Обзор законодательства российская федерация правовые новости




Скачать 376.2 Kb.
НазваниеОбзор законодательства российская федерация правовые новости
страница1/2
ТипЗакон
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Закон
  1   2
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
25.04.2017 – 30.04.2017
Содержание:


  1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА




  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



  1. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ


III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


  1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


    1. На сайте regulation.gov.ru опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» (подробнее здесь).


Дата начала общественного обсуждения –25 апреля 2017;

Дата окончания общественного обсуждения - 27 апреля 2017.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Закон об оборонном заказе в части:

- увеличения для головных исполнителей государственного оборонного заказа лимита на оплату иных расходов в сумме до 5 млн. рублей в месяц, при сохранении установленного лимита в 3 млн. руб. для остальных исполнителей;

- предоставления права головным исполнителям возвращать с отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, суммы кредитов, согласованных с государственным заказчиком и перечисленных уполномоченным банком головному исполнителю на отдельный счет в том же уполномоченном банке, и процентов по ним. В текущей редакции Закона об оборонном заказе правом возвращать с отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, кредиты и проценты по ним наделены исполнители государственного оборонного заказа за исключением головных исполнителей;

- исключения требования обеспечения исполнения государственных контрактов, в отношении которых будет осуществляется банковское или казначейское сопровождение;

- ведения реестра организаций, необоснованно уклоняющихся от заключения контракта на поставки продукции, необходимой головному исполнителю (исполнителю) для выполнения государственного оборонного заказа. Учитывая, что указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предлагается учитывать в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за данное нарушение, а ведение реестра поручить контролирующему органу в сфере государственного оборонного заказа. При этом Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать ограничения по предоставлению государственной поддержки организациям, включенным в реестр;

- наделения государственного заказчика правом утверждать порядок уведомления уполномоченных банков о полном исполнении государственных контрактов при осуществлении банковского сопровождения. Учитывая, что указанный порядок затрагивает взаимоотношение с уполномоченными банками и расчеты по кооперации головного исполнителя, законопроектом предусматривается согласование указанного порядка с Банком России и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов;

- установления порядка рассмотрения информации о фактах превышения поставщиками более чем на пять процентов цены на продукцию, необходимую для исполнения государственного оборонного заказа;

- уточнение круга лиц, обязанных представлять документы и сведения по запросу контролирующего органа в соответствии с закрепленными полномочиями.



    1. На сайте regulation.gov.ru опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации ‎«Об утверждении Положения о государственном регулировании ‎цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, ‎и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (подробнее здесь).


Дата начала общественного обсуждения - 25 апреля 2017;

Дата окончания общественного обсуждения – 25 мая 2017.
Проект постановления разработан ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина (далее – Поручение).

Полагается целесообразным утверждение единого нормативного правового акта о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ (далее – Единый нормативный акт), охватывающего этапы формирования, размещения и исполнения ГОЗ (прогнозирование и регистрация цен на продукцию по ГОЗ, формирование начальных (максимальных) цен государственных контрактов, перевод цен в фиксированные и т.п.).

Проект постановления предусматривает утверждение Положения ‎о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ ‎(далее – Положение), устанавливающего в том числе методы определения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ; порядок и условия применения видов цен на продукцию по ГОЗ, ‎в том числе порядок перевода цен в фиксированные; порядок определения рентабельности (прибыли) в цене продукции, поставляемой по ГОЗ; порядок определения прогнозных цен на продукцию по ГОЗ; порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта; порядок определения цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации в ФАС России; порядок определения цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на поставку продукции по цене, не подлежащей регистрации в ФАС России.

При подготовке Проекта постановления принята за основу действующая нормативная правовая база в сфере государственного регулирования цен ‎на продукцию, поставляемую по ГОЗ.

В Положении уточнены и расширены возможности регистрации цены на основании ее прогнозного значения. Предлагаемые изменения позволят оптимизировать процессы прогнозирования и регистрации цен на продукцию по ГОЗ в части устранения избыточных процедур и сокращения сроков.

Проектом постановления предусмотрены приоритизация методов определения экономически обоснованного уровня цены продукции по ГОЗ в зависимости от видов (характеристик) такой продукции, а также распространение единых принципов ценообразования на всю кооперацию.

Государственное регулирование цен в сфере ГОЗ в настоящее время предполагает использование преимущественно затратного метода определения стоимости продукции, поставляемой по ГОЗ. В соответствии с указанным методом формирование цены осуществляется исходя из принципа обеспечения положительной прибыли с полным возмещением затрат головному исполнителю, исполнителю ГОЗ.

В соответствии с Проектом постановления затратный метод применяется для расчета исходной («базовой») цены продукции по ГОЗ, которая в последующие периоды в сопоставимых условиях подлежит корректировке с учетом индексов из состава показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации вне зависимости от величины издержек производства (далее – «индексный подход»).

Проект постановления устанавливает следующие принципы применения «индексного подхода» в ценообразовании: «базовая» цена, первоначально рассчитанная затратным методом, индексируется в течение 5 лет, затем в течение 2 лет цена продукции по ГОЗ не подлежит индексации, далее цена вновь индексируется в течение последующих 5 лет и в течение 2 лет цена продукции по ГОЗ не подлежит индексации.

В части определения условий и порядка применения видов цен на продукцию в Проекте постановления конкретизированы условия и порядок применения различных видов цен; установлен порядок перевода цен в фиксированные.

Планируется, что положения Проекта постановления вступят в силу с 01.01.2018.



    1. На сайте http://www.duma.gov.ru опубликованы проекты федерального закона № 160445-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества и другие законодательные акты Российской Федерации» ( с проектом можно ознакомиться здесь).

Внесен в ГД РФ 26.04.2017.

Законопроект предусматривает возвращение практики утверждения программы приватизации федерального имущества путем принятия соответствующего отдельного Федерального закона по указанному предмету.



    1. На сайте http://www.duma.gov.ru опубликованы проекты федерального закона № 157778-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с проектом можно ознакомиться здесь).


Законопроектом предлагается в качестве объекта соглашений государственно-частного партнерства и концессионного соглашения предусмотреть объекты IT-инфраструктуры, а именно: программы для ЭВМ, базы данных, а также обеспечивающие их эксплуатацию и (или) являющиеся источниками данных технические средства (в том числе в составе сайтов в сети «Интернет» и государственных информационных систем или их совокупности. ПО мнению авторов законопроекта, данная формулировка объекта соглашений имеет целью, с одной стороны, предусмотреть государственные информационные системы в качестве объекта концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве, и при этом - привести в соответствие такой объект с нормами гражданского законодательства, с тем, чтобы в качестве объекта соглашения были предусмотрены исключительно объекты гражданских прав.



    1. На сайте СПС «КонсультантПлюс» размещено Указание Банка России от 31.03.2017 № 4335-У «Об установлении предельных значений размера сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, при превышении которых такие сделки могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность».


Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Документ опубликован не был.
Для сделок АО и ООО определены предельные значения, при превышении которых они могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность

Предельные значения размера сделок установлены в зависимости от балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Предельные значения размера сделок составляют при стоимости активов:

не более 25 миллиардов рублей - 20 миллионов рублей;

от 25 миллиардов до 100 миллиардов рублей - 50 миллионов рублей;

от 100 миллиардов до 1 триллиона рублей - 500 миллионов рублей;

от 1 триллиона до 2 триллионов рублей - 1 миллиард рублей;

более 2 триллионов рублей - 2 миллиарда рублей.



    1. На сайте СПС «КонсультантПлюс» размещена Информация Росаккредитации от 20.04.2017.


С 20 апреля через сайт Росаккредитации можно прекратить действие декларации о соответствии.

Ранее заявители, например изготовители или продавцы, могли через сервис на сайте Росаккредитации только зарегистрировать декларацию о соответствии. Чтобы прекратить ее действие, нужно было направить уведомление в Росаккредитацию либо орган по сертификации. Это право сохранилось.

Ведомство информирует, что новая услуга сервиса бесплатна. Необходимо авторизоваться через портал госуслуг как юрлицо или ИП. Затем - найти нужную декларацию, внести сведения о прекращении ее действия и подписать их квалифицированной электронной подписью.

Сертификат такой подписи можно получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Плагин, который используется для подписания, доступен на стартовой странице сервиса.



    1. На сайте СПС «Гарант» размещен Приказ Федеральной антимонопольной службы от 06.02.2017  № 107/17 «Об утверждении порядка представления информации о выявленных признаках регионального протекционизма в субъектах Российской Федерации».


Территориальным управлениям и отраслевым структурным подразделениям центрального аппарата ФАС России поручено ежемесячно представлять в Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС России информацию о выявленных признаках регионального протекционизма в субъектах Федерации.

К такой информации относятся сведения из обращений хозяйствующих субъектов, отраслевых ассоциаций, экспертных сообществ и иных профессиональных объединений (в том числе в устной форме), а также из СМИ о признаках недобросовестных практик региональных и местных органов, направленных на создание регионального протекционизма. Например, о создании административных барьеров для доступа на соответствующие товарные рынки путем введения ограничений продажи отдельных видов товаров.

Установлены сроки направления указанной информации.



    1. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.01.2017 № Д28и-1041.


1. В соответствии с положениями части 6 статьи 52 Закона № 44-ФЗ при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (далее - вскрытие конвертов) объявляются и вносятся в протокол в том числе сведения о наличии информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией.

Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность конкурсной комиссии в ходе процедуры вскрытия конвертов проверять достоверность информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса.

2 - 3. В соответствии с частью 7 статьи 52 протокол вскрытия конвертов ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов.

Таким образом, продление завершившейся процедуры вскрытия конвертов для оглашения дополнительной информации, внесение изменений в аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а также в протокол вскрытия конвертов положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрены.



    1. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.03.2017 № ОГ-Д28-2625.


Положения Закона № 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом № 223-ФЗ положения о закупке. В положении о закупке может быть предусмотрено проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Учитывая изложенное, заказчику для соблюдения требований пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также законодательством Российской Федерации о стандартизации. В случае невозможности соблюдения указанного законодательства Российской Федерации заказчик обязан обосновать использование иных требований к закупаемым товарам, работам, услугам.

При этом заказчик вправе самостоятельно определять, какие требования к описанию характеристик закупаемого товара (в том числе возможность поставки аналогичного товара) в зависимости от видов осуществляемой деятельности должны быть указаны в положении о закупке, а также какими нормативными документами участник закупки может подтвердить соответствие товара указанным требованиям.



    1. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.03.2017 № Д28и-1243.


Положения Закона № 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом № 223-ФЗ положения о закупке. В положении о закупке может быть предусмотрено проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определять какие сведения о закупаемом товаре (в том числе исключение возможности поставки товара «эквивалента») в зависимости от видов осуществляемой деятельности должны быть указаны в положении о закупке с учетом положений части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.



    1. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2017 № Д28и-1202.


Согласно примечанию к наименованию вида медицинских изделий Перечня отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением № 102, при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.

Таким образом, постановление № 102 применяется только при закупке дезинфицирующих средств, являющимися медицинскими изделиями.

    1. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.03.2017 № ОГ-Д28-2628.


Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» внесены изменения в Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ, касающиеся закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Так, с 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками по смыслу Закона № 44-ФЗ и могут пользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ только в случаях, установленных частью 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 41 статьи 112 Закона № 44-ФЗ для осуществления закупок с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ начиная с 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе были принять и разместить в единой информационной системе положение о закупке до 31 декабря 2016 года.

Для осуществления закупок в последующих годах государственному унитарному предприятию необходимо принять и разместить в единой информационной системе положение о закупке до 1 января того года, в котором планируется осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, законодательством Российской Федерации о закупках не предусмотрено обязательство заказчиков повторно (ежегодно) утверждать положение о закупке. При этом заказчики вправе вносить изменения в положение о закупке в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ




  1. На сайте ФАС России размещена информация: «ФАС России декларирует свои цели и задачи на 2017 год».


Публичная деклараця целей и задач Федеральной антимонопольной службы определяет приоритетные направления работы ведомства на текущий год

Так, центральным событием в 2017 году станет принятие Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2017-2019 гг. Документ подготовлен ФАС России по аналогии с Национальным планом по борьбе с коррупцией и планируется к утверждению Указом Президента России. В настоящее время проект проходит согласования.

Другим важным направлением работы ФАС России в текущем году станет карнальное реформирование стратегии тарифного регулирования. Планируется, в том числе, принятие Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)», а также разработка Стратегии стимулирующего тарифного регулирования. В новом законе заложены принципы установления тарифов, исходя из экономической деятельности компании, их долгосрочный период, открытость деятельности РЭКов и регулируемых компаний, обеспечение недискриминационных условий для предпринимательства. Все это, по мнению антимонопольного органа, существенным образом изменит сложившуюся ситуацию в тарифном регулировании.

В приоритете будет и работа над созданием эффективных механизмов борьбы с антиконкурентными практиками транснациональных корпораций и трансграничными нарушениями антимонопольного законодательства.

В 2017 году планируется принятие «дорожных карт» «Развитие конкуренции в здравоохранении» и «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг» (совместно с Банком России) и утверждение их в соответствующих отраслях на 2017-2018 гг.

В основу проекта «дорожной карты» «Развитие конкуренции в здравоохранении» легли предложения экспертов, производителей лекарственных препаратов и представителей отраслевых ассоциаций. Документ предполагает совершенствование процедуры регистрации лекарств, обеспечение функционирования их взаимозаменяемости, совершенствование механизма регулирования цен на ЖНВЛП, законодательства в сфере закупок лекарств и в области защиты интеллектуальной собственности, развитие конкуренции между аптечными организациями и совершенствование законодательства в сфере обращения БАДов.

«Дорожная карта» «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг» направлена на снижение административных барьеров и предупреждение нарушений антимонопольного законодательства финансовыми организациями, в том числе страховыми.



  1. На сайте ФАС России размещена статья: «ФАС России разработала комплаенс для предприятий ОПК».


Документ разработан совместно с ГК «Ростех», ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», ПАО «ОАК», АО «ОСК» и Минпромторгом России

Методические рекомендации по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность (комплаенс) разработаны для организаций оборонно-промышленного комплекса и исполнителей гособоронзаказа.

Положения комплаенса основаны на лучших практиках организации внутреннего контроля соблюдения законодательства крупнейших корпораций, на зарубежном опыте и принципах менеджмента качества, предусмотренных стандартами ИСО 9001.

Внедрение правил внутреннего контроля позволит снизить риски нарушения организациями требований Федеральных законов 135-ФЗ «О защите конкуренции», 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», 44-ФЗ «О контрактной системе», 223-ФЗ «О закупках», обеспечить профилактику и предупреждение таких нарушений.



  1. На сайте ФАС России размещена статья: «Антимонопольным органам предстоит выработать меры по противодействию антиконкурентным соглашениям на локальных и трансграничных рынках».


Сотрудники конкурентных ведомств России, Японии, Бельгии и Австрии представили основные кейсы по борьбе с картелями, недобросовестными практиками и иными нарушениями антимонопольного законодательства с участием торговых сетей

В рамках семинара Учебно-методического центра ФАС России (г.Казань) «Антимонопольное регулирование и борьба с картелями в розничной торговле» представители зарубежных антимонопольных органов рассказали о своем опыте борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства, в том числе антиконкурентными соглашениями.

Главный экономист Конкурентного ведомства Бельгии Алексис Валкерс сообщил об исследовании, которое показало, что уровень цен на продовольственные и бытовые товары на 10% выше, чем в других сопоставимых странах. По его словам, причиной такого превышения стало существовавшие административные барьеры для входа и выхода на товарный рынок, а также увеличение рыночной доли определенных торговых сетей. Конкурентное ведомство направило рекомендации органам власти Бельгии для исправления этой ситуации. Алексис Валкерс обещал, что через некоторое время ведомство проведет очередное исследование для того, чтобы выяснить какие меры были приняты для снижения цен на продовольственные и бытовые товары, и о его результатах расскажет на следующем семинаре в Учебно-методическом центре ФАС России.

Как отметили сотрудники Комиссии по справедливой торговли Японии, антимонопольное законодательство в стране уже действует более 70 лет. В настоящее время развитие конкуренции является приоритетным направлением деятельности государства. В своем поступлении они подчеркнули, что торговые сети занимают доминирующее положение перед поставщиками. Подтверждением этого тезиса стал кейс конкурентного ведомства Японии, где крупная компания этой страны в сфере розничной торговли детскими товарами навязывала невыгодные условия для поставщиков и производителей товаров.

Оживленную дискуссию вызвал доклад сотрудника отдела расследований Конкурентного ведомства Австрии Терезы Экхард, которая рассказала о правоприменительной практике антимонопольного органа в сфере электронной коммерции. С 2013 года Конкурентное ведомство Австрии провело несколько расследований и наложило многочисленные штрафы за антиконкурентное поведение при онлайн продаже товаров.

«В настоящее время онлайн-торговля набирает большие обороты, и регуляторы встречают новые вызовы для антимонопольного законодательства. Сложность изучения этих рынков связана с тем, что они очень быстро меняются, и антимонопольным органам следует уделять пристальное внимание развитию существующих инструментов выявления и пресечения картелей, а также иных нарушений антимонопольного законодательства», - подчеркнул заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Мухамед Хамуков.

Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев рассказал об исследовании ЮНКТАД, которое указывает на тенденции развития розничной торговли и её проблемах. Он обратил внимание участников мероприятия на рекомендации ЮНКТАД антимонопольным органам для предотвращения ситуации, когда торговые сети создают дискриминационные условия для поставщиков и производителей.

Затем заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Екатерина Урюкина. Она сообщила о возбужденных делах российского антимонопольного ведомства в отношении крупных ритейлеров таких как «Ашан», «Лента», X5 Retail Group», «Metro Cash&Carry» и другие.

Семинар продолжила советник Управления по борьбе с картелями ФА С России Фатима Кониева. Она привела региональный «срез» выявления антиконкурентных соглашений. В качестве примеров Фатима Кониева подробно остановилась на деле Мордовского УФАС России в отношении производителей сыра. Компании заключили и реализовали антиконкурентное соглашение, которое могло привести к установлению или поддержанию цен. Территориальное управление ФАС России признало организации нарушившими Закон о защите конкуренции.

Фатима Кониева также рассказала о деле Курского УФАС России, где хлебозаводы заключили антиконкурентное соглашение с целью устранения нового конкурента с товарного рынка, путем одновременного прекращения поставок в некоторые торговые сети. По ее словам, дело Курского УФАС России представляет собой пример точной и верной квалификации по статье 11 Закона о защите конкуренции. При рассмотрении этого расследования, антимонопольный орган провел полный анализ рынка и собрал все необходимые доказательства.

Продолжил тему руководитель Самарского УФАС России Леонид Пак. В своем докладе он отметил о плодотворном взаимодействии с правоохранительными органами при выявлении картелей. Также руководитель Самарского УФАС России обратил внимание международных коллег, что в Российской Федерации зачастую действия должностных лиц региональных органов власти могут оказывать негативное влияние на конкуренцию. Леонид Пак указал на наличие административной и уголовной ответственности за незаконные действия представителей органов власти субъектов Российской Федерации.



  1. На сайте ФАС России размещена статья: «Кемеровское УФАС добилось отстранения должностного лица от руководящей должности за нарушение антимонопольного законодательства».


Решение управления поддержал кемеровский областной арбитраж

24 апреля 2017 года Арбитражный суд Кемеровской области поддержал исковое заявление Кемеровского УФАС России о дисквалификации должностного лица на 6 месяцев. Таким образом, руководителя организации привлекли к административной ответственности за повторное нарушение антимонопольного законодательства.

Кемеровчанина, занимавшего в сентябре-октябре 2015 года должность директора одного из обществ с ограниченной ответственностью, управление уже привлекало к административной ответственности в ноябре 2015 года, оштрафовав на 15 тысяч рублей. Экс-директор общества нарушил антимонопольное законодательство, ограничив срок приема заявок для участия в торгах по продаже арестованного в рамках исполнительного производства имущества.

Осенью 2016 года комиссия управления рассмотрела дело с аналогичными нарушениями, по итогам которого признала компанию-организатора торгов нарушившей часть 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Поскольку в 2015-2016 году это юридическое лицо в рамках госконтракта с ТУ Росимущества в КО было наделено рядом полномочий, действия директора рассматривались с позиции статьи 14.9 КоАП РФ (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления).

Повторность нарушения стала основанием для иска антимонопольного органа с требованием лишить экс-директора права занимать руководящие должности (ч.2 ст. 14.9 КоАП РФ).

«Заявленные требования антимонопольного органа были удовлетворены в суде, должностное лицо привлекли к административной ответственности в виде дисквалификации на срок 6 месяцев. Такое наказание антимонопольный орган с поддержкой судебной инстанции в нашем регионе применяет впервые» – прокомментировала руководитель Кемеровского УФАС Наталья Кухарская.



  1. На сайте ФАС России размещена статья: «ФАС предостерегла «эксперта» по закупкам от призывов к игнорированию ее разъяснений».


Сотрудник ДПО «ИНКОНТЕХ» неверно толкует нормы материального права, вводя в заблуждение госзаказчиков и поставщиков лекарств.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) направила сотруднику негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт конкурсных технологий» (НОЧУ ДПО «ИНКОНТЕХ») предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Поводом для направления предостережения стала статья "Эксперт: письма ФАС о взаимозаменяемости не обязательны к исполнению", опубликованная 28 марта 2017 года на официальном интернет-сайте газеты «Фармацевтический Вестник». В статье содержится призыв к государственным заказчикам «не обращать внимание на письма о взаимозаменяемости того или иного лекарственного препарата, которые публикует ФАС России».

Антимонопольный орган установил, что подобные высказывания противоречат положениям законодательства Российской Федерации, определяющим полномочия ФАС России по выдаче разъяснений1, установлению взаимозаменяемости товаров2, в том числе лекарственных препаратов3, и могут привести к нарушению положений части 5 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»4.

Соответствующие разъяснения направлены также руководству НОЧУ ДПО «ИНКОНТЕХ» и в газету «Фармацевтический Вестник» (опубликованы на сайте газеты 4 апреля 2017 года).

«Позиция сотрудника НОЧУ ДПО «ИНКОНТЕХ», изложенная в статье, основана на неверном толковании норм материального права, направлена на дискредитацию правовых основ антимонопольного регулирования и введение в заблуждение государственных заказчиков и поставщиков лекарственных препаратов. Очень жаль, что всевозможного рода «эксперты» и «экспертные организации», вместо содействия честным и открытым торгам, способствуют недобросовестным практикам заказчиков» - отметил заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Максим Дегтярёв.



  1. На сайте ФАС России размещена статья: «Апелляция: требование о наличии у участника торгов на концессию «опыта финансирования» незаконно».


Девятый арбитражный апелляционный суд поддержал ФАС в споре о концессии с Минстроем Астраханской области

24 апреля 2017 года Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность решения и предписания ФАС России, вынесенных в отношении Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.

Напомним, ранее упомянутое министерство провело конкурс на концессию по созданию и эксплуатации в регионе систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД. При этом, как установил антимонопольный орган, заказчик предъявил незаконные требования к участникам закупки, ограничив тем самым их количество.

Так, к участию в конкурсе допускались только те организации, которые ранее уже финансировали по концессионным или другим аналогичным соглашениям создание объектов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. При этом объем такого финансирования, как было заявлено в документации, должен был составлять не менее 600 млн руб.

«Такое требование необоснованно, поскольку ему не соответствует значительное количество компаний, имеющих опыт исполнения аналогичных работ по госзаказу, которые в связи с отсутствием авансирования из бюджета изначально выполняются за счет собственных и привлеченных денежных средств компаний. Кроме того, прежний «опыт финансирования» не заменяет необходимость финансирования сегодня и не свидетельствует о наличии у участника достаточных денежных средств на данный момент», - сообщил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.

На этом основании ФАС России признала Минстрой Астраханской области нарушившим ст. 23 Закона о концессионных соглашениях и предписала организатору торгов исключить из конкурсной документации незаконные требования к участникам. Заказчик не согласился с решением и предписанием антимонопольного органа и обжаловал их в судебном порядке, но суды первой и второй инстанций последовательно отказал Минстрою Астраханской области, поддержав тем самым позицию ФАС России.

«Подобные нарушения возникают из-за несовершенства действующего законодательства о концессиях, которое позволяет предъявлять к участникам конкурсов непрозрачные, субъективные, неадминистрируемые требования. В целях повышения прозрачности отбора и устранения субъективизма со стороны организаторов торгов необходимо ограничить максимальную значимость неценовых, субъективных критериев отбора исполнителя или поставщика», - продолжил Рачик Петросян.



  1. На сайте форума-выставки «ГОСЗАКАЗ – ЗА честные закупки» опубликована статья: «Браверман: государственные закупки у малого бизнеса становятся высокотехнологичными».


Высокотехнологичные товары будут постепенно вытеснять базовые в закупках государственных органов и компаний у предприятий малого и среднего бизнеса. При этом роль качества закупок и сертификации существенно возрастет, заявил ТАСС руководитель корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) Александр Браверман по итогам встречи президента Владимира Путина с представителями деловых кругов Ярославской области, участники которой обсудили ситуацию в секторе малого и среднего предпринимательства.

Согласно постановлению правительства, доля прямых закупок государственных компаний у малых и средних предприятий вырастет с 10% до 15% с 1 января 2018 года. За весь 2016 год общий объем закупок у сектора малого и среднего бизнеса со стороны государственных заказчиков составил более 1,5 трлн рублей, по итогам первого квартала 2017 года эта цифра составила более 400 млрд рублей. А по оценкам корпорации МСП, к концу 2017 года реально выйти на общий объем закупок в 1,6 трлн рублей. При этом малым предпринимателям доступно уже более 121 тыс. номенклатурных позиций.

«Это говорит о том, что предприниматели переходят от простых товаров к выполнению более сложных контрактов по поставкам высокотехнологичной продукции», - заявил Браверман. По его словам, с таким количеством позиций невозможно закрывать закупки только по поставке «бумаги и бутилированной воды», хотя «поставка простых товаров тоже очень важна».

По мнению Бравермана, увеличению доступа компаний из сектора малого и среднего бизнеса к закупкам высокотехнологичной продукции способствует, в первую очередь, поддержка правительства, а также финансовая поддержка банков и самой Корпорации МСП.

По мнению экспертов и представителей банков, будущее малого бизнеса в России связано с поставками высокотехнологичной продукции, а не с розничной торговлей и общественным питанием, с которыми малый бизнес до недавнего времени ассоциировался в массовом сознании.
Улица с двухсторонним движением

По мнению Бравермана, при увеличении доли высокотехнологичной продукции в поставках крупных компаний важную роль играет сертификация продукции. Согласованный министерствами, Росстандартом, Корпорацией МСП и одобренный проектным комитетом правительства подход к облегчению прохождения малыми предприятиями сертификации заключается в том, что при неизменно высоких требованиях к безопасности и качеству продукции сертификация не должна стать заградительным ценовым барьером.

«При этом сертификация простых товаров и услуг может не проводиться вовсе. Что касается продукции, связанной с безопасностью любого рода, то сертификация должна проводиться бесплатно, как это делается сейчас в Росатоме, или в пределах затрат, понесенных крупнейшими заказчиками», - подчеркнул глава корпорации.

Браверман отметил, что одним из ключевых направлений корпорации на 2017 год является повышение уровня доверия между крупнейшими заказчиками и представителями малого и среднего бизнеса в рамках взаимодействия по госзакупкам.

«С этого года госкомпании смогут проверять своих поставщиков из сектора МСП в плане выполнения контракта по следующим критериям: качество и срок выполнения. Корпорация МСП поддерживает их в этом вопросе. Более того, мы активно взаимодействуем и совместно работаем по данному направлению», - сказал он.

Также, по его словам, корпорация МСП будет проверять на прозрачность государственных закупок самих заказчиков. Основная проверка будет вестись по четырем основным критериям: аффилированность менеджмента компании на всех уровнях с победителями тендеров, доля закупок у единственного поставщика в сегменте МСП, уровень конкуренции при закупке у малых и средних компаний и экономия средств при снижении конечной цены для закупщика по результатам тендера.
Недостаточная информированность.

Браверман отметил, что уровень аффилированности менеджмента компании-заказчика с поставщиками зафиксирован в размере менее 1% от общего уровня закупок. Доля закупок у единственного поставщика (способ закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца в короткий срок - прим. ТАСС) в секторе МСП составляет 24,6%, что в 2,6 раза ниже, чем в при общих торгах в рамках Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). По мнению экспертов эти цифры свидетельствуют о более низком уровне нарушений и коррупции при закупках в сегменте малого бизнеса по сравнению с другими сегментами.

«Что касается показателя уровня конкуренции, то в рамках Федерального закона № 223 у сектора МСП зафиксирован уровень конкуренции в 1,7 раза выше, чем в обычных закупках по этому закону. Это говорит о том, что цена для закупщика получается ниже, так как конкуренция выше», - добавил он.

При этом глава корпорации отметил низкий уровень информированности бизнесменов о государственных закупках, несмотря на то, что информация размещена на многих государственных ресурсах - корпорации МСП, в электронной системе поддержки малого и среднего бизнеса «Бизнес- навигатор МСП», а также на ресурсах деловых сообществ «Опора России», «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты. По его словам, для решения данного вопроса корпорация МСП запустила активную компанию по продвижению «Бизнес-навигатора», который является источником информации о закупках для предпринимателей.

«Мы видим большой потенциал в системе «Бизнес-навигатор МСП», если о ней будет знать как можно большее число предпринимателей. Ведь на данном сервисе размещена вся информация о госзакупках и есть возможность детально ознакомиться с условиями конкурса. Кроме того, благодаря навигатору можно повысить конкуренцию среди предпринимателей и, соответственно, снизить цену для крупнейших заказчиков», - добавил он.

  1   2

Похожие:

Обзор законодательства российская федерация правовые новости icon1. российская федерация >II. Правовые новости III
«О внесении изменений в федеральный закон от 05. 04. 2013 №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для...

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconIntegrated Development of the Shtokman Gas-Condensate Field. Phase 1
Мурманская область, Российская Федерация с местонахождением: Российская Федерация, 184630, Мурманская область, Кольский район, село...

Обзор законодательства российская федерация правовые новости icon125167 Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский проспект 39...
Адрес эмитента: 125167 Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский проспект 39 корп. А

Обзор законодательства российская федерация правовые новости icon125167 Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский проспект 39...
Адрес эмитента: 125167 Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский проспект 39 корп. А

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconСахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд Российская Федерация Компания...
Проект разработки Пильтун-Астохского месторождения углеводородов (Этап 1: Астохская площадь) на шельфе о. Сахалин, Российская Федерация,...

Обзор законодательства российская федерация правовые новости icon172386, Российская Федерация, Тверская область, г. Ржев, Заводское...
Адрес эмитента: 172386, Российская Федерация, Тверская область, г. Ржев, Заводское шоссе, д. 2

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconНовости Новости законодательства / в регионах / hr-тенденции / За рубежом
Интервью с председателем Координационного совета объединений работодателей России Олегом еремеевым

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconРоссийская федерация федеральный закон о гражданской обороне
Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской...

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconРоссийская федерация федеральный закон о рекламе
Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной...

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений
Федерального закона от 3 февраля 1996 года n 17-фз) (Ведомости Съезда народных депутатов рсфср и Верховного Совета рсфср, 1990, n...

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconТехническое задание на оснащение специализированным оборудованием...
«Технопарк», расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Москва, территория инновационного центра «Сколково», Большой бульвар,...

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconРоссийская кинологическая федерация (ркф)

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconОбщероссийские новости
Обзор средств массовой информации за период 02 02. 2016 по вопросам информатизации здравоохранения

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconРоссийская федерация кодекс российской федерации об административных правонарушениях

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconРоссийская федерация кодекс российской федерации об административных правонарушениях

Обзор законодательства российская федерация правовые новости iconМесто нахождения: Российская Федерация, г. Москва, 117418, ул. Новочеремушкинская, д. 69 Б


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск