Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006




НазваниеУчебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006
страница1/20
ТипУчебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Региональный общественный фонд поддержки гражданских инициатив по защите жизни и здоровья человека от катастроф «МИГ»

Новосибирское областное отделение общероссийской общественной организации «Российский Красный крест»

Новосибирское отделение туристско-спортивного союза России

Управление образования мэрии г. Новосибирска

Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ

Учебно-методическое пособие предназначено инструкторам детско-юношеского и спортивного туризма с целью повышения уровня знаний и навыков по вопросам первой медицинской помощи в условиях автономности




Новосибирск

2006

Обухова Е.А.

Первая медицинская помощь в походе.

Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2006.
Рецензенты:

Плющ Ирина Владимировна – доцент кафедры охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО), кандидат медицинских наук. Врач социальной гигиены и организации здравоохранения высшей категории.

Гусев Аркадий Федорович – начальник организационно-методического и учебного отдела Территориального центра медицины катастроф, кандидат медицинских наук.


Издание сборника реализуется в рамках проекта «Первая медицинская помощь в походе» с целью снижения количества осложнений и смертельных исходов, которые участились в последние годы в результате повышенного интереса различных групп населения к экстремальным видам отдыха и спорта.

«Повышение уровня знаний и навыков по вопросам первой медицинской помощи среди населения, особенно в условиях удаленности от налаженной инфраструктуры, будет в большей степени способствовать сохранению здоровья. Подготовка инструкторов-добровольцев (преподавателей) по вопросам оказания первой медицинской помощи на месте происшествия позволит повысить качество подачи материала и эффективность его усвоения у слушателей» (Якимова Н.В. Новосибирское областное отделение общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»).

Безусловно, никакие тренировки и теоретические занятия не сделают вас готовыми к оказанию первой медицинской помощи в автономных условиях. Тем не менее, некая сумма подготовительных мероприятий, медико-педагогических аспектов безопасности жизнедеятельности уменьшит, возможно, масштабы бедствия. Не в каждой группе есть врачи, которые могут квалифицированно оказать медицинскую помощь, поэтому тяжесть решения возникающих проблем может лечь на плечи рядовых участников похода. В пособии отражен многолетний опыт преподавателей ОБЖ, медицинских работников и профессиональных спасателей. Сегодня такое пособие необходимо каждому не только в походных, но и в повседневных условиях. Пособие может быть полезно преподавателям различных специальностей, спасателям, медицинским работникам, а также читателям, интересующимся вопросами обучения и обеспечения безопасности жизни.

«Первая медицинская помощь в походе» – это, своего рода, видение проблемы, и мы не несем ответственность за неправильно выполненные рекомендации и ошибочные выводы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Можно ли подготовиться к катастрофе?

Препятствия к оказанию ПМП

Обязанности медика тургруппы

Часть 1. Походная аптечка

Принципы формирования

Индивидуальная аптечка

Основная аптечка

Ампульная укладка

Народная аптечка

Часть 2. Первая медицинская помощь

2.1. Наиболее возможные состояния в походе

2.1.1. Влияние тепла и холода в походных условиях

Глава 1. Гипотермия – переохлаждения

Глава 2. Простуда, ангина, воспаление легких

Глава 3. Гипертермия – перегревание

2.1.2. Потертости, опрелости, мозоли

2.1.3. Переутомление, нервный срыв

2.2. Неотложные состояния в походных условиях

2.2.1. Основы неотложной помощи

Глава 1. Обморок

Глава 2. Кома

Глава 3. Клиническая смерть

Глава 4. Шок

2.2.2. Неотложные состояния

Глава 1. Утопление

Глава 2. Асфиксия

Глава 3. Аллергия

Глава 4. Травмы

4.1. Основы ПМП при травмах

4.2. Тяжелые механические травмы

4.3. СДС – синдром длительного сдавливания

4.4. Ранение сосудов – кровотечения

4.5. Термические травмы

4.5.1. Ожоги

4.5.2. Отморожения

Глава 5. Сердечно-сосудистые заболевания

Глава 6. Поражение молнией

Глава 7. Высотная акклиматизация и гипоксия

Глава 8. Отравления ядами и пищевыми продуктами

2.3. Техника инъекций

2.4. Техника наложения повязок

2.5. Транспортировка

Основные понятия

Список литературы

Рекомендуемая литература

Предисловие
МОЖНО ЛИ ПОДГОТОВИТЬСЯ К КАТАСТРОФЕ?

Безусловно, никакие тренировки и теоретические занятия не сделают вас готовыми к оказанию первой медицинской помощи в автономных условиях. Тем не менее, некая сумма подготовительных мероприятий уменьшит, возможно, масштабы бедствия. Не в каждой группе есть врачи, которые могут квалифицированно оказать медицинскую помощь, поэтому тяжесть решения возникающих проблем может лечь на плечи рядовых участников похода. Конечно, оказание специализированной помощи в походных условиях невозможно – для этого необходима госпитализация в крупный медицинский стационар, но оказание первой медицинской помощи в походных условиях должно проводиться всеми членами туристской группы.

Пособие содержит общепринятую информацию об основах именно первой медицинской помощи, приближенные к реальным требованиям и возможностям похода. Почему мы употребляем понятие именно медицинской помощи, а не экстренной, доврачебной или специализированной, и уж, тем более, квалифицированной.

Первая медицинская помощь – это вид элементарной медицинской помощи, выполняемой в порядке само – и взаимопомощи или спасателями на основе явных признаков повреждений (раны, кровотечения, асфиксия) непосредственно на месте происшествия – в данном случае походные условия здесь подходят как нельзя лучше. И цель ПМП – спасение жизни пораженного простейшими медицинскими действиями, предупреждение осложнений и быстрейшее (в течение 30 мин.) восстановление признаков жизни и здоровья пострадавшего. Доврачебная же помощь выполняется средними медработниками, врачебная врачами, квалифицированная специалистами широкого профиля, специализированная – специалистами различного профиля в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения.

Кроме тестовых заданий и блока ситуационных задач, в сборнике методических рекомендаций (приложении к пособию) приводится одна из методик оптимизации обучения различных слоев населения правилам оказания первой медицинской помощи при различных неотложных состояниях, возникающих в условиях массовых поражений людей в ЧС, стихийных бедствиях, террористических актах. Методика основана на алгоритмизации мыслительных и мануальных действий и представляет адаптированный к общеобразовательному процессу вариант «Алгоритма оказания первой медицинской помощи на поле боя», разработанный сотрудниками кафедры военно-полевой хирургии Томского военно-медицинского факультета Г.Е. Соколович, Л.Б. Наумовым и Р.С. Башировым, а также методикой Бубнова В.Г., положенной в основу настоящего пособия, получившей в Женеве (12 апреля 2000 г.) на Международном салоне изобретений – золотую медаль.

Вашему вниманию предложено множество ситуационных задач на разные виды травм, заболеваний и состояний, алгоритм с инструкцией для их решения и ответы на задачи.

Решение задач с помощью алгоритма быстро формирует у обучающихся профессиональный автоматизм, который в последующем закрепляется практической отработкой навыков оказания первой медицинской помощи на манекенах и статистах (в учебном центре).

Алгоритм обеспечивает принципиально новые качественные результаты обучения – число диагностических и тактических ошибок многократно уменьшается, что доказано многочисленными педагогическими экспериментами.

Используемый алгоритм внедрен в учебный процесс на курсе «Медицина катастроф и неотложных состояний» кафедры травматологии, ортопедии и экстремальной медицины Новосибирской государственной медицинской академии, Сибирского Центра Медицины Катастроф, а также при подготовке спасателей, что позволило в значительной степени интенсифицировать обучение слушателей и повысить качество их практической подготовки.

Авторы надеются, что предлагаемое пособие будет полезно преподавателям-инструкторам, организаторам ОБЖ средних общеобразовательных учреждений, туристам, альпинистам а также личному составу различных аварийно-спасательных формирований при освоении ими основ медицинских знаний и формировании навыков само- и взаимопомощи.

Все предложения и замечания по совершенствованию методических подходов в медицинской подготовке населения по ПМП просим направлять по адресу: 630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 44/1, каб. 38. или на сайт Junior-nsk@yandex.ru; Junior tur@rambler.ru; phakel@mail.ru.

Итак, что следует сделать и знать еще в городе, чтобы не было потом «мучительно больно»?

ПРЕПЯТСТВИЯ К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Существует пять распространенных причин, объясняющих пассивность окружающих:

  • присутствие посторонних,

  • неуверенность в отношении к пострадавшему,

  • характер травмы или заболевания,

  • опасение сделать что-то неправильно,

  • опасение заразиться.

Осознание этих проблем и внутренняя готовность к действию в неотложной ситуации помогут вам их преодолеть.

ПРИСУТСТВИЕ ПОСТОРОННИХ

Присутствие других людей на месте происшествия может вызвать общее замешательство. Не стоит предполагать, что раз собралась толпа, то кто-то уже оказывает пострадавшему помощь. Если даже помощь оказывают – предложите свое содействие. Вы можете попросить отступить окружающих назад, послать разбивать бивак, за спальником или прочими материалами… Вам, может быть, удастся создать более спокойную атмосферу на месте происшествия.

НЕУВЕРЕННОСТЬ

Человек, нуждающийся в помощи, может оказаться значительно старше или моложе вас или принадлежать к противоположному полу или другой расе. Постарайтесь оставить свои сомнения, кем бы пострадавший ни был. Если поведение человека оскорбительно по причине стресса или опьянения, не обращайте на это внимания.

ХАРАКТЕР ТРАВМЫ ИЛИ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Травма может вызвать очень неприятные ощущения из-за присутствия крови, рвотных масс, отталкивающих запахов, ран и ожогов. Но в данный момент вы должны сделать все от вас зависящее. Возможно, только вы сейчас можете спасти его жизнь. Постарайтесь отнестись к пострадавшему так, как бы вы хотели, чтобы отнеслись к вам, случись с вами подобное несчастье.

ОПАСЕНИЕ СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НЕПРАВИЛЬНО

Число жертв могло быть значительно меньше, если бы при оказании первой помощи на месте происшествия не допускались грубые ошибки и просчеты.

Зачастую несчастные случаи в результате каких-либо происшествий заканчиваются смертью пострадавшего не столько из-за тяжести повреждений, сколько из-за безграмотности действий оказавшихся рядом людей.

Психология человека в толпе желающих как-то помочь, хорошо известна: все стоят и ждут – кто же осмелится проявить инициативу, и я жду. Чем это я лучше других? Почему именно я? Ведь есть же спасатели и «Скорая помощь», которые обязаны этим заниматься. Это страшная психология. И ситуация эта приемлема как для города, так и для походов.

Те же люди, что побоялись или просто не захотели сделать хоть один шаг к пострадавшему, будут осуждать и оговаривать даже профессиональные действия специалистов. Более того, их нелепые советы очень часто отвлекают и вносят полнейшую неразбериху.

Первыми бросаются на помощь те, кто обладает большим личным мужеством и человеколюбием. Но, к сожалению, у этих людей не всегда оказывается достаточно опыта и знаний, и их действия приносят больше вреда, чем пользы. Например, подкладывают злосчастный валик под голову в состоянии комы…

Когда под голову пострадавшего подкладывают подушку, то происходит самое настоящее убийство!

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СМЕРТИ:

  • Несовместимые с жизнью повреждения – 15%.

  • Несвоевременное прибытие «Скорой помощи» или Спасателей – 15%.

  • Безучастность и безграмотность очевидцев – 70%.

В условиях экстренной ситуации вы можете испытать страх допустить ошибку и тем самым навредить пострадавшему. Если вы не уверены в своих действиях, необходимо вызывать спасателей, выбираться в населенный пункт, после этого сделайте все от вас зависящее. Если вы начали оказывать пострадавшему помощь, не прерывайте свои действия до прибытия спасателей (на сколько это возможно). По крайней мере, вы должны подготовить человека к эвакуации в особо тяжелых состояниях. Если вы сделали все правильно, вам не следует беспокоиться по поводу правовых вопросов.

ОПАСЕНИЕ ЗАРАЗИТЬСЯ

Некоторые люди испытывают страх заразиться во время оказания первой помощи. И это понятно. Хотя передача заболевания в этом случае возможна, на самом деле риск заразиться намного меньше, чем вы полагаете.

Нужно понимать, что все контакты с выделениями организма человека могут привести к передаче заболевания. Ваша здоровая кожа предохраняет вас от заражения, но если у вас есть даже небольшой порез, то микробы могут проникнуть через него в организм. Поэтому, все-таки, надо иметь в аптечке перчатки и мыть руки после манипуляций.

АПАТИЯ ПРИ БОЛЬШИХ ПОТЕРЯХ

У многих товарищей возникает страх перед большими потерями – потерями в прямом и переносном смысле (потерями человек, множественными повреждениями). Так вот, если вы оказались в такой ситуации, когда пострадавших много, а вы один на всех – живой и здоровый, необходимо уметь сортировать пострадавших.

1-я сортировочная группа

Пораженные с крайне тяжелыми повреждениями, несовместимыми с жизнью. Уход и лечение для облегчения страданий. Прогноз исхода неблагоприятный.

2-я сортировочная группа

Пораженные (20-25% – процент взят из примера катастроф), с тяжелыми повреждениями и нарастающими расстройствами жизненно важных функций организма.

Неотложная медицинская помощь по жизненным показаниям. В зависимости от тяжести состояния и характера травмы, пораженным проводят реанимацию (+ противошоковую терапию), направляют в населенный пункт – где группа должна обратиться в медицинский пункт (в операционную, перевязочную, госпитальное отделение).

Прогноз исхода неблагоприятный без оказания соответствующей МП. Эвакуация щадящими видами транспорта в первую очередь.

3-й сортировочная группа

Пораженные с повреждениями средней степени тяжести, функциональные расстройства выраженные, но непосредственной угрозы для жизни не представляют.

Развитие опасных для жизни осложнений не исключается Медицинская помощь оказывается во вторую очередь или может быть отсрочена на определенное время Прогноз относительно благоприятный. Эвакуация во вторую очередь щадящими видами транспорта.

4-я сортировочная группа

Пораженные с повреждениями легкой и средней тяжести, функциональные расстройства не резко выражены. Медицинская помощь оказывается в специализированных лечебных учреждениях или в больницах для легкопораженных. Прогноз для жизни благоприятный. Эвакуация во вторую очередь транспортом общего назначения.

5-я сортировочная группа

Легкопораженные.

Лечение и наблюдение в амбулаторно-поликлиническом отделении по месту расселения (жительства). Прогноз для жизни и восстановления трудоспособности благоприятный. Эвакуация во вторую очередь транспортом общего назначения.

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

При условии, что ваши действия целесообразны и осторожны, вас не должна волновать проблема судебного разбирательства. В соответствии с мнением специалистов в области первой помощи целесообразными являются следующие действия:

  • передвижение пострадавшего должно осуществляться лишь в том случае, его жизни угрожает опасность (вроде повторной молнии, сход повторной лавины, камнепада…);

  • прежде чем приступить к оказанию дальнейшей помощи, обеспечьте проходимость дыхательных путей пострадавшего, проверьте наличие пульса и дыхания;

  • при тяжелых травмах возможна транспортировка лишь в базовый лагерь – кратковременная, иначе в травмпункт можно донести уже трупп;

  • если невозможна транспортировка пострадавшего в населенный пункт – необходимо отправить людей (лучше 2-х) за спасателями (спасслужба в России бесплатна, хотя вылетают они сейчас только при наличии четырех пострадавших);

  • до прибытия спасателей не прекращайте оказание первой помощи пострадавшему, если он находится в критическом состоянии.

Помните, что если пострадавший находится в сознании, вы сначала должны получить его разрешение на оказание первой помощи. Исключение делается только в случае с детьми, если рядом нет их родителей или попечителей. Если пострадавшее лицо или сопровождающий отказали вам, не пытайтесь оказывать помощь, однако, находитесь по возможности близко к пострадавшему. В данном случае нужно идти за спасателями, но как показывает практика, на это уходит много времени и человек умирает.

Если пострадавший находится без сознания или не в состоянии ответить вам по причине болезни или полученной травмы, можете считать, что согласие получено. То же самое, кстати, распространяется на младенца или ребенка без сопровождающего лица.

При любых обстоятельством вам следует руководствоваться здравым смыслом и полученными навыками. Не пытайтесь делать то, что выходит за рамки пройденного курса обучения или ознакомления с данным пособием. От вас не требуется творить чудеса или подвергать собственную жизнь опасности. Пользуйтесь приобретенными навыками, проявляйте заботу и осторожность.

ОБЯЗАННОСТИ МЕДИКА ТУРГРУППЫ

Обычно в туристской группе выделяется один участник, на которого возлагаются обязанности "медика". Желательно, чтобы этот человек обладал хотя бы минимальными анатомическими и медицинскими знаниями, был сдержанным и спокойным. Зачастую, от врача требуется прежде всего спокойствие и четкое выполнение алгоритма необходимых действий в условиях всеобщей растерянности или даже паники, поэтому эмоциональные качества "медика" имеют достаточно большое значение.

В обязанности медика на этапе подготовки к походу (1 этап), непосредственно в походе (2) и после похода (3) входит: таблица 1.

Таблица 1. Обязанности медика тургруппы


1 этап

Обязанности




- составление, закупка и упаковка походной аптечки;




- изучение медицинской литературы по основным заболеваниям, с которыми можно столкнуться в походе;




- выяснение наличия хронических заболеваний у членов туристской группы, определение риска их прогрессирования во время похода (а иногда – и возможности участия в походе для отдельных людей), коррекция содержимого аптечки с учетом потребностей отдельных участников, информирование участников о необходимости взять с собой в поход постоянно используемые препараты;




- информирование руководителя группы о физических возможностях членов туристской группы, возможных проблемах в походе;




- проведение обучения остальных участников похода методам оказания первой медицинской помощи, подготовка помощников медика (возможно, им придется выполнять функции спасателей или заменять медика в случае его выхода из строя);




- перед выездом в горы и на сплав должно служить определение и документальное подтверждение в паспорте группы крови и резус-фактора у всех участников. Это не только служит своеобразной защитой от ошибок при определении группы крови кадрами молодой национальной медицины где-нибудь в Азии, но и позволит выявить возможных доноров (может потребоваться после доставки пострадавшего в стационар).

2 этап

- перевозка походной аптечки, обеспечение ее сохранности и быстрого доступа к входящим в нее препаратам;




- контроль за питанием и режимом жизни участников, качеством продуктов и воды, проведение обеззараживания воды в случае ее загрязнения;




- контроль за физическим состоянием участников, назначение лекарственных препаратов с профилактической и лечебной целью, оказание первой медицинской помощи, организация транспортировки пострадавших.

3 этап

- хранение препаратов медицинской аптечки до следующего похода, пополнение запасов лекарственных средств.

Поподробнее с момента обучения кадров. Во-первых, все участники автономных мероприятий в горах и на воде должны иметь минимальные теоретические знания по оказанию первой помощи – это не обсуждается. Набор обязательных практических навыков должен включать в себя следующее: изготовление шин из подручных материалов и иммобилизация поврежденных конечностей, поддержание проходимости дыхательных путей, остановка кровотечения путем прижатия артерий, простейшая первичная обработка и перевязка ран, и даже внутримышечные инъекции… Если американские пожарные и полицейские в состоянии освоить эти навыки (включаю катетеризацию), то не возникает даже сомнений, что они доступны и вам, уважаемые читатели. И самое основное: если в группе множество пострадавших (даже если пораженных двое), необходимо знать, как сортировать пострадавших по признакам жизни и характеру осложнений. Для оформления результатов медицинской сортировки используются сортировочные марки (см. выше):

Для того чтобы немного облегчить вашу учесть, и написано это руководство.

«Первая медицинская помощь в походе»это своего рода видение проблемы, и мы не несем ответственность за неправильно выполненные рекомендации и ошибочные выводы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconМетодическое пособие Новосибирск 2003
Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования...

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие для студентов пм. 04.(07.) «Выполнение...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по...

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие санкт-Петербург 2009г. Автор: Г. П. Подвигин...
Учебно-методическое пособие предназначено для должностных лиц, специалистов го и рсчс организаций

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие тверь 2015 удк 339. 543(075. 8) Ббк у428-861....
С 47 Таможенные платежи: учебно-методическое пособие. – Тверь: Твер гос ун-т, 2015. – 155 с

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для организации активной самостоятельной работы студентов над учебным материалом при изучении...

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие для студентов
Вакцинопрофилактика инфекционных болезней учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург: Изд. Угма, 35с

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие Казань 2008 федеральное агентство по...
Полевая археологическая практика Казанского государственного университета: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие по обучению профессионально-ориентированному чтению
Учебно-методическое пособие по обучению профессионально-ориентированному чтению студентов специальности «Автоматика, телемеханика...

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству...
Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при...

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconВихретоковый метод контроля учебно-методическое пособие
Вихретоковый метод контроля : учебно-методическое пособие / Е. А. Копотун, А. В. Челохьян, Б. Е. Копотун; Рост гос ун-т путей сообщения....

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий (Практикум)
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения теоретических семинаров и практических занятий со студентами, обучающимися...

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие для бакалавров учетно-финансового факультета Краснодар
Учебно-методическое пособие предназначено для работы в группах студентов 1 курса учетно-финансового факультета

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие нормы современного русского литературного...
Легкая Н. М. Нормы современного русского литературного языка. Учебно- методическое пособие для студентов средних специальных учебных...

Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 iconУчебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция»
Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск