Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые»

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые»


НазваниеУказатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые»
страница1/23
ТипУказатель
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Указатель
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Епископ Александр (Милеант)


ВЕТХИЙ ЗАВЕТ В НОВОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ

Содержание:
ЧАСТЬ 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

Почему нам дорого Священное Писание.

Понятие о священном писании

О боговдохновенности книг библии

Первоначальный вид и язык Писания

История возникновения Библии

Краткие сведения о переводах

В приложении:

Цитаты о пользе чтения слова Божия

Священное Писание по творениям святителя Феофана Затворника

Стихотворение «Звезды» А.С. Хомякова
ЧАСТЬ 2. ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЯ

Обозрение первых пяти книг Библии

Пророк Моисей

Краткие сведения о книгах Бытие

Исход

Левит

Числа и Второзаконие

Основное содержание Библии

В приложении:

Библейское повествование о сотворении мира

ЧАСТЬ 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ.

Краткие сведения об исторических книгах Библии

Значение ветхозаветных пророков в жизни еврейского народа

Книги Иисуса Навина, Судей, Царств, Ездры, Неемии, Есфирь, Иудифь и Книги

Маккавеев

Последние годы до пришествия Спасителя

Хронология библейских событий
ЧАСТЬ 4. УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ.

Предварительные сведения

Книги Иова

Псалтырь

Притчи Соломона

Екклесиаст

Песнь Песней

Премудрости Соломона

Книга Иисуса сына Сирахова

Избранные притчи

В приложении:

Книги мудрых о Божией премудрости (Протопресвитер о. Михаил Помазанский)

ЧАСТЬ 5. ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ

Значения пророчеств

Эпоха пророков

Хронология

Значение пророков

Обличение и утешение

Краткое обозрение пророческих книг в хронологическом порядке:

Книги пророков:

  1. Иоиля

  2. Ионы

  3. Амоса

  4. Осии

  5. Исаии

  6. Михея

  7. Софония

  8. Наума

  9. Аввакума

  10. Иеремии

  11. Авдия

  12. Иезекииля

  13. Даниила

  14. АггеяЗахарии

  15. Малахии

Перечень важнейших предсказаний и тем

Заключительный обзор
ЧАСТЬ 6. ПСАЛТЫРЬ

Общие сведения о книге псалмов

Царь Давид

Пророческая и богослужебная сторона Псалтыри

Переводы Псалтыри

Избранные псалмы по переводу 70-ти толковников

Указатель избранных псалмов
ЧАСТЬ 7. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ О МЕССИИ

Предисловие

Обозрение Мессианских пророчеств

Пророчества в книгах Моисея

Пророчества царя Давида

Пророчества Исаии

Страждущий Мессия

Пророчества Даниила

Последние и «Малые» Пророки

Ожидание пришествия Мессии

Исполнение ветхозаветных пророчеств

Искажённые представления о Мессии

В приложении:

Предсказания о Церкви и новозаветных временах

Две Пасхи

Предстоящее обращение еврейского народа ко Христу

Указатель мессианских пророчеств

а) по содержанию

б) по авторам в хронологическом порядке

ЧАСТЬ 8. СОГЛАСОВАНИЕ МЕССИАНСКИХ ПРОРОЧЕСТВ (ТАБЛИЦА)

Предсказания относительно человеческой природы Миссии

Предсказания об Его Божественной природе

События в Его жизни

Его искупительные страдания и воскресение

О новозаветных событиях

ЧАСТЬ 9. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ В НОВОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ

Введение

По заповеди Спасителя и Апостолов

Степень пользования Ветхим Заветом в Церкви

Понимаешь ли что читаешь?

Почему нужно знать Ветхий Завет?

Под руководством Церкви и без руководства Церкви

Боговдохновенность священных Писаний

Величественность сказания о сотворении мира

Утро человечества, по Библии

Грехопадение

Проблема зла

Библейская история и археология

Ветхозаветная мудрость – о премудрости

Ветхозаветная молитва и песнь

Провозвестники Нового Завета

Неотъемлемое достояние Церкви

ЧАСТЬ 1
Предварительные сведения.
Почему нам дорого Священное Писание

Цель этой и нескольких последующих брошюр о Библии дать православному читателю основные сведения о том, как, кем и когда писались книги Священного Писания, а также изложить вкратце их содержание.

Нам, православным, Священное Писание дорого потому, что оно содержит в себе основы нашей веры. Однако, надо признать, что в то время, как многие инославные христиане усердно изучают Библию, православные люди, за редким исключением, мало ее читают, особенно ее ветхозаветную часть.

Конечно, тысячелетия отделяют нас от времени, когда писались священные книги Библии, поэтому нелегко современному читателю перенестись в обстановку того времени. Однако, при ознакомлении с эпохой, с задачей пророков и с особенностями языка Библии, читатель начинает глубже понимать ее духовное богатство. Ему становится очевидной внутренняя связь между ветхозаветными и новозаветными книгами. Одновременно с этим, читающий Библию начинает видеть в волнующих его и современное общество религиозно-нравственных вопросах не новые, специфические проблемы, скажем, ХХ-го века, но исконные конфликты между добром и злом, между верой и неверием, которые всегда были присущи человеческому обществу.

Исторические страницы Библии еще дороги нам потому, что они не только правдиво излагают события прошлого, но ставят их в верную религиозную перспективу. В этом отношении с Библией не может равняться никакая другая светская древняя или современная книга. И это оттого, что оценка событий, описанных в Библии, дана не человеком, а Богом. Так, в свете слова Божия, ошибки или верные решения нравственных проблем прошлых поколений могут послужить руководством для решения современных личных и общественных проблем. Знакомясь с содержанием и значением священных книг, читатель постепенно начинает любить Священное Писание, находя при повторных чтениях, все новые и новые жемчужины Божественной мудрости.

Поэтому Священное Писание - это наука на всю жизнь: не только юноши-ученика, но и самого великого богослова, не мирянина лишь и новоначального, но и высшего духовного чина и мудрого старца. Господь завещает вождю Израильского народа Иисусу Навину: "Да не отходит сия книга Закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь" (Ис. Нав. 1:8). Апостол Павел пишет свое ученику Тимофею: "С детства ты знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение" (2 Тим. 3:15).

Итак, приступаем к изложению основных сведений о Библии и об ее авторах.


Понятие о Священном Писании

Священным Писанием или Библией называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Библия - слово греческое, значащее "книги." Ставится это слово по-гречески с артиклем "та," во множественном числе, т.е. оно значит: "Книги с определенным содержанием." Это определенное содержание есть Божие откровение людям, данное для того, чтобы люди нашли путь к спасению.

Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю; а вторая - то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.

Первоначально, Богом - Моисею была дана лишь первейшая часть Библии, т.н. Тора, т.е. Закон, заключенный в Пятикнижии. Эти книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В течении длительного времени только это Пятикнижие и было Священным Писанием, словом Божиим для Ветхозаветной Церкви. Но тотчас вслед за Торой, явились Писания, дополняющие ее: книга Иисуса Навина, дальше книга Судей, книги Царств, Паралипоменон (летописи). Дополняют книги Царств, книги Ездры и Неемии. Книги Руфь, Есфирь, Иудифь и Товит рисуют отдельные эпизоды истории избранного народа. Наконец, книги Маккавейские заканчивают историю древнего Израиля и доводят ее до цели, до порога пришествия Христова.

Так является следующий за Законом, второй отдел Священного Писания, называемым Историческими книгами. И в Исторических книгах встречаются отдельные поэтические творения: песни, молитвы, псалмы, а также поучения. В более поздние времена они составили целые книги, третий отдел Библии - Учительные книги. К этому отделу относятся книги: Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломоновы, Премудрости Иисуса сына Сирахова.

Наконец, творения свв. пророков, действовавших после разделения царства и пленения Вавилонского, составили четвертый отдел Священных книг, книги Пророческие. В этот отдел включаются книги: прор. Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, прор. Варуха, Иезекииля, Даниила и 12 малых Пророков, т.е. Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Сафония, Аггея, Захарии и Малахии.

Такое деление Библии на книги Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие было применено и к Новому Завету. Законодательными являются Евангелия, Исторической - Деяния Апостолов, Учительными - послания свв. Апостолов и Пророческой книгой - Откровение св. Иоанна Богослова. Кроме этого деления Священное Писание Ветхого Завета делится на Канонические и Неканонические книги.


О Боговдохновенности Святого Писания

Главной чертой Библии, отличающей её от всех других литературных произведений, сообщающей ей непререкаемый авторитет, служит её богодухновенность. Под ней разумеется то сверхъестественное, божественное озарение, которое, не подавляя естественных сил человека, возводило их к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения, словом - руководило всем ходом их работы, благодаря чему последняя была не простым продуктом человека, а как бы произведением самого Бога. Это является фундаментальной истиной нашей веры, побуждающей нас признавать книги Библии Боговдохновенными. Впервые этот термин употребил апостол Павел, когда сказал: "все Писание богодухновенно" (2 Тим. 3:16). "Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, - свидетельствует святой Апостол Петр, - но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым" (2 Петр. 1:21).

Боговдохновенность Священного Писания обстоятельно раскрыта у оо. Церкви. Так св. Иоанн Златоуст говорит, что "все Писание написано не рабами, а Господом всех - Богом;" а по словам св. Григория Великого: "языком святых пророков и апостолов говорит нам Господь."

Но богодухновенность авторов священнык книг не уничтожала их личных, природных особенностей. Бог не подавляет свободную волю человека. Как видно из слов апостола Павла: "И духи пророческие послушны пророкам" (1 Кор. 14:32). Вот почему в содержании св. книг, в особенности в их изложении, стиле, языке, характере образов и выражений мы наблюдаем значительные различия между отдельными книгами Св. Писания, зависящие от индивидуальных, психологических и своеобразных литературных особенностей их авторов.

Образ Божественного откровения пророкам можно представить на примере Моисея и Аарона. Косноязычному Моисею Бог дал в посредники его брата Аарона. На недоумение Моисея, как он сможет возвещать народу волю Божию, будучи косноязычным, Господь сказал: "Ты (Моисей) будешь ему (Аарону) говорить и влагать слова (Мои) в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать - и будет говорить он вместо тебя к народу. Итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога" (Исх. 4:15-16).

Подвергаясь постоянным гонениям за свои пророчества, Иеремия однажды решил совсем перестать проповедовать. Но не смог он долго противиться Богу, потому что пророческий дар "был в его сердце как бы горящий огонь, заключенный в его костях, и он истомился удерживая его" (Иер. 20:8-9).

Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть книга Церкви. По плану Божию люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Исторически Церковь подразделяется на ветхозаветную, к которой принадлежал еврейский народ, и на новозаветную, к которой принадлежат православные христиане. Новозаветная Церковь унаследовала духовное богатство ветхозаветной - слово Божие. Церковь не только сохранила букву слова Божия, но обладает и правильным пониманием его. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.


Первоначальный вид и язык Священного Писания

Ветхозаветные книги были первоначально написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, 3-я же книга Ездры - на латыни.

Книги Святого Писания вышли из рук священных писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (стебли произрастающих в Египте и в Израиле растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Свитки писались, обыкновенно, с одной стороны. Впоследствии, пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования, начали сшивать в книги.

Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была, как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания, ни придыханий, ни ударений. А в древне-еврейском языке также не писались гласные буквы, но только согласные.

Деление слов в св. книгах Писания ввел в 5-м веке диакон Александрийской церкви Евлалий. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего латинский перевод Библии, Вульгату, в 1205. А в половине 16-го века парижский типограф Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи. Так, постепенно, Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи, чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.
История возникновения Ветхозаветных Книг

Не сразу появились священные книги в современной их полноте. Время от Моисея (1550 лет до Р.Хр.) до Самуила (1050 лет до Р.Хр.) можно назвать первым периодом формирования св. Писания. Боговдохновенный Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: "возьмите сию книгу закона и положите ее по правую сторону ковчега Господа Бога вашего" (Втор. 31:26). Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, - как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он "вписал слова" свои "в книгу закона Божия," т. е. в Моисееву книгу (Ис. Нав. 24:26). Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он "изложил народу права царства, и написал в книгу (очевидно уже всем известную и до него существовавшую), и положил перед Господом," т. е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие (1 Цар. 10:25).

В течение времени от Самуила до Вавилонского пленения (589 лет до Р.Хр.) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних, как главных авторах еврейской письменности, очень часто говорится в книгах Паралипоменон. Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн). Это было иногда как бы новое издание древних божественных Писаний, выпускать которое дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям - пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Хр.), с избранными старейшинами, издал книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь-Песней и Екклезиаст.

Время от Вавилонского пленения до времени Великой синагоги при Ездре и Неемии (400 лет до Р.Хр.) является периодом окончательного завершения ветхозаветного списка Священных книг (канона). Главный труд в этом великом деле принадлежит священнику Ездре, этому священному учителю закона Бога небесного (Езд. 7:12). При содействии ученого Неемии, создателя обширной библиотеки, собравшего "сказания о царях, пророках, о Давиде и письма царей о священных приношениях" (2 Мак. 2:13), Ездра тщательно пересмотрел и издал в одном составе все бывшие до него боговдохновенные писания и включил в этот состав, как Неемиину книгу, так и книгу со своим собственным именем. Тогда еще находившиеся в живых пророки Аггей, Захария и Малахия были, без сомнения, сотрудниками Ездры и творения их, конечно в это же время, вошли в список книг, собранных Ездрой. Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, книга Иисуса сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве, в священный канон уже не вошла.

Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиями тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора ко временам, о которых он повествует.

По отзыву знатоков еврейского языка, самый слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности: месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. месяцами, да и самые книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований, напр. БЕРЕШИТ ("вначале" - кн. Бытия), ВЕ ЭЛЛЭ ШЕМОТ ("и сии суть имена" - кн. Исход), и т.д., как бы в доказательство того, что еще никаких других книг не было, для отличия от которых требовались бы особые названия. Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.

Ко времени Христа Спасителя древнееврейский язык, на котором написан Закон, был уже мертвым языком. Еврейское население Палестины говорило общим для семитических племен языком - арамейским. Христос тоже говорил на этом языке. Те немногие Христовы слова, которые евангелисты приводят буквально: "талифа куми; авва; Елои, Елои, ламма савахвани" - все это арамейские слова. Когда после Иудейской войны прекратилось существование и малых общин иудео-христиан, тогда Священное Писание на еврейском языке совершенно исчезло из христианской среды. Воле Божией было угодно, чтобы, отвергшая Его и изменившая своему назначению, иудейская община оказалась единственной хранительницей Священного Писания на исконном языке, и вопреки своей воле, стала свидетельницей, что все что говорит Христова Церковь относительно древних пророчеств о Христе Спасителе и Божием приготовлении людей к принятию Сына Божия, не измышлено христианами, но является подлинной, многогранно утвержденной истиной.

Весьма важным признаком священных книг Библии, обуславливающим собой различную степень их авторитетности, является канонический характер одних книг и неканонический других. Чтобы выяснить происхождение этого различия, необходимо коснуться самой истории образования Библии. Мы уже имели случай заметить, что в состав Библии вошли священные книги, написанные в различные эпохи и разнообразными авторами. К этому нужно теперь добавить, что на ряду с подлинными, богодухновенными книгами появились в разные эпохи и неподлинные, или не богодухновенные книги, которыми, однако, их авторы старались придать внешний вид подлинных и богодухновенных. Особенно много подобных сочинений появилось в первые века христианства, на почве евионитства и гностицизма, вроде "первоевангелия Иакова," "евангелия Фомы," "апокалипсиса ап. Петра," "апокалипсиса Павла" и др. Необходим, следовательно, был авторитетный голос, который ясно бы определил, какие из этих книг, действительно, истинны и богодухновенны, какие только назидательны и полезны (не будучи богодухновенны) и какие прямо вредны и подложны. Такое руководство и дано было всем верующим самой Христианской Церковью в её списке так называемых канонических книг.

Греческой слово kanon, как и семитское kane означает первоначально тростниковую палку, или вообще, всякую прямую палку, а отсюда, в переносном смысле - все то, что служит к выпрямлению, исправлению других вещей, напр. "плотницкий отвес," или так называемое "правило." В более отвлеченном смысле, слово kanon получило значение "правила, нормы, образца," с каким значением оно встречается, между прочим, и у ап. Павла: "Тем которые поступают по этому правилу (kanon), мир им и милость, и израилю Божию" (Гал. 6:16). Основываясь на этом, термин kanon и образованное от него прилагательное kanonikos, довольно рано начали прилагать к тем священным книгам, в которых по согласному преданию Церкви видели выражение истинного правила веры, образца ее. Уже Ириней Лионский говорит, что мы имеем "канон истины - слова Божии." А св. Афанасий Александрийский определяет "канонические" книги, как такие, которые служат источником спасения, в которых одних указывается учение благочестия. Окончательное же различие книг канонических и неканонических ведет свое начало со времен св. Иоанна Златоуста, бл. Иеронима и Августина. С этого времени эпитет "канонических" прилагается к тем священным книгам Библии, которые признаны всей Церковью в качестве богодухновенных, заключающих в себе правила и образцы веры, - в отличие от книг "неканонических," т.е., хотя назидательных и полезных, (за что они и помещены в Библии), но не богодухновенных и "апокрифических (apokrifos - скрытый, тайный), совершенно отвергнутых Церковью и потому не вошедших в Библию. Таким образом, на признак "каноничности" известных книг мы должны смотреть, как на голос церковного Предания, подтверждающий богодухновенное происхождение книг Св. Писания. Следовательно, и в самой Библии не все ее книги имеют одинаковое значение и авторитет: одни (канонические) богодухновенны, заключают в себе истинное слово Божие, другие (неканонические) - только назидательны и полезны, но нечужды личных, не всегда безошибочных мнений своих авторов. Это различие необходимо иметь в виду при чтении Библии, для правильной оценки и соответствующего отношения к входящим в состав ее книгам.


Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:
Книги пророка Моисея или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Исторические книги: книга Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств: 1-я, 2-я, 3-я и 4-я, книги Паралипоменон: 1-я и 2-я, Первая книга Ездры, книга Неемии, Вторая книга Есфирь.

Учительные (назидательного содержания): книга Иова, Псалтырь, книга притч Соломона, книга Екклезиаст, книга Песни Песней.

Пророческие (книги преимущественно пророческого содержания): книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила, Двенадцать книг малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Греческой, Русской и некоторых других переводах Библии находятся следующие так именуемые "неканонические" книги. Среди них: книга Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, книга Иисуса сына Сирахова, Вторая и Третья книга Ездры, три Маккавейские книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих "неканонических" книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода 70-ти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии, несколько ветхозаветных книг носят другие названия.

Итак, Библия есть голос Духа Святого, но Божественный голос звучал через человеческих посредников и человеческими средствами. Поэтому Библия есть книга, имеющая и земную свою историю. Она явилась не сразу. Писалась она многими людьми в течение длительного периода на нескольких языках в разных странах.

Православный христианин никогда не может ни в чем, ни в малом, ни в большом "войти в противоречие с Библией," счесть хотя бы одно слово устарелым, потерявшим силу, или фальшивым, как уверяют нас протестантские и другие "критики," враги Божьего слова. "Небо и земля мимо идут, но слова Божии не мимо идут" (Мф. 24:35) и "скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадет" (Лук. 16:17), как сказал Господь.

Краткие сведения о переводах Писания

Греческий перевод семидесяти толковников (Септуагинта). Самый близкий к оригинальному тексту Писания Ветхого Завета есть перевод александрийский, известный под именем греческого перевода семидесяти толковников. Он был начат по воле египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Рождества Христова. Желая иметь в своей библиотеке священные книги еврейского закона, этот любознательный государь повелел своему библиотекарю Димитрию позаботиться о приобретении этих книг и переводе их на общеизвестный в то время и самый распространенный греческий язык. Избраны были из каждого израильского колена по шести самых способных человек и отправлены в Александрию с точным экземпляром еврейской Библии. Переводчики помещены были на острове Фаросе, близ Александрии, и кончили перевод в непродолжительное время. Православная Церковь с апостольского времени пользуется священными книгами по переводу 70-ти.

Латинский перевод, Вульгата. До четвертого столетия нашей эры существовало несколько латинских переводов Библии, среди которых так называемый древне-италийский, сделанный по тексту 70-ти, пользовался наибольшей популярностью за ясность и особую близость к священному тексту. Но после того, как блаж. Иероним, один из ученейших отцов Церкви 4-го века, обнародовал в 384 г. свой перевод Св. Писания на латинском языке, сделанный им по еврейскому подлиннику, западная церковь мало-по-малу стала оставлять древний италийский перевод в пользу перевода Иеронима. В Х1У-м столетии Тридентским собором Иеронимов перевод введен во всеобщее употребление в римско-католической церкви под именем Вульгаты, что буквально значит "общеупотребительный перевод."

Славянский перевод Библии сделан по тексту 70-ти толковников святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, в середине 9-го века по Р. Х., во время их апостольских трудов в славянских землях. Когда моравский князь Ростислав, недовольный немецкими миссионерами, попросил греческого императора Михаила прислать в Моравию способных наставников веры Христовой, имп. Михаил отправил на это великое дело свв. Кирилла и Мефодия, основательно знавших славянский язык, и еще в Греции начавших переводить Божественное Писание на этот язык. По пути в славянские земли, свв. братья остановились на некоторое время в Болгарии, которая тоже была просвещена ими, и здесь они не мало потрудились над переводом св. книг. Свой перевод они продолжили и в Моравии, куда они прибыли около 863 года. Окончен же он был после смерти св. Кирилла св. Мефодием в Панонии, под покровительством благочестивого князя Коцела, к которому он удалился вследствие возникших междоусобиц в Моравии. С принятием христианства при св. князе Владимире (988 г.), на Русь перешла и славянская Библия, переведенная свв. Кириллом и Мефодием.

Русский перевод. Когда с течением времени славянский язык стал значительно отличаться от русского, для многих чтение св. Писания сделалось затруднительным. Вследствие этого был предпринят перевод св. книг на современный русский язык. Сначала, по указу имп. Александра Первого и по благословению Святейшего Синода, издан был Новый Завет в 1815 году на средства Российского Библейского Общества. Из ветхозаветных книг переведена была только Псалтырь, как наиболее употребительная в православном богослужении книга. Затем уже в царствование Александра Второго, после нового, более точного издания Нового Завета в 1860 г., появилось печатное издание законоположительных книг Ветхого Завета в русском переводе в 1868 г. В следующем году Святейший Синод благословил издание исторических ветхозаветных книг, а в 1872 году - учительных. Между тем в духовных журналах часто стали печататься русские переводы отдельных священных книг Ветхого Завета; так что мы, наконец, увидели полное издание Библии на русском языке в 1877 году. Не все сочувствовали появлению русского перевода, предпочитая церковно-славянский. За русский перевод высказывались св. Тихон Задонский, митрополит Филарет Московский, позже - еп. Феофан Затворник, Патриарх Тихон и другие выдающиеся архипастыри русской церкви.

Другие переводы Библии. На французский язык впервые Библия была переведена в 1160 г. Петром Вальдом. Первый перевод Библии на немецкий язык появился в 1460 году. Мартин Лютер в 1522-32 г. вновь перевел Библию на немецкий язык. На английский язык первый перевод Библии сделал Беда Почтенный, живший в первой половине 8-го века. Современный английский перевод сделан при короле Иакове в 1603 и издан в 1611 году. В России Библия была переведена на многие туземные языки. Так, митрополит Иннокентий перевел ее на алеутский язык, Казанская Академия - на татарский, и на другие. Наиболее успели в переводах и распространении Библии на разных языках Британское и Американское Библейские Общества. Теперь Библия переведена более, чем на 1200 языков.

В конце этой заметки о переводах надо сказать, что всякий перевод имеет свои преимущества и недостатки. Переводы, стремящиеся буквально передать содержание оригинала, страдают тяжеловесностью и трудностью для понимания. С другой стороны, переводы, стремящиеся передать только общий смысл Библии в самой понятной и общедоступной форме, нередко страдают неточностью. Русский Синодальный перевод избегает обе крайности и сочетает в себе максимальную близость к смыслу оригинала с легкостью языка.

В наших миссионерских листках статьи о Библии предполагаем издать следующим образом:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconВ. А. Ломов (соискатель) Анализ пророчества о Предтече Христа (Ис...
Анализ пророчества о Предтече Христа (Ис 40. 3) в Евангелии от Матфея 3 в свете иудейского предания

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconУрок Искушения Иисуса Христа в пустыне предыдущий урок «Иоанн Креститель. Крещение Господне»
Объясните буквальный смысл и исполнение пророчества: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40,3)

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconШримад-бхагаватам песня десятая «summum bonum» краткое
Господа перенес ребенка из Матхуры в Гокулу Вриндавана. Четвертая Глава содержит сорок шесть стихов, которые сообщают пророчества...

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconШримад-бхагаватам песня десятая "summum bonum" краткое
Господа перенес ребенка из Матхуры в Гокулу Вриндавана. Четвертая Глава содержит сорок шесть стихов, которые сообщают пророчества...

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconБиблиотека Указатель новых поступлений
Указатель новых поступлений библиотеки Омгу содержит информацию о книгах, брошюрах, диссертациях, электронных ресурсах, аудиовизуальных...

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconЛекция №17
Эти мероприятия зашифровано изложены в пророческих откровениях Моисея и являются истинным Словом Божиим. Поэтому, следует разделять...

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconЭрнест Цветков Лаборатория Жизнетворчества или корпус избранных психотехник...
Медитативная разминка №1. Словесная редукция Медитативная разминка №2. Язык "Волапюк"

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconРегламент работы в модуле «Малые закупки»
«Малые закупки» автоматизированной информационной системы управления закупками Мурманской области «web-торги-кс»

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconРегламент работы в модуле «Малые закупки»
«Малые закупки» автоматизированной информационной системы управления закупками Мурманской области «web-торги-кс»

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» icon2012 предисловие
Я знаю, что некоторые люди не привыкли читать предисловие к книге. Если вы – один из них, я настоятельно советую на этот раз отказаться...

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconБиблиографический указатель в библиографический указатель вошли изданные в 2000-2011 года
Указатель предназначен для учащихся и преподавателей бизнес-курсов английского языка

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconПояснительная записка к итоговому занятию «Малые Олимпийские игры»
Учебное занятие «Малые Олимпийские игры» является одной из форм подведения итогов реализации двухгодичной образовательной программы...

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconПрограммный комплекс «Малые закупки Воронежской области» Руководство пользователя
Настоящий документ является руководством пользователя программного комплекса «Малые закупки» и содержит описание порядка работы в...

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconПсихология художественного творчества предисловие
Таковым же он остается и для нас. За последние десятилетия психологам все же удалось приподнять священную завесу над тайнами художничества....

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconРуководство по работе в модуле «Малые закупки»
Руководство по работе в модуле «Малые закупки» автоматизированной информационной системы управления закупками Мурманской области...

Указатель избранных псалмов часть ветхий завет о мессии предисловие Обозрение Мессианских пророчеств Пророчества в книгах Моисея Пророчества царя Давида Пророчества Исаии Страждущий Мессия Пророчества Даниила Последние и «Малые» iconВся информация, содержащаяся в этих книгах
Вся информация, содержащаяся в этих книгах, продиктована по телепатическому каналу связи с Высшим Космическим Разумом


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск