Скачать 0.84 Mb.
|
Пояснительная записка к программе объединения «Экология Ставропольского края» За последние десятилетия в нашей стране произошли глубокие изменения как в политической и экономической жизни, так и в духовной сфере. Приходится признать, что мы живем в обществе потребителей. Поэтому в настоящее время наиболее важная задача образования – формирование духовно-богатой личности ребенка. И одной из сторон этого богатства должно стать экологически грамотное поведение. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля. Перед реальной угрозой экологического кризиса мир осознал: так больше жить нельзя. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Мы подошли к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства, учить жить в согласии с природой, её законами и принципами. В современных условиях экологическая подготовка детей и подростков становится важной мерой воспитания рачительных хозяев Земли и её ресурсов, а ответственное отношение к природе – одной из определенных черт личности. Актуальность программы заключается в том, что в процессе реализации данного курса формируется экологическая культура личности ребенка за счет включения в содержание программы личностно-значимых экологических знаний и умений, а также в результате непосредственного вовлечения подростков в реальную практическую деятельность по оптимизации окружающей среды и решению экологических проблем своего города и края. Новизна программы «Экология Ставропольского края» в том, что она впервые внедряется в практику обучения в двух уровнях: в виде спецкурса в общеобразовательной школе и в дополнительном образовании на занятиях объединения. Такая система обучения имеет экспериментальный характер и предполагает существенное повышение уровня экологического образования и воспитания в сравнении со стандартами общеобразовательной школы. Направленность программы - естественнонаучная. Цель программы – формирование у учащихся углубленных экологических знаний о природе и культуре Ставропольского края на основе вовлечения детей и подростков в различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, научно-исследовательскую). Для достижения цели были определены следующие задачи программы. Задачи программы: Сформировать понятия «экология», «экологические факторы», «лимитирующие факторы»; «экосистема», «биоценоз», «биогеоценоз», «пищевая цепь», «продуценты», «консументы», «редуценты»; знания о природно-климатических условиях Ставропольского края и особо охраняемого региона КМВ; знания об истории и достопримечательностях городов-курортов КМВ и Георгиевска; основные экологические понятия: «экосистема», «биоценоз», «биогеоценоз», «продуценты», «консументы», «редуценты», «биомасса», «трофические связи», «пищевая цепь»; знания о законах функционирования экосистем; знания основных методик исследования экологического состояния атмосферного воздуха, водных объектов и почвенного покрова; умения проводить простейшие исследования уровня загрязненности атмосферного воздуха и экологических показателей водоемов ближайшего природного окружения различными методами; умения анализировать результаты исследований и правильно их оформлять; умения построить правильную последовательность организмов в цепи питания; умения дать характеристику основным средам обитания живых организмов. умения проводить фенологические наблюдения и оформлять результаты в дневниках наблюдений; умения составить рассказ об основных достопримечательностях Ставропольского края и городов особо охраняемого курортного региона КМВ; умения проводить исследования органолептических и основных химических показателей питьевой воды. системное, логическое мышление учащихся при выполнении упражнений и решении экологических задач; умения устанавливать причинно-следственные связи между воздействием человека на окружающую среду и последствиями этого воздействия; Воспитать: бережное отношение к природе, потребность в природоохранной деятельности как составляющую экологической культуры личности; стремление к распространению экологических знаний и личному участию в акциях по защите окружающей среды. Развить: символико-графические умения учащихся при работе с таблицами, графиками, иллюстрациями; умения работать с информацией, выделять главное, анализировать информацию и делать правильные выводы на основании анализа; коммуникативные умения учащихся при общении со сверстниками и педагогом; навыки рефлексии, самооценки собственной деятельности. Программа «Экология Ставропольского края» является авторской, в 2002 году она стала лауреатом IV краевого конкурса авторских программ дополнительного образования детей в 2002 году (приказ от 19. 04. 02. № 188). Данная программа корректировалась, в связи с требованием времени, накоплением опыта работы педагога и с учетом интересов детей и подростков; последние дополнения и изменения содержания программы были внесены в 2013 году. Отличительная особенность данной программы состоит в раскрытии возможностей индивидуального погружения учащихся в экологическую научно-исследовательскую деятельность, которая становится их любимым занятием, а в дальнейшем и образом жизни. Программа «Экология Ставропольского края» является ярким примером интеграции общего и дополнительного образования. Она региональная, имеет научно-исследовательскую ориентацию, включает в себя знания по экологии Ставропольского края, охране окружающей среды, основы краеведения, теоретические и практические занятия, организацию и проведение творческих мероприятий. Программой предусмотрено ознакомление ребят с соответствующими статьями Конституции Российской Федерации и законами об охране природы, выявление зависимости здоровья от качества окружающей среды, изучение мероприятий по рациональному использованию природных богатств. В региональный компонент входит изучение не только особенностей природы, населения, хозяйства региона, а также знания из истории, литературы, географии, этнографии и других наук о данном крае. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является комплексной. В её структуру включены взаимодополняющие модули, характеризующие разные виды деятельности – теоретические, исследовательские и природоохранные. Организация 4-х летнего цикла образовательного процесса по модулям и ступенчато (по годам) дает возможность наращивания творческого потенциала воспитанников на каждой ступени образовательного цикла по каждому модулю. По целевому обеспечению предлагаемая программа научно-исследовательской направленности, позволяет выявить и в последующем развить способности ребят к научной деятельности, сформировать навыки исследовательской работы и умения претворять свою идею в экологический проект. Программа направлена на раскрытие творческих способностей обучающихся, выявлению одаренных детей в области биологии и экологии, воспитанию активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе. На базе изучаемого учебного материала по экологии Ставропольского края учащимся предлагается выбор исследовательских работ по интересующим их экологическим проблемам края. Темы экологических исследований подбираются исходя из реалий жизни. В процессе деятельности ребята сами формулируют изучаемую экологическую проблему, выдвигают и обосновывают причины её возникновения, проводят эксперимент, делают выводы и предложения. Научно-исследовательская деятельность помогает воспитанникам решать задачи развивающего обучения, повышает престиж знаний, общую культуру, позволяет сделать профессиональный выбор в области экологии, биологии, медицины, учит деловитости, умению преодолевать трудности, воспитывает уверенность в своих силах. Современный учащийся как творческая социально-активная личность нового типа может сформироваться в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью. Материал программы способствует развитию наблюдательности и интереса к самостоятельным исследованиям, воспитывает стремление непрерывно совершенствовать свои знания, пополнять их и применять на практике. Изучение природных условий и ресурсов своей местности дает возможность детям и подросткам понять дидактическую связь между природной средой и человеком, что является важным фактором нравственного воспитания. Таким образом, в программе сочетаются элементы традиционности и новизны. Режим занятий Нормативный срок освоения программы – 4 года. Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа и составлена с учетом возрастных особенностей детей: 1 год обучения - 5- 6 класс - 11-12 лет 2 год обучения - 6- 7 класс - 12-13 лет 3 год обучения - 7- 8 класс - 13-14 лет 4 год обучении - 9-10 класс - 15-16 лет Структура программы В программу включены четыре взаимодополняющих темы: «Мой край частица Родины моей», «Проблемы экологии Ставропольского края», «Особо охраняемые территории края» и «Наше здоровье – национальное богатство». Первый год обучения реализуется по теме «Мой край – частица Родины моей», который знакомит детей и подростков с историей Ставропольского края и родного города, богатством и разнообразием природы, экологическими особенностями региона Кавказских Минеральных Вод. Ребята проводят первые исследования через общение и взаимодействие с окружающим их миром природы. Во второй год обучения по теме «Проблемы экологии Ставропольского края» у учащихся формируются основные представления о взаимосвязи человека и окружающей его природной средой, рассматривается антропогенное влияние на атмосферу, воду, почву, растительный и животный мир края, осваиваются навыки исследовательской работы. Программа третьего года обучения: «Особо охраняемые территории края» помогает больше узнать о биологическом разнообразии, памятниках природы, заказниках и заповедниках края. Ребята учатся проводить теоретические и практические исследования, работать с информационным материалом, применять полученные знания на практике, участвуют в проведении природоохранных мероприятий. На четвертой ступени обучения «Наше здоровье – национальное богатство» у старшеклассников происходит становление экологической культуры потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды, понимания опасности природной жизнеспособности. Природоохранная, познавательная, научно – исследовательская деятельность возрастает от первой к четвертой ступени (от простого к сложному). На каждой ступени обучения есть природоохранный модуль. Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды. Формы занятий: занятия в аудитории: беседы, лекции, диспуты, конференции; экскурсии: в музеи, особо охраняемые природные территории Ставропольского края, в ближайшее природное окружение с исследовательской и познавательной целью; экспедиции на водные объекты, промышленные предприятия, в заказники с целью сбора данных для исследовательских работ; встречи с биологами, экологами, химиками, специалистами в области охраны окружающей среды; работа в лаборатории – обработка собранного материала, проведение физико-химических исследований; подготовка исследовательских работ, презентаций, сканирование, составление таблиц, диаграмм, графиков, схем; участие в экологических акциях, десантах, операциях. Основные методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, информационно-рецептивный, эвристический. Метод контроля и управления образовательным процессом – тестирование, анкетирование, подведение итогов конкурсов, защита исследовательских проектов, коллективное обсуждение, творческий отчет. В обучении используются групповая и индивидуальная формы организации работы с обучающимися. При работе над исследовательским проектом, составлении рефератов, докладов юные экологи получают задания, составленные с учетом их индивидуальности, которые предусмотрены в программе. В программе заложены следующие принципы: Общение педагога дополнительного образования с учащимися основано на демократизме, взаимопонимании. Тесный контакт педагога с родителями – основа положительного педагогического результата. Родители являются помощниками в работе объединения. Они участвуют в походах, экскурсиях, экспедициях, конференциях. Своим личным примером воспитывают у детей любовь и бережное отношение к природе. Совместная работа педагога дополнительного образования, школьных учителей и юных экологов имеет большое значение для усиления мотивации к охране окружающей среды и научно-исследовательской работе. В ходе выполнения программы педагог стремится развивать у учащихся понимание уникальной ценности природной среды края, формировать экологическую ответственность, которая тесно связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде. Прогнозируемые результаты и способы их проверки В результате обучения по данной программе должно быть достигнуто достаточно полное знакомство учеников с природными богатствами, историей, культурой и традициями Ставропольского края, факторами, влияющими на здоровье человека. Реализация программы предполагает овладение определенными знаниями и умениями. По окончании первого года обучения, учащиеся должны знать: основные понятия экологии; историю Ставропольского края; природные богатства Кавказских Минеральных Вод; современную экологическую ситуацию в Ставропольском крае; правила поведения в природе; правила по технике безопасности. Учащиеся должны уметь: применять свои знания для решения экологических задач; составлять карту-схему изучаемой территории; провести «виртуальную» экскурсию по основным достопримечательностям городов КМВ; проводить оценку органолептических и химических показателей питьевой воды; проводить фенологические наблюдения в природе и оформлять дневники наблюдений. По окончании второго года обучения, учащиеся должны знать: состояние воздушного бассейна края; экологию водных ресурсов края, рациональное ее использование и охрану; экологическое состояние земельных ресурсов края; факторы, влияющие на деградацию почв; правила рационального использования земель. Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной, научно-популярной литературой, интернетом; строить графики простейших экологических зависимостей; использовать полученные знания при решении экологических задач; давать характеристику экологической роли организма в экосистеме; уметь составлять правильную последовательность организмов в пищевой цепочке; объяснять причины возникновения тех или иных приспособленностей организма к среде обитания; определять уровень загрязнения воздуха и воды, почвенного покрова биоиндикационными методами; проводить обработку экспериментальных данных и делать выводы по результатам проведенных наблюдений и исследований. По окончании третьего года обучения, учащиеся должны знать: городские экосистемы; основные источники загрязнения городской среды; многообразие растительного и животного мира края; проблемы охраны растительного и животного мира края; основные охраняемые территории края. |
Об утверждении государственной программы ставропольского края "туристско-рекреационный... Ставропольского края" и распоряжением Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2013 г. N 319-рп "Об утверждении перечня... |
Пояснительная записка утверждаю начальник государственного казенного... Филиала ОАО «РусГидро»-«Саяно-Шушенская гэс имени П. С. Непорожнего» Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через... |
||
Регламент предоставления ресурса на сервере единого центра обработки... Ставропольского края органам государственной власти Ставропольского края и государственным учреждениям Ставропольского края (далее... |
Руководство Мамонтова Елена Ставропольского края и государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности в министерстве социальной... |
||
Пояснительная записка. Концепция информационной безопасности Начальник государственного казенного учреждения «протовопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» |
Ставропольского края государственное казенное учреждение ставропольского края Об обработке и обеспечении безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных государственного казенного... |
||
Об утверждении территориальной программы государственных гарантий... Ставропольского края", "О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и "О бюджете Ставропольского... |
Об утверждении территориальной программы государственных гарантий... Ставропольского края", "О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и "О бюджете Ставропольского... |
||
Пояснительная записка аооп пояснительная записка к адаптированной... Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного,... |
«Управление персоналом в Министерстве имущественных отношений Ставропольского края» Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение |
||
Правила землепользования и застройки Муниципальное образование Первомайский... Заказчик: Администрация муниципального образования Первомайского сельсовета Ипатовскогорайона Ставропольского края |
Ставропольского края четвёртого созыва Об утверждении отчета о работе главы муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края... |
||
О результатах контрольного мероприятия Железноводска Ставропольского края, выделенных управлению образования администрации города-курорта Железноводска Ставропольского... |
Приказ от 9 февраля 2015 г. N 131-пр об утверждении административного... Ставропольского края от 01 июня 2011 года n 173/од "Об утверждении перечней государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной... |
||
Протоколом заседания рабочей группы по снижению административных... Ставропольском крае краевой межведомственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Ставропольского края, образованной... |
Технический проект Система обеспечения вызова экстренных оперативных... Начальник государственного казенного учреждения «протовопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» |
Поиск |