Термины музыкальные




Скачать 388.93 Kb.
НазваниеТермины музыкальные
страница1/3
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3
Музыкальная терминология








ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ

(словарь)

Словарь содержит наиболее употребительные термины.

Автентический – 1) автентический каданс в мажоро-минорной системе: последовательность доминантового и тонического аккордов; 2) в средневековой модальной системе – лад, диапазон которого строится от основного тона на октаву вверх.

Adagio (адажио) – 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.

Adagissimo (адажиссимо) – обозначение темпа: очень медленно.

Ad libitum (ад либитум) – «по желанию»: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.

Agitato (ажитато) – обозначение выразительности: «взволнованно».

A cappella (а капелла) – термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.

Акколада – фигурная скобка, объединяющая несколько нотных станов.

Аккорд – совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.

Аккордовая последовательность – движение аккордов в соответствии с определенными принципами.

Алеаторика – современный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения.

Alla breve (алла бреве) – обозначение тактового размера (): быстрое исполнение двудольных метров, в которых при этом счет ведется не четвертями, а половинными нотами.

Allargando (алларгандо) – «расширяя». Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).

Allegretto (аллегретто) – 1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла.

Allegro (аллегро) – «весело, радостно»; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).

Аллилуйя (древнеевр. – «хвалите Бога») – выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах; иногда – самостоятельная часть музыки в литургическом цикле;

Альбертиевы басы – аккомпанемент к мелодии, состоящий из «ломаных», «разложенных» аккордов, т.е. аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди. Прием типичен для клавирной музыки конца 18 в.

Альт – 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом – отсюда название, дословно значащее «высокий»; 2) низкий женский голос, называемый часто «контральто»; 3) инструмент, по высоте соответствующий позиции альта в партитуре – например, струнный инструмент альт, альтовый саксофон, альтовая флейта и т.д.

Амбушюр – положение губ при игре на духовых инструментах.

Английский рожок – альтовый гобой со строем на квинту ниже обычного гобоя.

Andante (анданте) – 1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла.

Andantino (андантино) – 1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.

Animato (анимато) – обозначение выразительности: «одушевленно».

Ансамбль – 1) сочетание голосов или инструментов (антоним – соло); 2) в опере – фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором.

Anticipation (англ.) – 1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится; 2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем самого аккорда.

Антифон – форма, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения – антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами.

Апподжиатура – украшение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов. Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. Короткая апподжиатура (итал. аccaciatura, аккачатура; в русском языке употребляется термин «форшлаг») исполняется кратко перед сильной долей ( в музыке баховской эпохи – тоже кратко, но на сильную долю).

Аранжировка (переложение, обработка) – приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором).

Ариозо – небольшая ария; прилагательное «ариозный» относится к вокальному стилю более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем ария.

Arco (арко) – буквально «смычок»: указание coll'arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато.

Арпеджио – аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.

Артикуляция – способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении.

Assai (ассаи) – «очень»; например, adagio assai – очень медленно.

Attacca (атака) – 1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора.

A tempo (а темпо) – возвращение к первоначальному темпу после его изменения.

Атональность – термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий.

Affettuoso (аффеттуозо) – обозначение выразительности: «с чувством».

Аэрофон, духовой инструмент – инструмент, звук в котором возникает в результате колебания столба воздуха в трубке.

Баритон – 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном.

Бас 1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры; 2) мужской голос низкого регистра; 3) музыкальный инструмент низкого диапазона (например, басовая виола).

Basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации.

Basso ostinato (бассо остинато) – буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.

Бекар – знак (), указывающий, что данный тон не повышается или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.

Bel canto (бель канто) – стиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нем над драматической выразительностью.

Бемоль (и дубль-бемоль () – знаки, указывающие на понижение звука на полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.

Burden (англ.) – рефрен или отдельное хоровое произведение, распевающееся на лишенные смысла слоги.

Beat (англ.) – ритмическая пульсация, ритмическая акцентность.

Blue note (англ.) – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза).

Bop (англ.) – один из джазовых стилей: связанный с небольшим ансамблем, он был популярен в конце 1940-х годов.

Бревис – нотная длительность, преимущественно в старинной музыке: равна двум целым нотам.

Battery (англ.) – ударная группа в симфоническом или духовом оркестре.

Варьирование – прием композиции, состоящий в измененном повторении ранее изложенного материала.

Вводный тон – седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора: здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (например, в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до).

Вибрато – легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.

Vivace (виваче) – обозначение темпа и выразительности: быстро, живо.

Виртуоз исполнитель, обладающий выдающимися способностями и блестящей техникой.

Вокализ – 1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения.

Вокальный цикл – понятие, аналогичное поэтическому циклу: группа романсов или песен, объединенная общей идеей, а также музыкальным тематизмом.

Высотность – относительная высота тона, определяемая числом колебаний в секунду.

Гамма, звукоряд – совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении – в виде гаммы). В повседневном употреблении термины «звукоряд» и «гамма» взаимозаменяемы, однако звукоряд не обязательно должен быть записан в форме гаммы.

Гармонический ритм – скорость, с которой сменяют друг друга аккорды.

Гармония 1) одновременное звучание – созвучие нескольких тонов (аккорд); 2) связи внутри аккордовых последовательностей; 3) наука о законах соотношения аккордов; 4) «вертикальный» (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее «горизонтальным» (мелодическим) аспектом.

Gebrauchsmusik (нем.) – 1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования; 2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.).

Gesammtkunstwerk (нем.) – «совокупное произведение искусства»: термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме.

Гексахорд диатонический звукоряд из шести тонов; используется в теории Гвидо д'Aреццо.

Гетерофония – тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия характерен для ряда азиатских и африканских культур, а также для некоторых жанров русского фольклора и фольклора иных европейских народов.

Glissando (глиссандо) – исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д.

Гокет – тип полифонической техники в средневековой музыке, состоящий в распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным голосам.

Головной регистр – самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка.

Голос – 1) звуки, производимые голосовыми связками человека; 2) мелодическая линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или вокального.

Гомофония – тип музыкального письма, при котором имеются мелодическая линия и гармоническое ее сопровождение.

Grave (гравэ) – обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно.

Grand opéra (франц.) – «большая опера»: жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью.

Григорианское пение – литургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской церкви; получило название по имени папы Римского Григория I (ок. 540–604), который упорядочил церковное пение.

Гриф – у скрипки и подобных ей инструментов – деревянная (или пластмассовая) пластинка, над которой натянуты струны и на которой располагаются пальцы исполнителя во время игры.

Грудной звук – использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка.

Группетто – тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке, состоящий в окружении, опевании основного тона снизу и сверху: например, при основном тоне до группетто будет иметь вид ре – до – си – до. Обозначается как (да капо) – «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.

Dal segno (даль сеньо) – «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака ; сокращенно D.S.

Двойная трель – одновременная трель на двух высотных уровнях.

Двойной метр – метр, для которого типичны два основных ударения в такте – более сильное и более слабое. Например, в размере 6/8 два ударения: на первую восьмую – сильное, на четвертую – слабое.

Двойной язычок – техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (например, на трубе, валторне, флейте), при которой удвоенные звуки извлекаются быстрым движением языка исполнителя (подобно быстрому произнесению звуков «т-к»).

Двойные ноты – одновременное сочетание двух или более звуков на струнных смычковых инструментах (например, на скрипке).

Джаз – один из музыкальных стилей 20 в., возникший в США; для джаза характерны большая роль импровизационного начала и сложность ритмики.

Giocoso (джокозо) – весело, игриво.

Диапазон – 1) в средневековой теории музыки – октава; 2) название одной из флейтовых труб органа; 3) объем звучания голоса, инструмента и т.д.

Диатоника – семитоновый звукоряд в пределах октавы, не имеющий альтерированных тонов.

Divisi (дивизи) – указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов.

Диез ( и дубль-диез () – знаки, указывающие на повышение тона полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.

Diminuendo (диминуэндо) – динамическое указание, аналогичное decrescendo.

Динамические обозначения – слова (например, forte), буквенные сокращения (например, f или p) и условные значки (например, вилочки), указывающие на динамический уровень исполнения и его изменения.
  1   2   3

Похожие:

Термины музыкальные iconПоложение I всероссийского интернет-конкурса «Музыкальные таланты России»
Всероссийский музыкальный интернет-конкурс «Музыкальные таланты России» (далее – Конкурс) проводится Автономной некоммерческой организацией...

Термины музыкальные iconТермины, используемые в документации
«запрос предложений», используются нижеследующие термины в нижеуказанных их значениях

Термины музыкальные iconТермины, используемые в документации
...

Термины музыкальные iconТермины, используемые в документации
...

Термины музыкальные iconТермины, используемые в документации
Ваз для нужд ОАО «Ставропольгоргаз» (далее именуемого – «запрос предложений»), используются нижеследующие термины в нижеуказанных...

Термины музыкальные iconСтатья Термины и определения Термины, используемые в Договоре, означают нижеследующее
Заказчиком принято решение о внесении изменений в Приложение №3 проект Договора поставки

Термины музыкальные iconОбщие требования к хостелам
...

Термины музыкальные iconСправочные ресурсы 3 Форумы, новости, музыкальные журналы и издательства 6
Интернет по музыке. Некоторые из них являются оригинальными сетевыми источниками, другие электронными аналогами известных печатных...

Термины музыкальные iconМетодические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы
Применительно к настоящим методическим указаниям используются термины и определения, приведенные в правилах, а также специальные...

Термины музыкальные iconУрок музыки. 1 класс Тема урока: Музыкальные инструменты
Закрепление теоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накопление знаний о музыкальных инструментах. Знакомство...

Термины музыкальные iconПравила пользования Сервисом sakhamovie. Ru
Интернет и различных электронных устройств просматривать в режиме лицензионный полнометражный или короткометражный контент, в том...

Термины музыкальные iconМинистерство образования и науки российской федерации
Цель дисциплины заложить основы терминологической подготовки будущих специалистов, научить студентов сознательно и грамотно применять...

Термины музыкальные iconI. раздел термины, используемые в документации
В настоящей документации и во всех документах, связанных с проведением открытого запроса предложений в электронной форме на право...

Термины музыкальные iconИнструкция администратора средств криптографической защити информации...
В настоящей Инструкции по эксплуатации средств криптографической защиты информации в Администрации применяются следующие термины...

Термины музыкальные iconТематический план работы на 2012 2013 у г. для 2 мл гр. №6
Аудиокассеты: «Детские песни», «Музыкальные шедевры», «Песни из мультфильмов», «Звуки окружающего мира», «Классическая музыка», «Ритмическая...

Термины музыкальные iconДаниил процюк об искусстве игры на органе
Не удивляйся, но попорченное исправь. После того господин градоначальник сняли с себя собственную голову и подали ее мне. Рассмотрев...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск