Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы)




НазваниеМетодические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы)
страница1/6
ТипМетодические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение
«Курганский базовый медицинский колледж»

Методические рекомендации по организации

модульно-компетентностного обучения

в условиях колледжа (из опыта работы)

Курган 2016

Содержание




Введение

3

1.

Сущность и характерные признаки образовательной технологии

4

2.

Классификация образовательных технологий

8

3.

Принципы модульно-компетентностной образовательной технологии, её основа

9

4.

Соотношение модульно-компетентностного и традиционного подходов в образовании

13

5.

Роль преподавателя при компетентностно-деятельностном подходе

15

6.

Методика проведения учебного занятия в режиме технологии модульно-компетентностного обучения

16

Приложения

19

Список использованных источников

52


Введение
Экономическая ситуация в Российской Федерации предъявляет новые
требования к системе среднего профессионального образования, среди
которых обеспечение качества образования становится ключевым. В последнее
десятилетие проведена содержательная модернизация системы. Концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года предусмотрела создание современной системы оценки
качества образования. Вместе с тем, целый ряд исследований последних лет
показывает, что добиться существенного роста качества образования в рамках
традиционных подходов в системе СПО к организации учебного процесса практически невозможно.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов
среднего профессионального образования (ФГОС СПО) изменило требования к
качеству образования, темпам модернизации образования, определило новые для российской профессиональной школы положения о компетентности выпускника. Отмена вступительных испытаний и общедоступность СПО, определенная Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ, не позволяет на этапе приема в профессиональные образовательные организации объективно оценить уровень школьной подготовки абитуриентов. Только в результате входного мониторинга по общеобразовательным дисциплинам выявляется уровень знаний поступивших в колледж студентов. Обеспечение качества профессионального образования в сложившихся условиях возможно при изменении подходов к организации образовательного процесса,
одним из которых является внедрение образовательных технологий. Их важность была осознана в России еще в 80-х годах ХХ века в поисках эффективных систем обучения, а реальная технологизация отечественного среднего профессионального образования активизировалась с введением ФГОС. Проблема образовательных технологий исследована в большом количестве работ и в диссертационных исследованиях. В них доказана необходимость существенной реконструкции образовательного процесса на технологических основаниях, раскрыты отличительные признаки образовательных технологий, системы их проектирования и оценки эффективности. В большинстве работ образовательная технология рассматривается как достаточно обязательная и строгая последовательность операций, определяющих запланированный педагогический результат, в частности, требуемый уровень качества образования. Но сегодня крайне мало методических разработок, посвященных внедрению образовательных технологий в систему среднего профессионального образования. Все это определяет необходимость внедрения образовательных технологий, обеспечивающих реализацию ФГОС, формирование профессиональных компетенций студента. К таким образовательным технологиям относится модульно-компетентностная образовательная технология.

  1. Сущность и характерные признаки образовательной технологии

Модульно-компетентностный подход получил в России известность во
многом благодаря реализации в 1997-2006 гг. проектов Британского Совета. В
Великобритании он наиболее последовательно внедрен в колледжах Шотландии, в которых реализуются все его этапы – от технологии проектирования модулей до внутренней и внешней оценки качества образования.

Анализ эффективности реализации проектов Британского Совета в России доказал возможность применения таких технологий в российском профессиональном образовании. В ряде исследований (М.В. Кларин, О.Н. Олейникова, А.В. Хуторской) раскрыты проблемы проектирования и организации модульно-компетентностного обучения за рубежом (страны ЕЭС, США, Международная организация труда (МОТ)) на различных уровнях образования, рассмотрена разработка целей обучения, модульных структур учебного материала, форм и методов учебной работы, средств обучения, что в целом составляет основу модульно-компетентностной образовательной технологии.

В педагогической науке на современном этапе
существует множество определений понятий «методика» и «технология» (Таблица 1).

Таблица 1

Традиционное понимание терминов «методика» и «технология»

Термин «методика»

Термин «технология»

- отрасль педагогической науки, исследующая закономерности,
правила, методы и приемы обучения по определенной учебной дисциплине.

Заимствован из производственной сферы, применяется в образовании условно.

Технология (греч. techne — «умение», «мастерство», «искусство» и logos— «учение», «наука») дословно — наука о мастерстве.

- описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в учебном процессе;

- совокупность некоторых методов и приемов, апробированных для достижения конкретной учебной цели.

- это способ преобразования чего-либо: вещества, энергии, информации в процессе получения готового продукта, обработки и переработки продукции, материалов, сборки готовых изделий, проверки контроля качества, управления.

Технология воплощает в себе методы, приемы, техники, режимы работы, последовательность проведения операций и процедур; она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.

- некий готовый алгоритм или процедура проведения каких-либо определенных действий для реализации единой цели.

- некоторая заданная совокупность процессов, методов, средств, или материалов, применяемых в какой-либо отрасли деятельности.


Некоторыми авторами (Таблица 2) определены различия понятий
«методика» и «технология»:

1) возможно независимое существование образовательной технологии, которая не проектируется ни в оду из известных методик, дидактических схем, такими, например, были технологии полного усвоения или технология контекстного обучения, не имевшие близких аналогов в методиках;

2) понятие «образовательная технология» и «методика» рассматриваются как аналогичные, описываются в одинаковых терминах;

3) понятие «образовательная технология» является понятием более высокого порядка и включает в себя методику (или методики);

4) понятие «методика» включает в себя понятие «технология», технология составная часть методики.

5) технология представляет механизм реализации методики.

Таблица 2

Сравнительная характеристика сущности методики и технологии

по М.П. Сибирской

.

Сравнительные

признаки

Методика

Технология

Назначение

Рекомендует применение

конкретных методов,

организационных форм,

средств обучения

Рекомендует процесс системы методов,

организационных

форм и средств

обучении с учетом целей и управлении обучением

Определение


Система научно обоснованных

методов, правил и приемов обучения

Инструментарий

достижения целей

обучения.

Систематическое и последовательно»

воплощение

на практике

заранее

спроектированного процесса обучения, систем, средств

способов и средств

достижения

целей и управления процессом обучения

Фактические исходные предпосылки проектирования

Обоснование и процесс построения находит в технологии

Цели, ориентация

на результат.

Методологическая

основа методики

Парадигма

Совокупность рекомендаций по

организации и проведению учебного

процесса

Проект будущего учебного процесса

Ориентация

На обучающих

На обучающихся

Закономерности, отличающие образовательную технологию от методики:

  1. Квалиметричность (измерение и оценка конкурентоспособности), критериальность, эффективность обученности студентов.

  2. Внедрение технологии, возможность ее реализации требуют формирования общих компетенций (уровня обученности, т.е. умения учиться) на уровне не ниже 25% с последующим ростом. При меньшем уровне обученности не только никакая технология не эффективна, но и невозможен никакой образовательный процесс (обучающийся не просто не сможет, а не способен учиться).

  3. Технология позволяет дать достаточно точный прогноз развития обучающихся и образовательного процесса. Требование при этом одно: прогноз возможен, если все закономерности выполняются в комплексе.

Таким образом, понятие «технология» шире, чем понятие «методика», и одна технология может в себя включать несколько методик.

Солидаризируясь с мнением уважаемых ученых и педагогов, в данной работе под основными оперируемыми нами терминами необходимо понимать следующее:

Методика учебного предмета

- теория обучения определенному учебному предмету или дисциплине, которая разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих действий, которые находят своё конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебно-методических материалах по каждому учебному предмету; которая реализуется в методах, средствах, приемах и различных организационных формах обучения.

Модульно-компетентностная образовательная технология

– интегральная технология, направленная на реализацию требований ФГОС: формирование профессиональных и общих компетенций выпускников в условиях дисциплинарно-модульного построения программ, включающих профессиональные модули и междисциплинарные курсы, учитывающие требования заказчиков кадров в инвариантной и вариативной частях ФГОС.

Технология образовательная

- система организации учебного процесса, построенная на психолого-педагогических основах и дающая измеряемый и воспроизводимый образовательный результат

(А.Т. Глазунов).

Технология обучения

- некоторая модель учебного процесса, продуманная во всех деталях форма совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Технология педагогическая

- систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько).

Технологический подход к обучению

-конструирование учебного процесса, отправляясь от заданных исходных установок: социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения (М.В. Кларин).

В образовательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Приведем характерные признаки технологий обучения:

  • концептуалъность — технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психолого-педагогическая позиция автора;

  • системность — технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

  • дидактическое целеобразование — наличие дидактических процедур, критерии, показатели и инструменты измерения результативности обучающихся и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;

  • инновационность — технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, или педагогического общения, интерактивных подходов к обучению;

  • оптимальность — оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;

  • корректируемость — возможность оперативной обработки связи обратной, ориентированной на четко определенные цели;

  • воспроизводимость и гарантированность результатов — элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации практического обучения для студентов специальности...
З 381 Методические рекомендации практического обучения. Омск: ноу спо «Омский гуманитарный колледж», 2013. – 88 с

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся...
Составитель- абузярова А. М. «Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся» по специальности «Почтовая...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения...
Методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи территориальным органам мчс россии, федеральным органам...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по оборудованию и организации работы оперативной...
Мчс россии по субъектам Российской Федерации по подготовке и организации работы оперативной группы и подвижного пункта управления...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций
Рекомендованы Управлением государственного пожарного надзора мчс россии для практического использования

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические указания по производственной технологической практике...
Методические указания предназначены для руководителей практики от профильной организации, от колледжа и студентов

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по разработке методики и технического средства...
Рекомендуем прилагаемые методические рекомендации довести до сведения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по организации работы с персональными данными...
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью повышения эффективности организации работы с персональными данными при формировании...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического...
План проведения лекций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические указания по дисциплине «Основы предпринимательства»...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации об организации договорной работы в территориальных...
Федеральный закон №94-фз), а так же иных нормативных правовых актов, и нормативно закреплен в Инструкции об организации договорно-правовой...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной...
Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме 4 «Проведение санитарно – противоэпидемических...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации по организации контроля за качеством выполнения...
Настоящие методические рекомендации не содержат положений обязательного характера

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconМетодические рекомендации разработанные Горно-металлургическим профсоюзом...
«Об организации работы представителей выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации в составе комиссии, проводящей...

Методические рекомендации по организации модульно-компетентностного обучения в условиях колледжа (из опыта работы) iconИ ликвидации последствий стихийных бедствий
Го направляем "Методические рекомендации по организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск