Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины


НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
страница1/6
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6
министерство здравоохранения и социального развития

российской федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И.ПИРОГОВА»

Минздравсоцразвития России







УТВЕРЖДАЮ





Декан

Лечебного факультета

_________________ / Порядин В.Г./

подпись ФИО




« 31 » августа 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

_________________________________________________________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Направление подготовки (специальность) 060100 лечебное дело
Форма обучения очная, очно-заочная (вечерняя)

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)
Срок освоения ООП 6 лет (очная), 7 лет (очно-заочная)

(нормативный срок обучения)


При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:


  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) лечебное дело, утвержденный Министерством образования и науки РФ «8» ноября 2010г. №1118.

2) Учебный план по специальности лечебное дело одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «РГМУ Росздрава» от « 16 » мая 2011 г. Протокол № 10.

Рабочая программа учебной дисциплины клиническая фармакология одобрена на заседании кафедры клинической фармакологии от «19» мая 2011г. Протокол № 8

Заведующий кафедрой клинической фармакологии,

член-корреспондент РАМН, профессор ___________________ ( Белоусов Ю.Б. )

подпись ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины клиническая фармакология одобрена Ученым советом лечебного факультета от « ____» ____________201___г. Протокол № _____
Председатель Ученого совета

лечебного факультета ___________________ ( Порядин Г.В.)

подпись ФИО
Разработчики:

Зав. кафедрой клинической фармакологии,

член-корреспондент РАМН, профессор ____________________ ( Белоусов Ю.Б.)

(занимаемая должность) подпись ФИО

Зав. уч. частью кафедры клинической фармакологии,

профессор ____________________ ( Леонова М.В. )

(занимаемая должность) подпись ФИО


Рецензенты:
Зав. кафедрой фармакологии, профессор ( Козлов И.Г. )

(занимаемая должность) (подпись) ФИО
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины клиническая фармакология

Цель освоения учебной дисциплины клиническая фармакология состоит в овладении знаниями общей и частной клинической фармакологии, формировании умений выбора эффективных, безопасных лекарственных средств и их режимов дозирования на основе клинических рекомендаций, стандартов диагностики и лечения, перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для проведения индивидуализированной фармакотерапии с использованием основных данных по фармакокинетике, фармакодинамике, фармакогенетике, фармакоэкономики, фармакоэпидемиологии, по взаимодействию лекарственных средств, с учетом проявлений нежелательных лекарственных реакций, положений доказательной медицины.

Задачи дисциплины:

  • Освоение студентами основных понятий общей и частной клинической фармакологии на основе современных достижений в области фундаментальной и клинической медицины с позиций доказательной медицины

  • Изучение фармакодинамики и фармакокинетики основных групп ЛС, применяющихся с целью профилактики и лечения наиболее распространенных и социально значимых заболеваний человека, показаний и противопоказаний к применению основных групп ЛС;

  • Изучение взаимодействия ЛС и нежелательных лекарственных реакций (НЛР) на организм;

  • Обучение алгоритму рационального выбора ЛС и режимов их применения для лечения основных заболеваний на основе знаний по фармакодинамике, фармакокинетике, побочному действию, лекарственному взаимодействию, показаний и противопоказаний, в соответствии с диагнозом и клиническими особенностями пациента и методам оценки эффективности и безопасности применения ЛС;

  • Обучение студентов оформлению карты-извещения о НЛР;

  • Ознакомление студентов с принципами рационального применения ЛС, формулярной системы, системы фармаконадзора, службы клинической фармакологии, которые являются необходимыми для будущей профессиональной деятельности врача в условиях требований современной медицины, позволяющих осуществлять эффективную и безопасную фармакотерапию;

  • Формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, стандартов диагностики и лечения различных заболеваний, перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ПЖНВЛС);

  • Формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;

  • Формирование у студента навыков общения с коллективом.


2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА

2.2.1. Учебная дисциплина клиническая фармакология относится к профессиональному циклу
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Базовая часть

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Дисциплины: философия, биоэтика, правоведение, история медицины, иностранный язык, латинский язык, психология, педагогика

Знания:

  • влияние среды обитания на здоровье человека, история изыскания эффективных средств лечения и профилактики, становление и развитие медицинской науки; представление о медицинских системах и медицинских школах;

  • учение о здоровом образе жизни, взаимоотношения «врач-пациент»; выдающихся деятели медицины и фармации, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;

  • морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства;

  • обязанности, права, место врача в обществе;

  • основные этические документы международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций;

  • принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов;

  • основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском и иностранном языках;

  • основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности психики человека, психологию личности и малых групп.

Умения:

  • ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;

  • отстаивать права врачебного сословия;

  • защищать гражданские права пациентов;

  • использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов.

Навыки:

  • навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;

  • практическим анализом логики различного рода рассуждений;

  • навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

  • аргументацией для решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской практики, защиты интересов пациента;

  • принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

  • навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов;

  • навыками информирования пациентов в соответствии с требованиями правил «информированного согласия».


Базовая часть

Математический, естественно-научный и медико-биологический цикл

Дисциплины: физика, математика, медицинская информатика, химия, биохимия, биология, анатомия человека, топографическая анатомия, оперативная хирургия, гистология, цитология, эмбриология . нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия, патофизиология, клиническая патофизиология
Знания:

  • основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики и биофизические механизмы воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры, устройство и назначение медицинской аппаратуры;

  • физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях;

  • свойства воды и водных растворов,

  • основные типы химических равновесий (протеолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности;

  • механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного состояния организма;

  • электролитный баланс организма человека, коллигативные свойства растворов (диффузия, осмос, осмолярность, осмоляльность);

  • роль коллоидных ПАВ в усвоении и переносе малополярных веществ в живом организме;

  • строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;

  • основные метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ;

  • строение и функции наиболее важных химических соединений (нуклеиновых кислот, природных белков, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.);

  • физико-химические методы анализа в медицине (титриметрический, электрохимический, хроматографический, вискозиметрический);

  • основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния;

  • классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств; побочные эффекты;

  • общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;

  • общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека;

  • законы генетики ее значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека;

  • классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;

  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

  • анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;

  • понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;

  • функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии;

  • структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов; причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем;

  • структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики;

  • методы оценки иммунного статуса, показания и принципы его оценки, иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии.

Умения:

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

  • прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;

  • анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения;

  • выписывать рецепты лекарственных средств; использовать различные лекарственные формы при лечении определенных патологических состояниий, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

  • применять основные антибактериальные, противовирусные и биологические препараты;

  • оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения;

  • давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

  • пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов;

  • объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

  • решать генетические задачи;

  • описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электроннограмм;

  • интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологии крови, сердца и сосудов, легких, почек, печени и др.органов и систем;

  • определять и оценивать результаты электрокардиографии; спирографии; термометрии; гематологических показателей;

  • отличать в сыворотке крови нормальные значения уровней метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.) от патологически измененных, читать протеинограмму и объяснить причины различий;

  • анализировать вопросы общей патологии и современные теоретические концепции и направления в медицине;

  • обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний;

  • охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную роль цитокинов;

  • интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб;

  • обосновать необходимость применения иммунокорригирующей терапии;

  • визуально оценивать и протоколировать изменения в органах и тканях трупа, обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления; дать заключение о причине смерти и сформулировать патологоанатомический диагноз;

  • заполнять медицинское свидетельство о смерти.

Навыки:

  • базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в Интернет;

  • понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов;

  • медико-анатомическим понятийным аппаратом;

  • простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, шпатель, неврологический молоточек, скальпель, пинцет, зонд, зажим, расширитель и т.п.);

  • навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека;

  • навыком сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней;

  • методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод);

  • алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу;

  • основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями;

  • навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний.



Профессиональный цикл

Базовая часть (общая для всех)

Дисциплины:
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «физическая культура»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы геодезии заочное обучение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы геодезии укрупненная...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...

Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины 230400
Рабочая программа учебной дисциплины «Хранилища данных» составлена» в соответствии с требованиями ооп: 230400. 62 Информационные...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 04 Материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 04 Материаловедение разработана в соответствии с фгос по специальности спо 190631 «Техническое...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 01. Основы философии для...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с фгос спо по специальности

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины техническая эксплуатация многоканальных...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины операционные системы 2012 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconГосударственное профессиональное образовательное автономное учреждение...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) среднего...

Рабочая программа учебной дисциплины iconПсихология рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» составлена на базе фгос впо в соответствии с требованиями ооп

Рабочая программа учебной дисциплины iconГосударственное профессиональное образовательное автономное учреждение...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск