ПРИМЕНЕНИЕ ДМВ-ТЕРАПИИ И ОБЩЕЙ МАГНИТОТЕРАПИИ У БОЛЬНЫХ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА С ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Л.П.Кузнецова
Госпиталь ветеранов войн №2, г. Москва, Россия
Введение
Распространенность хронической сердечной недостаточности (ХСН) постоянно растет и составляет в европейской популяции от 0,4% до 2% [7]. В Российской Федерации в 2002 году наблюдалось более 8 миллионов больных с клиническими проявлениями ХСН [1]. Частота хронической сердечной недостаточности увеличивается с возрастом – от 0,3% среди людей 20–29 лет до 70% в возрасте старше 90 лет. ХСН чаще встречается у мужчин молодого и среднего возраста, с превалированием женщин в старших возрастных группах [3]. В целом, лечение ХСН направлено на нормализацию нейрогуморальной активности, снижение диастолической ригидности миокарда левого желудочка, эндотелиальной дисфункции, ликвидацию задержки жидкости, электролитных расстройств, снижение тромбогенного потенциала крови, улучшение тканевой перфузии [6].
В последние годы стали активнее применяться немедикаментозные методы лечения недостаточности кровообращения, основанные на воздействии на организм электромагнитным излучением, гипо- и гипероксический состояний или экстракорпоральном удалении различных составляющих крови (гемодилюция, ультрафильтрация крови), синхронизации работы предсердий и желудочков сердца, хирургической коррекции патологии сердца и другие [3].
Цель: Изучить влияние сверхчастотной электротерапии и общей магнитотерапии на клиническое течение ХСН и показатели систолической и диастолической функции миокарда левого желудочка у больных с постинфарктным кардиосклерозом.
Методы: В исследование включили 26 пациентов (15 мужчин и 11 женщин), перенесших Q-образующий инфаркт миокарда и имеющих 2-3 функциональный класс ХСН по NYHA. Возраст пациентов колебался от 68 до 79 лет (в среднем 73,4±1,3 года). Артериальной гипертензией страдали 19 пациентов, сахарным диабетом 2 типа – 10, перенесли острое нарушение мозгового кровообращения 4 пациента. Критериями исключения явились гемодинамически значимые пороки сердца, фибрилляция предсердий, желудочковые нарушения ритма сердца высоких градаций и заболевания опорно-двигательного аппарата, не позволяющие выполнить тест шестиминутной ходьбы. Пациенты были разделены на 2 группы:1-я группа (14 пациентов) на фоне стандартной терапии β-адреноблокаторми, ингибиторами АПФ, антагонистом альдостерона, статинами, антиагрегантами получали дополнительно по 10 сеансов ДМВ- терапии и общей магнитотерапии (ОМТ) через день. Пациенты 2 группы получали только медикаментозную терапию. Дозы лекарственных препаратов в период наблюдения не менялись. Оценку клинического состояния и лабораторно-инструментальные проводили на первом осмотре и в конце периода наблюдения (1месяц ).
Воздействие электромагнитным излучением дециметрового диапазона осуществляли на область проекции сердца на переднюю поверхность грудной клетки. Процедуры проводили на аппарате «Волна-2М» прямоугольным излучателем при выходной мощности 20 Вт с зазором 3-5 см. Время экспозиции составило 10 мин., на курс 10 процедур через день.
Общая магнитотерапия проводилась на аппарате «Колибри-Эксперт» бегущим магнитным полем в 1 режиме воздействия с локализацией соленоидов на область грудной клетки и нижних конечностей в течение 20 мин., на курс 10 процедур через день.
Оценка клинического течения заболевания проводилась по изменению проявлений сердечной недостаточности и функционального класса ХСН по данным дистанции шестиминутной ходьбы.
Тест дистанции шестиминутной ходьбы проводился в больничном коридоре, длина которого была точно измерена. После ознакомления с предстоящим тестом больной спокойно ходил по коридору. После пятнадцатиминутного отдыха, больной в течение 6 минут ходил по коридору, пытаясь преодолеть максимально большое расстояние. Тест прекращали при появлении выраженного дискомфорта. Через 30 минут тест повторяли и брали среднее значение двух тестов. При развитии во время ходьбы приступа стенокардии больного в исследование не включали.
Функциональное состояние сердца изучали с помощью эхокардиографа LOGIQ 400 фирмы “JE” (США) в двухмерном и М-модальном режимах. Определяли такие показатели, как конечные диастолический и систолический размеры левого желудочка. Расчёт конечных систолического (КСО) и диастолического (КДО) объемов, фракции выброса (ФВ) производили по формуле - модифицированный Simpson, в автоматическом режиме. Показатели трансмитрального потока в диастолу проводили в режиме импульсного допплера в апикальной четырехкамерной позиции.
При статистической обработке полученных результатов использовались стандартные методы вариационного анализа. Межгрупповые различия оценивались по доверительному критерию Стъюдента. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью компьютерной программы Excel.
Результаты и обсуждение
Уменьшение слабости отметили 8 из 14 пациентов (57%) основной группы и 5 из 12 пациентов (42%) контрольной. Одышка при обычной физической нагрузке сохранилась у 9 пациентов (64%) 1-ой группы, а также у 9 пациентов (75%) - контрольной. На перебои в работе сердца и/или сердцебиение при физической нагрузке до лечения жаловались 7 пациентов основной и 5 пациентов контрольной групп, в то время как к окончанию периода наблюдения подобные жалобы предъявляли по 4 пациента в обеих группах. В процессе лечения отмечено уменьшение или исчезновение периферических отеков у 3 из 11 пациентов 1-ой группы, у 2 из 8 пациентов – 2-ой группы.
По данным теста шестиминутной ходьбы у 12 из 14 пациентов выявлено увеличение пройденной дистанции на 35 -140 м (таблица 1). По данным теста у 6 пациентов диагностирован 2 функциональный класс ХСН. В контрольной группе у 2 пациентов пройденная дистанция уменьшилась, у 4 – увеличилась на 20-80 м. Только у 1 пациента отмечен 2 функциональный класс ХСН.
Таблица 1
Изменение дистанции шестиминутной ходьбы пациентов 1-ой и 2-ой групп за период наблюдения
Показатели
|
До лечения
|
После лечения
|
р
|
Дистанция шестиминутной ходьбы у пациентов 1-ой группы м
(n=14)
|
201±22,4
|
276±27,1
|
˂0,05
|
Дистанция шестиминутной ходьбы у пациентов 2-ой группы м
(n=12)
|
218±25,8
|
234±30,6
|
>0,05
|
При включении в исследование частота сердечных сокращений в среднем по группе у пациентов основной группы составила 82,1±3,8 уд./мин., к окончанию лечения – 76,4±3,9 уд./мин., в контрольной - 81,4±3,1 и 77,2±3,4 уд./мин. соответственно. Изменение частоты сердечных сокращений было статистически не значимым. Также нами не выявлено достоверных изменений систолического и диастолического давления, хотя у пациентов 1-ой группы отмечено в среднем по группе уменьшение на 5,7% величины систолического артериального давления (p>0,05).
При оценке данных ультразвукового исследования сердца не было получено достоверных изменений КДО, КСО и ФВ за период наблюдения у пациентов как основной, так и контрольных групп. Это противоречит результатам, полученным Репкиной Т.В. и соавт. (2010), но, по-видимому, обусловлено более тяжелым функциональным классом ХСН пациентов в нашем исследовании. Кроме того, положительный эффект электромагнитного излучения большей частью реализуется через изменение регионарной гемодинамики и системы микроциркуляции, что не всегда сопровождается улучшением показателей внутрисердечной и центральной гемодинамики [5]. В то же время улучшение клеточного метаболизма в результате терапии может способствовать уменьшению эндотелиальной и диастолической дисфункции [2]. В нашей работе состояние диастолической функции левого желудочка менялось в процессе лечения. При включении в исследование в 1-ой группе у 1 пациента отмечено нормальное диастолическое расслабление миокарда, у 9 был выявлен I тип диастолической дисфункции, у 4 – псевдонормальный тип. После окончания лечения диастолической дисфункции не обнаружили у 3 пациентов, у 2 пациентов вместо псевдонормального типа диастолической дисфункции зарегистрировали I тип, что свидетельствует об улучшении диастолической функции миокарда левого желудочка сердца у 28,6% пациентов. В контрольной группе уменьшение степени диастолической дисфункции миокарда левого желудочка выявлено у 2 пациентов, ухудшение – у одного.
Заключение
Таким образом, использование ДМВ-терапи и общей магнитотерапии на фоне базисной терапии ХСН уменьшает тяжесть клинической симтоматики у пациентов и снижает степень диастолической ригидности левого желудочка.
Литература
1.Беленков Ю.Н., Мареев В.Ю., Агеев Ф.Т., Даниелян М.О. Первые результаты национального эпидемиологического исследования – эпидемиологическое обследование больных ХСН в реальной практике (по обращаемости) – ЭПОХА-О-ХСН. Сердечная недостаточность. 2003.-т.4.-№3.-с.116-120
2.Галенко А.С., Шуленин С.Н. Способы немедикаментозной и фармакологической коррекции эндотелиальной дисфункции. ФАРМиндекс.-Практик. 2006.-вып.10.-С.2-10
3.Национальные рекомендации ВНОК и ОССН по диагностике и лечению ХСН. М., 2010.-112 с.
4.Репкина Т.В., Осипова И.В., Кулишова Т.В. Оценка эффективности общей магнитотерапии в комплексном лечении пожилых пациентов с хронической сердечной недостаточности в условиях поликлиники. Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2010.-№1.-с.10-13
5.Физиотерапия. Национальное руководство. Под ред. Г.Н.Пономаренко. М.,2009.-864 с.
6.Braunvald E., Ziper D.P., Libby P., Bonow R. Heart disease. 7th Edition. 2005.-2181S.
7.Cowie M.R., Mosterd A., Wood D.A. et al. The epidemiology of heart failure. Eur. Heart J. 1997.-№18.-P.208-225
|