Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития»




НазваниеДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития»
страница1/17
ТипДиссертация
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Диссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Санкт-Петербургский государственный университет


Председатель ГАК,

профессор
________________ Кораблина Е.П.


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ СТИЛЯМИ И САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Диссертация

на соискание степени Магистра по направлению 030300 – Психология

основная образовательная программа «Психология развития»

1-ый рецензент Исполнитель

К. пс.н., доцент Магистр 2 курса

Дерманова И.Б. Богатова Е.В.

______________(подпись) ______________(подпись)

2-ый рецензент Научный руководитель

К.пc.н., ст. преп. К.пс.н., доцент

Рудыхина О.В. Василенко В.Е.

______________(подпись) ______________(подпись)

Санкт-Петербург

2016

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Обзор теоретических и эмпирических исследований по проблеме взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости 7

1.1. Эмоциональный интеллект: понятие и концепции 7

1.2. Основные классификации когнитивных стилей 13

1.3. Саморегуляция, ее компоненты и стилевые характеристики 16

1.4. Взаимосвязи эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и саморегуляцией личности 20

1.5. Особенности развития личности в период ранней взрослости 24

Выводы по первой главе 27

Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 30

2.1. Цели и задачи исследования 30

2.2. Характеристика выборки исследования 31

2.3. Описание методов и процедуры исследования 31

Глава 3. Результаты эмпирического исследования 47

3.1. Показатели эмоционального интеллекта у студентов 47

3.4. Анализ взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и саморегуляции личности у студентов 75

3.5. Моделирование взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности у студентов 87

Глава 4: Обсуждение результатов эмпирического исследования 94

Выводы 99

Заключение 101

Список использованной литературы 104


Введение





Актуальность проблемы исследования. В начале ХХ в. в психологии ученые вели поиски способностей, связанных не с общим интеллектом, а с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта и социального интеллекта (Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк) и др. утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях. Эмоциональный интеллект (EI) — способность человека осознавать эмоции. Наиболее распространенным пониманием эмоционального интеллекта является положение Д.В. Люсина, который рассматривает эмоциональный интеллект как способность человека к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [41].

В современной научной литературе в последнее время все чаще поднимается вопрос о современном состоянии и перспективах изучения стилевого подхода в психологии познания, связанного с изучением стилевых характеристик познавательной сферы личности (когнитивных стилей). Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения.

Природа наделила человека не только способностью адаптации, но и возможностью к саморегуляции. Саморегуляция - это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Таким образом, на сегодняшний день в науке назрела проблема изучения возможности и способности человека к пониманию эмоций, исходя из сформированности собственных когнитивных стилей и саморегуляции, т.е. как человек может распознавать свои и чужие эмоции, контролировать их, идентифицировать и находить подходящее словесное выражение, понимать причины и следствия эмоций.

Целью данного исследования является выявление взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости.

Задачи:

        1. Изучить компоненты эмоционального интеллекта у студентов с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.

        2. Выявить характеристики когнитивных стилей у студентов: полезависимость/поленезависимость и аналитичность/синтетичность с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.

        3. Исследовать стилевые характеристики саморегуляции и уровень субъективного контроля у студентов с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.

        4. Проанализировать взаимосвязи эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и саморегуляции личности в период ранней взрослости.

        5. Выявить предикторы эмоционального интеллекта среди показателей когнитивных стилей и саморегуляции личности.

Гипотезы:

  1. В эмоциональном интеллекте можно условно выделить 2 компонента: когнитивный и эмоциональный, которые по-разному взаимосвязаны с поленезависимостью и аналитичностью.

  2. Такие компоненты эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями» и «управление эмоциями других людей» наиболее тесно взаимосвязаны с показателями саморегуляции личности.

  3. Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности у студентов имеет свою специфику в связи с учебно-профессиональной направленностью.

  4. У исследуемых параметров основные различия по фактору пола связаны с более высоким показателем эмоционального интеллекта у женщин.

Объект исследования: эмоциональный интеллект, когнитивные стили, саморегуляция личности.

Предмет исследования: взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости.

Методы исследования. В ходе проведения эмпирического исследования использовались психодиагностические методы.

Методы исследования эмоционального интеллекта:

  1. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ)

  2. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина

Методы исследования когнитивных стилей:

  1. Тест «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна

  2. Методика «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера в модиф.

Нафтульева и Лебедевой

Методы исследования саморегуляции:

  1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой

  2. Опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.

Статистические методы: описательные статистики, T-критерий Стьюдента для выявления различий у юношей и девушек, корреляционный анализ и регрессионный анализ для двух зависимых переменных – интегральных показателей эмоционального интеллекта по методикам Н. Холла и Д.В. Люсина.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании подготовленного диагностического инструментария и результатов эмпирического исследования в работе практикующих психологов.

База исследования: выборку исследования составляли студенты, учащиеся по программе магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета (61 студент) и университета им. А.И. Герцена (РГПУ) (11 студентов). Для сравнения было выбрано 3 группы студентов с трех разных по направлению факультетов:

1) факультет психологии

2) факультет филологии

3) факультет математики.

В каждой группе по 24 человека. Таким образом, в первую группу вошли 72 студента, 45 девушек и 27 юноши, средний возраст 21,5лет.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Способы принятия управленческих решений в условиях неопределенности (на примере собственников предприятий)

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Теоретические основания исследования отношения к аграрной политике в России

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Исследования эмоциональной регуляции у детей раннего возраста, воспитывающихся в учреждениях 34

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconДиссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, доцент Стефаненко Т. Г., профессор Гуриева С. Д

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconЭкспериментальная психология
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37. 03. 01 (030300. 62) «Психология»,...

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconДиссертация на соискание степени магистра по направлению «государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconДиссертация на соискание степени магистра по направлению 41. 04. 05 «Международные отношения»
Сша, Китай и Россия, начало активно участвовать в региональных объединениях и развитие новых для страны областей деятельности. Никарагуа...

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconОсновная образовательная программа Организационная психология и психология...
Теоретические основы адаптации сотрудников, организационной культуры и мотивации 7

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconПрограмма дисциплины «Психология утраты и травмы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 37....

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconПрограмма подготовки к государственному экзамену Специализация «Психотерапия...
Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению...

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Психология развития» iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск