Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия


Скачать 431.06 Kb.
НазваниеУчебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия
страница1/4
ТипМетодическая разработка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическая разработка
  1   2   3   4


Филиал учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан


по г. Нижнекамску

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ




Тема № 4 «Действия работников

организаций при угрозе террористического акта на территории организации

и в случае его совершения».


г. Нижнекамск


Филиал учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан

по г. Нижнекамску




«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник УМЦ по ГО и ЧС

Республики Татарстан
_____________В.Б. Шкуркин Экз. № 1

«____»____________ 2014 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ



Тема № 4 «Действия работников

организаций при угрозе террористического акта на территории организации

и в случае его совершения».


Время: 2 часа



Обсуждена и одобрена

на методическом совещании

Нижнекамского филиала

УМЦ по ГО и ЧС

от " ___ " ___________ 2014 г.

Протокол № ___
г. Нижнекамск
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Изучить с обучаемыми действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство.

  2. Правила и порядок действий работников организаций при угрозе или совершения террористического акта на территории организации.


МЕСТО ЗАНЯТИЯ: Учебный класс.
ВРЕМЯ: 2 часа.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:


Учебные вопросы

Категории обучаемых

время, мин

Руководители занятий организаций, инструктора УКП

Учителя начальных классов и 5-8 классов

Администрация детских оздорови-тельных лагерей

Проверка готовности обучаемых к занятию

3

3

3

1-й уч.вопрос:

«Виды террористических актов, их общие и отличительные черты, способы осуществления».

25

25

25

2-й уч.вопрос:

«Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера. Действия при захвате в заложники и при освобождении».

30

30

30

3-й уч.вопрос:

«Правила и порядок действий работников организаций при угрозе или совершении террористического акта на территории организации и по месту проживания».

30

30

30

Подведение итогов занятия

2

2

2

Итого:

90

90

90

ЛИТЕРАТУРА


  1. Учебно-методическое пособие “Обучение работников организаций и населения основам гражданской обороны и защиты в ЧС”, МЧС РФ, 2001 г.

  2. «Организация ведения ГО и ЧС» Учебное пособие для преподавателей и слушателей УМЦ, курсов, работников ГОЧС, ОЭ - 2002 год.

  3. Памятки по действиям населения и должностных лиц при угрозе террористического акта - 2002 год.

  4. Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35 от 6.03.2006г.

  5. Постановление Правительства РФ от 06.06.2007г. № 352 «О мерах по реализации ФЗ «О противодействии терроризму».

  6. Уголовный кодекс РФ ст.205-208 от 24.05.1996гг.

  7. Постановление Правительства РФ от 15.09.99г. № 1040 «О противодействии терроризму».

  8. Самойлов В.В., Субханкулов Ф.Х. «Понятие и общая характеристика терроризма как одна из форм политической борьбы». Пособие. Новосибирск, 1994г.

  9. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Под редакцией Г.Н.Кириллова. Институт риска и безопасности. 2002г.

  10. Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях. Под общей редакцией С.Шойгу. МЧС России, Москва 2005г. ДСП.

  11. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими акциями, взрывами, пожарами (методическое пособие). Под ред. М.И.Фалеева – М.: Институт риска и безопасности, 2003г.

  12. Действия населения по предупреждению террористических акций. Библиотечка «Военные знания». Москва – 2001г.


УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Ноутбук.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Мультимедийное приложение по теме.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ХОД ЗАНЯТИЯ
Преподаватель проверяет наличие слушателей и их готовность к занятию. Проводит контрольный опрос по пройденному материалу.

Объявляет тему, учебные цели, учебные вопросы занятия и рекомендованную литературу.
1-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Виды террористических актов, их общие и отличительные черты, способы осуществления.

Виды терроризма можно квалифицировать в частности, по следующим критериям:

во-первых, по политическим и социальным целям, которые лидеры террористических организаций преследуют в политической борьбе. Это, прежде всего физическое устранение политических оппонентов, устрашение гражданского населения, нарушение деятельности правоохранительных органов и вооруженных сил, дестабилизирующее воздействие на органы государственного управления, осложнение межнациональных и межконфессиональных отношений, провоцирование войн и всевозможных диверсий;

во-вторых, по масштабам воздействия. В зависимости от целей террористические акции могут быть организованы как против отдельных личностей или групп граждан, так и против критически важных объектов инфраструктуры, отдельных регионов, государств и всего мирового сообщества;

в-третьих, по признаку используемых средств. Традиционный терроризм основан на использовании огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и других средств нападения и т. д.
По методам воздействия терроризм бывает:

  • с использованием физического насилия;

  • с уничтожением материальных объектов;

  • с применением морально-психологического насилия.

Как правило, при осуществлении террористических акций перечисленные методы используются комплексно, а приоритет тем или иным из них отдается с учетом конкретных условий и специфики региона деятельности террористов, их оснащенности, складывающейся политической обстановки и иных обстоятельств.
По характеру влияния на межгосударственные отношения и в зависимости от гражданской принадлежности субъектов террористической деятельности терроризм подразделяется на:

  • внутренний;

  • международный.

В свою очередь международный и внутренний терроризм также могут быть подвергнуты дополнительной систематизации. Так, во внутреннем терроризме в зависимости от его субъектов можно выделить:

  • государственный терроризм;

  • терроризм проправительственный;

  • терроризм оппозиционный;

  • межпартийный терроризм.


Международный же терроризм может быть:

  • государственным;

  • негосударственным.


Если классифицировать терроризм по целям, то можно выделить:

  • сплачивающий терроризм, акции которого направлены на объединение различных структур экстремистского толка;

  • терроризм демонстрационный, призванный обеспечить «рекламу» той или иной террористической организации и проводимой ею в жизнь идеологии и политике;

  • конфронтальный терроризм, проявляющийся в применении насилия в борьбе между противостоящими политическими блоками, движениями, организациями, а также между государственными структурами и оппозицией:

  • терроризм провокационный, когда субъекты насильственных действий стремятся заставить своего противника перейти к непопулярным среди населения или тактически выгодным для террористов действиям.


По средствам, используемым при осуществлении акций терроризма, терроризм подразделяют на два вида:

  • традиционный;

  • технологический.


Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Террористические акты по способу осуществления подразделяются:

Диверсия - (взрыв, распыление ядовитых веществ и др., транспортных средств, зданий и т.д., на ядерных, химических и прочих опасных объектах с целью нанесения ущерба и вызвать человеческие жертвы);

Похищение - (известных политиков, чиновников с целью привлечь внимание общественности);

Покушение и убийство (осуществляется вооруженными группами, для целенаправленного психологического воздействия на узкую аудиторию);

Ограбление (Осуществляется, как с целью получения необходимых для ведения борьбы средств, так и в целях пропаганды);

Хайджекинг (скайджекинг) – захват транспортного средства: железнодорожного поезда, автомобиля, корабля, (самолета);

Вооруженное нападение.

Успехи в развитии высоких технологий, средств коммуникации, высокие темпы урбанизации и концентрации потенциально опасных производств создают благоприятные условия для крупномасштабных актов технологического терроризма.

Под технологическим терроризмом понимается уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения потенциально опасных объектов (радиационно -, химически -, взрыво -, пожароопасные объекты, магистральные трубопроводы, гидротехнические сооружения) , создающие опасность возникновения чрезвычайной ситуации.

Анализ уровня развития современного вооружения и различных технологий, представляющих интерес для террористов, позволяет классифицировать технологический терроризм по признаку (характеру) использования средств насилия, как:
Ядерный терроризм - предполагает использование в качестве оружия радиоактивных материалов. Это может быть подрыв ядерного взрывного устройства; заражение местности радиоактивными веществами без проведения ядерного взрыва; (диверсия) нападение террористов на ядерный реактор с намерением его разрушить и осуществить радиоактивное заражение местности.

В мире функционируют свыше 1 тысячи ядерных объектов, в которых размещено 438 атомных и 651 исследовательских реакторов, а также 250 производств топливного цикла.

В экономической сфере России функционируют свыше 7 тысяч организаций, использующих радиоактивные источники при ведении технологических процессов, научных исследований, медицинских обследований.

Основной формой противодействия данному виду терроризма является повышение уровня физической защиты данных объектов; создание эффективных и надежных систем контроля за использованием и транспортировкой радиоактивных материалов. В отличие от химических и биологических веществ ядерные материалы имеют четкий радиоактивный след, который можно и нужно обнаруживать на расстоянии. Для этого необходимо оснастить дежурные вертолеты ГИБДД средствами поиска и обнаружения источников ионизирующих излучений. А посты ГИБДД при въезде в город – средствами радиационного контроля.
Биологический терроризм - представляет собой использование биологических средств ведения войны (бактерии, вирусы, риккетсии) против населения с целью уничтожения максимального количества людей. Наиболее распространенными и доступными биологическими агентами для проведения терактов являются возбудители опасных инфекций типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии.

Характерной особенностью террористических акций на биологически опасных объектах является то, что возникшая в результате террористической атаки локальная или местная ЧС может затем трансформироваться в региональную или федеральную.
Химический терроризм - предполагает использование химического оружия в террористических целях с намерением:

  • уничтожить максимальное количество людей (Например, газовая атака, проведенная религиозной сектой «Аум-Синрикё» в токийском метро 20 марта 1995 года). Террористы из секты «Аум Синрикё» практически одновременно, в 8 часов утра, на 5 линиях токийского метро применили отравляющее вещество типа зарин, в результате чего было заражено отравляющим веществом 16 подземных станций метро. Смертельное поражение получили 12 человек и около 4 тысяч человек получили отравления разной степени тяжести.

  • причинить экономический ущерб, осуществляются путем отравления продовольственных продуктов, воды и т. п. (Так, в 1978 г. палестинские террористы заразили ртутью партии апельсинов, поставляемые из Израиля в страны Европы).

Сегодня отравляющие вещества и биологические препараты можно изготовить нелегально в лабораторных условиях.

Так специалистами «Аум-Синрикё» для газовой атаки в Токио и Мацумото было изготовлено около 6 литров зарина. В открытой литературе приведены описания двух типов устройств, использованных террористами секты «Аум-Синрикё».

Первое представляло собой два герметичных пластиковых пакета (один в другом). Каждый из них содержал исходные компоненты для получения отравляющего вещества зарин. Запуск устройства осуществлялся прокалыванием пакетов острым наконечником зонта. Но такое устройство представляло опасность для исполнителя.

Второе напоминало небольшой чемодан (50*30*30 см), содержащий емкости с ОВ и ультразвуковой вибратор для получения аэрозоля. Для распыления токсичного аэрозоля использовался фен для сушки волос. Источником питания служили аккумуляторные батареи. Такой вот «чемоданчик» и обнаружили полицейские у турникетов токийского метро. Если бы террористы создали в помещениях станции облако зарина с концентрациями 0,01-0,02 мг/л, то все находившиеся на станции пассажиры (до 40 тыс. чел.) получили бы смертельное поражение в течение нескольких минут.

Для предотвращения и борьбы с химическим терроризмом необходимо определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых разработать и осуществить дополнительный комплекс мероприятий:

  • заблаговременно создать ресурсы для оперативного реагирования;

  • обеспечить органы управления самой современной базой данных для своевременного обнаружения и определения характера поражения;

  • тщательно спланировать порядок действий по смягчению возможных последствий;

  • наладить эффективное взаимодействие спасательных служб и служб жизнеобеспечения;

  • отработать систему управления АСДНР.



В настоящее время информация играет решающую роль в функционировании структур государственной власти и национальной безопасности и общественных институтов.

Кроме того, неотъемлемой частью инфраструктуры государств становится сеть Интернет, глобальные и локальные вычислительные сети, компьютеры, факсы, электронная почта и т.д.

В США и ведущих западноевропейских странах в последнее время отмечается повышенное внимание ведомств и спецслужб к проблеме «электромагнитного терроризма».

Электромагнитный терроризм - заключается в использовании электронных (электротехнических) устройств для создания электромагнитных излучений и полей высокой напряженности с целью воздействия на уязвимые электронные элементы цивилизационной среды, так называемые критические инфраструктуры, представляющие собой электронную аппаратуру самого разнообразного назначения.

Это:

  • системы управления воздушным движением навигационное оборудование самолетов и аэродромов;

  • приемные устройства космической радионавигационной системы «Навстар»;

  • компьютерные и медицинские центры;

  • важные коммутационные узлы и аппаратура систем спутниковой и сотовой радиосвязи;

  • радиоэлектронные системы обеспечения работы метрополитена;

  • системы энергоснабжения и охранной сигнализации;

  • автоматизированные центры управления транспортом и обеспечения деятельности служб правопорядка и т.д.

Проведенные в Швеции эксперименты показали, что малогабаритные простейшие электромагнитные излучатели с расстояния до 500 м могут внести опасные искажения в работу приборов самолета.

По мнению зарубежных специалистов, «электромагнитный терроризм», который может быть элементом ведения информационной войны со стороны недружественных стран, является новым, весьма опасным видом терроризма.

Действительно, в отличие от ядерного, биологического, химического терроризма, электромагнитное воздействие не оставляет следов, не требует от террористов индивидуальной защиты и маскировки. Акции могут осуществляться одновременно по большому числу целей, дистанционно и с использованием мобильных средств.
Информационная война в киберпространстве отличается от классических войн тем, что может начаться без предварительного объявления и стать полной неожиданностью для любого государства.

Преднамеренная, политически мотивированная атака на информацию, вычислительные системы, или данные не что иное, как кибертерроризм (кибервойна).

В арсенал кибертеррориста входят специальные программно-технические средства, которые используются хакерами (взломщиками компьютерных сетей и систем) для проникновения в информационные сети, такие как:

«виртуальные шпионы» ноуботы – программы, способные самостоятельно размножаться (создавать копии), передавать информацию и перемещаться от компьютера к компьютеру, используя информационную сеть;

«демон» - программное средство, способное собирать и передавать информацию, содержащую коды и ключи доступа к информационным системам;

«ищейка» - специальная программа, которая записывает первые 128 битов информационных данных каждой программы. Как правило на этом месте размещается персональный индетификатор, пароль абонента, адрес сети и узла;

«логическая бомба» - скрытая управляющая программа, которая срабатывает при определенных условиях (по истечении определенного отрезка времени или сигналу), уничтожает или искажает необходимую информацию;

«бомбы электронной почты» - программный вирус, который способен самостоятельно размножаться и самовоспроизводиться, разрушая структуру данных и программ или блокировать работу вычислительной системы;

«троянский конь» - программа, внедрение которой позволяет осуществлять скрытый несанкционированный доступ к информационным массивам:

различные виды атак, позволяющие террористу проникать в атакуемую сеть, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена и т.д.

Изменение информации или блокирование информационных центров, например в атомной энергетике, может привлечь за собой ядерную катастрофу или прекращение подачи электроэнергии в города и на объекты.

Для построения систем информационной безопасности необходимы средства защиты программно - технического уровня, представляющие собой:

  • межсетевые экраны, обеспечивающие ограничение доступа в информационную сеть;

  • средства идентификации, позволяющие отсеивать «чужаков» и однозначно определять источник поступления информации;

  • средства мониторинга сети на всех уровнях, позволяющие выявлять подозрительную активность и осуществлять оперативное реагирование на действия злоумышленников.



Космический терроризм представляется отдаленной перспективой, но увеличивающееся количество спутников на орбите и становящееся реальным создание космических аппаратов странами третьего мира приближает то время, когда он станет также реален, как захват самолета.

Применение космического терроризма подразумевает:

во-первых, уничтожение спутников и других космических аппаратов или создание помех, препятствующих их нормальной работе;

во-вторых, - захват и использование космических аппаратов для обеспечения террористов связью или для использования в боевых террористических операциях.
В последнее время значительно расширились масштабы, так называемого, «психологического терроризма» в форме анонимных угроз в адрес высших должностных лиц, руководителей министерств, ведомств, областей, членов депутатского корпуса, предпринимателей и т.д.

Одним из распространённых в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п. Как правило, телефонные звонки такого рода являются анонимными, то есть злоумышленник не называет своего имени и не сообщает, почему и с какой целью он задумал совершить этот взрыв.

Осенью 2005 г. – поступил ложный вызов о взрывном устройстве в одном из корпусов ЮрГУ. Из 6 корпусов всех эвакуировали, были проведены поисковые работы. Ущерб составил 6 млн. руб. В наказание двум студентам определен срок поселения 4 и 6 месяцев.
Проблема борьбы с терроризмом имеет две стороны. Первая из них связана, собственно с борьбой с самими террористами (что естественно относится к компетенции спецслужб); вторая - с повышением защищенности населения и критически важных объектов инфраструктуры от террористических воздействий.

Решение комплекса вопросов, составляющих суть второй проблемы, входит в компетенцию МЧС России.
  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по гражданской обороне
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им профессора М. А. Бонч-Бруевича

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconГосударственное казенное учреждение дополнительного профессионального...
Государственный комитет республики карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconДолжностная инструкция специалиста управления здравоохранения администрации...
Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность специалиста управления здравоохранения...

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconМетодическое пособие г. Н. Новгород 2006 г
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области”

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconИ безопасности правительства санкт-петербурга
Учебно-методическое пособие предназначено для должностных лиц администраций районов, преподавателей Учебно-методических центров по...

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconИркутская область иркутский район никольское муниципальное образование
О создании учебно-консультационного пункта по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на территории Никольского

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconОрганизационно-методические указания
«Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края» в области гражданской...

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconУчебно-материальной базы Рязанской области для подготовки населения в области
Рязанской области «Управление по делам го и чс г. Рязани» (далее курсы го), организациях, в том числе образовательных, а также в...

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconУчебно материальной базы Рязанской области для подготовки населения в области
Рязанской области «Управление по делам го и чс г. Рязани» (далее курсы го), организациях, в том числе образовательных, а также в...

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconРоссийская федерация иркутская область иркутский район усть-балейское...
О создании учебно-консультационного пункта по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на территории Усть-Балейского

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconИнструкция по заполнению заявки на участие в аукционе и примерные...
Директор бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской...

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconИнструкция по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям для сотрудников
Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детская музыкальная школа Министерства культуры

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconПояснительная записка Архитектурно-планировочное решение
Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (итм го и чс)

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconОсновные задачи и функции отдела по гражданской обороне и чрезвычайным...
Разработка предложений по созданию, функционированию и развитию органов управления, системы гражданской обороны и звена зато сибирский...

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconМетодическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки...
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей...

Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по г. Нижнекамску методическая разработка для проведения группового занятия iconОб организации вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
В целях реализации требований положения об организации обучения населения в области Гражданской обороны и Чрезвычайных ситуаций,...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск