Федеральное Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования
Российский университет дружбы народов
(РУДН)
учебно-методический комплекс
НЕЙРОХИРУРГИЯ
направление 31.06.01 «кЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА»
Профиль: 15
Авторы-составители НОЗДРЮХИНА Н.В. СТРУЦЕНКО А.А.
Москва 2015
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
(РУДН)
Кафедра нервных болезней и нейрохирургии
ПРОГРАММА
Наименование дисциплины: Нервные болезни
Рекомендуется для направления подготовки
14.01.18 «Клиническая медицина», профиль 10 «НЕЙРОХИРУРГИЯ»
Квалификация выпускника «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
1. Цели и задачи дисциплины: Целями курса являются подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, формирование и развитие их компетенций в сфере современного содержания методической науки и передового опыта обучения в инновационных общеобразовательных учреждениях любого типа.
2. Место дисциплины в структуре ООП: третья ступень высшего образования, относится к блоку 1. Образовательные дисциплины (модули).
Для изучения дисциплины аспирант должен владеть знаниями по анатомии и физиологии нервной системы, топической диагностики нейрохирургических заболеваний, клинической нейрохирургии, а также другим естественнонаучным дисциплинам в объеме образовательной программы предыдущих ступеней высшего образования; уметь пользоваться учебной, научной литературой и источниками информации в сети Интернет.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Универсальные компетенции. Выпускник должен обладать:
УК-1. способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
УК-2. готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
УК-3. готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном (требуемом для проведения научного исследования) языке.
Общепрофессиональные компетенции. У обучающегося должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции:
ОПК-1.1. владение методологией теоретических и экспериментальных (если имеются) исследований в области нейрохирургии;
ОПК-1.2. владение культурой научного исследования в области в нейрохирургии, по проблемам функциональной нейрохирургии, микронейрохирургии, коморбидных состояний.
ОПК-1.3. способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования;
ОПК-2.1. владение современными исследовательскими методиками по профилю подготовки (нейрохирургия);
ОПК-2.2. владение современными методами статистической и компьютерной обработки данных, применяемыми в соответствующей области по профилю подготовки (нейрохирургия);
ОПК-2.3. способность к подготовке аналитических обзоров, описанию и систематизированному изложению результатов собственного исследования с представлением данных в текстовой, табличной и графической формах по соответствующему профилю (нейрохирургия);
ОПК-2.4. способность к самостоятельной подготовке научных публикаций по соответствующему профилю на уровне, необходимом для их опубликования в изданиях, включённых в российские и (или) международные цитатно-аналитические базы.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Клинические методы исследования нейрохирургических больных, основные симптомы и синдромы поражения нервной системы,
Этиологию, патогенез, клинические проявления, методы и алгоритмы диагностики нейрохирургических заболеваний.
Основные принципы нейрореабилитации, диагностику и патогенез коморбидных (соматоневрологических и нейросоматически расстройств),.
Редкие нейрохирургические заболевания синдромы.
Врачебную тактику при неотложных состояниях в нейрохирургии, оказании амбулаторной и стационарной нейрохирургической помощи.
Интерпретацию показателей лабораторных и параклинических методов исследования.
Основные положения врачебной этики и деонтологии, основные группы лекарственных препаратов, применяемых в нейрохирургии, показания и противопоказания к их применению.
Основные положения медико-биологической статистики и правила планирования научного исследования.
Уметь:
Производить расспрос пациента, его родственников, выявлять жалобы, собирать анамнез жизни и заболевания у больного. Исследовать неврологический статус больного.
Оценить лабораторные и диагностические результаты (спинномозговая жидкость, рентгенография черепа, позвоночника, электроэнцефалография, электронейромиография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, ультразвуковая допплерография, вызванные потенциалы и др.).
Самостоятельно обследовать пациента и установить клинический диагноз, проводить дифференциальный диагноз, назначить и провести лечение нейрохирургических заболеваний.
Излагать полученные при обследовании пациента данные в виде истории болезни или первичной карты, отражать динамику клинических симптомов заболевания, анализировать динамику лабораторных, нейрофизиологических, рентгенологических, нейровизуализационных и др. данных в процессе лечения или последующего наблюдения в первичной медицинской документации.
Прогнозировать исходы нейрохирургического заболевания, разрабатывать меры по предотвращению осложнений и вторичной профилактике заболеваний. Осуществлять научный поиск в различных библиотечных и электронных ресурсах и анализировать актуальную отечественную и зарубежную литературу.
Планировать научное исследование, определять цеди и задачи, актуальность и научную новизну исследования, формулировать выводы и методические рекомендации.
Писать научные работы на уровне, необходимом для их опубликования в изданиях, включенных в российские и (или) международные цитатно-аналитические базы.
Представить авторский научный материал в виде презентации или доклада, аргументированно доказывать правильность результатов исследования и выводов.
Владеть:
Навыками и врачебными манипуляциями по оказанию амбулаторной, стационарной и неотложной нейрохирургической помощи.
Навыками осуществления профессиональной лечебно-диагностической деятельности, дифференциально-диагностического поиска, оказания в полном объеме медицинской помощи, в том числе при ургентных состояниях.
Навыками проведения профилактических и реабилитационных мероприятий по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов.
Навыками формирования системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на принципы доказательной медицины с использованием нейрохирургических знаний и практических навыков в целях совершенствования профессиональной деятельности.
Навыками анализа результатов собственной деятельности с целью предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.
Навыками анализа клинических ситуаций, обоснования необходимости проведения дополнительной диагностики, реабилитации и профилактики.
Навыками работы с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.
Навыками постановки медицинского эксперимента и клинического испытания новых медицинских технологий и техник.
Методами статистической обработки данных и планированием научного исследования.
Навыками изложения результатов собственного исследования с представлением данных в текстовой, табличной и графической формах.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
№
|
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
2
|
1.
|
Аудиторные занятия (всего)
|
60
|
60
|
|
В том числе:
|
|
|
1.1.
|
Лекции
|
40
|
40
|
1.2.
|
Практические занятия
|
20
|
20
|
2.
|
Самостоятельная работа аспирантов (ак.часов)
|
120
|
120
|
2.1.
|
Самостоятельное изучение рекомендованных тем
|
80
|
80
|
2.2.
|
Подготовка тематических докладов, презентаций, клинических примеров
|
20
|
20
|
2.3.
|
Посещение конференций, съездов, неврологических обществ
|
20
|
20
|
3.
|
Общая трудоемкость (ак. часов)
|
180
|
180
|
|
Общая трудоемкость (зачетных единиц)
|
5
|
5
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1.
|
Топическая диагностика заболеваний нервной системы
|
Регуляция произвольных движений. Пирамидный путь, его строение и основные функции.
Центральный и периферический параличи, симптомы и синдромы поражения на различных уровнях.
Методы исследования. Двигательные черепно-мозговые нервы. Анатомия, основные функции, локализация ядер в стволе мозга. Симптомы и синдромы поражения, методы исследования. Чувствительность. Проводящие пути поверхностной и глубокой чувствительности, анатомо-физиологические особенности. Типы и виды чувствительных расстройств, симптомы и синдромы поражения на различных уровнях. Менингеальный синдром. Органы чувств. Анатомия, функции, симптомы и синдромы поражения. Экстрапирамидная система. Анатомия, физиология, особенности нейромедиации. Симптомы и синдромы поражения, гипертоно- гипокинетический, гипотоно–гиперкинетический синдромы, методы исследования. Регуляция координации движений. Системы, регулирующие координацию. Анатомия, основные функции, симптомы и синдромы поражения. Виды атаксий, дифференциальная диагностика различных видов атаксий. Кора головного мозга, локализация функций, анатомо-физиологические данные. Расстройства высших мозговых функций: афазия, алексия, аграфия, апраксия, агнозия, амнезия, методы исследования. Вегетативная нервная система. Анатомо-физиологические данные, основные функции. Симптомы и синдромы поражения. Методы исследования. Периферическая нервная система, анатомо-физиологические данные, основные функции. Симптомы и синдромы поражения, методы исследования.
|
2.
|
Оперативная нейрохирургия
|
Нейрохирургические доступы. Краниальные нейрохирургические доступы. Супратенториальные доступы. Субтенториальные доступы. Вертебральные доступы. Передние вертебральные доступы на шейном, грудном, поясничном отделах. Задние и задне- боковые вертебральные доступы. Техника гемостаза в нейрохирургии. Нейрохирургический инструментарий и оборудование операционной. Микронейрохирургия
|
3.
|
Методы диагностики нейрохирургических заболеваний
|
Ликвородиагностика. Показания, противопоказания, техника выполнения люмбальной пункции. Показания, противопоказания, техника выполнения люмбальной пункции. Нейрофизиологические методы диагностики нейрохирургических заболеваний. Интерпретация результатов. Методы нейровизуализации головного и спинного мозга. Изменения картины при нейрохирургической патологии.
|
4.
|
Травма нервной системы.
|
Черепно-мозговая травма. Закрытая черепно-мозговая травма Сотрясение, ушиб головного мозга, диффузное аксональное повреждение. Биомеханика, клиническая картина, диагностика, лечение. Сдавление головного мозга. Клинические варианты, диагностика, лечение. Виды оперативных вмешательств, технические аспекты. Ургентная нейротравматология. Открытая черепно-мозговая травма. Особенности нейрохирургического и медикаментозного лечения Позвоночно-спинальная травма. Биомеханика повреждения позвоночника и спинного мозга. Классификация позвоночно-спинальной травмы Клиническая картина, диагностика и лечение сотрясения и ушиба спинного мозга при его поражении на разных уровнях. Клиника, диагностика, нейрохирургическое и послеоперационное медикаментозное лечение травматического сдавления спинного мозга. Виды оперативных вмешательств Методы реабилитации спинальных больных. Биомеханика, клиническая картина, диагностика, нейрохирургическое и медикаментозное лечение травматических плексопатий. Биомеханика, клиническая картина, диагностика, нейрохирургическое и медикаментозное лечение травматических нейропатий
|
5.
|
Нейроонкология
|
Опухоли головного мозга. Эпидемиология, патогенез, классификация опухолей головного мозга. Клиническая картина супратенториальных опухолей головного мозга различной гистологической структуры Клиническая картина субтенториальных опухолей головного мозга различной гистологической структуры. Дислокации головного мозга Диагностика и комбинированное лечение опухолей головного мозга. Ургентная нейроонкология.
|
6
|
Гнойные нейроинфекции
|
Абсцессы головного мозга Эпидемиология, этиология, патогенез, классификация абсцессов головного мозга Клиническая картина, диагностика, нейрохирургическое и медикаментозное послеоперационное лечение абсцессов головного мозга различной локализации. Острый эпидуральный спинальный абсцесс. Клиническая картина, диагностика, нейрохирургическое и медикаментозное послеоперационное лечение эпидуральных спинальных абсцессов
|
7
|
Сосудистая патология головного мозга
|
Нейрохирургическое лечение нарушений мозгового кровообращения. Геморрагические инсульты: этиология, патогенез неврологических расстройств, клиническая картина, показания и виды нейрохирургического лечения. Ишемические инсульты: этиология, патогенез неврологических расстройств, клиническая картина, показания и виды нейрохирургического лечения. Аневризмы сосудов головного мозга Клиническая картина, диагностика и нейрохирургическое лечение артериальных аневризм головного мозга. Клиническая картина, диагностика и нейрохирургическое лечение артериовенозных мальформаций головного мозга
|
8
|
Нейрохирургическое лечение дорсопатий
|
Нейрохирургическое лечение дегенеративных заболеваний позвоночника Патогенез, клиническая картина, нейрохирургическое и медикаментозное лечение компрессионных синдромов шейного остеохондроза Патогенез, клиническая картина, нейрохирургическое и медикаментозное лечение компрессионных синдромов грудного и поясничного остеохондроза. Ургентные вопросы нейрохирургической тактики Реабилитация нейрохирургических больных в отдаленном послеоперационном периоде
|
9
|
Нейрохирургическое лечение гидроцефалии и врожденной патологии нервной системы
|
Нейрохирургическое лечение гидроцефалии. Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение окклюзионной гидроцефалии. Виды ликворошунтирующих и эндоскопических операций. Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение открытой гидроцефалии. Виды ликворошунтирующих операций. Профилактика и лечение дисфункции шунтов. Нейрохирургические аспекты лечения врожденной патологии нервной системы. Краниовертебральные аномалии: анатомические варианты, клиника, диагностика, нейрохирургическое и медикаментозное лечение Сирингомиелия: патогенез неврологических расстройств, клиника, диагностика, лечение. Черепно-мозговые и позвоночно-спинальные грыжи: показания к нейрохирургическому лечению и виды операций. Нейрохирургические аспекты лечения краниостеноза
|
10
|
Методы исследования в нейрохирургии
|
ЭЭГ: нейрофизиологические основы метода, показания, противопоказания, паттерн исследования, виды волн, картирование ЭЭГ.
ВП (слуховые, зрительные, соматосенсорные, когнитивные, кожные симпатические) нейрофизиологические основы метода, показания, противопоказания, паттерн исследования, виды волн.
ЭНМГ (стимуляционная, игольчатая) нейрофизиологические основы метода, показания, противопоказания, паттерн исследования, виды волн. Сенсорный и моторный инчинг. Декремент-тест, мигательный рефлекс.
УЗДГ и ДС МАГ- нейрофизиологические основы метода, показания, противопоказания, паттерн исследования, виды кривых, значение индекса Гослинга, скорости кровотока.
КТ - нейрофизиологические основы метода, показания, противопоказания, паттерн исследования.
МРТ - физиологические основы метода, показания, противопоказания, паттерн исследования, виды режимов:Т1,Т2, DWI, Sce и др. Ангиографический режим.
Офтальмоскопия- физиологические основы метода, показания, противопоказания, паттерн исследования, глазное дно, поля зрения.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1.
|
Оперативная нейрохирургия
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
2.
|
Методы исследований в нейрохирургии
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Нейрореабилитация
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Лекции
|
Практические занятия и лабораторные работы
|
СРС
|
Всего
|
ПЗ/С
|
ЛР
|
Из них в ИФ
|
1.
|
Топическая диагностика заболеваний нервной системы
|
4
|
2
|
—
|
—
|
20
|
26
|
2.
|
Оперативная нейрохирургия
|
4
|
2
|
—
|
—
|
20
|
26
|
3
|
Методы диагностики нейрохирургических заболеваний
|
4
|
2
|
-
|
-
|
|
16
|
3.
|
Травма нервной системы.
|
4
|
2
|
—
|
—
|
8
|
16
|
4.
|
Нейроонкология
|
4
|
2
|
—
|
—
|
8
|
16
|
5.
|
Гнойные нейроинфекции
|
4
|
2
|
-
|
-
|
8
|
16
|
6.
|
Сосудистая патология головного мозга
|
4
|
2
|
-
|
-
|
8
|
16
|
7
|
Нейрохирургическое лечение дорсопатий
|
4
|
2
|
-
|
-
|
8
|
16
|
8
|
Нейрохирургическое лечение гидроцефалии и врожденной патологии нервной системы
|
4
|
2
|
-
|
-
|
8
|
16
|
9
|
Нейрохирургическое лечение гидроцефалии и врожденной патологии нервной системы
|
4
|
2
|
-
|
-
|
8
|
16
|
10
|
Методы исследования в нейрохирургии
|
4
|
2
|
-
|
-
|
8
|
16
|
|
ИТОГО:
|
40
|
20
|
—
|
—
|
120
|
180
|
5.4. Практические занятия (семинары)
№ п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Тематика практических занятий (семинаров)
|
Трудо-емкость
(час.)
|
|
1
|
Регуляция произвольных движений. Пирамидный путь. Центральный и периферический параличи. Двигательные черепно-мозговые нервы.
|
1
|
|
1
|
Чувствительность и органы чувств. Проводящие пути поверхностной и глубокой чувствительности. Типы и виды чувствительных расстройств, симптомы и синдромы поражени.
|
1
|
|
1
|
Экстрапирамидная система и мозжечок. Экстрапирамидная регуляция движений и мышечного тонуса.
|
1
|
|
1
|
Высщие корковые функци. Афазии, апраксии, агнозии
|
1
|
|
2
|
Нейрохирургические доступы. Краниальные нейрохирургические доступы. Супратенториальные доступы. Субтенториальные доступы.
|
2
|
|
2
|
Вертебральные доступы. Передние вертебральные доступы на шейном, грудном, поясничном отделах. Задние и задне- боковые вертебральные доступы..
|
2
|
|
2
|
Техника гемостаза в нейрохирургии. Нейрохирургический инструментарий и оборудование операционной. Микронейрохирургия
|
2
|
|
3
|
Ликвородиагностика. Показания, противопоказания, техника выполнения люмбальной пункции. Показания, противопоказания, техника выполнения люмбальной пункции..
|
1
|
|
3
|
Нейрофизиологические методы диагностики нейрохирургических заболеваний. Интерпретация результатов. Методы нейровизуализации головного и спинного мозга. Изменения картины при нейрохирургической патологии
|
1
|
|
4
|
Черепно-мозговая травма. Биомеханика, клиническая картина, диагностика, лечение. Виды оперативных вмешательств, технические аспекты.
|
1
|
|
4
|
Позвоночно-спинальная травма. Биомеханика повреждения позвоночника и спинного мозга. Виды оперативных вмешательств Методы реабилитации спинальных больных.
|
1
|
|
5
|
Опухоли головного мозга. Ургентная нейроонкология.
|
1
|
|
5
|
Гнойные нейроинфекции
|
1
|
|
6
|
Сосудистая патология головного мозга
|
1
|
|
6
|
Нейрохирургическое лечение дорсопатий
|
1
|
|
7
|
Нейрохирургическое лечение гидроцефалии и врожденной патологии нервной системы
|
1
|
|
7
|
Методы исследования в нейрохирургии
|
1
|
6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
По результатам работы в семестре аспирант может получить автоматическую оценку. Если оценка его не удовлетворяет, аспирант может сдать дополнительный контроль и получить итоговую оценку. Аспирант, не получивший автоматической оценки, обязан сдавать дополнительный (итоговый контроль). При пропуске промежуточной аттестации без уважительной причины аспирант допускается к сессии только после ликвидации задолженности. По усмотрению кафедры может быть повышена оценка за активное участие во внеучебной и исследовательской работе со аспирантами.
Балльно-рейтинговая система
Соответствие систем оценок (используемых ранее оценок итоговой академической успеваемости, оценок ECTS и балльно-рейтинговой системы (БРС) оценок текущей успеваемости) (В соответствии с Приказом Ректора №996 от 27.12.2006 г.):
Баллы
БРС
|
Традиционные
оценки в РФ
|
Баллы для перевода оценок
|
Оценки
|
Оценки
ECTS
|
86 - 100
|
5
|
95 - 100
|
5+
|
A
|
86 - 94
|
5
|
B
|
69 - 85
|
4
|
69 - 85
|
4
|
C
|
51 - 68
|
3
|
61 - 68
|
3+
|
D
|
51 - 60
|
3
|
E
|
0 - 50
|
2
|
31 - 50
|
2+
|
FX
|
0 - 30
|
2
|
F
|
Пояснение к таблице оценок:
Описание оценок ECTS
A
|
“Отлично” - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
|
B
|
“Очень хорошо” - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному.
|
C
|
“Хорошо” - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
|
D
|
“Удовлетворительно” - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
|
E
|
“Посредственно” - теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному.
|
FX
|
“Условно неудовлетворительно” - теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.
|
F
|
“Безусловно неудовлетворительно” - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.
|
Положительными оценками, при получении которых курс засчитывается обучаемому в качестве пройденного, являются оценки A, B, C, D и E.
Обучаемый, получивший оценку FX по дисциплине образовательной программы, обязан после консультации с соответствующим преподавателем в установленные учебной частью сроки успешно выполнить требуемый минимальный объем учебных работ, предусмотренных программой обучения, и представить результаты этих работ этому преподавателю. Если качество работ будет признано удовлетворительным, то итоговая оценка FX повышается до E и обучаемый допускается к дальнейшему обучению.
В случае, если качество учебных работ осталось неудовлетворительным, итоговая оценка снижается до F и обучаемый представляется к отчислению. В случае получения оценки F или FX обучаемый представляется к отчислению независимо от того, имеет ли он какие-либо еще задолженности по другим дисциплинам.
7. Примерная тематика рефератов
|