Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДАЮ
|
Педагогический совет
|
Директор ОУ_______________ В.В. Вилюга
|
Протокол № _____
|
Приказ № ___________
|
от «___»_____________ 20___г.
|
от «_____»_________________ 20____г.
|
|
|
ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ №____
ПОЛОЖЕНИЕ
о внедрении дистанционных образовательных технологий в
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Новокузнецкий городской округ, 2015
I. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о внедрении дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» (далее по тексту – Положение) разработано на основании:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Федерального закона Российской Федерации от 06.04.2011 №63-ФЗ “Об электронной подписи”,
Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006г. №152-ФЗ “О персональных данных”,
Приказа министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 №137 “Об использовании ДОТ”,
Закона Кемеровской области от 29.09.2010 № 99 «О внесении изменений в приложение к Закону Кемеровской области "Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 22 сентября 2010 года);
Закона Кемеровской области от 28.12.2000 № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области»;
Постановления от 9 июня 2005 г. № 54 «О мерах по реализации Закона Кемеровской области от 14.02.2005 № 25-оз "О социальной поддержке инвалидов";
Приказа Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка «О внедрении ДОТ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» от 19.11.2013 №1283 и приложений 1,2 к приказу «О внедрении ДОТ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» от 19.11.2013 №1283
1.2. В Положении используются следующие основные понятия:
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии учащегося и педагогического работника. Цель применения ДОТ – предоставление образовательным учреждением возможности освоения образовательных программ обучающимися непосредственно по месту жительства или их временного пребывания. Также ДОТ могут быть использованы при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля.
Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие педагогического работника и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
Система дистанционного обучения (СДО) - образовательная система, обеспечивающая условия для получения образования в условиях дистанционного обучения.
Дидактические средства дистанционного образования - учебные материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, при отсутствии непосредственного общения с сетевым преподавателем.
Сетевой преподаватель - педагогический работник, закрепленный приказом директора для координации образовательного процесса с использованием ДОТ, проводящий занятия по предмету и осуществляющий контроль усвоения учебного материала.
Информационные технологии дистанционного образования - технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения.
Цифровые образовательные ресурсы - информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. ЦОР разделены на две группы:
1. Информационные источники, под которыми понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе - тексты, статические и динамические изображения, анимационные модели и т.д.;
2. Информационные инструменты, обеспечивающие работу с информационными источниками.
Электронные образовательные ресурсы - образовательный ресурс, представленный в цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них, а также данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в учебном процессе.
Система средств обучения в ДО - совокупность носителей учебной информации и инструментов деятельности педагогического работника и учащихся.
Тьютор - заместитель директора, который осуществляет организацию, руководство и контроль обучения с применением ДОТ.
Виртуальная аудитория (класс, группа учащихся) - организация группы учащихся в воспитательно - образовательном процессе в условиях дистанционного обучения.
Сетевая технология - способ организации дистанционного обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации в интерактивном режиме.
Инструментальные средства дистанционного обучения (ДО) - программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде дистанционного обучения.
Индивидуальный учебный план (индивидуальный образовательный маршрут) - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей учащегося, находящегося на ДО.
1.3. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» (далее по тексту - школа) вправе самостоятельно решать вопросы разработки и использования ДОТ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и общим порядком реализации образовательных программ, установленным законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации в области образования.
1.4. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий учащихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны школы, а также регулярный систематический контроль и учет знаний учащихся. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с традиционной и другими, предусмотренными законом РФ «Об образовании» формами его получения (за исключением государственной (итоговой) аттестации) учащихся.
1.5. Использование ДОТ призвано решить проблему выполнения образовательных программ в полном объеме.
1.6. Дистанционное образование учащихся проводится как в рамках классно-урочной системы, так и с использованием технологий дистанционного обучения в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, федерального компонента государственного образовательного стандарта и профильного обучения.
1.7. В условиях дистанционного образования с использованием технологий дистанционного обучения учебная деятельность каждого учащегося поддерживается методическим и педагогическим сопровождением со стороны преподавателя и тьютора соответственно.
1.8. Для расширения возможностей получения детьми с ограниченными возможностями здоровья обязательного образования целесообразно наряду с посещением учителем учащихся на дому использовать и ДОТ в процессе обучения учащихся, не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
II. Цели ДОТ.
2.1. Главными целями использования ДОТ являются:
повышение качества образования одаренных учащихся в соответствии с их интересами и способностями;
обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
обучения учащихся, отсутствующих на занятиях по причине участия в спортивных и иных соревнованиях различного уровня; отсутствующих по причине болезни; отсутствующих по причине карантина или температурного режима;
развитие профильного образования в рамках школы на основе использования информационных технологий как комплекса социально-педагогических преобразований;
ликвидация разрыва между образовательными потребностями обучающихся и возможностями образовательного учреждения удовлетворить данные потребности;
ликвидация вакансий педагогических кадров за счет использования ДОТ.
III. Порядок организации дистанционного обучения.
3.1. Обучение с использованием ДОТ осуществляется как по отдельным предметам и курсам, включенным в учебный план образовательной организации, так и по всему комплексу предметов учебного плана. Выбор предметов для изучения с использованием ДОТ осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся по согласованию с образовательной организацией.
3.2. В организационную структуру, обеспечивающую дистанционное образование в образовательном учреждении, входит рабочая группа:
организатор образовательного процесса с использованием ДОТ (тьютор) из числа заместителей директора, который будет осуществлять организацию, руководство и контроль обучения с применением ДОТ;
ответственного за техническое сопровождение ДОТ;
школьные методические объединения, которые реализуют задачи методического и педагогического сопровождения учащихся в процессе дистанционного обучения;
сетевые преподаватели (учителя-предметники) для формирования индивидуального образовательного маршрута учащегося, которые будут находиться в непосредственном очном контакте с учащимися.
3.3. Образовательное учреждение:
назначает ответственного за реализацию ДОТ в образовательном процессе, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья;
назначает организатора образовательного процесса с использованием ДОТ (тьютора);
назначает учителя-предметника для формирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося,
выявляет потребности обучающихся в использовании ДОТ в образовательном процессе;
выявляет проблемы, связанные с удовлетворением образовательных потребностей обучающихся образовательной организации;
принимает на педагогическом советом решение об использовании ДОТ в образовательном процессе для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
реализует повышение квалификации сотрудников образовательного учреждения для реализации ДОТ;
регламентирует использование ДОТ в образовательном процессе расписанием образовательного учреждения.
3.4. Список учащихся, которые будут использовать в образовательном процессе ДОТ, утверждается приказом директора образовательной организации на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего лица
3.5. Основаниями для зачисления на дистанционное обучение являются:
личное заявление родителей (законных представителей) учащегося;
наличие учителей, обученных для работы в качестве дистанционных преподавателей;
наличие технической возможности у образовательной организации и учащегося.
3.6. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме.
3.7. Для реализации образовательных программ используются электронные и цифровые образовательные ресурсы (ЭОР, ЦОР), разрабатываемые педагогическим работником самостоятельно или заимствованные из региональной и всероссийской коллекции ЦОР и ЭОР.
IV. Функциональные обязанности участников образовательного процесса
4.1. Функциональные обязанности ответственного за внедрение ДОТ в образовательном учреждении:
выясняет и анализирует востребованность ДОТ учащимися;
формирует заявку из числа учащихся школы на ДО, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья;
контролирует процесс внедрения ДОТ, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья;
расширяет направления использования ДОТ;
осуществляет мониторинг качества внедрения ДОТ в образовательном учреждении, подводит итоги и систематизирует информацию о состоянии внедрения ДОТ в МБОУ "СОШ №4" по запросу вышестоящих организаций .
4.2. Функциональные обязанности ответственного за техническое сопровождение ДОТ в образовательном учреждении:
контролирует состояние используемой в образовательном процессе техники, сети;
оказывает техническую помощь учителям-преподавателям в использовании ДОТ,
оказывает обучающимся и их родителям (законным представителям) техническую и организационную помощь, в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья.
4.3. Функциональные обязанности тьютора:
организует образовательный процесс обучающихся с использованием ДОТ, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья;
организует необходимые консультации для родителей детей, обучающихся с использованием ДОТ;
оказывает обучающимся организационную помощь, в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья;
формирует расписание занятий с использованием ДОТ и информирует (при необходимости) родителей и детей, обучающихся с использованием ДОТ об изменении расписания и других ситуациях;
оказывает методическую и техническую помощь учителям-преподавателям в использовании ДОТ;
повышает квалификацию учителей-предметников участвующих в ДОТ;
организует формирование базы информационных ресурсов для использования в ДОТ;
размещает на сайте Школы необходимую информацию в рамках использования ДОТ.
4.4. Функциональные обязанности сетевого преподавателя (учитель-предметник):
знакомится с дистанционным ресурсом;
формирует совместно с тьютором индивидуальный образовательный маршрут (индивидуальный учебный план) обучающихся, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья;
создает дидактические средства дистанционного обучения, необходимые для обеспечения образовательного процесса с использованием ДОТ;
осуществляет выполнение образовательной программы;
занимается самообразованиям по ДО;
ведет необходимую документацию.
V. Обязанности сторон:
5.1. Образовательное учреждение:
обеспечивает подготовку персонала для внедрения дистанционной формы обучения;
организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ;
осуществляет контроль по качеству внедрения ДОТ;
обеспечивает соблюдение норм СанПин при работе с компьютером учащихся.
обеспечивает доступ учащихся, педагогических работников к учебно-методическому комплексу, информационным ресурсам, позволяющим обеспечить полное освоение учебного материала с использованием ДОТ;
учитывает результаты обучения учащихся с использованием ДОТ при аттестации по окончании учебного периода (четверти, года).
5.2. Обязанности учащихся с применением ДОТ:
учащийся в сети решает проблемы, связанные с самостоятельным изучением тех или иных разделов учебных программ и учебных блоков;
выполняет все задания, используя материалы, размещенные в сети;
осуществляет коммуникацию со школьниками в сети, принимает участие в сетевых семинарах и конференциях;
по запросу вступает в коммуникацию с тьютором.
5.3. Обязанности родителей (законных представителей):
защищать законные права ребенка;
обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения;
вносить предложения по составлению расписания занятий, по составлению индивидуального учебного плана с учетом способностей и интересов ребенка;
выполнять требования образовательного учреждения;
создают условия ребенку для обучения с использованием ДОТ (в том числе и технические), способствуют освоению знаний ребенком;
информировать учителя-предметника о рекомендациях врача, особенностях режима школьника;
своевременно информировать образовательное учреждение об отмене занятий в случае болезни ребенка и возобновлении занятий;
поддерживать интерес ребенка к образованию и школе;
контролировать своевременное и качественное выполнение домашних заданий;
контролировать использование ребенком компьютерной техники по назначению (только для осуществления образовательного процесса);
своевременно информировать тьютора о неисправностях в работе компьютерной техники, отсутствии Интернета и т.п.
VI. Действие настоящего Положения.
6.1. Данное положение действует до принятия нового положения.
|