Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия»




Скачать 443.15 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия»
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра поликлинической педиатрии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой поликлинической педиатрии

д.м.н., профессор Н.А. Федько

«___»_________________20__ г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Педиатрия»

со студентами V курса специальности лечебное дело

Занятие №5 «Респираторные аллергозы. Поллинозы, бронхиальная астма у детей. Диагностика и дифференциальная диагностика бронхиальной астмы. Клинические проявления. Принцип ступенчатой терапии. Неотложная помощь в приступном периоде. Острые аллергические реакции у детей генерализованные (анафилактический шок и токсико-аллергические реакции: синдромы Стивенса-Джонсона и Лайелла) и локализованные (крапивница, отек Квинке). Неотложная помощь. Работа в кабинете аллерголога поликлиники».

Обсуждена на заседании кафедры


« 1 » августа 2015 г.

протокол № 1


Методическая разработка составлена ассистентом, к.м.н. Воронкиной Е.Н.

«___»_________________ 20___г.

г. Ставрополь, 2015 г.

Занятие №5 «Респираторные аллергозы. Поллинозы, бронхиальная астма у детей. Диагностика и дифференциальная диагностика бронхиальной астмы. Клинические проявления. Принцип ступенчатой терапии. Неотложная помощь в приступном периоде. Острые аллергические реакции у детей генерализованные (анафилактический шок и токсико-аллергические реакции: синдромы Стивенса-Джонсона и Лайелла) и локализованные (крапивница, отек Квинке). Неотложная помощь. Работа в кабинете аллерголога поликлиники».
2. Актуальность темы (мотивация):

К респираторным аллергозам относят заболевания, в патогенезе которых решающая роль принадлежит аллергии, а в клинической картине на первый план выступают поражения органов дыхания. Респираторные - аллергозы понятие собирательное. Оно объединяет малые формы респираторных аллергозов, бронхиальную астму и более редкие заболевания: экзогенный аллергический альвеолит, аллергическую пневмонию, эозинофильный легочной инфильтрат.


БА – заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов. Бронхиальная обструкция (под влиянием лечения или спонтанно) обратима

БА является одним из самых распространенных хронических заболеваний детского возраста и частота ее продолжает расти. В структуре хронической бронхолегочной патологии у детей БА составляет 50 –60%. Среди детей с БА у 70% - легкое, 20 –25 % - среднетяжелое и 5 – 8% - тяжелое течение болезни. У значительной части пациентов диагноз устанавливают с опозданием на 2 – 6 лет от начала заболевания, что существенно ухудшает курабельность и прогноз БА.

Острые аллергические реакции у детей как генерализованные (анафилактический шок и токсико-аллергические реакции: синдромы Стивенса-Джонсона и Лайелла) так и докализованные (крапивница, отек Квинке) встречаются часто и требуют неотложной диагностики и терапии.
3. Учебные и воспитательные цели:

3.1 Общая цель – изучить этиологию респираторных аллергозов у детей различного возраста. Разъяснить необходимость всестороннего аллергологического обследования детей в целях ранней диагностики респираторных аллергозов, в т.ч. и бронхиальной астмы (БА). На основе лекционного материала и самоподготовки научить студентов принципам оказания мер неотложной помощи по купированию приступа бронхиальной астмы на различных этапах медицинской помощи. Изучить современные аспекты принципов лечения бронхиальной астмы и диспансерного наблюдения детей с респираторными аллергозами. Изучить острые аллергические реакции у детей генерализованные (анафилактический шок и токсико-аллергические реакции: синдромы Стивенса-Джонсона и Лайелла) и докализованные (крапивница, отек Квинке).
3.2 Частные цели (задачи).

Студент должен знать:

  • современные представления о механизме развития респираторных аллергозов у детей;

  • критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) малых форм респираторных аллергозов;

  • различные диагностические программы для выявления аллергических заболеваний;

  • современное определение (БА), причины увеличения распространенности БА у детей, классификация заболевания;

  • современные представления об этиологии БА у детей:

1 - факторы, предрасполагающие к развитию БА;

2 - причинные факторы;

3 - факторы, усугубляющие действие причинных факторов;

4 - факторы, вызывающие обострение бронхиальной астмы (триггеры);

  • патогенез возникновения БА у детей;

  • современные представления о механизме развития атопической и неатопической бронхиальной астмы, критерии диагностики (анамнестические, патогенетические, клинические и параклинические);

  • клиническую картину асматического статуса и меры неотложнной помощи по купированию приступа БА у детей на различных этапах медицинской помощи;

  • диагностические программы для выявления БА, варианты диетотерапии, алгоритм лечебно-организационных мероприятий при аллергических заболеваниях;

  • дифференциальная диагностика БА;

  • современные аспекты лечения БА у детей;

  • схемы диспансерного наблюдения и реабилитации детей с БА;

  • острые аллергические реакции у детей генерализованные (анафилактический шок и токсико-аллергические реакции: синдромы Стивенса-Джонсона и Лайелла) и докализованные (крапивница, отек Квинке).

  • .


Студент должен уметь:

  • собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез;

  • провести клиническое и антропометрическое обследование ребенка;

  • провести обследование ребенка с целью выявления маркеров аллергического заболевания;

  • определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья;

  • составить алгоритм лечебно – организационных мероприятий для детей с заболеваниями органов дыхания аллергической этиологии;

  • произвести расчет и коррекцию питания детей с респираторными аллергозами, БА; аномалией конституции;

  • составить режим дня для детей различных возрастов с диатезами;

  • составить индивидуальный календарь профилактических прививок

  • оказать неотложную помощь при острых аллергических реакций у детей генерализованных (анафилактический шок и токсико-аллергические реакции: синдромы Стивенса-Джонсона и Лайелла) и докализованных (крапивница, отек Квинке).



4. Схема интегративных связей: при подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов нормальной физиологии – основные типы реактивности человека, общая реактивность, иммунологическая реактивность; микробиология – клеточные основы иммунных реакций, неспецифическая иммунологическая реактивность, специфический иммунитет.
5. Вопросы для самостоятельной работы студентов и самоконтроля во внеучебное время:

  1. Современные представления о механизме развития респираторных аллергозов у детей;

  2. Критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) малых форм респираторных аллергозов;

  3. Различные диагностические программы для выявления аллергических заболеваний;

  4. Современное определение (БА), причины увеличения распространенности БА у детей, классификация заболевания;

  5. Современные представления об этиологии БА у детей:

  • факторы, предрасполагающие к развитию БА;

  • причинные факторы;

  • факторы, усугубляющие действие причинных факторов;

  • факторы, вызывающие обострение бронхиальной астмы (триггеры);

  1. Патогенез возникновения БА у детей;

  2. Современные представления о механизме развития атопической и неатопической бронхиальной астмы, критерии диагностики (анамнестические, патогенетические, клинические и параклинические);

  3. Клиническую картину асматического статуса и меры неотложнной помощи по купированию приступа БА у детей на различных этапах медицинской помощи;

  4. Диагностические программы для выявления БА, варианты диетотерапии, алгоритм лечебно-организационных мероприятий при аллергических заболеваниях;

  5. Дифференциальная диагностика БА;

  6. Современные аспекты лечения БА у детей;

  7. Схемы диспансерного наблюдения и реабилитации детей с БА

  8. Острые аллергические реакции у детей генерализованные (анафилактический шок и токсико-аллергические реакции: синдромы Стивенса-Джонсона и Лайелла) и докализованные (крапивница, отек Квинке).


6. Рекомендуемая литература студенту:

Обязательная:

  1. «Детские болезни» под редакцией А.А. Баранова, М., 2013г.

  1. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактики».- 1997 г.

  2. «Актуальная педиатрия» под ред. Н.А. Федько, Ставрополь, 2006.

  3. Лекционный материал.

Дополнительная:

  1. «Болезни детей раннего возраста». Руководство для врачей. – М.: Медпресс-информ под редакцией Р.Р. Шиляева, 2002 г.

7. Аннотация по теме занятия.

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое проявляется:

  • полной или частичной обратимой обструкцией дыхательных путей, возникающей вследствие спазма гладкой мускулатуры бронхов, отека слизистой оболочки, инфильтрации подслизистой оболочки воспалительными клетками, гиперсекреции слизи, утолщения базальной мембраны;

  • эпизодами кашля, свистящих хрипов, одышки, чувства стеснения в груди, которые, как правило, бывают связаны с воздействием специфических триггерных факторов и возникают преимущественно в ночное время или ранним утром;

  • гиперреактивностью дыхательных путей.

Клиника проявляется приступами удушья, приступообразным кашлем, свистящим дыханием, экспираторной одышкой. Эквивалентом приступа являются эпизоды ночного кашля, повторный обструктивный синдром затяжного характера. Выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую БА. Наряду с этим выделяют легкий, средней тяжести и тяжелый приступ БА. Степень тяжести приступа и БА устанавливается исходя из особенностей клинического проявления, частоты приступов, потребности в спазмолитиках, оценки проходимости дыхательных путей.

Приступ бронхиальной астмы (БА) - это остро развившееся и/или прогрессивно нарастающее экспираторное удушье, затрудненное и/или свистящее дыхание, спастический кашель («кашлевая астма») или сочетание этих симптомов. Сопровождается резким понижением показателей пиковой скорости выдоха (ПСВ), определяемой у детей старше 5-летнего возраста с помощью пикфлуометра (ПФ). Развивается в результате распространенной бронхиальной обструкции в связи с хроническим аллергическим воспалением бронхов и их гиперреактивностью.

Мониторинг функции внешнего дыхания (ПСВ, объем форсированного выдоха за 1 секунду) включены сегодня в стандарты ведения детей с бронхиальной астмой старше 5 лет. Использование ПФ направлено на совершенствование диагностики обострения. ПСВ представляет важный объективный критерий контроля за эффективностью лечебных мероприятий.

Принципиально важным является распознавание ранних симптомов обострения БА, умение тестировать функцию внешнего дыхания с помощью ПФ, как можно, более раннее оказание помощи и условия для наблюдения за ребенком не менее 1-2 часов.

Одним из важнейших моментов эффективности и своевременности терапии является создание плана письменных инструкций поведения ребенка и его родителей во время приступа, который составляется непосредственно лечащим врачом (или аллергологом, пульмонологом).

Для лучшего взаимодействия и взаимопонимания необходимо постоянное повышение знаний пациентов и родителей о БА. Важно, чтобы больной представлял механизм развития приступа, его возможные причины, симптомы-предвестники приступа, умел проводить пикфлуометрию и оценивать полученные результаты, был обучен пользованию ингалятором, небулайзером, знал лекарства, которые необходимо использовать на начальных этапах терапии. Все эти знания можно получить занимаясь в «Астма-школе» или в индивидуальной беседе с врачом.

Если по критериям оценки степени тяжести приступ у ребенка с БА расценивается как легкий (сохранена физическая активность и разговорная речь, легкое возбуждение, частота дыхания (ЧД) нормальная или увеличена на 30% от нормы, пульс учащен, свистящие хрипы в конце выдоха, ПСВ - 70-90% от нормы, бронхоспазмолитическая терапия не проводилась или использовались неадекватные дозы препаратов), используется один из вариантов ингаляционной терапии:

Ингаляции одного из бронхоспазмолитических препаратов с помощью дозирующего аэрозольного ингалятора или через небулайзер:

  • дозирующий аэрозоль ß2-агониста (короткого или длительного действия) или

  • дозирующий аэрозоль блокаторов М-холинорецепторов или

  • дозирующий аэрозоль комбинированного (ß2-агониста и блокатора М-холинорецепторов) бронхоспазмолитика.

Вдыхается 1 -2 дозы препарата, у детей раннего возраста - предпочтительно с помощью спейсера или небулайзера.

Оценку состояния ребенка проводят с использованием мониторирования ПСВ с помощью ПФ через сутки, а затем через 3 дня. В случае стабильного состояния продолжить бронхоспазмолитическую терапию (ß2-агонисты каждые 4-6 часов в течение 1-2 суток в ингаляциях или метилксантины (короткого и длительного действия) перорально и базисную терапию (недокромил натрия, кромогликат натрия, ингаляционные кортикостероиды).

При неэффективности терапии легкого приступа БА, сохранении или нарастании симптомов через 20 минут после проведенных мероприятий - повторить ингаляцию бронхоспазмолитика из дозирующего ингалятора (или через небулайзер) каждые 20 минут в течение часа. При неудовлетворительном эффекте - необходима терапия средне-тяжелого приступа.

При среднетяжелом приступе БА (физическая активность ограничена, в разговоре произносит отдельные фразы, возбужден, частота дыхания увеличена на 30-50% от нормы, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение яремной ямки, тахикардия, дыхание свистящее на вдохе и выдохе, ПСВ - 50-70% от нормы, бронхоспазмолитическая терапия не проводилась или неадекватна) целесообразна:

  • Ингаляция 1-2 доз одного из бронхоспазмолитических препаратов ß2-агониста или комбинированного бронхоспазмолитика с помощью дозирующего аэрозольного ингалятора или через небулайзер.

  • При отсутствии дозирующего аэрозольного ингалятора или небулайзера, возможно введение эуфиллина внутривенно струйно медленно в течение 10-15 минут на изотоническом растворе хлорида натрия. Эуфиллин внутримышечно, ингаляционно и в свечах - не применять!

При ликвидации приступа бронхоспазмолитическая терапия продолжается каждые 4 часа (ß2- агонистами короткого действия) в течение 1-2 суток. А затем - перевод на ß2-агонисты пролонгированные или метилксантины до нормализации клинических и функциональных данных. Продолжить прием препаратов для базисной терапии, увеличить их дозу в 1,5-2 раза на 7-10 дней или использовать комбинированные препараты.

Если через 20 минут после ингаляционной терапии состояние ребенка не улучшилось - повторить ее (суммарно до 3-х раз в течение часа). При сохранении симптомов среднетяжелого приступа БА или их нарастании необходимо добавить системные глюкокортикоиды парентерально (или внутрь) в дозе 1-2 мг/кг. Повторить ингаляцию бронхоспазмолитика. Оценить состояние через 20 минут. При неудовлетворительном эффекте показана госпитализация в стационар.

Показания для госпитализации детей с обострением БА:

  • тяжелый приступ, частые рецидивы, стероидзависимая БА, повторные астматические статусы в динамике, более 2-х обращений в течение суток.

  • неэффективность бронхолитичсской терапии в течение 1 -2 часов после начала лечения.

  • длительный период обострения астмы (более 1-2 недели).

  • невозможность оказания неотложной помощи в домашних условиях (низкий социальный, культурный, экономический уровень).

  • территориальная отдаленность от ЛПУ.

При приступе БА не следует использовать:

  • антигистаминные препараты (димедрол, супрастин, пипольфен, тавегил).

  • седативные препараты.

  • фитопрепараты.

  • горчичники, банки.

  • препараты кальция, сульфат магния.

  • муколитики.

  • антибиотики (показаны только при наличии пневмонии или другой бактериальной инфекции).

  • пролонгированные бронхоспазмолитики (метилксантины и ß2-агонгисты).

Бронхоспазмолитические препараты, применяемые в неотложной терапии

бронхиальной астмы у детей.

1. ß2-адреномиметики

а) короткого действия (бронхорасширяющий эффект наступает через 4-5 минут,
максимальное время воздействия - 40-60 минут, продолжительность действия - 4-
5 часов): сальбутамол (вентолин, сальбен); тербуталин (бриканил); фенотерол (беротек); гексопреналин (ипрадол).

б) длительного действия (начало действия через 5-10 минут с долговременным (до12 часов) расширением бронхов): кленбутерол (спиропент); формотерол (форадил, оксис); сальметерол (серевент, сальметр); сальтос (вольмакс).

2. Метилксантины

а) короткого действия: аминофиллин (эуфиллин);

б) пролонгированные: теофиллин; эуфилонг; теопэк; вентакс; ретафил; спорофиллин-ретард; теотард;

3. Блокаторы М-холинорецепторов: ипротропиум бромид (действие препарата проявляется через 25-50 минут после ингаляции с максимальным воздействием к концу 1-го часа и сохранением эффекта в течение 5-6 часов).

4. Комбинированные препараты:

2-адрсномиметик (фенотерол)+ипротропиум бромид)=беродуал.

2-адреномиметик (фенотерол)+кромоглициевая кислота)=дитек.

2-адреномиметик (сальбутамол )+кромоглициевая кислота)=интал-плюс.

Критерии тяжести бронхиальной астмы у детей




Легкая


Среднетяжелая

Тяжелая

Частота приступов

Не чаще 1 раза в месяц

3-4 раза в месяц

Несколько раз в неделю или ежедневно

Клиническая характеристика приступов

Эпизодические, быстро исчезающие, легкие

Приступы средней тяжести протекают с отчетливыми нарушениями функции внешнего дыхания

Постоянное наличие симптомов: тяжелые приступы, астматические состояния

Ночные приступы


Отсутствуют или редкие

2-3 раза в неделю

Почти ежедневно

Переносимость физической нагрузки

Не изменена


Снижение переносимости физической нагрузки

Значительное снижение переносимости физической нагрузки

Показатели FEV1 и PEF в период обострения

80% от должного значения

60-80% от должного значения

Менее 60% от должного значения

Суточные колебания бронхопроходимости

Не более 20%

20-30%

Более 30%

Характеристика периодов ремиссии

Симптомы отсутствуют, нормальная функция внешнего дыхания

Неполная клинико-функциональная ремиссия

Неполная клинико-функциональная ремиссия (ДН разной степени выраженности)

Длительность периодов ремиссии

3 и более месяцев

Менее 3 месяцев

1-2 месяца

Физическое развитие

Не нарушено

Не нарушено

Возможно отставание и дисгармоничность физического развития

Способ купирования приступов

Приступы ликвидируются спонтанно или однократным применением бронхолитиков

Приступы купируются бронхолитиками (в ингаляциях и парентерально), по показаниям назначают кортикостероидные препараты парентерально

Приступы купируются введением парентерально бронхоспазмолитиков в сочетании с кортикостероидами в условиях стационара, нередко – в отделении интенсивной терапии

Базисная противовоспалительная терапия

Кромгликат натрия, недокромил натрия

Кромгликат натрия или недокромил натрия, у части больных – ингаляционные кортикостероиды

Ингаляционные и системные кортикостероиды
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Тема 22. Диагностика, первая врачебная помощь, тактика педиатра при синдроме острой дыхательной недостаточности у детей

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Тема 23. Диагностика, первая врачебная помощь, тактика педиатра при синдроме острой сердечной, сосудистой недостаточности и нарушения...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Синдром ангины у детей. Этиологическая структура. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангина при гематологических заболеваниях....

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Кроме того, орз, а тем более повторные, формируют хроническую патологию лор органов, способствуют развитию аллергии, снижают иммунитет,...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема 22 Диагностика, первая врачебная помощь, тактика педиатра при синдроме острой дыхательной недостаточности у детей

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Актуальность темы. Оздоровление детей, является важнейшей государственной задачей, поскольку истоки большинства заболеваний взрослых...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема 10. Болезни органов пищеварения. Болезни органов мочевыделения. Ранняя диагностика, диспансеризация, реабилитация, профилактика...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации для студентов для подготовки к практическому...
Определения понятий «местный эвакуационный пункт», «прием раненых и больных в тгмз». Порядок подчинения мэп. Вопросы руководства...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов V...
Занятие №8 часть 2 «Инфекционно – воспалительные заболевания органов мочевой системы у детей. Пиелонефрит первичный и вторичный....

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Мочевой синдром при гл, дифференциальный диагноз с острыми гломерулонефритами, интерстициальным нефритом, инфекционно-воспалительными...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск