Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края




Скачать 426.08 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации

об организации договорной работы в территориальных органах МВД России Пермского края
1. Общие положения
Порядок организации и осуществления договорно-правовой работы в ГУ МВД России по Пермскому краю, подразделениях и организациях, подчиненных ГУ МВД России по Пермскому краю, и территориальных органах МВД России Пермского края на районном уровне осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), а так же иных нормативных правовых актов, и нормативно закреплен в Инструкции об организации договорно-правовой работы, утвержденной приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 27.03.2012 года № 282 (далее - Инструкция).

Обязательность проведения правовой экспертизы конкурсной документации и документации об аукционе, запросе котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и проектов договоров, государственных контрактов установлена приказом ГУВД по Пермскому краю от 20 января 2009 г. № 24 «Об упорядочении подготовки ненормативных правовых актов» и приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 27 марта 2012 г. № 282 «Об организации договорно-правовой работы».

Заключаемые территориальными органами МВД России Пермского края на районном уровне, подразделениями ГУ МВД государственные контракты, а так же гражданско-правовые договоры должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для заключения, изменения и расторжения договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 94-ФЗ, под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

Согласно статье 10 Федерального закона № 94-ФЗ, размещение заказа может осуществляться следующими способами:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

В соответствии с частью (см. текст в предыдущей редакции)

2 вышеуказанной статьи, во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Положениями статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ, определены случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), под которым понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 указанной статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Данное положение корреспондируется с установленным БК РФ ограничением для бюджетных учреждений на свободу заключения договоров, а именно: размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (ст. 72 БК РФ).

ГК РФ в свою очередь выделил ряд государственных контрактов в качестве предметов регулирования отдельных параграфов главы 30 ГК РФ. Так, порядок заключения государственного контракта установлен параграфом 4 главы 30 ГК РФ, который регламентирует правоотношения, связанные с тремя видами государственных контрактов: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд (ст. ст. 525 - 534 ГК РФ), государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. ст. 763 - 768 ГК РФ) и государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ.

При проверке проекта договора (государственного контракта) необходимо помнить, что его условия, включая цену товаров, работ и услуг, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что нередко такие публичные договоры являются договорами присоединения, т.е. их условия определены в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты органом не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ).

II. Этапы договорной работы

Условно можно выделить несколько этапов договорной работы, которые, в зависимости от конкретных условий, могут быть обязательными или факультативными:

1. Подбор контрагентов

Учитывая, что органы внутренних дел являются органами государственной власти, они ограничены в выборе контрагентов при заключении ими государственных контрактов.

Выбор контрагента осуществляется путем торгов, запроса котировок, а так же путем заключения гражданско-правового договора, если иное не установлено федеральным законом.

Во исполнение требований приказа МВД России от 25.04.2006 г. № 303 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России», для организации процедуры торгов в органе должна быть создана конкурсная комиссия, которая и определяет победителя торгов. Конкурсная комиссия объявляет победителем конкурса участника, заявка которого отвечает требованиям конкурсной документации и является наиболее выгодной для заказчика с учетом качества и цены продукции.

При проведении экспертизы представленных для заключения договоров необходимо запрашивать и проверять Протокол заседания конкурсной комиссии и, помимо прочего, сравнивать указанные в нем данные поставщика (исполнителя) и требования, указанные в конкурсной, аукционной документации.

В соответствии с Инструкцией согласование и экспертиза осуществляются в следующем порядке:

перед размещением заказа - в случае размещения заказа путем проведения торгов (конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме) или путем запроса котировок, с предоставлением полного комплекта документации в отпечатанном виде.

После определения в установленном порядке контрагента по сделке, с предоставлением:

решения об определении контрагента по сделке;

проекта сделки в необходимом количестве экземпляров с приложениями;

копий учредительных документов контрагента для юридических лиц (устав или положение), паспорта для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, свидетельства о присвоении основного государственного регистрационного номера (ОГРН, ОГРНИП), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);

копий документов, подтверждающих полномочия представителя контрагента на подписание договора (решения о назначении руководителя или доверенности);

копий документов, подтверждающих полномочия контрагентов на выполнение предмета договора (лицензий, сертификатов, свидетельств и т.д.).

При необходимости сотрудник (должностное лицо), осуществляющий экспертизу или согласование, может затребовать у инициатора размещения заказа сведения и документы, без представления которых считает невозможным проведение экспертизы или согласования.
2. Согласование проекта договора
Согласование проекта договора — один из основных этапов договорной работы.

В договоре все условия должны быть предельно конкретными. Нельзя оставлять место для двусмысленности, различного понимания условий сторонами. В договоре не может быть мелочей, в нем все важно, и кажущиеся мелочи в будущем могут вылиться в конфликтные ситуации. Некорректный и непродуманный договор неизбежно влечет за собой возникновение проблем, как минимум гражданско-правового характера, поэтому гарантией успешного достижения преследуемых органом внутренних дел как хозяйствующим субъектом целей и задач, а также эффективной защиты его прав и законных интересов, является юридически грамотно составленный договор.

В соответствии с п. 1 ст. 8 и ст. ст. 421, 422 ГК РФ содержание договора должно соответствовать закону и иным правовым актам, к которым, в силу ст. 3 ГК РФ, отнесены указы Президента Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации, изданные на основании и во исполнение ГК РФ.

Применительно к специфике органов внутренних дел обязательным для применения при заключении государственных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров, относятся, в частности, постановления Правительства Российской Федерации, определяющие порядок и размеры авансирования государственным заказчиком работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 1171 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи:

в размере до 100 процентов суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по договорам (государственным контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведении Всероссийской олимпиады школьников и приобретении авиа - и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и по договорам о проведении лечения граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, заключаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) об оказании транспортных услуг по перевозке гуманитарных грузов железнодорожным транспортом в ходе проведения гуманитарных операций, заключаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или получателями средств федерального бюджета, находящимися в ведении этого Министерства, с российскими организациями-исполнителями, по договорам (государственным контрактам) в целях реализации соглашений об оказании финансовой помощи на восстановление (строительство, реконструкцию, капитальный ремонт) объектов и приобретение основных средств в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия;

в размере до 60 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 60 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, - по договорам (государственным контрактам) об оказании услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента Российской Федерации, авиационным перевозкам, осуществляемым в целях обеспечения визитов и рабочих поездок указанных лиц, а также по договорам (государственным контрактам), заключенным с организаторами российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в случае, если для организации таких экспозиций предусмотрено частичное финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета;

в размере до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, - по договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации на сумму, превышающую 600 млн. рублей, а также последующее авансирование выполняемых работ в указанном размере после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа.

В соответствии с положениями о правовых подразделениях органов внутренних дел, должностные лица правовых отделов, служб проверяют на соответствие действующему законодательству Российской Федерации, в том числе, нормативным правовым актам МВД России, и международным договорам, участником которых является Российская Федерация, проекты договоров, соглашений, контрактов, нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись (для визирования) руководству органов внутренних дел, а также визируют их (по результатам правовой экспертиз на обратной стороне каждого листа проекта сделки проставляются отметки (штампы) соответственно правового подразделения).

В случае противоречия действующему законодательству Российской Федерации проектов договоров (контрактов) должностные лица органов возвращают их на доработку и готовят по ним необходимые заключения и рекомендации об устранении выявленных нарушений. Без проставления отметки о проведении правовой экспертизы договоры и соглашения начальниками органов на подпись приниматься не должны. При этом, юрисконсульт проверяет проект договора на соответствие действующему законодательству Российской Федерации только после того, как проект прошел согласование и завизирован всеми другими заинтересованными службами и должностными лицами органа. Указанное положение объясняется тем, что специфика заказываемой продукции, технологии производства, оказания услуг должны быть проверены структурным подразделением — разработчиком договора, наличие денежных средств для расчетов с контрагентом по договору, структура цены - соответствующим финансовым подразделением.

Независимо от вида заключаемого договора (контракта), в тексте проекта должны быть отражены следующие элементы:

1) преамбула;

2) предмет и объект договора;

3) общая сумма договора;

4) права и обязанности сторон;

5) сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

6) условия платежей;

7) штрафные санкции и возмещение убытков (ответственность сторон);

8) обстоятельства непреодолимой силы;

9) порядок разрешения споров.

Договор может включать и другие разделы, такие как технические условия; лицензионные условия; условия испытаний, приемки, требования к технической документации, упаковке, маркировке и т.д. Наличие таких факультативных условий особенно характерно для договоров поставки или подряда.

Рассмотрим некоторые элементы договора.
Преамбула
Обычно в преамбуле указывается: название договора с указанием на его вид (например, «Договор поставки»), номер договора, дата и место заключения договора, стороны, заключающие договор.

Остановимся подробнее на ряде обстоятельств, на которые следует обратить внимание при проверке преамбулы.

Наименования юридического лица и органа внутренних дел даются в полном виде (организационно-правовая форма, наименование). При этом необходимо точно указать должность, фамилию, имя, отчество лица, подписывающего договор, а также наименование документа, из которого следуют его полномочия на подписание государственного контракта.

При заключении договора необходимо четко знать, есть ли у лица, подписывающего государственный контракт, право ставить свою подпись на договоре.

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ от имени юридического лица -контрагента договор заключает его орган, действующий в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Иные представители юридического лица заключают договор от имени этого юридического лица на основании доверенности, выданной за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ).

При согласовании договора необходимо проверить полномочия лица, заключающего от имени контрагента договор с органом. Для этого необходимо изучить учредительные и иные документы, представленные контрагентом: устав, учредительный договор, доверенность (обратив внимание на объем полномочий, передаваемых по доверенности, срок действия, дату совершения, подпись, печать).
Объект и предмет договора
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Из абзаца 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ следует, что существенными признаются условия:

а) о предмете договора;

б) которые названы в законе или иных правовых актах как существенные;

в) которые названы в законе или иных правовых актах как необходимые для договоров данного вида;

г) все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Под предметом договора понимаются действия (или бездействие), которые должна совершить обязанная сторона (или соответственно воздержаться от их совершения). Например, предметом договора подряда являются действия подрядчика по выполнению определенной заданием работы и сдаче ее результата заказчику и соответственно действия заказчика по принятию результата работы и его оплате (п. 1 ст. 702 ГК РФ).

Неотъемлемой частью предмета договора является объект договора, который является целью, для достижения которой и заключается договор. В качестве объекта договора ГК РФ называет: «вещь (товар)» (п. 1 ст. 454 ГК РФ), «имущество» (п. 1 ст. 583 ГК РФ), «недвижимое имущество» (п. 1 ст. 549 ГК РФ), «услуга» (п. 1 ст. 779 ГК РФ), «деньги или другие вещи, определенными родовыми признаками» (п. 1 ст. 807 ГК РФ), «результат определенной работы» (п. 1 ст. 702 ГК РФ) и другие.
Ответственность сторон
На этапе согласования договора, также следует проверить, предусмотрена ли в проекте ответственность контрагента за возможные нарушения и определены ли конкретные размеры этой ответственности. Ответственность же органов следует ограничить. В частности, условие об ответственности органов за просрочку платежа следует излагать с так называемой «бюджетной оговоркой»: «за исключением случаев, когда просрочка платежа вызвана несвоевременным (недостаточным) поступлением средств из федерального бюджета». По существу, эта оговорка конкретизирует применительно к органам норму п. 1 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которой лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Кроме того, в соответствии с частями 9, 10, 11 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика), а так же заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. При этом законодатель устанавливает размер неустойки (штрафа, пеней) подлежащей оплате заказчиком, в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика), определена в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Вопрос привлечения поставщика (исполнителя, подрядчика) к ответственности и наложения штрафных санкций при ненадлежащем или несвоевременном исполнении своих обязанностей является актуальным.

До последнего времени данная проблема решалась следующим образом: заказчик при ненадлежащем исполнении государственного контракта полностью уплачивал всю сумму по договору, после чего подавал на исполнителя (поставщика) иск в суд.

Согласно совместным разъяснениям ФАС России и Федерального казначейства, теперь в случаях, когда государственный контракт исполнен несвоевременно или ненадлежащим образом, однако заказчик готов принять его исполнение, в соответствующем акте должны быть указаны допущенные поставщиком нарушения исполнения договора и соответствующие штрафные санкции (если они были прописаны в договоре). В результате заказчик обязан оплатить поставщику исполнение контракта за минусом вышеуказанных штрафных санкций. Например, строительные работы по договору должны были быть закончены 15 марта, а на деле объект был готов только 15 апреля. При этом в документе было прописано, что за каждый день просрочки на поставщика налагается штраф в размере определенного процента от стоимости контракта. В итоге оплата осуществляется за минусом данных штрафных санкций. Если подрядчик не согласен с решением заказчика, то может оспорить его в суде.

В связи с этим ФАС России обращает внимание заказчиков на то, что в настоящее время, пока вышеуказанные нормы не установлены законодательно, соответствующие штрафные санкции следует вносить в проект контракта.

Таким образом, предлагаем включать в проект государственного контракта включать пункт следующего содержания: «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств по Контракту, Заказчик вправе произвести оплату за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), исчисленного по основаниям и порядке, указанным в разделе ответственность сторон Контракта».
Заключение договора
О заключении договора свидетельствует его подписание.

По общему правилу подписание включает в себя собственноручную подпись полномочного представителя контрагента, а также оттиск печати этого юридического лица.

Договор должен быть подписан лицами, совершающими сделку, или иными должным образом уполномоченными лицами. В частности, от имени юридического лица договор подписывается его руководителем, действующим без доверенности. Иные лица могут подписывать от имени юридического лица только при наличии доверенности, выдаваемой за подписью руководителя, заверенной в обязательном порядке печатью юридического лица.

Как правило, подписи уполномоченных на подписание договора лиц скрепляются печатями организаций, от имени которых они действуют. Действующее законодательство не предусматривает наличия в договоре оттисков печатей как обязательное требование к его оформлению. В п. 1 ст. 160 ГК РФ прямо сказано, что скрепление договоров печатями может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исполнение договора
В соответствии со статьей 408 ГК РФ обязательство прекращается только надлежащим исполнением, а также по иным основаниям, предусмотренных главой 26 ГК РФ.

Критериями надлежащего исполнения обязательства являются:

- Надлежащие стороны;

- Надлежащий предмет;

- Надлежащее время исполнения. Обязательство подлежит исполнению в установленный срок. Если срок определен днем или периодом времени, то обязательство подлежит исполнению в соответствующий день или период времени.

- Надлежащее место исполнения обязательства. Ст. 316 ГК РФ устанавливает общие требования, определяющие место исполнения обязательства в зависимости от характера этого обязательства.

- Надлежащий способ исполнения. Для признания обязательства надлежаще исполненным необходимо, чтобы способ исполнения был прямо назван либо в законе, либо в договоре.

- Оформление надлежащего исполнения обязательства. Поскольку исполнение обязательства в конечном итоге влечет прекращение гражданских прав и обязанностей сторон по данному обязательству, к оформлению исполнения обязанностей должника должны предъявляться требования, определяемые по правилам параграфа 1 гл.9 ГК РФ. Так, в соответствии с п.1 ст. 655 ГК РФ передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами. А в силу п.4 ст.753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (в Типовом договоре подряда - акт выполненных работ).

Приведенные критерии в совокупности определяют надлежащий характер исполнения обязательства. Лишь в случае наличия всех критериев обязательство прекращается в силу п.1 ст. 408 ГК РФ.

Если стороны обязательства нарушают хотя бы одно из перечисленных условий его надлежащего исполнения, то обязательство не прекращается, а дополняется новыми обременениями для сторон (штраф, неустойка и т.д.).

Истечение срока действия договора в качестве самостоятельного основания прекращения обязательства таковым не является. На практике часто приходится сталкиваться с заблуждением по поводу того, что по истечении срока действия договора, в частности, поставки, обязательства по нему прекращаются. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.01.1995 № С1-7/ОП-54 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» было отмечено, что, как правило, истечение срока действия договора не прекращает обязательства сторон, если нельзя сделать другой вывод из смысла закона или текста договора.
Изменение и расторжение договора
В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.

П. 1 ст. 450 ГК РФ в качестве основного способа изменения и расторжения договора предусматривает соглашение сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор (п.1 ст. 452 ГК РФ). В случае, если договор подлежит государственной регистрации, должно быть зарегистрировано и соглашение о его изменении или расторжении.

Если стороны не пришли к соглашению о расторжении договора в порядке досудебного урегулирования, расторжение договора производится в судебном порядке.

Для того чтобы договор был расторгнут по причине существенного изменения обстоятельств, суд обязан установить одновременное наличие следующих условий:

- в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

- изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

- исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

- из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Как правило, к причинам существенного изменения обстоятельств относят различные форс-мажорные обстоятельства: стихийные бедствия, военные действия, издание актов государственных органов и т.п.

Случаи одностороннего отказа предусмотрены положениями ГК РФ и иных законодательных актов. Возможность одностороннего отказа в большинстве случаев связана с такими действиями одной стороны договора, в результате которых другая сторона теряет возможность достичь целей, ради которых и был заключен договор.

Наибольшее количество оснований для одностороннего отказа сторон от исполнения договора предусмотрены в ГК РФ применительно к договорам поставки и подряда.

Специфической особенностью договора подряда является наличие у заказчика встречных обязанностей перед подрядчиком, а именно: предоставление технической документации, строительных материалов, самой вещи (продукции), подлежащей обработке (переработке), и т.д. Неисполнение этих обязанностей заказчиком влечет невозможность для подрядчика выполнить свои обязательства по договору надлежащим образом. В целях защиты интересов подрядчика законодатель предусмотрел возможность отказа последнего в этом случае от исполнения договора подряда (ст.719 ГК РФ).

В свою очередь заказчик вправе заявить об одностороннем отказе от исполнения договора в следующих случаях: при нарушении подрядчиком сроков выполнения работ (п.2 ст.715 ГК РФ); при невыполнении подрядчиком требований заказчика об устранении недостатков в работе в разумный срок (п.3 ст.715 ГК РФ).

Кроме того, у заказчика есть право в любое время отказаться от продолжения договора при условии направления подрядчику соответствующего извещения и оплаты произведенных к этому моменту работ (ст.717 ГК РФ).

В договоре комиссии, наоборот, право одностороннего расторжения договора предоставлено только комитенту (при условии уплаты комиссионеру вознаграждения за совершенные им в период действия договора сделки и возмещения его расходов по выполнению данного ему поручения). Данное положение установлено ст. 1003 ГК РФ. В соответствии со ст. 1004 ГК РФ комиссионер вправе отказаться от исполнения данного ему поручения только в случае, если договор заключен без указания срока его действия.

Разрешение возникающих споров (факультативный этап)
Разрешение возникающих споров осуществляется в досудебном (претензионном) и судебном порядке.

Формулируя условия о порядке разрешения споров в тексте договора, стороны определяют порядок и последовательность разрешения споров, возникающих при исполнении, изменении условий, расторжении договора. По общему правилу, споры разрешаются путем переговоров по взаимному согласию сторон. При недостижении согласия любая из сторон хозяйственного договора имеет право передать спор на разрешение в соответствующий суд.

Если в проекте договора предусмотрено, что спор при недостижении сторонами согласия передается на рассмотрение в суд, следует обратить внимание на тот факт, что подсудность, установленная Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, может быть изменена по соглашению сторон. Воспользовавшись приведенной нормой, можно изменить установленную законом территориальную и альтернативную подсудность, указав в договоре, что при не достижении согласия спор передается на рассмотрение в определенный суд. Таким образом, органы гарантируют себе минимальные расходы, связанные с явкой их представителей в суд, что особенно актуально, когда договор заключается с юридическим лицом, находящимся в другом населенном пункте.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconНаставление по газодымозащитной службе государственной противопожарной службы мвд россии
Ганизации и осуществление деятельности газодымозащитной службы в территориальных органах управления, подразделениях Государственной...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconВременная инструкция по делопроизводству в территориальных органах
Утвердить прилагаемую Временную инструкцию по делопроизводству в территориальных органах, соединениях и воинских частях войск гражданской...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconПриказ от 21 марта 2014 г. N 208 об организации работы с обращениями...
Федеральной миграционной службе и ее территориальных органах и в соответствии с пунктом 21 Положения о Федеральной миграционной службе,...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconПриказ мвд россии от 21. 11. 2012 n 1052 "о внесении изменений в...
Перечень нормативных правовых актов умвд россии по Оренбургской области, признанных утратившими силу

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconМетодические рекомендации по организации работы с персональными данными...
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью повышения эффективности организации работы с персональными данными при формировании...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconДепартамент государственной политики в сфере общего образования письмо
Иш-п9-24пр "О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и подготовке родителей" Минобрнауки России совместно с Минтрансом...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconДепартамент государственной политики в сфере общего образования письмо
Иш-п9-24пр "О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и подготовке родителей" Минобрнауки России совместно с Минтрансом...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconМинистерство образования и науки российской федерации департамент...
Иш-п9-24пр "О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и подготовке родителей" Минобрнауки России совместно с Минтрансом...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconО проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание...
Вора на оказание услуг по организации функционирования региональной инфраструктуры электронного правительства пермского края и обеспечение...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconМетодические рекомендации отражают основные положения действующих...
Методические рекомендации предназначены для должностных лиц центрального аппарата мчс россии, региональных центров по делам гражданской...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconГосударственная противопожарная служба
Методические рекомендации предназначены для сотрудников гпн мвд россии. Они могут представлять интерес для инженерно-технических...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconМетодические рекомендации Утверждаю
Методические рекомендации предназначены для сотрудников гпн мвд россии. Они могут представлять интерес для инженерно-технических...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconТерриториальный фонд обязательного медицинского страхования пермского края
«Статотчетность», система электронного документооборота, веб-портал «База данных застрахованных», сервер обновлений Microsoft wsus,...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconО результатах работы органов прокуратуры Пермского края по разрешению...
Нерального прокурора Российской Федерации №45 от 30. 01. 2013 г. «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения...

Методические рекомендации об организации договорной работы в территориальных органах мвд россии Пермского края iconО мерах пожарной безопасности в Арбитражном суде Пермского края
Утверждена приказом Арбитражного суда Пермского края от 27 декабря 2016 г. №93-О


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск