Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие)




НазваниеАвиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие)
страница1/8
ТипУчебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
АВИАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

«Северный Ветер»
СИСТЕМА

УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ
(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Учебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Ассоциации АУЦ
Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Список сокращений……………………………………………………………………2

2. Общие положения……………………………………………………………………...5

3. Требования ИКАО …………………………………………………………………….5

4.Концепция безопасности полетов ………………………………………...…………..6

5. Причинность происшествий. Модель Ризона …………………………………...….8

6. Модель SHELL...………………………………………………………………………10

7. Ошибки и нарушения……………………………………………………..…………..12

8.Культурологические факторы……………………………………………..………….13

9. Расследование в области безопасности полетов……………………...…………….14

10 Введение в концепцию управления безопасностью полетов. ...…………………..16

11. Управление безопасностью полетов. Восемь структурных элемнтов …………...17

12. Факторы опасности……..……………………………………………………………18

13. Программа анализа полетных данных (АПД)………………………………..…......20

14. Программа LOSA …………………………………………………………………….21

15. Факторы риска для безопасности полетов………………………………………….21

15. SARPS ИКАО для Управление безопасностью полетов …………………… ……22

16. Планирование СУБП………………………………. ………………………………..23

17. Функционирование СУБП …………………….…………………………………….26

18. Государственная программа по безопасности полетов……………………………32

19. Программа безопасности в пассажирском салоне………………………………….32

20. Управление безопасностью полетов на аэродроме……………………………… ..37

21. Безопасность при техническом обслуживании……………………………………..40

22. Литература…………………………………………………………………………….44

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АПД Анализ полетных данных

АСЕКНА Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре

ВГА Ведомство гражданской авиации

ГПБП Глобальный план обеспечения безопасности полетов (ИКАО)

ГСАИ Глобальная сеть авиационной информации (ДР Допустимость риска)

ЕВРОКОНТРОЛЬ Европейская организация по обеспечению безопасности воздушной навигации

ЕС Европейский Союз

ИАТА Международная ассоциация воздушного транспорта

ИКАО Международная организация гражданской авиации

ИСО Международная организация по стандартизации

ИФАЛПА Международная федерация ассоциаций линейных пилотов

ИФАТКА Международная федерация ассоциаций диспетчеров УВД

кг Килограмм

м Метр(ы)

м.миля Морская миля

МБП Менеджер по вопросам безопасности полетов

МПД Мониторинг полетных данных

МСА Международный совет аэропортов

МСДА Международный совет деловой авиации

НАСА Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (США)

НПВУ Наименьший практически возможный уровень

ОВД Обслуживание воздушного движения

ОрВД Организация воздушного движения

ПАОА План на случай аварийной обстановки на аэродроме

ПК Персональный компьютер

РПИ Район полетной информации

РУБП Руководство по управлению безопасностью полетов

СОК Система обеспечения качества

СПД Самописец полетных данных

ССОДБП Системы сбора и обработки данных о безопасности полетов

СУБП Система управления безопасностью полетов

СЭП Стандартные эксплуатационные правила

УВД Управление воздушным движением

УПП Ущерб от постороннего предмета

УППКБП Универсальная программа проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов

ФАУ Федеральное авиационное управление (США)

ФБП Фонд безопасности полетов

фут Футы

ЦУК Центр управления кризисной ситуацией

ACARS Бортовая система связи воздушных судов для адресации и передачи сообщений

ADREP Представление данных об авиационных происшествиях/инцидентах (ИКАО)

AIRS Система представления данных об инцидентах летным экипажем

AME Инженер по техническому обслуживанию воздушных судов

AMJ Сводный консультативный материал

AMO Утвержденная организация по техническому обслуживанию

ASR Донесение о безопасности полетов

ASRS Система донесений о безопасности полетов (США)

ATA Американская ассоциация воздушного транспорта

ATCO Диспетчер УВД

ATSB Управление по безопасности на транспорте в Австралии

BASIS Система информации о безопасности полетов авиакомпании «Бритиш эруэйз»

CANSO Организация по аэронавигационному обслуживанию гражданской авиации

CAP Издание ведомства гражданской авиации (Соединенное Королевство)

CAST Группа специалистов по безопасности полетов коммерческой авиации

CD Компакт-диск

CEO Главный исполнительный директор

CHIRP Программа конфиденциального представления данных об инцидентах, связанных с человеческим фактором (Соединенное Королевство)

Cir Циркуляр

CNS Связь, навигация и наблюдение

CRM Оптимизация работы экипажа

CVR Бортовой речевой самописец

DASS Директорат по аэродромным стандартам и безопасности

DGAC Direction Générale de l’Aviation Civile (France) (Генеральный директорат

гражданской авиации) (Франция)

DME Дальномерное оборудование

Doc Документ

EASA Европейское агентство по безопасности полетов

EBAA Европейская ассоциация деловой авиации

ECCAIRS Европейский координационный центр системы представления данных об авиационных инцидентах

EGPWS Усовершенствованная система предупреждения о близости земли

ERP План мероприятий на случай аварийной обстановки

FCO Распоряжение летным экипажам

FMEA Анализ режимов и последствий отказов

FMS Система управления полетом

FOQA Контроль качества летной работы

FPD База данных программы АПД

FSO Сотрудник, ответственный за безопасность полетов

GPS Глобальная система определения местоположения

GPWS Система предупреждения о близости земли

HAZid Выявление опасных факторов

ILS Система посадки по приборам

INDICATE Идентификация необходимых средств защиты в гражданском воздушном транспорте

ISASI Международное общество специалистов по расследованию в целях обеспечения воздушной безопасности

ISIM Комплексная методология расследования опасных случаев

JAA Объединенное авиационное ведомство

JAR Единые авиационные требования (JAA)

LOSA Проверки безопасности полетов при производстве полетов авиакомпаниями

MEDA Пособие для принятия решений по недопущению ошибок при техническом обслуживании (компания «Боинг»)

MNPS Требования к минимальным навигационным характеристикам

MRM Оптимизация работы персонала технического обслуживания

MSAW Система предупреждения о минимальной абсолютной высоте в секторе

NBAA Национальная ассоциация деловой авиации

NOSS Обследование состояния безопасности полетов при работе в нормальных условиях

NTSB Национальное управление по безопасности на транспорте (США)

OFSH Справочник эксплуатанта по безопасности полетов

OIRAS Системы оперативного представления и анализа данных об инцидентах

OJT Подготовка на рабочем месте

OSH Техника безопасности и гигиена труда

PANS Правила аэронавигационного обслуживания

PANS-ATM Правила аэронавигационного обслуживания. Организация воздушного движения

PANS-OPS Правила аэронавигационного обслуживания. Производство полетов воздушных судов

QAR Самописец данных для экспресс-анализа

R/T Радиотелефонная связь

RA Рекомендация по разрешению угрозы столкновения

RNP Требуемые навигационное характеристики

RVSM Сокращенный минимум вертикального эшелонирования

SARPS Стандарты и рекомендуемая практика (ИКАО)

SDR Запрос данных о безопасности полетов

SDR Система представления данных об эксплуатационных трудностях

SHEL Software/Hardware/Environment/Liveware (Процедуры/объект/среда/субъект)

SID Стандартная схема вылета по приборам

SIL Перечень проблем безопасности полетов

SIN Постоянно действующие инструкции

STAR Стандартная схема прибытия по приборам

STCA Предупреждение о конфликтной ситуации краткосрочного характера

TCAS Система оповещения о воздушной обстановке и предупреждения столкновений

TEM Контроль факторов угрозы и ошибок

TP Издание министерства транспорта (Канада)

TRM Оптимизация работы в команде

U.K. Соединенное Королевство
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Авиация отличается гигантскими технологическими скачками, которые она совершила за последнее столетие. Этот прогресс был бы невозможен без параллельных достижений в области контроля и уменьшения опасных факторов в деятельности авиации. Учитывая многочисленные способы, которыми авиация может причинить телесные повреждения или ущерб, с самых первых дней полетов специалисты отрасли занимаются вопросами предотвращения авиационных происшествий. Благодаря последовательному применению наилучшей практики управления безопасностью полетов частота и тяжесть авиационных происшествий существенно снизились.
ТРЕБОВАНИЯ ИКАО
Безопасность полетов всегда была решающим соображением во всей деятельности авиации. Это отражено в целях и задачах ИКАО, сформулированных в статье 44 Конвенции о международной гражданской авиации (Doc 7300), широко известной как Чикагская конвенция, которая возлагает на ИКАО ответственность за обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире. При определении потребностей государств в области обеспечения безопасности полетов ИКАО проводит следующее различие между программами обеспечения безопасности полетов и системами управления безопасностью полетов (СУБП):

Программа обеспечения безопасности полетов представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов.

Система управления безопасностью полетов (СУБП) представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, политику и процедуры. Стандарты и Рекомендуемая практика (SARPS) ИКАО ( Приложение 6 "Эксплуатация воздушных судов", Приложение 11 "Обслуживание воздушного движения" и Приложение 14 "Аэродромы" Приложении 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу", Приложении 13 "Расследование авиационных происшествий и инцидентов", ) требуют от государств принятия программы обеспечения безопасности полетов в целях достижения приемлемого уровня безопасности при производстве полетов.
КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ



Для понимания сути управления безопасностью полетов необходимо уточнить, что подразумевается под термином “безопасность”. Недопущение происшествий (или серьезных инцидентов) было бы желательным результатом, стопроцентный уровень безопасности является недостижимой целью. Несмотря на все усилия по предотвращению сбоев и ошибок, они, тем не менее, будут иметь место. Ни один вид человеческой деятельности и ни одна искусственная система не могут гарантированно считаться абсолютно безопасными, т. е. свободными от риска. Безопасность является относительным понятием, предполагающим, что в “безопасной” системе наличие естественных факторов риска считается приемлемой ситуацией.

Безопасность представляет собой состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
На раннем этапе своего развития коммерческая авиация представляла собой деятельность без должного нормативного регулирования, которая характеризовалась следующими признаками: несовершенными техническими средствами, отсутствием надлежащей инфраструктуры, ограниченным контролем, недостаточным пониманием факторов опасности, присущих авиационной деятельности, и производственными потребностями, несоразмерными со средствами и ресурсами, фактически имеющимися в наличии для удовлетворения таких потребностей.

Благодаря техническим усовершенствованиям (чему во многом способствовало расследование авиационных происшествий), а также вследствие последующего развития соответствующей инфраструктуры, стало наблюдаться постепенное, но устойчивое снижение частоты авиационных происшествий, а также рост тенденций к регулированию.

В результате этого появилась все еще широко распространенная точка зрения о том, что безопасность полетов можно гарантировать, если следовать установленным правилам, а отклонение от этих правил обязательно приведет к сбоям в обеспечении безопасности полетов. Не отрицая огромное значение соблюдения нормативных положений, все в большей степени признается, что это не может быть абсолютным средством обеспечения

безопасности полетов, в особенности по мере усложнения авиационных операций. Для такой открытой и динамичной эксплуатационной системы как авиация инструктивный материал по всем возможным эксплуатационным сценариям просто невозможно предусмотреть.

Движущей силой процессов являются убеждения. В этом новом процессе обеспечения безопасности полетов основное внимание уделялось последствиям (т. е. крупным авиационным происшествиям и/или инцидентам), а для определения причины делался упор на расследование авиационных происшествий, включая вероятность отказов техники. Если отказов техники выявлено не было, внимание переключалось на возможность нарушения правил эксплуатационным персоналом.

Типичным результатом такого подхода была выдача рекомендаций относительно обеспечения безопасности полетов, направленных почти исключительно на конкретную, непосредственную проблему безопасности полетов, которая, как было установлено, явилась причиной сбоя в обеспечении безопасности полетов. Опасным условиям уделялось мало внимания, которые в расследуемом событии хотя и присутствовали, но не имели "причинной" связи, даже если они были потенциально опасными для авиационной деятельности при различных обстоятельствах.

Период с середины 1970-х до середины 1990-х годов назвали "золотой эрой" человеческих факторов в авиации, подразумевая при этом огромные инвестиции авиационной отрасли для обуздания этой трудноуловимой и вездесущей ошибки человека. Тем не менее, несмотря на масштабные инвестиции ресурсов в меры по уменьшению ошибок, к середине 1990-х годов действия человека продолжали оставаться повторяющимся фактором в сбоях обеспечения авиационной безопасности.


Оборотной стороной мер в области человеческого фактора, принимаемых в течение значительного периода "золотой эры", явилось то, что они имели тенденцию концентрироваться на индивидууме, обращая мало внимания на эксплуатационный контекст, в котором индивидуумы выполняли свои задачи. Только в начале 1990-х годов впервые было признано, что индивидуумы работают не в вакууме, а в определенных эксплуатационных условиях. Хотя в то время имелась литература о том, как особенности эксплуатационного контекста могут повлиять на деятельность человека и формировать развитие событий и их последствия, этот факт авиацией был признан только в 1990-х годах. Это ознаменовало начало "организационной эры", когда безопасность полетов стала рассматриваться в системном плане, охватывающим организационные, человеческие и технические факторы. Также в это время в авиации появилось понятие происшествия по организационным причинам.

��Традиционный подход. Предотвращение авиационных происшествий
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconВ. Н. Антонова и заместителя генерального директора директора летного комплекса
Памятка предназначена для общего ознакомления персонала с основами идеологии управления безопасностью полетов и оказания помощи в...

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) icon1. система управления безопасностью дорожного движения в тдк россии...
Подготовки и переподготовки специалистов по безопасности движения на автомобильном и городском электротранспорте

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconАвиационный Учебный Центр
Программа предназначена для подготовки летного состава вс боинг-757-200, по проведению предполетного и послеполетного наземного обслуживания...

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconУчебное пособие Казань 2005 удк 65. 01 (075. 8) Ббк 65. 29 Б 69 Бурганова...
В текст пособия введены программа дисциплины «Теория управления», материалы по организации самостоятельной работы студентов, включая...

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconУчебное пособие по курсу «Особенности россииского менеджмента» м...
Учебное пособие по курсу «Особенности россииского менеджмента» м международный университет бизнеса и управления, 2002 328 С

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconСелезнева Н. Е. Бесстыковой путь. Что такое техническое обслуживание...
Пособие бригадиру пути: Учебное пособие / Под ред. Э. В. Воробьева. — М.: Фгбоу «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном...

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconМежду
Приложение 1 Стандарт компании «Система управления безопасностью дорожного движения»

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconБурлюкина Е. В., Васильченко Н. Г. Экономика отрасли Учебное пособие...
Рецензенты: Кафедра «Экономики и управления предприятием» Московского государственного университета инженерной экологии, зав кафедрой:...

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconДокументы регламентирующие летную работу основные правила полетов...
Союза сср, Положением об использовании воздушного пространства рф, Инструкцией по применению Положения об использовании воздушного...

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconА. И. Ермаченко исследование систем управления учебное пособие
Многофункциональные интегрированные системы процессно-ориентированного управления для организаций

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconУчебное пособие по дисциплине «медицина катастроф»
Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconУчебное пособие по дисциплине «медицина катастроф»
Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconУчебное пособие
Медицинская подготовка командного состава судов: Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1993. 152с

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconПрограмма представляет собой систему управления безопасностью производством
Хассп или в английской транскрипции насср hazard analysis and critical control points (Анализ рисков и критические контрольные точки),...

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconУчебное пособие
Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью полетов (учебное пособие) iconУчебное пособие тема: «профилактика пролежней»
Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск