различными источниками сигналов, размещенными на спутниках или на земле.

Для определения трехмерного местоположения и времени необходимо получение БО ГНСС информации как минимум от четырех спутников.

Точность определения местоположения потребителя зависит от точности измерений псевдодальностей от спутников и взаимного расположения (геометрии) спутников, используемых для измерения.

2.3. Навигационное обслуживание ГНСС обеспечивается с помощью различных комбинаций следующих элементов ГНСС, установленных на земле, на спутниках и/или на борту воздушного судна:

а) Глобальная система определения местоположения (GPS), которая обеспечивает службу стандартного определения местоположения (SPS);

б) Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), которая обеспечивает канал стандартной точности (CSA);

в) бортовое оборудование ГНСС;

г) бортовая система функционального дополнения ABAS;

д) спутниковая система функционального дополнения SBAS;

е) наземная система функционального дополнения GBAS (в Российской Федерации для обозначения станции GBAS также применяется наименование - локальная контрольно-корректирующая станция (ЛККС), которое используется в настоящем документе по мере необходимости, наряду с термином станция GBAS, применяемым ИКАО);

ж) наземная региональная система функционального дополнения GRAS.

2.3. Основными элементами ГНСС являются два основных спутниковых созвездия – GPS и ГЛОНАСС, поддерживаемые соответственно Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией.

Эти две системы соответствуют требованиям Стандартов ИКАО и могут быть использованы как самостоятельно, так и в комбинации друг с другом, с вновь вводимыми в эксплуатацию спутниковыми навигационными системами, а также с системами функционального дополнения ГНСС.

Навигационные спутники созвездий передают навигационные сообщения, включающие сигналы времени, параметры движения спутников и характеристики их орбит (данные эфемерид).

Данные о времени, обеспечиваемые пользователю ГНСС, выражаются в системе всемирного координированного времени (UTC).

Информация о местоположении, обеспечиваемая пользователю GPS, выражается в геодезических координатах Всемирной геодезической системы – 1984 (WGS-84). В системе ГЛОНАСС используется система координат ПЗ-90.02.
Бортовое оборудование ГНСС
2.4. Бортовое оборудование БО ГНСС состоит из антенны, радиоприемника и процессора, который рассчитывает местоположение, скорость, время, а также другие данные, зависящие от его предназначения.

2.4.1. Бортовое оборудование ГНСС подразделяется на следующие группы:

а) по способу установки на борту ВС:

стационарное БО ГНСС, предназначенное для использования в качестве штатного навигационного оборудования ВС. Это оборудование размещается на ВС в соответствии с документацией, утвержденной или согласованной разработчиком ВС;

портативное (переносное) БО ГНСС, предназначенное для использования экипажем в качестве индивидуального навигационного средства летчика (штурмана). Это оборудование, как правило, размещается на борту ВС на время полета и снимается после его завершения;

б) по возможности использования созвездий ГНСС и функциональных дополнений:

БО, работающее только по сигналам системы GPS (ГНСС-GPS);

БО, работающее только по сигналам системы ГЛОНАСС (ГНСС-ГЛОНАСС);

совмещенное БО, работающее по сигналам систем ГЛОНАСС и GPS (ГНСС-ГЛОНАСС+GPS);

БО, работающее по сигналам GBAS (ГНСС/ЛККС или ГНСС/GLS);

БО, работающее по сигналам SBAS (ГНСС/SBAS).

в) по функциям и структурному построению:

приемовычислители (приемники, функциональные модули, платы);

приемоиндикаторы (ПИ);

комплексированное БО ГНСС (ГНСС/ИНС, ГНСС/система управления полетом (FMS) и т.д.)

г) по взаимодействию с бортовыми навигационными средствами и комплексами воздушного судна:

автономное БО ГНСС;

неавтономное БО ГНСС.

Автономное БО ГНСС обеспечивает выдачу навигационных данных, необходимых для самолетовождения, на собственный индикатор (дисплей), а также может дополнительно выдавать информацию на другие индикаторы ВС (многофункциональный индикатор, систему электронной индикации, пилотажный навигационно-плановый прибор и др.).

Неавтономное БО ГНСС предназначено для применения в качестве датчика навигационных данных для бортовых комплексных средств навигации (навигационно-вычислительной системы, многофункционального пульта индикации и управления и т.д.) и не имеет собственного индикатора (дисплея).

2.4.2. В соответствии с квалификационными требованиями КТ-34-01 «Бортовое оборудование спутниковой навигации», утвержденными Межгосударственным авиационным комитетом, бортовое оборудование ГНСС по предназначению делится на три класса: А, В и С.

2.4.2.1. Бортовое оборудование класса А предназначено для применения в качестве автономного средства навигации, в котором должна быть реализована функция RAIM.

Бортовое оборудование класса А делится на подклассы:

А1 – оборудование, которое должно обеспечивать возможность навигации на этапах полета по маршруту, маневрирования в зоне аэродрома и NPA (без использования наземных курсоглиссадных или иных радиотехнических средств обеспечения посадки);

А2 – оборудование, которое должно обеспечивать возможность навигации на этапах полета по маршруту и маневрирования в зоне аэродрома.

2.4.2.2. Бортовое оборудование класса В предназначено для применения в качестве датчика навигационных данных для бортовых комплексных средств навигации (навигационная вычислительная система, многодатчиковая навигационная система, многофункциональный пульт индикации и управления и т.п.).

Бортовое оборудование класса В делится на подклассы:

В1 – оборудование, которое должно обеспечивать выдачу навигационных данных на этапах полета по маршруту, маневрирования в зоне аэродрома и NPA (без использования наземных курсоглиссадных или иных радиотехнических средств обеспечения посадки) и в котором должна быть реализована функция RAIM;

В2 – оборудование, которое должно обеспечивать выдачу навигационных данных на этапах полета по маршруту и маневрирования в зоне аэродрома и в котором должна быть реализована функция RAIM;

В3 – оборудование, которое должно обеспечивать выдачу навигационных данных на этапах полета по маршруту, маневрирования в зоне аэродрома и NPA (без использования наземных курсоглиссадных или иных радиотехнических средств обеспечения посадки); оборудование класса В3 может применяться только во взаимодействии с комплексной навигационной системой, в которой выполняется контроль целостности, уровень которого эквивалентен уровню RAIM;

В4 – оборудование, которое должно обеспечивать выдачу навигационных данных на этапах полета по маршруту и маневрирования в зоне аэродрома; оборудование класса В4 может применяться только во взаимодействии с комплексной навигационной системой, в которой выполняется контроль целостности, уровень которого эквивалентен уровню RAIM.

2.4.2.3. Бортовое оборудование класса С предназначено для применения в качестве датчика для бортовой комплексной навигационной системы (навигационного вычислителя или многодатчиковой навигационной системы), которая формирует управляющие сигналы для автопилота или директорные команды для пилотажно-командного прибора с целью уменьшения ошибок пилотирования.

Бортовое оборудование класса С делится на подклассы:

С1 – оборудование, которое должно обеспечивать выдачу навигационных данных на этапах полета по маршруту, маневрирования в зоне аэродрома и NPA (без использования наземных курсоглиссадных или иных радиотехнических средств обеспечения посадки) и в котором должна быть реализована функция RAIM;

С2 – оборудование, которое должно обеспечивать выдачу навигационных данных на этапах полета по маршруту и маневрирования в зоне аэродрома и в котором должна быть реализована функция RAIM;

С3 – оборудование, которое должно обеспечивать выдачу навигационных данных на этапах полета по маршруту, маневрирования в зоне аэродрома и NPA (без использования наземных курсоглиссадных или иных радиотехнических средств обеспечения посадки); оборудование класса С3 может применяться только во взаимодействии с комплексной навигационной системой, в которой выполняется контроль целостности, уровень которого эквивалентен уровню RAIM;

С4 – оборудование, которое должно обеспечивать выдачу навигационных данных на этапах полета по маршруту, маневрирования в зоне аэродрома; оборудование класса С4 может применяться только во взаимодействии с комплексной навигационной системой, в которой выполняется контроль целостности, уровень которого эквивалентен уровню соответствующего RAIM.

2.4.3. Стационарное бортовое оборудование ГНСС должно быть сертифицировано в установленном порядке на соответствие квалификационным требованиям КТ-34-01 «Бортовое оборудование спутниковой навигации», а также, в зависимости от функционального предназначения – на соответствие КТ-253 «Бортовое оборудование ГНСС/ЛККС», КТ-229 «Бортовое оборудование ГНСС/SBAS» или аналогичным сертификационным документам других государств, а портативное БО ГНСС должно быть одобрено Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета.

2.4.4. БО ГНСС имеет три режима работы: маршрута, район аэродрома и заход на посадку. Пределы срабатывания сигнализации RAIM автоматически связаны с режимами работы БО ГНСС и устанавливаются соответственно на:

±3,7 км (2,0 м. мили) в режиме маршрута;

±1,9 км (1,0 м. мили) в режиме района аэродрома;

±0,6 км (0,3 м. мили) в режиме захода на посадку.

Чувствительность индикатора отклонения по курсу (CDI) автоматически увязывается с режимом работы БО ГНСС. Она устанавливается на:

±9,3 км (5,0 м. мили) в режиме маршрута;

±1,9 км (1,0 м. мили) в режиме района аэродрома (вылет, подход и начальный этап захода на посадку);

±0,6 км (0,3 м. мили) в режиме NPA (промежуточный и конечный этапы захода на посадку).

Несмотря на то, что чувствительность CDI выбирается автоматическим образом, может быть предусмотрен и ручной выбор чувствительности CDI. Однако, следует иметь в виду, что ручная корректировка выбранной чувствительности CDI во время захода на посадку приведет к отмене режима захода на посадку.

2.4.5. При осуществлении операций по ГНСС на навигационных приборах ВС должна обеспечиваться следующая индикация:

бокового отклонения от линии заданного пути схем вылета, прибытия и захода на посадку по ГНСС;

заданного путевого угла, формируемого БО ГНСС и отклонение фактического путевого угла от заданного;

индикация горизонтального и вертикального отклонений ВС от курса и глиссады при выполнении точного захода на посадку по ЛККС;

режима работы ГНСС (MSG);

пролета навигационных точек (WPT);

готовности режима захода (ARM);

включения режима захода (ACTV).

2.4.6. Основное и дополнительное бортовое оборудование ГНСС.

2.4.6.1. В качестве основного средства навигации может использоваться БО ГНСС, которое обеспечивает выполнение требуемых навигационных характеристик (RNP) по точности, целостности, непрерывности, готовности и надежности, установленных для полетов по маршрутам, в районе аэродрома и неточного захода на посадку и/или других процедур в конкретной области воздушного пространства.

2.4.6.2. В качестве дополнительного средства навигации может использоваться БО ГНСС, которое обеспечивает выполнение требований к точности и надежности самолетовождения при комплексном использовании с основным (штатным) навигационным оборудованием ВС и применение которого санкционировано в сочетании с этим основным навигационным оборудованием ВС. Такое санкционирование позволяет использовать БО ГНСС для навигации в течение большей части полета ВС с учетом того, что для его резервирования имеется основное навигационное оборудование.

При установке на ВС дополнительного средства навигации ожидаемые условия эксплуатации не изменяются, снятие штатного навигационного оборудования не допускается.
Функциональные дополнения ГНСС
2.5. Бортовая система функционального дополнения ABAS обеспечивает соответствие навигационного обслуживания ГНСС авиационным требованиям за счет особых приемов обработки данных ГНСС бортовыми системами ВС или интегрирования данных ГНСС с данными других навигационных систем.

ABAS основывается на применении одной из следующих технологий:

автономный контроль целостности в приемнике (RAIM), который использует избыточную информацию ГНСС для обеспечения целостности данных ГНСС;

автономный контроль целостности на борту (AAIM), который использует информацию от дополнительных бортовых датчиков для обеспечения целостности данных ГНСС;

интегрирование БО ГНСС с другими датчиками (например, инерциального счисления) для обеспечения улучшенных характеристик бортовой навигационной системы.

2.6. Спутниковая система функционального дополнения SBAS контролирует сигналы основного спутникового созвездия (GPS или ГЛОНАСС), используя сеть станций наблюдения, распределенных в пределах обширного географического района. Для каждого контролируемого спутника основного спутникового созвездия SBAS оценивает ошибки передаваемых параметров эфемерид и спутниковых часов и затем передает эти поправки и другие данные потребителям через геостационарный спутник.

Зона действия SBAS определяется зоной действия геостационарного спутника, а зона обслуживания – поставщиком услуг (оператором) SBAS.

Сообщения SBAS гарантируют целостность, повышают эксплуатационную готовность ГНСС и обеспечивают характеристики, необходимые для захода ВС на посадку с вертикальным наведением (APV).

2.7. Наземная система функционального дополнения GBAS предназначена для обеспечения точного захода ВС на посадку или GLS с использованием сигналов ГНСС. Она также может обеспечить обслуживание по определению местоположения ВС в зоне действия наземной станции GBAS, ограниченной дальностью прямой видимости.

Наземная станция GBAS контролирует сигналы GPS и/или ГЛОНАСС в районе аэродрома и передает воздушным судам в ОВЧ-диапазоне относящиеся к данному району поправки к псевдодальностям, параметры целостности, номера неработоспособных («забракованных») спутников и данные конечного участка захода на посадку (FAS).

Заход на посадку по GLS аналогичен заходу по радиомаячной системе посадки (РМС). Отличие заключается в том, что при GLS отклонение ВС от номинальной линии курса и глиссады определяется путем сравнения истинного положения ВС, вычисленного по сигналам ГНСС/GBAS, с данными бортовой навигационной базы данных и блока FAS.

Одна наземная станция GBAS может обеспечивать точный заход ВС на посадку на всех взлетно-посадочных полосах аэродрома с обоими курсами посадки, а при определенных условиях – на нескольких близкорасположенных аэродромах.

2.8. Наземная региональная система функционального дополнения GRAS предназначена для обеспечения выполнения воздушными судами операций с использованием ГНСС на маршруте, в районе аэродрома, неточных заходов на посадку, вылетов и заходов на посадку с вертикальным наведением в определенной области воздушного пространства (регионе).

GRAS представляет собой результат совмещения принципов действия SBAS и GBAS с целью улучшения характеристик и расширения возможностей ГНСС по навигационному обеспечению потребителей. В GRAS подобно SBAS используется распределенная сеть опорных станций для контроля сигналов спутникового созвездия ГНСС и центр обработки для расчета целостности ГНСС и дифференциальной корректирующей информации. Отличие заключается в том, что GRAS передает эту информацию не через геостационарный спутник, а осуществляет ее переформатирование и передачу через сеть наземных станций в ОВЧ-диапазоне аналогично GBAS.
  1   2   3   4

Похожие:

Общие положения icon Руководство по применению 8 1 Общие положения 8
Нп-001-97 (пнаэ г-01-011-97) «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций опб-88/97»]
Общие положения icon Руководство по применению 8 1 Общие положения 8
Нп-001-97 (пнаэ г-01-011-97) «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций опб-88/97»]
Общие положения icon Руководство по применению 8 1 Общие положения 8
Нп-001-97 (пнаэ г-01-011-97) «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций опб-88/97»]
Общие положения icon 1. Общие положения 1 Общие сведения о процедуре запроса предложений

Общие положения icon Техническое задание
Системы тревожной сигнализации. Часть Общие требования. Раздел Общие положения, гост р 50775-95
Общие положения icon Техническое задание
Системы тревожной сигнализации. Часть Общие требования. Раздел Общие положения, гост р 50775-95
Общие положения icon I. Общие требования Общие положения
Утвердить прилагаемые Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства
Общие положения icon I. общие условия проведения аукциона в электронной форме раздел Общие положения
Требование к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению
Общие положения icon Общие положения общие сведения об открытом запросе предложений в электронной форме
Предмет договора: поставка материалов для реконструкции измерительных каналов подстанций
Общие положения icon Контрольная работа №1 Содержание Понятия о менеджменте, современных...
Отечественные системы бурения боковых дополнительных стволов. Общие положения
Общие положения icon Технические требования
Гост р 50775-95 Системы тревожной сигнализации. Часть Общие положения. Раздел Общие требования
Общие положения icon Инструкция по механическим и электрическим испытаниям лестниц, изолирующих...
Порядок и общие правила пользования защитными средствами и монтажными приспособлениями
Общие положения icon Инструкция для участников общие положения Общие сведения о Запросе...
Оказание услуг по техническому сопровождению телекоммуникационного, серверного оборудования и пользователей компании
Общие положения icon Инструкция для участников общие положения Общие сведения о Запросе...
Оказание услуг по абонентскому обслуживанию программного продукта «1С. Предприятие 1 управление корпоративными финансами»
Общие положения icon Руководство по безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов I. Общие положения
В целях реализации Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением...
Общие положения icon Анкета Участника (Форма №4) 20 Инструкции по заполнению Формы №20...
Требования к Участникам и документы, предоставляемые в подтверждение соответствия установленным требованиям 8

Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск