Скачать 77.21 Kb.
|
Никитин И.А., Голуб Я.В. Применение биологической обратной связи по электромиограмме и аудиовизуальной стимуляции в лечении детей, страдающих синдромом дефицита внимания/гиперактивности // Вестник психотерапии. – 2007. - № 22(27). – С. 96-100. Санкт-Петербург, СПбГМУ им. И.П.Павлова, СПбМАПО, центр "Прогноз" Синдром дефицита внимания/гиперактивности – одно из частых поведенческих отклонений, наблюдаемых у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Синдром дефицита внимания/гиперактивности- дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся нарушениями в сфере концентрации внимания, поведения и социальной адаптации. На данный момент диагноз данного заболевания устанавливается на основании двух наиболее распространенных классификаций. Первая из них - рабочая классификация Американской ассоциации психиатров DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), согласно которой все случаи, ранее описываемые как минимальные мозговые дисфункции, рассматриваются как синдром дефицита внимания/гиперактивности. В МКБ-10 синдром фигурирует в разделе "Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте" в подразделе "Нарушение активности и внимания" (F90.0) и "Гиперкинетическое расстройство поведения" (F90.1) (The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders World Health Organization, Geneva, 1992). В связи с несоблюдением четких критериев классификаций в постановке диагноза частота синдрома варьирует в достаточно широких пределах от 2 до 20% среди детей школьного возраста, причем мальчики страдают примерно в 2 раза чаще (PEDIATRICS Vol. 105 No. 5 May 2000, pp. 1158-1170 AMERICAN ACADEMY OF PEDIATRICS:Clinical Practice Guideline: Diagnosis and Evaluation of the Child With Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Committee on Quality Improvement, Subcommittee on Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder ). Этиология и патогенез заболевания расстройства пока недостаточно изучены. Предполагается генетическая природа синдрома, доказано значение социальных, пре- и перинатальных факторов риска. У больных выявляются мутации генов, ответственных за регуляцию дофаминового обмена (гены D4, D2 рецепторов, гена трансмиттера дофамина) [1]. Основу патогенеза предположительно составляют: нарушения анатомии головного мозга [2], нарушения активирующей системы ретикулярной формации (недостаток в ней норадреналина), дисфункции базальных ганглиев, нарушение обмена дофамина и серотонина, нарушение функции лобных долей головного мозга (в основном префронтальной коры), дисфункция мозжечка [3].Работы последних лет показали, что ЭЭГ здоровых детей отличается от ЭЭГ детей с дефицитом внимания. У детей с синдромом дефицита внимания в качестве признаков функциональной незрелости фронто-таламических структур (ФТС) отмечается наличие на ЭЭГ групп регулярных билатерально-синхронных колебаний с частотой 4-6 Гц в лобных и центральных отведениях. Также отмечаются энцефалографические признаки дефицита неспецифической активации со стороны ретикулярной формации в виде гиперсинхронии ритмической электрической активности затылочных и теменных. У детей с СДВГ повышена мощность медленно-волновой активности в диапазоне тета-волн, преимущественно в лобных областях и/или уменьшена мощность волн в диапазоне 12-21 Гц [4].В основу проводимого исследования легли две немедикаментозных методики лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности: аудиовизуальная стимуляция и биологическая связь по интегральной ЭМГ паравертебральных мышц. Первая основана на программируемой стимуляции головного мозга (больших полушарий) посредством передачи частотных импульсов по афферентным каналам через рецепторы зрительного и слухового анализаторов с использованием аппарата ТММ МИРАЖ [5, 6]. Программа стимуляции разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, учитывая результаты диагностических мероприятий: корректурной пробы Тулуз-Пьерона (особенности скорости обработки материала, устойчивость внимания, характер и количество ошибок); результаты ЭЭГ (подбор частоты стимуляции с учетом доминирующего ритма); результаты методики вызванных потенциалов Р-300 (особенности проведения по центральным структурам, уровень задержки проведения). Также учитывались особенности клинических проявлений по опроснику SNAP-4 (уровень гиперактивности, импульсивности, невнимательности). Элемент аудио-стимуляции в изолированном виде применяется как фоновый раздражитель в ходе учебной и другой деятельности ребенка. В результате достигается многокомпонентный эффект, заключающийся в улучшении мозгового кровообращения, нормализации волновой активности ГМ, снижении уровней гиперактивности и импульсивности ребенка, увеличении концентрации внимания и др. В международной практике лечения СДВГ широко применяется метод мозжечковой стимуляции, основанный на упражнениях развивающих координацию, чувства равновесия [7, 8, 9]. Нами использован метод, в основе которого лежит использование биологической обратной связи по ЭМГ. Эффективность метода обусловлена пластичностью ЦНС (в основном мозжечка и коры больших полушарий). Лечение основано на адекватном регулируемом информировании пациента о текущих показателях функции двигательной системы. В результате происходит образование новых сенсомоторных энграмм как за счет формирования новых связей в структурах ЦНС, так и за счет активизации неиспользованных ранее связей. Таким образом, достигается не только выработка нового двигательного поведения, но и улучшаются психофизиологические показатели высшей нервной деятельности. В обследовании участвовало 39 пациентов, средний возраст 8±2 года, среди них 25 мальчиков и 14 девочек. Контрольная группа составила 6 человек. У всех пациентов диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности подтвержден на основании МКБ-10 и DSM-4. Контроль эффективности лечения проводился по опроснику для родителей SNAP-4, тесту Тулуз-Пьерона, гештальт-тесту «Бендер». Медикаментозной терапии пациенты не получали. В контрольной группе в качестве визуальной стимуляции использовали подсветку, а аудиальной – музыкальный фон. В качестве имитации процедур БОС использовали процедуры напряжения-расслабления паравертебральных мышц, принудительно следующих за заданным движением объекта по жесткой программе. Курс состоял в среднем из 15 процедур. Длительность процедуры АВС составляла в 15-25 минут, процедуры БОС - 15-20 минут. Результаты применения аудио-визуальной стимуляции и процедур БОС при СДВГ приведены в табл. 1-3. Таблица 1 Результаты по опроснику для родителей SNAP-4
* - p<0,05 Как видно из результатов опросника SNAP-4 у детей с СДВГ отмечается достоверное повышение показателя внимания и, в меньшей мере гиперактивности и импульсивности. Таблица 2 Результаты корректурной пробы Тулуз-Пьерона
* - p<0,05 Результаты пробы свидетельствуют о том, что у обследуемых детей с СДВГ достоверно повышается скорость выполнения задания и коэффициент правильности выполнения задания, что свидетельствует об улучшении показателей концентрации и устойчивости внимания. Это, в целом, совпадает с результатами, полученными от опросника SNAP-4. Таблица 3 Результаты гештальт-теста «Бендер»
* - p<0,05 Из результатов теста следует, что наблюдалось достоверное улучшение зрительно-моторной координации. Анализ результатов динамики ЭЭГ показал наличие положительной динамики в виде уменьшения мощности низкочастотных колебаний (на 15-22%) при одновременном улучшении мощности бета-ритма (на 13-17%) у 76% обследованных пациентов опытной группы. У 82 % отмечалось увеличение мощности альфа-ритма в затылочных отведениях, что коррелировало с улучшением показателя внимания и согласуется с данными [10]. Сравнение результатов в основной и контрольной группах свидетельствует о высокой эффективности процедур АВС и БОС при СДВГ. Катамнестические исследования показали, что положительные изменения после курса процедур АВС и БОС сохранялись на протяжении 4 месяцев в 73% случаев, на протяжении 12 месяцев - в 55%, что позволяет рекомендовать проведение курсов 1-2 раза в год. Таким образом, применение аудио-визуальной стимуляции в сочетании с процедурами биологически обратной связи по ЭМГ является эффективным методом немедикаментозной коррекции СДВГ. ЛИТЕРАТУРА
|
Рубрика «Профессиональное признание направлений и методов (модальностей)... Московский институт психоанализа, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования; Клинический центр мип; Центр развития... |
Фалеев Алексей Валентинович Магия Стройности. Часто говорят, что для того, чтобы похудеть, нужно меньше есть и больше двигаться. Но не многие замечают, что и то и другое это вопросы... |
||
Вестник Смоленской Государственной Медицинской Академии спецвыпуск... Резюме. В работе рассмотрены методы диагностики и лечения резидуального холедохолитиаза, используемые в хирургических отделениях... |
Ежедневный Вестник Новостей = №02 ежедневный вестник новостей №02 Шавкат Мирзиёев: Люди на местах должны ощутить происходящие в каждой сфере перемены 2 |
||
Руководство по эксплуатации сви-100. 00. 00. 00РЭ Сви-100 (в дальнейшем по тексту – сви-100) предназначена для использования в составе стационарного испытательного стенда для испытания... |
Как избежать алкогольного срыва издательство Института Психотерапии Как избежать алкогольного срыва. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. — 112 с |
||
Ия супружеских пар linda Berg-Cross couples therapy the Havorth Clinical... Б 48 Терапия супружеских пар / Перев с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянце-вой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 528 с |
Руководство по эксплуатации 4383008500 СБ4/С-50. Ev51A, сб4/С-100. Ev51A, сб4/С-50. Ev65, сб4/С-100. Ev65, сб4/С-50. Ev65A, сб4/С-100. Ev65A, сб4/С-100. Ev65В, сб4/С-100.... |
||
Согласовано Режимы работы Основной, задержанный (100 нс…10 с), zoom окна, самописец (100 мс/дел – 100 с/дел), x-y |
Киясовский район «Киясовский район» издается в соответствии с решением Киясовского районного Совета депутатов от 23. 04. 2007 №67 «Об учреждении средства... |
||
Правила оформления статей для публикации в журнале «Вестник физиотерапии и курортологии» Журнал «Вестник физиотерапии и курортологии» публикует статьи по проблемам физиотерапии, курортологии, восстановительной медицины... |
Муниципальное образование «тараса» вестник мо «тараса» №11 (17) 15 октября 2013 г с. Тараса дума В соответствии с Федеральными законами от 02. 03. 2007 №25-фз "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)... |
||
Руководство по эксплуатации является документом, содержащим техническое... СБ4/С-50. Lв30, сб4/С-100. Lв30, сб4/С-100. Lв30В, сб4/С-50. Lв30А, сб4/С-100. Lв30А, сб4/С-100. Lв30ав (воздушных, поршневого типа),... |
Инструкция по приготовлению 100 мл раствора «азопирам» Оба порошка (№1 и №2) полностью высыпать в мерную посуду объемом 100 мл и более (например, в детскую молочную бутылочку или склянку... |
||
Вестник архивной службы курской области Вестник архивной службы Курской области. Информационно-методический бюллетень для архивных учреждений Курской области / под ред.... |
Извещение о проведении открытого конкурса на поставку музыкальных... «Город Чита», находящееся по адресу: г. Чита, почтовый индекс 672000, ул. Ленина, д. 100, контактный телефон 32-34-03, 35-37-51 объявляет... |
Поиск |