Гигиена питания




НазваниеГигиена питания
страница1/15
ТипУчебно-методический комплекс
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО»

Зав.кафедрой гигиены и медицинской экологии д.м.н., профессор

А.Б.Гудков ______________________
«___»_______________2013 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета медицинской

профилактики

Анциферова О.А._______________
«___»_______________2013 г.


Учебно-методический комплекс по дисциплине



ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Основная образовательная программа: 060105 «Медико-профилактическое дело»

Форма обучения: очная, срок обучения – 6 лет

Курс: IV, V, VI. Семестры VIII - XI.





Утверждено на заседании кафедры:

Протокол № __________

«___» ___________ 20__ г.

Зав. кафедрой____________________



г. Архангельск, 2013

Приложение 1




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
профессор Гудков А.Б. доцент Анциферова О.А

«___»_______________2013 г. «___»_______________2013 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине: ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

По направлению подготовки: специальность 060105 «Медико-профилактическое дело».

Курс: IV, V, VI. Семестры VIII - XI.

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен): экзамен

Кафедра: гигиены и медицинской экологии

Трудоемкость дисциплины 351 час., 9,75 зач. ед.

Архангельск, 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель: обеспечить базисную теоретическую и практическую подготовку врача к профессиональной деятельности в учреждениях ФС «Роспотребнадзор» по разделу гигиена питания, позволяющую применять элементы государственного санитарного надзора, позволяющую обосновывать необходимость разработки комплекса профилактических рекомендаций и путей их реализации с учетом современных методологических подходов и нормативно-правовой базой Российской Федерации.
Задачи:

  • подготовка будущих выпускников по специальности медико-профилактическое дело к работе в системе органов и учреждений ФС «Роспотребнадзор» и медико-профилактической помощи населению по разделу гигиена питания;

  • освоение студентами научных основ гигиены питания;

  • развитие гигиенического мышления у студентов;

  • овладение навыками работы с законодательными и инструктивными материалами;

  • освоение методик организации и проведения государственного санитарно - эпидемиологического надзора, санитарно - эпидемиологических экспертиз, санитарно - эпидемиологических расследований, государственного мониторинга;

  • овладение навыками оценки состояния здоровья населения, оценки состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;

  • овладение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской помощи и профилактики при заболеваниях, связанных с фактором питания;

  • освоение приемов разработки программ обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

  • овладение навыками проведения санитарно-просветительной работы и педагогической деятельности;

  • овладение навыками самостоятельной работы с информацией (учебной, научной, нормативной и справочной литературой, другими источниками)

  • овладение навыками научно- исследовательской работы;

  • повышение уровня профессиональной компетентности сту­дентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.



2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специальности 060105 – медико-профилактическое дело.

Дисциплина «Гигиена питания» включена в Профессиональный цикл (базовая часть, медико-профилактические дисциплины) Государственного образовательного стандарта по направлению 060105 – медико-профилактическое дело.

Для освоения данной дисциплины необходимо параллельное освоение дисциплин естественнонаучного цикла: биологии, анатомии человека, гистологии, эмбриологии, цитологии, нормальной физиологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, патологической физиологии; дисциплин вариативной части: охрана окружающей среды, физико-химические методы в медицине. Необходимо также параллельное освоение дисциплин естественнонаучного цикла (медико-профилактические дисциплины): общественное здоровье и здравоохранение, общая гигиена, социально-гигиенический мониторинг, радиационная гигиена, эпидемиология, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена труда. Необходимо параллельное освоение клинических дисциплин.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции


ОК-4

Способность и готовность к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией.


ОК-8

Готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, способность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации.


ПК -№

Профессиональные компетенции


ПК-1

Готовность к работе в команде, способность к кооперации с коллегами, умение анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владение способами разрешения конфликтов, умение организовать работу исполнителей, умение находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции.

ПК-3

Способность в условиях развития науки к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий.

ПК-4

Владение основами делопроизводства с использованием и анализом учетно-отчетной документации.

ПК-5

Владение компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

ПК-12

Способность и готовность к оценке состояния фактического питания населения, к участию в разработке комплексных программ по оптимизации и коррекции питания различных групп населения, в том числе с целью преодоления дефицита микронутриентов, и для проживающих в зонах экологической нагрузки.

ПК-13

Способность и готовность к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, соответствия (несоответствия) установленным требованиям.

ПК-14

Способность и готовность к проведению санитарно-эпидемиологического надзора за объектами производства и реализации продуктов питания.

ПК-15

Способность и готовность к выявлению причинно-следственных связей в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения».

ПК-22

Способность и готовность к применению гигиенической терминологии, основных понятий и определений, используемых в профилактической медицине.

ПК-23

Способность и готовность к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач.

ПК-24

Способность и готовность к планированию и проведению гигиенического обучения детей, подростков, их родителей и персонала учреждений для детей и подростков.

ПК-28

Способность и готовность к принятию управленческих решений, направленных на сохранение здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека.

ПК-30

Способность и готовность к анализу результатов собственной деятельности и деятельности органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей с учетом требований официальных законодательных, нормативных и правовых документов.

ПК-31

Способность и готовность к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля.

ПК-32

Способность и готовность к осуществлению санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации и материалов по отводу земельных участков под строительство различных объектов.

ПК-33

Способность и готовность к интерпретации результатов гигиенических исследований, к пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику.

ПК-35

Способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения.


В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

  • болезни, связанные с фактором питания (алиментарные заболевания, вторичные болезни избыточного и недостаточного питания, болезни, связанные с алиментарным фактором риска, болезни, с алиментарным фактором передачи болезни, заболевания, обусловленные непереносимостью пищи;

  • гигиенические требования к организации научно-обоснованных видов питания (рациональное, лечебное, лечебно-профилактическое, превентивное);

  • пищевую ценность и биологическое значение продуктов питания;

  • анализ альтернативных видов питания, «модных» теорий питания, лжетеорий и лжеконцепций;

  • санитарно-эпидемиологическое значение продуктов питания;

  • санитарно - гигиеническую характеристику ксенобиотиков, пути поступления их в продовольственное сырье и пищевые продукты, профилактику и расследование пищевых отравлений;

  • санитарно - гигиеническую характеристику продовольственного сырья и пищевых продуктов;

  • санитарно - гигиеническую характеристику предприятий пищевой отрасли промышленности, предприятий общественного питания и торговли;

  • санитарно - гигиеническую характеристику технологий приготовления пищевых продуктов;

  • основные законодательные и инструктивные материалы по разделу гигиена питания;

  • права и обязанности, профессиональные деонтологические принципы и основные виды деятельности врача по гигиене питания;

  • основные направления государственного санитарного надзора в гигиене питания и его организационно – правовые основы;

  • основы стандартизации, сертификации и санитарно- эпидемиологической экспертизы;

  • организацию медицинского обслуживания работающих, занятых в пищевой промышленности, предприятиях общественного питания и торговли.


Уметь:

  • планировать предстоящую деятельность;

  • проанализировать и оценить влияние фактора питания на состояние здоровья отдельного человека, популяцию;

  • проанализировать и оценить структуру продуктового набора, пищевую ценность рационов питания населения;

  • проанализировать и оценить структуру продуктового набора, химический состав и энергетическую ценность рационов лечебного и лечебно-профилактического питания;

  • проанализировать результаты лабораторных исследований при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, земельных участков под строительство предприятий пищевой отрасли промышленности, предприятий общественного питания и торговли;

  • проанализировать и оценить качество и эффективность деятельности отделения гигиены питания по основным показателям (состояние здоровья населения, состояние объектов надзора и окружающей среды контролируемой территории, оперативная активность);

  • провести обследование санитарно – гигиенического состояния предприятий пищевой отрасли промышленности, предприятий общественного питания и торговли;

  • составлять учетную документацию (схему обследования предприятия, акт по результатам мероприятий по контролю, акт отбора образцов (проб) продукции, акт расследования пищевого отравления, протокол о нарушении санитарного законодательства, предписания, протоколы проведенных исследований и экспертиз, санитарно –эпидемиологическое заключение и др. документацию);

  • разработать комплекс профилактических мероприятий, составить план мероприятий по организации медико-профилактической помощи и охране здоровья населения.


Владеть:

    • навыками организационно-методической работы, планирования, составления учетной документации

    • методикой и навыками проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов;

    • методикой и навыками проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;

    • методикой и навыками проведения государственной регистрации и санитарно-эпидемиологической экспертизы новых пищевых продуктов, пищевых добавок, пестицидов, материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;

    • методикой и навыками проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы земельных участков;

    • методикой и навыками санитарного обследования предприятий пищевой промышленности, общественного питания, пищеблоков и предприятий торговли;

    • навыками проведения санитарно просветительной работы по повышению гигиенических знаний у населения;

    • навыками составления на основании расчета потребностей в основных продуктах питания суточного рациона питания;

    • навыками гигиенического обучения работников пищевых объектов;

    • навыками расследования пищевого отравления;




4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9,75 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

210

8,9,10,11

В том числе:







Лекции (Л)

70

8,9,10,11

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)

140

8,9,10,11

Самостоятельная работа (всего)

105

8,9,10,11

Экзамен

36

11

Общая трудоемкость (час.)


351

8,9,10,11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Гигиена питания iconУчебное пособие содержит теоретический материал и изложение методик...
Гигиена труда и лечебно-профилактических учреждений в стоматологии. Гигиена детей и подростков. Здоровый образ жизни

Гигиена питания icon2 гигиена детей и подростков
Организации общественного питания образовательных учреждений и санитарно-эпидемиологические требования к их размещению, объемно-планировочным...

Гигиена питания iconКурсовая работа по войсковому питанию на тему: холодный цех
Санитарно-гигиенические требования по организации питания. Личная гигиена обслуживающего персонала

Гигиена питания icon«Здоровье через Гигиену» Часть I гигиена питания (издание первое)
Рецензент: Т. С. Алферова д м н., профессор, ректор Московского института медико-социальной реабилитологии

Гигиена питания iconСанитария и гигиена рыбоперерабатывающих предприятий
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 271300 «Пищевая инженерия», 170600 «Машины и аппараты пищевых производств»,...

Гигиена питания iconИнструкция по эксплуатации блоков питания фирмы casio блок питания фирмы «Касио»
Блок питания фирмы «Касио» ad-12 предназначен для осуществления электропитания cинтезаторов casio. Блоки питания преобразуют входное...

Гигиена питания iconИнструкция по эксплуатации блоков питания фирмы casio блок питания фирмы «Касио»
Блок питания фирмы «Касио» ad-a12150lw-f предназначен для осуществления электропитания cинтезаторов и пианино casio. Блоки питания...

Гигиена питания iconНазначение блоков питания бп и бпм блоки питания бп и бпм
Блоки питания бп и бпм предназначены для преобразования сетевого напряжения 220 в в стабилизированное напряжение 12 В, 15 В, 18 В,...

Гигиена питания iconЦентр Профилактики «Гигиена-Мед»
Инструкция предназначена для персонала лечебно-профилактических организаций, в том числе акушерских стационаров, в инфекционных очагах,...

Гигиена питания iconТехническое задание на кип. Требования к условиям размещения оборудования
Схемы принципиальные электрические питания (включая схемы резервирования питания, схемы ибп, схемы питания шкафов и пультов)

Гигиена питания icon«Кормление тяжелобольных. Виды искусственного питания»
...

Гигиена питания iconТеоретические данные
Пк 55. 01 «гигиена, профессиональная патология, общественное здоровье и здравоохранение»

Гигиена питания iconПоложение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся маоу сош №3
Комиссия по контролю за организацией и качеством питания обучающихся создается в школе для решения вопросов качественного питания...

Гигиена питания iconУчебное пособие организация питания на вс москва 2014 г
Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов га стр. 18

Гигиена питания iconСтандарт питания обучающихся и воспитанников образовательных
Требования к составу, пищевой ценности, объему, качеству питания и условиям приема пищи в образовательном учреждении 5

Гигиена питания iconПускозарядное устройство + многофункциональный источник питания
Благодарим вас за использование многофункционального портативного источника аварийного питания автомобиля (автономного пускового...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск