15 Неотложные состояния на детском приеме




Скачать 247.81 Kb.
Название15 Неотложные состояния на детском приеме
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
15.1.1. Неотложные состояния на детском приеме.

Введение. Угрожающее состояние — это состояние, при котором существует декомпенсация жизненно важных функций организма ребенка (дыхания, кровообращения, нервнойсистемы) или есть опасность ее возникновения. Обследование детей в экстренной ситуации должно быть направлено на поиск признаков угрожающих состояний. Первоначально выявляют признаки декомпенсации дыхания, кровообращения и степень угнетения ЦНС. Основная цель неотложной терапии на догоспитальном этапе - оказать минимально достаточный объем помощи, то есть те мероприятия, без которых жизнь больного нахоодится под угрозой. При применении лекарственных средств в неотложных случаях важно выбрать оптимальный путь их введения, который зависит как от свойств назначаемых препаратов, так и от состояния больного.

Пути введения лекарственных средств

По скорости достижения пиковой концентрации лекарств в кровяном русле различают следующие пути введения лекарственных средств: -внутриартериальный, -внутривенный, -интратрахеальный, -подъязычный (в мышцы полости рта), -внутрикостный, -ректальный, -внутримышечный, -интраназальный, -подкожный.

Инородные тела в дыхательных путях

Основные симптомы ИТДП:

-Внезапная асфиксия

-«Беспричинный», внезапный кашель, часто приступообразный. Кашель, возникающий во время стоматологического вмешательства.

-При инородном теле в верхних дыхательных путях одышка - инспираторная, при инородном теле в бронхах - экспираторная.

-Свистящее дыхание.

-Кровохарканье при повреждении инородным телом слизистой оболочки дыхательных путей

При попадании инородного тела в устье гортани и нарастающей асфиксии, угрожающей жизни ребенка, необходимо попытаться извлечь его. Попытки извлечения инородного тела только при угрозе жизни!

Начальная тактика при обструкции дыхательных путей инородным телом -если ребенок без сознания и не дышит - попытаться освободить дыхательныепути; -если ребенок в сознании - успокоить его и уговорить не сдерживать кашель; -как можно быстрее вызвать реанимационную бригаду.

Активные вмешательства предпринимаются, только когда кашель становится слабым, усиливается или ребенок теряет сознание.

В качестве первой помощи рекомендуются следующие приемы

Для детей до 1 года:

-Ребенка положить животом на предплечье левой руки, лицом вниз (предплечье опускают вниз на 60°, поддерживая подбородок и спину). Нанести ребром ладони правой руки 5 ударов между лопатками. Проверить наличие инородных предметов в ротовой полости и удалить их.

-Если первый вариант не приносит результатов, перевернуть ребенка в положение на спине (голова ребенка должна находиться ниже туловища), положив ребенка на свои руки или колени лицом вниз.

Произвести 5 толчков в грудную клетку на уровне нижней трети грудины на один палец ниже сосков. Не нажимать ему на живот!

Если инородное тело видно — его извлекают.

-Если обструкция инородным телом не устранена, вновь попытаться открыть дыхательные пути (подняв подбородок и запрокинув голову ребенка) и провести ИВЛ. В случае безуспешности мероприятий повторить приемы до прибытия бригады скорой помощи.

Для детей старше 1 года:

Выполнить прием Геймлиха: находясь сзади сидящего или стоящего ребенка, обхватить его руками вокруг талии, надавить на живот (по средней линии живота между пупком и мечевидным отростком) и произвести резкий толчок вверх до 5 раз с интервалом в 3 сек. Если больной без сознания и лежит на боку, врач устанавливает на его эпигастральную область ладонь своей левой руки и кулаком правой руки наносит короткие повторные удары (5-8 раз) под углом 45° в сторону диафрагмы. При выполнении этого приема возможны осложнения: перфорация или разрыв органов брюшной и грудной полостей, регургитация желудочного содержимого.

-Осмотреть ротовую полость, и если инородное тело видно — его извлекают.

-При отсутствии эффекта повторить приемы до прибытия бригады скорой помощи.

Из-за риска усугубления обструкции пальцевое удаление инородного тела вслепую у детей противопоказано!

Всех детей с ИТДП обязательно госпитализируют в стационар, где есть реанимационное отделение и отделение торакальной хирургии или пульмонологическое отделение и где можно выполнить бронхоскопию

Приступ бронхиальной астмы

Приступ бронхиальной астмы — остро развившееся и/или прогрессивно ухудшающееся экспираторноеудушье, затрудненное и/или свистящее дыхание, спастический кашель или сочетание этих симптомов при резком снижении показателя пиковой скорости выдоха.

Клиническая диагностика

Приступ БА проявляется экспираторной одышкой, спастическим кашлем, чувством стеснения в груди, свистящими хрипами. Острые приступы БА классифицируются как легкие, средней тяжести и тяжелые на основе клинических симптомов и ряда функциональных параметров. При наличии хотя бы одного критерия более тяжелой степени приступ расценивается как более тяжелый.

Показатели


Легкий

Cреднетяжелый

Тяжелый

Физическая активность

Сохранена

Ограничена

Резко снижена, вынужденное положение

Разговорная речь

Сохранена

Ограничена


Затруднена


Сознание

Не изменена

Возбуждение


Возбуждение, испуг

Частота дыхания

Норма или учащено до 30 % от нормы

Экспираторная одышка более чем на 30-50 % от нормы


Экспираторная одышка более чем на 50% от нормы

Пульс

Учащен

Учащен

Резко учащен

Дыхание при аускультации

Свистящие хрипы в конце выдоха

Выраженное свистящее дыхание на вдохе и выдохе

Резко выраженное свистящее или ослабление проведения дыхания

Объем бронхолитической терапии в последние сутки

Не проводилась или использовались низкие дозы

Не проводилась или использовались низкие дозы

Использовались высокие дозы препаратов

Астматический статус - затяжной приступ бронхиальной астмы, не купирующийся введением бронхоспазмолитиков, в основе которого лежит рефрактерность бронхиального дерева. К основным причинам последней относят: нерациональное применение B-адреномиметиков, врожденную несостоятельность, вирусную или бактериальную бронхолегочную инфекцию. Для амбулаторной стоматологии вариант несуществующий. Симптомы: длительность приступа часы (сутки), неэффективность ранее проведенных мероприятий, резистентность к бронхолитическим средствам, исчезновение дистанционных и аускультативных хрипов («немое легкое»).

Неотложные мероприятия при приступе БА

-Прекратить манипуляции

-Создать ребенку условия: ребенок сидит с упором на руки для уменьшения гипоксии

-Успокаивать ребенка и родителей, продолжая мероприятия

-Расстегнуть стесняющую одежду

-Обеспечить доступ свежего возраста

-Узнать у родителей, были раньше подобные приступы и чем они купировались

-Вызов бригады скорой медицинской помощи

Медикаментозная терапия при приступе БА

-Ингаляции бета2-адреномиметиков:

-детям от 4 до 7 лет - 1 вдох;

-от 7 до 14 лет - 1-2 вдоха (сальбутамол, беротек). Эффект наступает через 5-10 мин.

=(дополнительно можно проводить горячие ножные и ручные ванны с t 37-42°C)

При отсутствии эффекта: п/к 0,1-0,5 мл 0,1% р-ра адреналина;эффект через 2-15 мин.

При некупирующимся приступе: - в/в капельно 2,4% р-ра эуфиллина (по 1 мл/год жизни, но не более 10 мл) в 100-250-300 мл изотонического р-ра натрия хлорида; -преднизолон 2-4 мг/кг в/в или в/м

-Госпитализация в стационар.

-При инородном теле бронхов - экстренная госпитализация в ЛОР-отделение или детское реанимационное отделение

Острые аллергические реакции.

КрапивницаКрапивница — аллергическая реакция немедленного типа, характеризующаяся быстрым появлением высыпанийна коже и реже на слизистых оболочках.

Клиническая диагностика

У ребенка появляются ощущение жара, кожный зуд, изменения кожи, как «после ожога крапивой». Элементы крапивницы - волдыри и папулы - могут иметь разнообразную форму и величину, нередко с их слиянием и образованием гигантских элементов. Цвет элементов крапивницы от бледно-розового до красного. Высыпания локализуются на любых участках тела и слизистых оболочках, чаще на животе, спине, груди, бедрах. Могут быть общие симптомы: лихорадка, возбуждение, артралгии, коллапс.

Неотложная помощь:

-Немедленно прекратить поступление аллергена.

-Назначить препараты внутрь (кларитин, кес-

тин, зиртек, телфаст) или в/м

-При распространенной или гигантской крапивнице с лихорадкой ввести 3% раствор преднизолона 1-2 мг/кг в/м или в/в.

-Провести энтеросорбцию активированным углем в дозе 1 г/кг в сут.

Госпитализация в соматическое отделение показана при отсутствии эффекта от проводимой терапии. Также подлежат госпитализации больные, которым на догоспитальном этапе в связи с тяжестью состояния вводился преднизолон.

Отек Квинке

ОтекКвинке—аллергическая реакция немедленного типа, проявляющаяся ангионевротическим отеком с распространением на кожу, подкожную клетчатку, слизистые оболочки.

Клиническая диагностика

Характерно внезапное появление ограниченного отека в местах с рыхлой подкожной клетчаткой, чащев области губ, ушных раковин, шеи, кистей, стоп. Отек нередко может достигать значительных размеров и деформировать участок поражения. Непосредственная опасность этой реакции заключается в частом развитии механической асфиксии из-за отека верхних дыхательных путей. При отеке гортани у ребенка отмечается лающий кашель, осиплость голоса, затруднение вдоха и, возможно, выдоха за счет присоединяющегося бронхоспазма. Если отекает язык, затрудняется речь, нарушаются процессы жевания и глотания

Неотложная помощь

-Прекратить манипуляции, обеспечить удобный доступ к ребенку;

-успокоить ребенка и родителей;

-администратору вызвать бригаду СМП;

-Немедленно прекратить поступление аллергена.

Ввести антигистаминные препараты в/м или в/в:

- 2,5% раствор пипольфена 0,1-0,15 мл/год жизни или

- 2% раствор супрастина 0,1-0,15 мл/год жизни.

Ввести 3% раствор преднизолона в дозе 1-2 мг/кг в/м или в/в.

По показаниям при нарастающем отеке гортани с обтурационной дыхательной недостаточностью проведение интубации или тра-хеостомии.

Госпитализация в соматическое отделение.

Анафилактический шок

Анафилактический шок - остро развивающийся, угрожающий жизни патологический процесс, обусловленный аллергической реакцией немедленного типа при введении в организм аллергена, характеризующийся тяжелыми нарушениями кровообращения дыхания,деятельности ЦНС.

Выделяют два варианта молниеносного течения анафилактического шока в зависимости от ведущего клинического синдрома: острой дыхательной недостаточности и острой сосудистой недостаточности.

При анафилактическом шоке с ведущим синдромом дыхательной

недостаточности у ребенка внезапно появляется и нарастает слабость,чувство сдавления в груди с ощущением нехватки воздуха, мучительный кашель, пульсирующая головная боль, боль в области сердца, страх. Отмечается резкая бледность кожи с цианозом, пена у рта,затрудненное свистящее дыхание с сухими хрипами на выдохе. Может развиться ангионевротический отек лица и других частей тела.В последующем при явлениях прогрессирования дыхательной недо-статочности и присоединения симптомов острой надпочечниковой недостаточности может наступить летальный исход.

Анафилактический шок с развитием острой сосудистой недоста-точности также характеризуется внезапным началом с появлением слабости, шума в ушах, проливного пота. Отмечаются нарастающая бледность кожи, акроцианоз, прогрессирующее падение АД, нитевидный пульс, тоны сердца резко ослаблены. Через несколько минут возможна потеря сознания, судороги. Летальный исход наступает при нарастании явлений сердечно-сосудистой недостаточности.

Реже анафилактический шок протекает с постепенным развитием клинической симптоматики.

Неотложная терапия

-Прекратить введение вещества и/или иные манипуляции

-Сообщить алминистратору о необходимости вызова бригады СМП

-Уложить ребенка горизонтально, зафиксировать язык, голову повернуть набок

-На место инъекции положить кусочек льда(Возможна асфиксия при инъекциях в ротовой полости!)

Контроль за гемодинамикой и дыханием

-Введение 0,3-0,5 мл 0,1% адреналина п/к в любую часть тела,

-1-3 мг/кг веса преднизолон в/в или в/м,

-Для стабилизации АД: 1% мезатона 0,05-0,1 мл/год жизни

-После стабилизации АД 2,5% р-р пипольфена 0,1 мл/год жизни в/м или 2% р-р супрастина 2-4

мг в/м при тяжелом течении в/в,

-При бронхоспазме: 4 мг на кг массы тела 2,4% эуфиллина в/в,

-При тахикардии: 0,06% коргликон с 10 мл физраствора в/в.

При необходимости - СЛР!

Экстренная госпитализация!!

Обморок

Внезапная кратковременная потеря сознания с утратой мышечного тонуса вследствие преходящих нарушений мозгового кровообращения

ПРИЧИНЫ

I-болезни неврологического профиля: эпилепсия, ВСД, истерия

II- болезни терапевтического профиля: медикаментозная ортостатическая гипотензия, гипогликемия, острая постгеморрагическая анемия, ситуационный обморок, гипопаратиреоз, стеноз аорты, гипервентилляция, рефлекторные, кашлевые и др.

Клиническая диагностика

Обмороку может предшествовать пресинкопальное состояние (липотимия): чувство дискомфорта, тошнота, зевота, потливость, сла-бость в ногах, потемнение в глазах, мелькание «мушек» перед глазами, нарастающее головокружение, шум или звон в ушах, онемение конечностей. Если ребенок успевает сесть или лечь, то приступ не развивается полностью, а ограничивается состоянием оглушенности, зевотой, тошнотой.

Синкопальное состояние характеризуется потерей сознания - ребенок не вступает в контакт. Резко снижен мышечный тонус, лицо бледное, зрачки расширены, пульс слабого наполнения, АД снижено, тоны сердца приглушены, частота и ритм сердечных сокращений могут быть различны, дыхание поверхностное. Глубокий обморок может (редко) сопровождаться кратковременными тоническими судорогами. Восстановление сознания происходит быстро в горизонтальном положении. В постсинкопальном периоде дети отмечают слабость, головную боль, сохраняется бледность, артериальная гипотония.

Таким образом, основные признаки обморочного состояния: внезапность развития; кратковременность (от нескольких секунд до 3-5 мин);обратимость: быстрое и полное восстановление сознания - ребенок ориентируется в окружающем, помнит обстоятельства, предшествующие потере сознания.

Чаще обморокам подвержены дети с вегето-сосудистой дистонией в препубертатном и пубертатном возрасте. Наиболее распространенными являются ортостатические и синокаротидные синкопе (потери сознания). Вазовагальные синкопе проявляются при типичных провоцирующих ситуациях (боль, страх перед манипуляциями, вид крови, длительное пребывание в душном помещении и др.); в основе лежит усиление активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы с резким падением периферического тонуса сосудов. Ортостатические синкопе развиваются при переходе из горизонтального положения в вертикальное у детей с недостаточными компенсаторными механизмами регуляции сосудистого тонуса. Синокаротидные синкопе провоцируются резкими поворотами и наклонами головы, сжатием в области шеи; в основе - повышенная чувствительность каротидных синусов и рефлекторное урежение ЧСС В каждом конкретном случае требуется исключение других причин внезапной потери сознания. Глубокие обморочные приступы, сопровождаемые судорогами, необходимо отличать от эпилепсии, для которой характерны потеря сознания, гиперсаливация, непроизвольные мочеиспускание и/или дефекация, амнезия обстоятельств пароксизма. Изменения ЧСС, АД, пульса не характерны.

Неотложная терапия

-Уложить ребенка горизонтально с приподнятыми ножками (угол 30) без подголовника,

-Расстегнуть одежду и обеспечить приток свежего воздуха,

-обрызгать(обтереть) лицо и грудь водой, похлопать по лицу,

-дать вдохнуть пары нашатырного спирта,

-ввести при продолжении обморока 25% р-р кордиамина 0,1 мл/год жизни в/м, 1% р-р мезатона 0,1 мл/год жизни (не более 1 мл) в/м

Коллапс

Коллапс — угрожающаяжизни острая сосудистая недостаточность, характеризующаяся резким снижением сосудистого тонуса, уменьшением объема циркулирующей крови, признаками гипоксии мозга и угнетением жизненно важных функций.

Наиболее частые причины коллапса у детей:

-Тяжелое течение острой инфекционной патологии (кишечнаяинфекция, грипп, ОРВИ, пневмония, пиелонефрит, ангина и др.).

-Острая надпочечниковая недостаточность.

-Передозировка гипотензивных средств.

-Острая кровопотеря.

-Тяжелая травма.

Клиническая диагностика

Клиника коллапса развивается, как правило, в период разгара ос-новного заболевания и характеризуется прогрессивным ухудшением общего состояния больного. В зависимости от клинических проявлений условно выделяют три фазы (варианта) коллапса: симпатотонический, ваготонический и паралитический.

Симпатотонический коллапс обусловлен нарушением периферческого кровообращения вследствие спазма артериол и централизации кровообращения, компенсаторного выброса катехоламинов. Для него характерны: возбуждение ребенка, повышенный мышечный тонус, бледность и мраморность кожных покровов, похолодание кистей и стоп, тахикардия, АД нормальное или повышенное. Однако эти симптомы кратковременны, и коллапс чаще диагностируется в следующих фазах.

При ваготоническом коллапсе отмечается значительное расширение артериол и артерио-венозных анастомозов, что сопровождается депонированием крови в капиллярном русле. Клинически характерны: заторможенность, адинамия, снижение мышечного тонуса, выраженная бледность кожи с мраморностью, серо-цианотичным колоритом, выраженный акроцианоз, резкое падение АД, пульс слабого наполнения, нередко брадикардия, шумное и учащенное дыхание типа Куссмауля, олигурия.

Паралитический коллапс обусловлен пассивным расширением капилляров вследствие истощения механизмов регуляции кровообра-щения. Для этого состояния характерны: отсутствие сознания с угнетением кожных и рефлексов, появление на коже туловища и конечностей сине-багровых пятен, брадикардия, брадипное с переходом в периодическое дыхание Чейн-Стокса, АД падает до критических цифр, пульс нитевидный, анурия. При отсутствии неотложной помощи наступает летальный исход.

Лечебные мероприятия должны быть начаты незамедлительно! Неотложная помощь:

-Уложить ребенка горизонтально на спину со слегка запрокинутой головой, обложить теплыми грелками и обеспечить приток свежего воздуха.

-Обеспечить свободную проходимость верхних дыхательных путей: провести ревизию ротовой полости, снять стесняющую одежду.

-При явлениях симпатотонического коллапса необходимо:

а) снять спазм периферических сосудов в/м введением спазмолитиков:

- 2% раствор папаверина 0,1 мл/год жизни или

- 0,5% раствор дибазола 0,1 мл/год жизни или

- раствор но-шпы 0,1 мл/год жизни;

б) при нейротоксикозе, острой надпочечниковой недостаточности уже в этой фазе необходимо назначение глюкокортикоидов в/в струйно или в/м:

- гидрокортизон (предпочтительнее!) в разовой дозе 4 мг/кг или

преднизолон в дозе 1-2 мг/кг.

-При явлениях ваготонического и паралитического коллапса:

а) обеспечить доступ к периферической вене и начать инфузионную терапию раствором реополиглюкина или кристаллоидами (0,9% раствор натрия хлорида или раствор Рингера) из расчета20 мл/кг в течение 20-30 мин;

б) одновременно ввести глюкокортикостероиды в разовой дозе:

- гидрокортизон 10-20 мг/кг

- преднизолон 5-10 мг/кг в/в или в/м, или в мышцы дна полости рта или

- дексаметазон 0,3-0,6 мг/кг (в 1 мл 0,4% раствора - 4 мг) в/в

или в/м;

в) при некупирующейся артериальной гипотензии:

- повторно ввести в/в капельно 0,9% раствор натрия хлорида или раствор Рингера в объеме 10 в сочетании с раствором реополиглюкина 10 под контролем ЧСС, АД и диуреза;

- назначить 1% раствор мезатона 0,1 мл/год жизни в/в струйно медленно или

- 0,2% раствор норадреналина 0,1 мл/год жизни в/в капельно (в 50 мл 5% раствора глюкозы) со скоростью 10-20 капель

в мин (в очень тяжелых случаях - 20-30 капель в мин) под контролем АД.

Введение норадреналина п/к и в/м не рекомендуется из-за опасности возникновения некроза на месте инъекции (только в исключительных случаях, когда невозможно ввести в вену).

-При отсутствии эффекта от проводимых мероприятий в/в тит-рованное введение допамина в дозе 8-10 мкг/кг в мин под контролем АД и ЧСС.

-По показаниям - проведение первичной сердечно-легочной реанимации.

Госпитализация в реанимационное отделение после оказания неотложных мероприятий

Эпилептический приступ

Эпилепсия — хроническое прогрессирующее заболевание, проявляющееся повторными пароксизмальными расстройствами сознания и судорогами, а также нарастающими эмоционально-психическими изменениями.

Клиническая диагностика

Основными клиническими формами являются: большой судорожный припадок и малые эпилептические приступы. Большой судорожный припадок включает продром, тоническую и клоническую фазы, постприступный период. Приступ классически начинается у ребенка с крика (начальный крик), вслед за которым наблюдается потеря сознания (нередко до комы) и судороги. Тоническая фаза судорог длится 10-20 сек и характеризуется тоническим напряжением мышц лица, разгибателей конечностей, мышц туловища, челюсти при этом плотно сжаты, глазные яблоки отклоняются вверх и в сторону. Цвет лица в начале бледный, позднее становится красновато-цианотичным. Зрачки широкие, не реагируют на свет. Дыхание отсутствует. Клоническая фаза длится от 30 сек до нескольких минут и проявляется короткими флексорными сокращениями различных мышечных групп туловища. В обеих фазах судорожного синдрома может возникнуть прикусывание языка и губ.

В дальнейшем судороги постепенно урежаются, мышцы расслабляются, дыхание восстанавливается, больной в сопоре, неподвижен,рефлексы угнетены, нередко непроизвольное отхождение мочи и кала. Через 15-30 мин наступает сон или ребенок приходит в сознание, полностью амнезируя припадок.

Эпилептический статус - состояние, при котором наблюдаются непрерывные повторные припадки, и в период между приступамине наступает полного восстановления сознания. Всегда представляет ургентное состояние и характеризуется нарастанием глубины нару-шенного сознания с формированием отека головного мозга и появлени-ем расстройств дыхания и гемодинамики. Развитие эпилептического статуса провоцирует прекращение или нерегулярность противосудорожного лечения, резкое снижение дозировок противоэпилептических препаратов, а также сопутствующие заболевания, особенно острые инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы и др.

Неотложная помощь:

-Уложить больного на плоскую поверхность (на пол) и подложить под голову подушку или валик; голову повернуть набок и обеспечить доступ свежего воздуха.

-Восстановить проходимость дыхательных путей: очистить ро-товую полость и глотку от слизи, вставить роторасширитель или шпатель, обернутый мягкой тканью, чтобы предотвратить прикусывание языка, губ и повреждение зубов.

-Если судороги продолжаются более 3-5 мин, ввести 0,5% раствор седуксена (реланиума) в дозе 0,05 мл/кг (0,3 мг/кг) в/м или в мышцы дна полости рта.

-При возобновлении судорог и эпилептическом статусе обеспечить доступ к вене и ввести 0,5% раствор седуксена в дозе мл/кг (0,3 мг/кг).

-Ввести 25% раствор сульфата магния из расчета 1,0 мл/год жизни, а детям до года - 0,2 мл/кг в/м или раствор лазикса 0,1-0,2 мл/кг (1-2 мг/кг) в/в или в/м.

-При отсутствии эффекта ввести 20% раствор оксибутирата натрия 0,5 мл/кг (100 мг/кг) на 10% растворе глюкозы в/в медленно (!) во избежание остановки дыхания.

Госпитализация после оказания неотложной помощи в стационар,имеющий неврологическое отделение, при эпилептическом статусе -в реанимационное отделение.

Основы сердечно-легочной реанимации (СЛР)

СЛР – комплекс мероприятий, способов и средств по поддержанию внезапно утраченных функций организма.

СЛР может быть в 2-х видах:

-базисная;
-расширенная

Задачи базисной СЛР- восстановить и поддержать утраченные функции дыхания и кровообращения (АВС of life)

Основные принципы:

-немедленное начало после распознавания;

--непрерывное проведение до восстановления функций;

-постоянный контроль за эффективностью проводимых мероприятий;

-своевременное подключение специализированной помощи

Расширенная СЛР – это все, что включает базисная, плюс:

-дефибрилляция,

-медикаментозное обеспечение реанимационных мероприятий,

-интубация трахеи с проведением ИВЛ с помощью кислорода

Стадия 1 – элементарное поддержание жизни состоит из 3-х этапов:

А (airway open) –восстановление проходимости дыхательных путей- запоркидывание головы, выдвижение нижней челюсти вперед, открывание рта, удаление всего инородного из полости рта.

-уложить ребенка горизонтально на жесткую поверхность, голову запрокинуть назад, положить под лопатки валик или свернутую одежду;

•- расстегнуть стесняющую одежду;

•-выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх (за подбородок и углы);

-произвести очистку ротовой полости и глотки механически и с помощью отсоса

НЕЛЬЗЯ:

-Проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии.

-Подкладывать под плечи любые предметы.

-Располагать ладонь при давлении на грудину так, чтобы большой палец был направлен на реаниматоров.

Прекардиальные удары детям не производят ни при каких обстоятельствах !!!

В(breathing for victim) – искусственное дыхание – проводится путем вдувания реаниматором выдыхаемого воздуха в легкие пострадавшего.

-Экспираторные методы ИВЛ:

-зафиксировать максимально запрокинуть голову ребенку, положив левую руку на лоб, а правую - под шею;

-пальцами левой руки зажать нос («изо рта в рот»);

-плотно схватить ртом рот пациента;

-сделать 3-5 выдохов - наличие экскурсии грудной клетки свидетельствует о проходимости дыхательных путей;

Ребенок до 1 года:обхватить ртом рот и нос ребенка. Дышите объемом щек. Используйте мешок Амбу для детей до года(если используется мешок Амбу для взрослых, то объем одного вдоха равен объему кисти руки врача).

Ребенок старше 1 года: зажмите нос ребенка и проводите дыхание рот в рот. Сделайте 2 пробных вдоха. Оцените состояние пациента.

Пауза между вдохами - 2 сек. Вдох обычный не форсированный. Не дышать глубоко и часто. Дышать с частотой, максимально близкой к рекомендованной, в зависимости от возраста пациента.

Возраст ребенка

Частота вдуваний в минуту

Грудные дети (до года)

40 – 36

1 – 7 лет

36 - 24

Дети старшего возраста (старше 8 лет)

24 - 20

С (circulation his blood) – восстановление кровообращения с помощью наружного или закрытого массажа сердца.

Закрытый массаж сердца (ЗМС) у взрослых и детям старше 12 лет:

-расположить ладонь правой кисти на нижнюю треть грудины, а ладонь левой кисти на тыльную поверхность правой под углом 90° - («бабочкой»);

- надавливание со смещением грудины на 3-5 см и темпом массажа 60-80 раз в минуту;

-детям до 10-12 лет одной рукой (!) с амплитудой смещения на 2,5-3 см и темпом 100-120 раз в минуту;

-грудным и новорожденным массаж проводится первыми (большими) пальцами или кончиками одного-двух пальцев с амплитудой смещения на 1-2 см и темпом 120-140 раз в минуту.

-ЗМС должен сочетаться с ИВЛ;

-толчок производится во время выдоха пациента;

-если реанимационный комплекс выполняет один человек, то на каждые 2 вдоха производится 15 толчков в области сердца (60-80 в мин.);

-при реанимации вдвоем - соотношение равно 1:5;

-каждые 2 минуты - контроль пульса на сонной артерии и зрачковой реакции

Особенности ЗМС у детей до 5 лет:

Грудную клетку сдавливают между пальцами обеих кистей, для чего на нижнюю треть грудины накладывают первые пальцы, а остальные помещают под спину. Сила сдавления такова, что прогиб грудной клетки составляет 1-1,5 см у новорожденных, а у грудных детей - 2-2,5 см, старше 1 года - 3-4 см.

Частота толчков 60-80-100 в мин.

Критерии эффективности СЛР

-Появление пульса на сонной артерии

-Сужение зрачков

-Подъем АД (систолического) выше 60 мм рт. ст.

-Кожные покровы стали розовыми и теплыми

-Самостоятельное дыхание

Появилось сознание

Стадия 2 дальннейшее поддержание жизни. Заключается в восстановлении самостоятельного кровообращения, нормализации и стабилизации показателей кровообращения и дыхания включает 3 этапа:

D (drugs) – медикаментозные средства

-Если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

- 0,1% р-р адреналина гидротартрата 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг);

- 0,1% р-р атропина сульфата 0,01-0,02 мл/кг (0,01-0,02 мг/кг);

При необходимости повторное в/в введение вышеуказанных препаратов через 5 мин.

- 4% раствор натрия бикарбоната* 2 мл/кг (1 ммоль/кг).

-Оксигенотерапия 100% кислородом через лицевую маску или носовой катетер.

-При фибрилляции желудочков показана дефибрилляция (электрическая и медикаментозная).

Если признаки восстановления кровообращения есть, но отсутствует самостоятельная сердечная деятельность, непрямой массаж сердца проводят до восстановления эффективного кровотока или до стойкого исчезновения признаков жизни с развитием симптомов мозговой смерти.

Отсутствие признаков восстановления сердечной деятельности на фоне проводимых мероприятий в течение 30-40 мин является показанием к прекращению реанимации.

Е (EGG) – электрокардиоскопия и электрокардиография;

F(fibrillation) – дефибрилляция.

Стадия 3 – длительное поддержание жизни. Заключается в постреанимационной интенсивной терапии, принадлежит стационарному этапу лечения:

G (gauging) – оценка состояния пациента и первичных результатов реанимации;

H (hypotermy, human mentation) – охлаждение головы, мероприятия по восстановлению функции мозга;

I (intensiv care) – интенсивная терапия постреанимационных синдромов

Вопросы:

  1. Перечислите характерные признаки крапивницы.

  2. Лекарственная терапия отека Квинке начинается с?

  3. Какова тактика лечебных мероприятий при наличии инородного тела у ребенка до года?

  4. Перечислите критерии тяжелой степени приступа бронхиальной астмы.

  5. В чем состоит неотложная помощь при приступе эпилепсии?

  6. Какие в зависимости от клинических проявлений выделяют виды коллапса?

  7. Перечислите основные признаки обморочного состояния.

Основная литература:

1. Т.Д.Кудрявцева, М.Н.Калмыкова. Неотложные состояния на детском стома-тологическом приеме/ Учебное пособие. - СПб.: Издательский дом СПб МАПО. - 2010. - 32 с.

  1. Стоматология: учебник для медицинских вузов и последипломной подготовки специалистов/ под ред. В.А.Козлова. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: СпецЛит, 2011. – 487.: ил.

  2. Трошин В. Д. Болевые синдромы в практике стоматологии: руководство / Трошин В. Д., Жулев Е. Н. – Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2002. – 424 с.

  3. Пропедевтическая стоматология: учебник / ред.: Э.А. Базикян. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009. – 768с.

  4. Применение лекарственных растений в стоматологии: учебное пособие / В.А. Дрожжина [и др.]. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2007. – 45с.

  5. Пожарицкая М.М. Пропедевтическая стоматология: рекомендовано Мин. образования / М.М. Пожарицкая, Т.Г. Симакова. – М.: Медицина, 2004. – 304с.

  6. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / Под ред. Р.Е. Макдональда, Д.Р. Эйвори. – М.: Мед. информ. агентство, 2003. – 766с.

  7. Анестезиология, реанимация и интенсивная терапия в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии: учебное пособие / сост. В.С. Агапов, сост. Н.В. Емельянова, сост. Т.П. Шипакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2005. – 256с.

  8. Абрамов А.А. Алгоритмы работы врача-стоматолога при оказании амбулаторной стоматологической помощи детям и подросткам под общим обезболиванием: учебное пособие / А.А. Абрамов; Последипломное медицинское образование. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2005. – 18с.

  9. Туманова С.А. Местное обезболивание в детской стоматологии и его осложнения : учебное пособие / С.А. Туманова. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2007. – 33с.

Похожие:

15 Неотложные состояния на детском приеме iconД. А. Швецов неотложные состояния в практике семейного врача
В 26 Вебер В. Р., Швецова Т. П., Швецов Д. А. Неотложные состояния в практике семейного врача: Учебное пособие. – Великий Новгород:...

15 Неотложные состояния на детском приеме iconУчебно-методическое пособие для самоподготовки студентов тема «Неотложные...
...

15 Неотложные состояния на детском приеме iconКлинические рекомендации «Периоперационное ведение пациентов с артериальной...
Неотложные состояния при артериальной гипертензии и гипертонические кризы

15 Неотложные состояния на детском приеме iconКлинические рекомендации «Периоперационное ведение пациентов с артериальной...
Неотложные состояния при артериальной гипертензии и гипертонические кризы

15 Неотложные состояния на детском приеме iconИнструкция вводного инструктажа (при приёме на работу) Инструкция...
Инструкция по охране труда по оказанию первой помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях

15 Неотложные состояния на детском приеме iconКак пройти тестирование при приеме на работу
В наши дни, очень распространенным становится тестирование при приеме на работу. Эта статья ответит на основные вопросы

15 Неотложные состояния на детском приеме iconИнструкция завхоза в детском саду
Данная должностная инструкция завхоза в детском саду разработана в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей,...

15 Неотложные состояния на детском приеме icon«Положение о детском оздоровительном лагере»
«Положение о детском оздоровительном лагере», утвержденное постановлением Секретариата вцспс от 11 мая 1990 г. №7-21 продолжает действовать...

15 Неотложные состояния на детском приеме iconО питании Витаминизация в детском саду
Здоровьесберегающие технологии очень популярны в дошкольных учреждениях. Если оздоравливающие процедуры, вроде закаливания, дыхательной...

15 Неотложные состояния на детском приеме iconЗадачами контрольно-пропускного режима в детском саду являются
«О частной детективной и охранной деятельности в рф», Законом РФ от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»и устанавливает порядок...

15 Неотложные состояния на детском приеме iconНеотложные меры самопомощи и взаимопомощи при сердечном приступе (инфаркте миокарда)

15 Неотложные состояния на детском приеме iconНеотложные меры самопомощи и взаимопомощи при сердечном приступе (инфаркте миокарда)

15 Неотложные состояния на детском приеме iconПостановление от 23. 03. 2012 №361/11 г. Красногорск о передаче (приеме)...
О передаче (приеме) в собственность городского округа Железнодорожный Московской области имущества, находящегося в собственности...

15 Неотложные состояния на детском приеме iconМетодика диагностирования технического состояния и определения остаточного...
Приложение Акт обследования состояния компрес­сорной (насосной) установки

15 Неотложные состояния на детском приеме iconГбуз ао центр медицинской профилактики Неотложные меры самопомощи и взаимопомощи
Внезапно (приступообразно) возникающие давящие, сжимающие, жгущие, ломящие боли в грудной клетке (за грудиной), продолжающиеся более...

15 Неотложные состояния на детском приеме iconУченица 8 класса моу сош №19 П. Алонка учитель биологии Шевлякова О. Ю
Выявить взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск