Оглавление


Скачать 3.97 Mb.
Название Оглавление
страница 1/50
Тип Литература
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50




ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ: ИСКУССТВО ОТНОШЕНИЙ

Г.Л. Лэндрет,

М., Международная педагогическая академия, 1994




ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие

От автора

ГЛАВА 1

Обо мне, Гарри Лэндрете ......

Принципы отношений с детьми ....

Литература ..........

ГЛАВА 2

Смысл игры ..........

Функции игры ..........

Символическая игра ......

Дети общаются посредством игры…

Игра в терапевтическом процессе ...

Стадии процесса игровой терапии ...

Игра приспособленных и неприспособленных детей

Литература

ГЛАВА 3

История и развитие игровой терапии ...

Психоанализ и игровая терапия

Игровая терапия отреагирования . . .

Игровая терапия построения отношений .

Недирективная игровая терапия . . .

Игровая терапия в условиях школы ...

Ассоциация игровой терапии .....

Консультация психиатра

Как объяснить родителям сущность игровой терапии ...........

Как подготовить родителей к разлуке

Литература ...........

Направления в игровой терапии ....

Другие возможности использования игровой терапии .. . .........

Литература . . . . . . . .

ГЛАВА 4

Взгляд на ребенка ........

Дети жизнеспособны .......

Некоторые дети похожи на попкорн, а некото­рые— на патоку

Литература . .......

ГЛАВА 5

Игровая терапия, центрированная на ребенке Структура личности . .....

Ключевые концепции ......

Приспособленность и неприспособленность

Терапевтические условия роста

Терапевтическая система отношений игровой терапии

Чему дети научаются в психотерапии

Литература .........




ГЛАВА 6

Специалист по игровой терапии .

Создавать различия . ......

Быть рядом .........

Личностные характеристики . . .

Самопонимание терапевта .

Самопринятие терапевта ......

Роль игрового терапевта ......

Супервизорская практика облегчает самопо­знание . .

Внутренняя борьба начинающего игрового те­рапевта ...........

Игровая терапия — что же это такое? Игровая терапия требует специального обуче­ния ............

Рекомендуемые программы подготовки .

Литература

ГЛАВА 7 .

Игровая комната и игровой материал . . .

Расположение игровой комнаты . . . .

Размер игровой комнаты . . . . . .

Описание игровой комнаты . . . . .

Другие варианты оформления интерьера игро­вой комнаты

Логические основания . для выбора игрушек

и игровых материалов . . . . . .

Установление позитивных отношений с ребен­ком ............

Выражение широкого спектра чувств . .

Исследование опыта реальной жизни . .

Проверка границ реальности ... . .

Развитие позитивного образа Я ....

Развитие самопонимания . . . . . .

Возможность для развития самоконтроля .

Категории игрушек .......

Переносная игровая комната . . . .

Игрушки и материалы, рекомендуемые для игровой комнаты ........

Рекомендуемые игрушки и материалы для игровой терапии . .......

Особые замечания . .. . . . . .

Литература

ГЛАВА 8

Участие родителей в игровой терапии

Исходная информация

Нужно ли проводить психотерапевтическую работу с родителями?

Беседа с родителями ....... 138

Получение разрешения от опекуна . .

Конфиденциальность . . . . . . . 147

ГЛАВА 9

Начало отношений: час ребенка .... 155

Цели отношений . .,..,,, 156 Установление контакта с детьми . . ,157

Первая встреча в приемной ..... 160

Структурирование отношений в игровой ком­нате ............ 163

Взаимодействие с заторможенным и тревож­ным ребенком ......... 168

Терапевтические отношения глазами ребенка 169

Детские приемы постановки вопросов . . 173

Как объяснить наличие зеркала и видеозаписи 179

Ведение записей во время сеанса . . . 180

Впечатления игровых терапевтов от первого приема ........... 181

Базовые размерности отношений . . . 182

Литература .......... 183

ГЛАВА 10

Параметры облегчающих реакций 184

Сензитивное понимание: со-присутствие , 184

Заинтересованное принятие . .... 186

Детали терапевтической реактивности , , 187

Облегчающие реакции . ..... 191

Возвращение ответственности ребенку . . 196

Типичные не-облегчающие реакции . , , 199

ГЛАВА 11

Установление терапевтических ограничений , 210 Основные направления в установлении ограни­чений ,.......,., 210

Когда сообщать об ограничениях . . . 213

Методологическая основа терапевтических ог­раничений .......... 214

Процедуры установления терапевтических ог­раничений .......... 222

Шаги в установлении терапевтических ограни­чений ........... 224

Когда ограничения нарушаются .... 226

Ситуационные ограничения ..... 228

Ощущения начинающих игровых терапевтов, связанные с установлением границ . . . 234

Исследование установления ограничений . 234

Литература ..... . . . . . 236

ГЛАВА 12

Типичные проблемы игровой терапии и что делать, если... .......... 238

Что делать, если ребенок молчит . . . 238

Что делать, если ребенок хочет принести в иг­ровую комнату игрушку или еду .... 240

Что делать, если ребенок несамостоятельный 242

Что делать, если ребенок настойчиво добива­ется похвалы ......... 243

Что делать, если ребенок говорит, что вы раз­говариваете чудно ........ 246

Что делать, если ребенку хочется, чтобы тера­певт поиграл с ним в «Угадайку» . . .

Что делать, если ребенок требует выражений любви . ..........

Что делать, если ребенок хочет обнять тера­певта или забраться к нему на колени

Что делать, если ребенок пытается стащить игрушку

Что делать, если ребенок отказывается ухо­дить из игровой комнаты

Что делать, если терапевт внезапно вынужден отменить прием

ГЛАВА 13

Проблемы игровой терапии .....

Участвовать ли в игре ребенка? . . . .

Принимать ли от ребенка подарки во время игровой терапии? .........

Просить ли ребенка убирать за собой? . .

Сообщать ли ребенку, почему его привели на игровую терапию? ........

Можно ли позволить ребенку привести в игро­вую комнату приятеля? ...... 267

Приглашать ли в игровую комнату родителей, братьев и сестер? . . . . . . '. . 269

Литература .......... 270.

ГЛАВА 14

Дети в игровой терапии ......

Случай 1: Нэнси в игровой терапии

Нэнси: от лысины к кудряшкам

Обстановка в семье ......

Осторожное начало оборачивается бедламом

Быть свободной и принятой . . . .

Нэнси с кудряшками ......

Консультация с родителями ....

Обсуждение результатов .....

Случай 2: Пол — пугливый агрессивный ре­бенок ."..........

Случай 3: Райэн — умирающий ребенок

Игровая терапия . .

Что я узнал о себе . . . . . . .

• Что я узнал о Райэне ......

Райэн живет ........

Отношения .........

Случай 4: Синди — ребенок-манипулятор

Второй сеанс игровой терапии ....

Случай 5: Эми — ребенок, страдающий элек­тивным мутизмом ........

Элективный мутизм и энурез ....

Проявления поведения . . ....

Усилия учителя ........

Игровая терапия . ......

Молчаливое начало . . . Игровая терапия в группе сиблингов В поисках правильного сочетания Эми хочет управлять ситуацией Совсем другая Эми .....

Значение игровой терапии с сиблингами Резюме .........

Литература ........

ГЛАВА 15

Структурирование терапевтического процесса и его завершение

Определение терапевтического продвижения внутри сеансов

Параметры изменений . .....

Значение прекращения терапии ....

Критерии выбора момента прекращения тера­пии ............ 324

Процедура завершения отношений . . . 326 Реакция детей на последнюю сессию . . 328 Литература .......... 330

ГЛАВА 16

Родительская терапия: тренинг детско-родительских отношений с использованием навыков игро­вой терапии (ДРО с родителями) .... Эффективность родителей

Историческое развитие родительской терапии 333

Процесс родительской терапии Отбор родителей . . . .

Размер группы .

Структура и содержание тренинга

Исследования и оценка

Литература ..... . .

ГЛАВА 17

Избранная библиография по игровой терапии

Литература

В этой книге рассказывается о двух вещах, на пер­вый взгляд плохо совместимых друг с другом. Это прак­тическое руководство для занятий игровой терапией с детьми, и, в то же время, неторопливый философский трактат о ребенке, его жизни и душе.

Ребенок стал интересовать взрослое общество как нечто, отличное от него и имеющее самостоятельную ценность, относительно недавно, чуть больше двух ве­ков назад. В средние века ребенок воспринимался как маленький взрослый, вся разница была только в разме­рах. В понятие детства не входило... «осознание специ­фической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого, даже молодого. В средние века такого осознания не было. Поэтому, как только ребенок мог об­ходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он принадлежал к обществу взрослых» (И. Кон, 1988). Французские просветители заинтересо­вались ребенком как таковым, увидев в нем замеча­тельный объект воспитания. В то время торжествовали идеи доминирующего влияния среды на человека и об­щество. XVIII век понял, что качественное отличие ре­бенка состоит в том, что его легче обучать и воспиты­вать: результат достигается быстро и нередко сохраня­ется на всю жизнь.

В XIX веке стали ценить не только обучаемость ре­бенка, но и качественное своеобразие его личности. «Романтизм установил культ ребенка и культ детства. С романтиков начинаются детские дети, их ценят самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрос­лые» (Н. Я. Берковский, 1973). Детство — это золотой век отдельного человека, безвозратно утерянный, но не­забываемый. Детство талантливо и своей духовностью, и своей чистотой, и свежестью восприятия мира, всем тем, что утрачивается по мере взросления.

Наш век усилил значение детства, но снял романти­ческий флер с него. 3. Фрейд и неофрейдисты показали колоссальное значение комфортного, радостного детства для психического здоровья общества. Психические трав­мы, пережитые в детстве, незаметно для человека фор­мируют его взрослую судьбу. Стало ясно, что воспита­ние и обучение – только бледные мазки на ярком по­лотне характера, бессознательных мотивов и потребно­стей, забытых эпизодов раннего детства. История целых народов во многом стала пониматься как следствие ба­зовой структуры характера, который в свою очередь складывался в каждом поколении под влиянием стиля жизни, устойчивых стереотипов отношений в семье. На­пример, возникновение фашизма именно в Германии от­части объясняется бытовавшим стилем семейного взаи­модействия: авторитарный, жестокий отец, унижающий и обижающий мальчика (это был принятый путь воспи­тания настоящего мужчины, согласно социальному ми­фу), и слабая, потакающая мать, не способная защи­тить сына, а лишь беспомощно его обожающая. Такой опыт детства приводил к появлению садистски жестоких и сентиментальных характеров у не самодостаточных, с постоянным ощущением собственной ущемленности, лю­дей, всю свою жизнь подчиняющих цели самоутвержде­ния любой ценой.

Кроме того, ребенок давно перестал восприниматься как агнец Божий, безгрешный и почти святой. Ребенок полон любых возможностей, в нем заложены самые раз­нообразные потенции — от благородных до безобраз­ных. Внешняя среда вызывает к жизни то одни из них, то другие. Невероятно благородный маленький лорд Фаунтлерой в тяжелые времена легко оборачивается жестоким и грубым Повелителем Мух. В огромных адаптивных возможностях ребенка — его счастье и боль­шая опасность для общества. Сегодня мы понимаем, что правильным воспитанием мы не улучшим ни ребенка, ни общество, потому что реальные рычаги не сводятся к прямым сознательным усилиям. Во времена постмодер­на мы чувствуем свое бессилие перед грозным и мощ­ным явлением, маленькую часть которого мы восприни­маем и называем детством.

Детство неотделимо от игры. Чем больше значение детства в культуре, тем важнее игра для общества. В начале века критерий психического здоровья форму­лировался так: «Здоров тот, кто умеет любить и рабо­тать». В конце века нам кажется, что «Здоров тот, кто умеет любить, работать и играть». Игровой элемент при­сутствует во всех популярных явлениях культуры, начиная от высокой моды, демонстрирующей маскарадные костюмы, а не вещи ежедневной носки, и кончая жи­вописью и литературой, которые так далеко ушли от реализма.

Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является игра. Игровая терапия ребенка — нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослый мир снизу вверх, но в детском мире фантазий и образов является повелителем.

Игровая терапия ребенка стала развиваться доста­точно недавно. Одной из первых ее стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время Второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страхов и пережитое не разви­валось в психическую травму.

После Второй мировой войны игровая терапия с детьми стала осваиваться разными психотерапевтиче­скими школами. Наиболее разработаны: детский психо­анализ, игровая психотерапия отреагирования, игровая терапия построения отношений и недирективная игровая терапия. Все эти психотерапевтические школы во мно­гом строят процесс игровой терапии с ребенком одина­ково. Ребенок играет в специальной игровой комнате (в книге приводится подробный список необходимых игру­шек и приспособлений), а психотерапевт присутствует в этой комнате и определенным образом реагирует на действия ребенка. Психотерапевт не вмешивается в иг­ру ребенка, не направляет ее. Ребенок играет свободно в атмосфере благожелательности и безопасности. Психотерапевтическая школа влияет лишь на содержание интерпретаций игры ребенка. Например, мальчик начи­нает стрелять из игрушечного ружья в плюшевого льва. Детский психоаналитик скорее всего подумает, что маль­чик испытывает агрессию к отцу, для него важно «там и тогда»; терапевт, центрирующийся на отношениях, по­думает, что ребенок испытывает агрессию к нему, для него важно «здесь и теперь»; терапевт, представляющий теорию отреагирования, поймет, что ребенку необходи­мо отреагировать агрессию, которую он не смог выра­зить в обыденной жизни; недирективному игровому те­рапевту ясно только то, что ребенок испытывает чувст­во злости именно теперь.

Несмотря на разное понимание значения игры ре­бенка, никакой психотерапевт не станет расспрашивать ребенка про его жизнь за пределами игровой комнаты (за исключением тех случаев, когда можно предпола­гать, что ребенок находятся в криминальной ситуации, например, в ситуации физического или сексуального на­силия), не станет выяснять отношений с ним. Это свя­зано с универсальным положением о том, что свободная игра сама по себе во многом целебна для ребенка. Иг­ровой терапевт создает и поддерживает условия для свободной игры. Это большой труд, требующий серьез­ной профессиональной подготовки.

Книга Г. Лэндрета—подробное руководство по иг­ровой терапии в рамках недирективного клиент-центри-рованного подхода, разработанного К. Роджерсом. Цен­трированный на ребенке игровой терапевт видит свою профессиональную задачу в том, чтобы понимать и отра­жать эмоциональное состояние ребенка в процессе игры.

Когда ребенок встречает истинное понимание и при­нятие своего состояния, он преодолевает свои внутрен­ние конфликты, психологический дискомфорт, невроти­ческие состояния и становится способен к личностному росту и развитию. Это центральное положение клиент-центрированной терапии К. Роджерса, «детским» вари­антом которой является игровая терапия, центрирован­ная на ребенке.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ре­бенка, не учить его каким-то специальным поведенче­ским навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Игровой терапевт — как хороший садовник: он не пытается вырастить из фасоли свеклу, а каждому рас­тению создает оптимальные условия для роста и разви­тия, поливает и освещает, чтобы листья были зелеными, ствол крепким, а плоды крупными. Игровой терапевт полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чув­ствует и понимает любое эмоциональное состояние ре­бенка и отражает их, то есть раскрывает ребенку понят­но и коротко об этих эмоциональных состояниях.

Тому, как понимать эмоциональные состояния ребен­ка, как «возвращать» их ему, в каких случаях как реа­гировать, как не проецировать свои взрослые взгляды и ценности, свою личность и потребности на понимание поведения ребенка, посвящена эта книга.

В ней описывается история развития игровой тера­пии, теория психического развития ребенка, а также теоретические основы игровой терапии, центрированной на ребенке. Приводится подробное описание того, как обустроить игровую комнату, какие игрушки там должны быть, как использовать песочницу, воду, бумагу, краски и пр. Очень полезны для профессионала-педагога, со­циального работника, психолога — подробные протоколы действий ребенка и реакций психотерапевта. Тщательно продуман реестр реакций терапевта в зависимости от состояний и действий малыша. Более того, в книге пред­лагаются упражнения для того, чтобы начинающий иг­ровой терапевт мог совершенствовать свое мастерство. Даются конкретные правила поведения в тех случаях, когда ребенок боится идти в игровую комнату без ро­дителей, когда он проявляет прямую агрессию по отно­шению к терапевту, когда ребенок не хочет уходить в конце сеанса и т. д. Практически нет ни одного вопроса, который был бы оставлен автором без ответа.

Много внимания в книге уделяется личной готовно­сти игрового терапевта для такого рода работы. Это очень важный аспект, т. к. игровой терапевт вовлечен в игру ребенка и его личность во многом является его ин­струментом. Для всех, кто увлечен удивительным миром ребенка, не говоря о тех, кто занимается детством профессио­нально (педагогах, социальных работниках, психоло­гах), книга будет просто необходима.

А. Я. Варга
Самая важная задача, которую мо­жет возложить на нас Бог, — это воз­можность быть родителями. Эта кни­га посвящается Монике, разделившей со мной работу над книгой, Кимбер­ли, Кларе и Крэгу, доставивших мне удовольствие быть отцом. Быть роди­телем гораздо важнее, чем написать книгу.

Создание и завершение этой книги стало возможным благодаря любви и поддержке самых значимых людей в моей жизни: благодаря моей жене и трем моим детям, которые много сделали для того, чтобы оградить мой покой. Моя жена, Моника, делила со мной основную тя­жесть работы над книгой: она печатала ее на машинке и заставляла меня исправлять некоторые разделы, ко­торые казались мне совершенно ясными, но больше ни­кому не были понятны. Особую отцовскую благодар­ность мне хотелось бы высказать трем моим детям: Кимберли — за терпение и понимание, когда она возвра­щалась домой на каникулы и обнаруживала в своей спальне мой компьютер, три стола и кипы книг; Кларе, переживавшей за папу, который пишет новую книгу; Крэгу - за его внимание и за бутерброды, которые он приносил мне поздно вечером.

Неоценимую помощь мне оказала доктор Эмилия Оу, читавшая и редактировавшая рукопись. Особую благо­дарность я хочу выразить доктору Бобби Уилбори, до­бившейся, чтобы я мог закончить книгу, и уладившей возникшие в связи с этим трудности в расписании.

Я хочу выразить благодарность и признательность также издателям журналов за разрешение использовать целиком или частично мои статьи, которые первоначально появлялись в журналах под следующими заголовка­ми: «Кто этот человек, которого называют консультан­том, имеющим игровую комнату?» (The School Counse-bor, 29, 1982, 359—361; перепечатывается с разрешения Американской Ассоциации по консультированию и раз­витию); «Уникальность игрового терапевта в жизни ре­бенка» (Texas Personnel and Guidance Association Journal, 10, 1982, 77—81); «Игровая терапия: использо­вание детской игры для облегчения отношений при кон­сультировании в начальной школе» (Elementary School Guidance and Cou. J., 21, 1987, 253—261; перепечатыва­ется с разрешения Американской Ассоциации по кон­сультированию и развитию).

ОТ АВТОРА


Главная трудность при написании этой книги состоя­ла в том, что, как мне казалось, я не могу рассказать о том, что я знаю, во что я верю, и что я пережил, стал­киваясь с меняющимся миром ребенка. Невозможно рассказать об этом, чувства и переживания нельзя пе­редать с помощью записанных на бумаге слов; тем не менее я должен воспользоваться именно этим способом в своих усилиях проложить путь к взаимодействию взрослых с детьми. Задача изложить свое понимание детей и те истины, которые я постиг сердцем в работе с ними, приводила меня в ужас. Смогу ли я найти кон­такт с читателем? Поймут ли меня? Почувствует ли чи­татель, как я .волнуюсь, когда говорю о детях? Посмот­рит ли он на детей по-другому? Станет ли более понят­ной изменчивость мира ребенка, его характерные осо­бенности? Поможет ли то, что я пишу, изменить отно­шение читателя к ребенку, взаимодействие с ним? Здесь, возможно, читателю станет ясно, с какими опасениями я брался за перо.

Мой опыт игровой терапии позволяет говорить о ней как о динамическом подходе к консультированию детей. Терапевт имеет возможность во всей полноте прикос­нуться к миру ребенка, воспринять деликатные, тонкие послания, транслируемые ребенком, в которых выраже­на вся уникальность детской личности. Процесс игры рассматривается как усилия ребенка обрести контроль над окружающей средой. Проблемы, которые пережива­ет ребенок, не существуют отдельно от его личности. Таким образом, игровая терапия объединяет динамиче­скую внутреннюю структуру личности ребенка с таким же динамическим подходом.

Рост числа специалистов в области психиатрии, ко­торые используют игровую терапию для того, чтобы по­мочь детям, свидетельствует о том, что в обществе воз­растает понимание значения той ступени развития чело­века, которую мы называем детством. Возможно, сейчас наше общество находится на пороге того, чтобы при­знать, что дети — люди, а не игрушки, не безличные предметы, не источник фрустрации, с которым надо сми­риться, пока они не достигнут зрелости, но воистину лю­ди, обладающие неограниченным потенциалом и твор­ческими ресурсами для роста, развития и приспособления. Дети вполне способны сообщить взрослым знания о себе, если взрослые доброжелательны, терпеливы и открыты. Дети — настоящие люди, а не просто придат­ки к окружающим взрослым. Они обладают чувствами и реакциями, независимыми от реакции родителей. Утверждение «нервная мать — нервный ребенок» несостоя­тельно. Можно ли допустить, что если дом взорвется и мать останется спокойной, на ребенка это не повлияет? Нет. Дети — это личности со своими правами и они чув­ствуют и реагируют независимо от близких им взрос­лых.

Эта книга о том важном, что я узнал от детей, о том, что открыли они мне о себе и своем мире. Дети — это нечто гораздо большее, чем то, что я способен был опи­сать в своей книге. Точно так же система отношений и переживаний, называемая игровой терапией, гораздо более сложна, чем ее описание, в этой книге. Процесс взаимодействия с ребенком, который свободен быть са­мим собой, описать невозможно; его можно только про­чувствовать в реальные моменты взаимодействия с ре­бенком. Мне хотелось приоткрыть дверь в детский мир бытия, чувств, познания, оценки и созидания — в мир изумления, волнения, радости, печали и ярких красок жизни.

Я также включил в эту книгу исследование тем и вопросов, на важность которых указали мои студенты — важность для изучения процесса игровой терапии и ди­намики отношений с детьми. Таким образом, среди ос­новных тем, вошедших в книгу, следующие:

— Значение игры в жизни детей и стадии игры в те­рапевтическом процессе с управляемыми и неуправляе­мыми детьми.

— Уникальные аспекты, ключевые концепции и цели философии терапевтических отношений, центрированной на детях.

— Чему научаются дети в процессе игровой терапии.

— Характеристики облегчающих ответов со специ­альными указаниями на то, как помочь детям приобре­сти чувство ответственности за свои поступки.

— Детальное руководство по организации игровой комнаты, и описание рекомендуемых игрушек и мате­риалов.

— Специфические предложения, касающиеся взаи­модействия с родителями и способов разъяснения им принципов игровой терапии.

— Установление контакта с беспокойными или не­доброжелательными детьми и структурирование тера­певтической деятельности в игровой комнате.

— Как дети рассматривают опыт игровой терапии.

— Когда ставить ограничения, шаги и установление терапевтических ограничений и что делать, когда эти ограничения нарушаются.

— Типичные проблемы, встречающиеся в игровой комнате и способы реагирования.

— Обзор основных вопросов игровой терапии, таких как участие в детской игре, принятие подарков и вопрос о том, кто должен убирать игрушки.

— Описание и обсуждение детей в игровой терапии: умирающий ребенок, агрессивный ребенок, манипулятивный ребенок, ребенок с избирательным мутизмом, и ребенок, вырывающий у себя на голове все волосы.

— Указание, как определять эффект в процессе иг­ровой терапии и процедуре завершения.

— Описание программы обучения родителей основ­ным навыкам игровой терапии.

— Исчерпывающая библиография публикаций по иг­ровой терапии.

Часть материалов этой книги — обо мне, о моем опы­те, моих реакциях, моих чувствах. Поэтому я попытался передать мои личные реакции, используя личное место­имение Я. Использование традиционного «автор» прос­то не отражает участия личности, которую мне хотелось бы передать.

ГЛАВА I: ОБО МНЕ, ГАРРИ ЛЭНДРЕТЕ

Мне всегда казалось, что если я знаю автора или что-нибудь об авторе, мне легче понять то, о чем он пытается мне рассказать. Именно поэтому я хочу рас­сказать вам немного о себе. Может быть, это поможет вам лучше понять смысл того, о чем я пишу, даже в том случае, если слова мои не слишком точно будут передавать то, что я хочу сказать. Слова, написанные на бумаге — не очень точный способ рассказать о чем-то важном, а что может быть важнее, чем говорить о де­тях и их мире? Я действительно чувствую собственную; несостоятельность, когда думаю о том, чтобы попытать­ся изложить на бумаге то, что я переживаю рядом с детьми, мои чувства по отношению к детям, веру в де­тей, надежды, связанные с ними, и значение того про­цесса, который мы называем игровой терапией, в жиз­ни ребенка. Наверное, я так ценю возможность разви­вать отношения с детьми в игровой терапии именно по­тому, что там для общения нам не нужны слова.

Ребенком я был костляв и неразвит. Я ходил в сель­скую школу, все восемь классов которой занимались в одной комнате. В этой школе преподавала моя мать. В этой обстановке я научился по-настоящему ценить простые вещи: стремление к победе, любовь к учению, и сочувствие к «побитой собаке» — к человеку, которого не замечают. Благодаря собственному опыту я остро чувствую детей, которых не замечают.

Мне не всегда было так удобно с детьми, как, я ду­маю, многим из вас, читающих этот текст; и я жалею об этом, потому что я не почувствовал, не пережил эмо­ционально мир ребенка. О, умом я знаю — я прочел много книг и прослушал университетский курс по раз­витию ребенка, но я только знал что-то о детях. Я не знал детей сердцем, так, чтобы прикоснуться к ним и их миру. Дети находились рядом со мной, я видел их, но мне просто не приходило в голову общаться с ними. Ребенок был во мне давным-давно вытеснен на задвор­ки, потому что мне хотелось, чтобы меня ценили за то, что я зрелый человек, взрослый. Быть взрослым для меня означало серьезно относиться к жизни, быть от­ветственным человеком. Теперь я знаю, что в некото­ром смысле это была попытка преодолеть чувство не­адекватности из-за того, что в студенчестве и во время работы учителем в школе (мне был тогда 21 год), я выглядел гораздо моложе своих лет, и часто меня при­нимали за учащегося.

Проработав четыре года учителем, получив степень магистра и проработав два года школьным психологом, я впервые заглянул в мир ребенка, когда работал ас­систентом в Детском Центре Университета Нью-Мекси­ко. Там чуткий и внимательный коллега, руководивший моей работой над докторской диссертацией, разглядел во мне качества, о которых я и не подозревал, подтол­кнул меня к работе с детьми, ввел меня в многогран­ный мир игровой терапии, и передо мной постепенно начал открываться и разворачиваться мир ребенка.

Возможно ли правдиво описать открытие, ставшее поворотным пунктом в жизни человека? Если это можно сделать, то, по-видимому, переживание было мелким, не­значительным, потому что чаще всего слова незначи­тельны и мелки. Вот сейчас я сижу за столом, желая рассказать о том истинном удовольствии, которое до­ставляет мне установление контакта с детьми, и о том, как эти контакты придают моей жизни новое измере­ние — и я вынужден признаться, что мне это не по си­лам. Как можно описать интерес ребенка, его волнение, свежесть и новизну, с которой он подходит к жизни, его невероятную гибкость? Я чувствую себя бессильным, мой мозг вдруг начинает скрипеть и хромать. Он поте­рял свою активность. Все каналы открыты, идет поиск. Но не находится слов для того, чтобы описать это пере­живание, хотя само чувство мне хорошо знакомо.

Жизнь нельзя описать; ее можно только чувствовать и дорожить ею. Описание всегда можно оценить. Жизнь оценить нельзя. Жизнь существует. Она развертывает­ся и вся она — в это мгновение, не больше и не меньше. Мы смотрим на человека и не пытаемся судить этого че­ловека или оценивать его, говоря: «В нем слишком много (или: слишком мало) жизни». На самом деле одно из важнейших моих открытий состояло в том, что ма­ленькие дети редко оценивают жизнь своих сверстни­ков (если вообще когда-нибудь делают это). Они вза­имодействуют друг с другом и воспринимают другого, как непосредственную данность. На заре моего профес­сионального становления я испытал очень сильное и глубокое переживание: безусловное принятие со сторо­ны ребенка. Дети не хотели, чтобы я был лучше или хуже. Я чувствовал, что дети принимают меня таким, каков я есть в данный момент. Дети не пытались изме­нить меня или сделать в чем-то иным. Они любили ме­ня таким, каков я есть. Мне не нужно было притво­ряться. Я обнаружил, что я могу просто быть. Какое же фантастическое чувство освобождения я испытал и продолжаю испытывать всякий раз, когда я нахожусь рядом с детьми! Я и сам в отношениях с детьми исхо­дил из того, каковы они в данный момент, принимал их, их личностный мир, и это был взаимно обогащающий опыт совместного бытия и принятия друг друга.

Первые мои взаимодействия с детьми в игровой те­рапии заставили меня глубоко ценить разворачиваю­щийся перед моими глазами опыт проживания жизни ребенком, и, в свою очередь, опыт своей собственной жизни. Они дали мне почувствовать: жизнь не требует изменений, поправок, преодолений, доказательств; надо просто ценить жизнь и жить таким, каким Бог сотворил меня — быть собой! Быть еще больше собой означает быть еще более полно человеком, принимать свои силь­ные и слабые стороны, поскольку во мне действительно есть и сила, и слабость, и мои ошибки — только дока­зательство того, что я и в самом деле способен оши­баться, то есть Я — человек. Это было для меня серь­езным открытием, и все же, когда я оглядываюсь назад, я понимаю, что так сказать нельзя, потому что откры­тие означает некое событие во времени. Как и жизнь, это был процесс, который я проживал, постепенно осо­знавал и медленно учился ценить. То, что я хотел бы сказать детям, великолепно выразил Пецци в книге «Во имя детей»:

«Если бы мы позволили жизни ребенка войти в нас полно и искренне и стать нашим учителем, нам при­шлось бы сказать: «Благодарю тебя, дитя человече­ское... за то, что ты напомнил мне, как радостно и тревожно быть Человеком. Спасибо, что ты дал мне расти вместе с тобой, за то, что я снова могу научиться то­му, о чем позабыл: простоте, силе, полноте, изумлению и любви, и научиться уважать собственную жизнь, по­тому что она уникальна и неповторима. Спасибо, что твои слезы позволили мне узнать о том, как больно рас­ти, и о страданиях мира. Спасибо, что ты показал мне, что любить другого и быть рядом с людьми, большими или маленькими, это самый естественный из даров, рас­цветающий, как цветок, когда мы живем в волшебном мире, называемом жизнью».

По мере того, как я продвигался в отношениях с детьми в игровой терапии, я сделал довольно неожидан­ное открытие, касающееся моей психотерапевтической работы со взрослыми. Консультирование, казалось, на­бирало скорость, и я работал все эффективнее. В рабо­те с некоторыми клиентами, где я топтался на месте и мало продвигался вперед, стало развиваться терапевти­ческое движение; у клиента появилась глубина в разде­лении чувств и самоисследовании. Наблюдая за разви­тием терапевтического процесса, я понял, что его можно объяснить тем, что я стал хуже различать и точнее ре­агировать на скрытые посылки клиента, которые суще­ствовали и раньше. Я связал такое увеличение чувстви­тельности к скрытым проявлениям клиента с возросшей восприимчивостью к скрытым формам общения у детей. Я обнаружил, что по мере того, как становится эффек­тивнее моя работа с детьми в игровой терапии, я более эффективно работаю и со взрослыми.

Я начинал работать на факультете по подготовке психологов-консультантов в Университете Северного Те­хаса в 1966 году и прочел свой первый курс по игровой терапии в 1967 году. В те дни игровая терапия была не слишком популярна в Техасе, но чахлое начало выли­лось в бурный рост. Какое же это было потрясающее приключение! Сейчас каждый год я читаю три цикла лекций, выросших из того вводного курса, с которого я начинал: факультативный курс по теории и практике иг­ровой терапии, курс по игровой терапии в группах, по терапии детско-родительских отношений; руковожу практикой по игровой терапии, анализируя сеансы сту­дентов, и руковожу Центром игровой терапии. Есть од­на особенность в обучении игровой терапии, которая мне по-настоящему нравится: ребенок, существующий во мне, оживает в ролевой игре, которую я часто практи­кую, и это уравновешивает - мое стремление слишком серьезно воспринимать жизнь. Теперь я могу по досто­инству оценить в себе ребенка и тем самым лучше чув­ствую эти качества в детях. Я обнаружил, что когда я общаюсь с ребенком, моя личность значит гораздо боль­ше, чем все, что я умею делать.

Я проработал в игровой терапии с детьми более двад­цати пяти лет, и я до сих пор узнаю что-то новое о се­бе и о детях в сложной простоте их игры и в раскры­вающемся трепещущем свете их внутреннего мира. То, чему я научился и как я притворяю эти знания в свои отношения с детьми, по-видимому, лучше всего сформу­лировано в следующих принципах.

Принципы отношений с детьми.

Я не всезнайка.

Поэтому я и не буду пытаться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили.

Поэтому я буду открыт любящим детям.

Я хочу больше принимать в себе ребенка.

Поэтому я с интересом и благоговением позволю де­тям освещать мой мир.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.

Поэтому я позволю детям учить меня.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в резуль­тате собственных усилий.

Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребен­ка.

Иногда мне нужно убежище.

Поэтому я дам убежище детям.

Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на са­мом деле.

Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я — человечный и склонный ошибаться.

Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.

Я реагирую эмоционально и выразительно на мир соб­ственной реальности.

Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и вой­ти в мир ребенка.

Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы.

Поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.

Я – это я, и тем полнее, чем в большей безопасности я себя чувствую.

Поэтому я буду последователен во взаимодействии с детьми.

Я — единственный, кто может прожить мою жизнь.

Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управ­лять жизнью ребенка.

Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте.

Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя.

Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарова­ния и стрессы ребенка исчезли.

Поэтому я буду стараться смягчать удар.

Я чувствую страх, когда я беззащитен.

Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежно­стью.
ЛИТЕРАТУРА Peccei, A. '(1979). In the name of the children. Forum, May, 10.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Похожие:

Оглавление icon Оглавление оглавление 1
I. «Это сборище беспокойных людей, ужасных по своим преступлениям, отставших от всякого полезного труда» 10
Оглавление icon Оглавление оглавление 44
Федеральные нормы и правила «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные...
Оглавление icon Инструкция по эксплуатации Оглавление
Оглавление
Оглавление icon Оглавление автоматические тормоза подвижного состава железных дорог 1 оглавление 2
Проверка тормозного оборудования при смене бригад без отцепки локомотива от состава. 359
Оглавление icon Краткая инструкция пользователя Екатеринбург, 2012г. Оглавление Оглавление...
Если платежное поручение в статусе Отказано абс. Как можно посмотреть причину отказа? 10
Оглавление icon Поручителе Оглавление Приложение № Информация о Поручителе 172 Оглавление 173
Ii. Основная информация о финансово-экономическом состоянии поручителя 176
Оглавление icon Правила платежной системы «МультиКарта» Москва 2014 Оглавление Оглавление...
Виды, критерии и условия участия, приостановления и прекращения участия в платежной системе 11
Оглавление icon Гу янао «мфц» г. Салехард, янао 2016 Оглавление Оглавление 2 Список терминов и определений 3
Состав и содержание мер по обеспечению безопасности пдн и план работ по защите пдн, обрабатываемых в испдн Учреждения 4
Оглавление icon Руководство Поставщика Москва 2014 Оглавление Оглавление 3
Сэт otc-market позволяет государственным, муниципальным, корпоративным заказчикам и поставщикам, исполнителям, подрядчикам заключать...
Оглавление icon Инструкция пользователя erp оглавление Оглавление 2 Вход в систему,...
Если вы забыли пароль, воспользуйтесь функцией по восстановлению пароля. Необходимо нажать кнопку «Забыли пароль». И действовать...
Оглавление icon Предполагает сначала анализ опубликованных, а затем неопубликованных...
Оглавление включает наименование всех глав, параграфов, пунктов и отражает структурные элементы пар с указанием страниц. Оглавление...
Оглавление icon Руководство пользователя nsuts оглавление 1 Руководство пользователя...
Перейти на страницу регистрации можно либо по ссылке, данной вам организаторами, либо нажав на ссылку registration page на главной...
Оглавление icon Оглавление

Оглавление icon Оглавление

Оглавление icon Оглавление

Оглавление icon 2 оглавление
Оглавление

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск